Рабочая программа психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Церах Светлана Сергеевна

     Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

     Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

 

Данная программа является адаптированной для детей с недоразвитием эмоционально-личностной сферы и произвольности, а также может использоваться в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_s_podg_gruppoy.docx30.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 329

имени Героя Советского Союза А.С.Хлобыстова»

ОГРН 1157746770620; ИНН/КПП: 7721343021 / 772101001

109456,  г. Москва,                                                                                                          Тел. /факс (495) 371-67-02

4-й Вешняковский проезд, дом 1, корпус 2                                                                   E-mail:  329@edu.mos.ru

Принято на заседании ППк

Методист  Бессонова С.К.

______________

Протокол №1

от  26 августа 2016г.

Проверено

Зам. директора по УВР                   ____________Самохина Е.Ф.

28.08.2016г.

Утверждено

Директор

ГБОУ Школа № 329

__________Н.П.Даньшина

Приказ № 561-а

от 29.08.2016г.

Рабочая программа

психологического сопровождения детей подготовительной группы №4 «Непоседы»

Разработчик программы

педагог-психолог Церах С.С.

Москва, 2016г.

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА  ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ  ЗАНЯТИЙ

С  ДЕТЬМИ  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА

(6-7 ЛЕТ)  «ЦВЕТИК – СЕМИЦВЕТИК» (Куражева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А.)

Пояснительная записка

     Очевидно, что развитие ребенка необходимо начинать с раннего возраста. Дошкольный период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из «натуральных», по Л.С. Выготскому, должны стать «культурными», т.е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

     На сегодняшний день существует большое количество теоретической и методической литературы, касающейся развития ребенка, но единой психологической программы для детей дошкольного возраста не существует. Издаются тетради на печатной основе для дошкольников, в которых педагогический и психологический материал не структурирован, нет четкого разделения педагогических и психологических задач. В то же время большинство ДОУ имеют в штатном расписании психолога и психологические занятия с детьми выделены как особая форма работы. В связи с этим возникают противоречия в работе педагогов и психологов, мешающие установлению преемственности. Нами предпринята попытка обобщить и структурировать различные подходы, касающиеся психического развития ребенка дошкольного возраста с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Это позволит прийти к более эффективному взаимодействию между педагогом и психологом.

     Новизна данной программы заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Основная идея нашей работы в интеграции и систематизации психологического материала, что предполагает объединение различных направлений деятельности психолога дошкольного образовательного учреждения.

Данная программа является адаптированной для детей с недоразвитием эмоционально-личностной сферы и произвольности, а также может использоваться в качестве дополнительного материала для индивидуальных занятий.

Цели и задачи программы «Цветик-семицветик»

Цель:

Создание условий для естественного психологического развития ребенка и коррекция его эмоциональной составляющей.

Задачи:        

1. Развитие эмоциональной сферы. Введение ребенка в мир ребенка в мир человеческих эмоций.                

2. Развитие коммуникативных умений, необходимых для успешного развития процесса общения.

3. Развитие волевой сферы – произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе.

4. Развитие личностной сферы – формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе.

5. Развитие интеллектуальной сферы – развитие мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления.

6. Формирование позитивной мотивации к обучению.

7. Развитие познавательных и психических процессов – восприятия, памяти, внимания, воображения.

Концептуальная основа программы «Цветик-семицветик»

    Содержание программы строится на идеях развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, с учетом возрастных особенностей и зон ближайшего развития (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).

     Рефлексивно – деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

     В своей работе мы придерживались идеи некритичного гуманного отношения к внутреннему миру каждого ребенка (К. Роджерс).

     Принцип личностно – ориентированного подхода (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили) предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

     Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Формы работы с детьми в рамках программы «Цветик-семицветик»

Данная программа предусмотрена для работы с детьми 6 - 7 лет в рамках дошкольных образовательных учреждений.

Групповые занятия:                

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст        

Количество детей в группе

Время занятия

3-4 года

5-6 человек

20 минут

4-5 лет

6-7 человек

20 минут  

5-6 лет

7-8 человек

25 минут

6-7 лет

8-10 человек

25 минут

     Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений психолога.

     Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

3 – 4 года – восприятие;

4 – 5 лет – восприятие, эмоциональная сфера;

5 – 6 лет – эмоциональная сфера, коммуникативная сфера;

6 – 7 лет – личностная сфера, волевая сфера.

     Задания на развитие психических процессов (памяти, внимания, воображения, мышления), а также на развитие волевой и психофизиологической сферы подобрано в соответствии с темами занятий.

     Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно – гигиенических норм и правил.

Оснащение занятий

- Аудио – видеотека;

- фонотека и фильмотека;

- настольно – печатные игры;

- предметные игрушки;

- доска;

- цветные мелки;

- пластилин;

- краски, карандаши, фломастеры;

- писчая и цветная бумага;

- строительный материал;

- ковер.

Принципы проведения занятий

- Системность подачи материала

- наглядность обучения;

- цикличность построения занятия;

- доступность;

- проблемность;

- развивающий и воспитательный характер учебного материала.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы.

Этапы:

1. Организационный этап- создание эмоционального настроя в группе;

упражнения и игры с целью привлечения внимания детей;

2. Мотивационный этап - выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме; сообщение темы занятия; появление персонажа;

3. Практический этап- подача новой информации на основе имеющихся данных;

задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти,

мышления, воображения) и творческих способностей;

отработка полученных навыков на практике;

4. Рефлексивный этап- обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Индивидуальная работа:

     Включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине учебного года) и контрольную (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями детей - участников программы:

     Предусматривает привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни; просветительскую работу с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и круглых столов. Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.

Психологический  курс

«Цветик-семицветик» для детей 6-7 лет

     Поступление в школу — это новый этап в жизни ребенка. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.

На каждом занятии дети знакомиться со сказками для школьной адаптации, которые оказывают организующее влияние на учебную деятельность, учат правильно обращаться со школьными принадлежностями, развивают аккуратность и самостоятельность, позволяют понять логику процесса обучения, позволяют выработать эффективных стратегий поведения в тех или иных школьных ситуациях.

В ходе сюжетной линии занятия дети выполняют упражнения, играют в подвижные и настольно-печатные игры, развивающие познавательные способности дошкольников (память, внимание, мышление, восприятие), эмоциональную сферу, волевую сферу, формирующие адекватную самооценку, а так же приобретают навыки групповой и подгрупповой работы, учатся соблюдать правила игры.

Учитывая тот фактор, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, занятия проводятся в игровой форме с элементами учебной деятельности. После каждого занятия родителям даются рекомендации для закрепления материала, пройденного на занятии.

Задачи психологического курса для детей 6-7 лет

  1. Создавать условия для формирования произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.
  2. Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.
  3. Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.
  4. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  5. Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей, навыки партнерского общения.
  6. Формировать этические представления.
  7. Способствовать развитию полоролевой идентификации.
  8. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  9. Способствовать развитию внутренней позиции ученика.
  10. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.

Возрастные особенности детей 6-7 лет

Ведущая потребность — общение.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция — воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психических процессов. Но учебная деятельность школьного типа еще не сформирована.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление кризиса 7 лет (капризы, паясничанье, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться наглядно-образное мышление.

Цели и задачи взрослых:

  1. Способствовать формированию учебно-познавательного мотива.
  2. Способствовать развитию мышления.
  3. Формировать произвольность всех психических процессов.
  4. Способствовать удержанию внутренней позиции ученика.
  5. Способствовать формированию коммуникативных навыков сотрудничества в общении со сверстником.
  6. Способствовать формированию самосознания и адекватной самооценки.
  7. Способствовать формированию внутреннего плана действий через интериоризацию структуры деятельности.
  8. Продолжать формировать этические представления.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Развитие произвольности всех психических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов: общественные мотивы преобладают над личными.
  4. Появление учебно-познавательного мотива, становление внутренней позиции школьника.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.

Возрастные нормы психического развития ребенка

к 7 годам (критерии результативности)

Мотивационная готовность к школе.

Сформированность  устойчивого познавательного, эмоционального и  социального мотивов.

 

Память.

Зрительная образная: объем – 7-8 предметов.

Слуховая образная – 7 звуков.

Слуховая вербальная - 7 – 8 слов.

Тактильная - 7 предметов.

Словесно – логическая.

Произвольность памяти.

Внимание.

Объем - 7 – 8 предметов.

Устойчивость – 25-30 минут.

Концепция: нахождение известного изображения, имеющего до 5 мелких деталей при высокой плотности штриховки.

Умение видеть двойственные изображения.

Воображение.

Творческое (изменение сюжета сказки, сочинение своей сказки с использованием персонажей, придуманных самим ребенком, преобразование одного предмета в другой в процессе манипуляции с различными материалами, придумывание различных игровых сюжетов).

Развитие интеллектуальной сферы.

Анализ.

Умение устанавливать причинно-следственные связи.

Умение находить решение проблемных ситуаций.

Умение формулировать позиции различных персонажей в литературном произведении.

Умение выстраивать аргументацию к своей позиции с учетом контраргументов.

Выполнение заданий: «найти девятое», «логические цепочки» по 3 и более признакам.

Исключение на основе всех изученных обобщений.

Зрительный синтез из 9 частей без образца, из 12 частей – со зрительной опорой на образец.

Сравнение предметов на основе представлений.

Ребенок должен уметь выделять 10 сходств и 10 отличий, в том числе существенные признаки.

Обобщение.

Ребенок должен уметь выполнять обобщения 1 и 2 порядка.

Выполнение операции конкретизации на основе всех имеющихся обобщений.

Выполнение сериации по всем свойствам предметов.

Умение выстраивать серию из 8 – 10 последовательных картинок.

Выполнение операции классификации по существенным признакам.

Волевая сфера.

Принимать и удерживать 5 и более правил в игровой и учебной ситуации.

Сформированность итогового и пошагового самоконтроля.

Умение планировать свою деятельность.

Умение действовать в соответствии с социальной ролью.

Личностная сфера.

Ребенок должен уметь относиться критически к своим поступкам.

Появление элементов рефлексии, появление устойчивой самооценки.


Тематическое планирование психологических занятий

для детей от 6 до 7 лет

(1 занятие в неделю по 25 минут, всего 31 занятие)

Месяц

Темя занятия

Кол-во часов

Сентябрь

Сказки для школьной адаптации:

1

1

1

1

1

2

3

4

 Создание «Лесной школы».

 Букет для учителя.

 Смешные страхи.

 Игры в школе.

Октябрь

5

 Школьные правила. 

1

1

1

1

Сказки об отношении учеников к атрибутам школьной образовательной среды:

1

2

3

 Собирание портфеля.

 Белочкин сон.

 Госпожа Аккуратность.

Ноябрь

4

5

6

 Жадность.

 Волшебное яблоко (воровство).

 Подарки в день рождения.

1

1

1

1

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:

1

Домашнее задание.

Декабрь

2

3

4

5

Школьные оценки.

Ленивец.

Списывание.

Подсказка.

1

1

1

1

Январь

Сказки о здоровье, в том числе психическом:

1

1

1

1

2

3

 Бабушкин помощник.

 Прививка.

 Больной друг.

Февраль

Сказки о школьных конфликтах:

1

1

1

1

1

2

3

4

Ябеда.

Шапка-невидимка (демонстративное поведение).

Задача для Лисенка (ложь).

Спорщик.

Март

5

6

7

8

Обида.

 Хвосты (межгрупповые конфликты).

Драки.

Грубые слова.

1

1

1

1

Апрель

9

10

11

12

 Дружная страна (межполовые конфликты).

В гостях сказки.

Диагностика.

Диагностика.

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Предшкольное психолого- педагогическое сопровождение детей подготовительной группы

в статье рассматриваются вопросы предшкольного психолого-педагогического сопровождения детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГТ...

Рабочая программа для детей подготовительной группы "Мой друг Компик: опасности. net"

Пояснительная запискаМир компьютеров все больше и больше вторгается в нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот уди...

Проект по сопровождению детей подготовительной группы по подготовке к школьному обучению «Скоро в школу!» (Работа с родителями)

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.Венгер Л.АПроект разработан и реализуется  в соот...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей младшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей средней группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы .

Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологического здоровья детей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей старшей группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

 Рабочая программа разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования и направлена на формирование социальных отношений, сохранение психологическ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА сопровождения детей подготовительной группы, испытывающих трудности в освоении основной образовательной программы.

Рабочая программа по формированию школьно-значимых функций и навыков детей, испытывающих трудности в усвоении основной образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, напр...