Главные вкладки

    Выступление педагога-психолога на педагогическом совете "Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире"
    методическая разработка по теме

    Жагарина Марина Александровна

             Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятельности.

             В настоящий момент психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина – «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Детский сад № 214 ОАО «РЖД» Психическое и психологическое здоровье ребёнка = семья + детский сад Подготовила педагог- психолог Жагарина М.А.

    Слайд 2

    «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире» «Разве не тогда я приобрел так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и одной сотой того? От пятилетнего ребенка до меня только шаг. От новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние» Л.Н. Толстой

    Слайд 3

    Психическое здоровье в дошкольном возрасте Формируется новая система психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. С развитием памяти, мышления, речи неразрывно связано появление мировоззрения и самосознания ребенка.

    Слайд 4

    Психическое здоровье ребёнка = семья + детский сад Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и деятельности.

    Слайд 5

    Психическое здоровье ребёнка = семья + детский сад Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции.

    Слайд 6

    А.И. Захаров, 1993 Факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка носят: социально-культурный; социально-экономический; социально-психологический характер.

    Слайд 7

    А.И. Захаров, 1993 Социально-культурный характер факторов, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, неумением конструктивно снимать эмоциональное напряжение. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем.

    Слайд 8

    А.И. Захаров, 1993 Социально-экономические факторы: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в детское учреждение.

    Слайд 9

    А.И. Захаров, 1993 К социально-психологическим факторам относятся дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

    Слайд 10

    Типы неправильного воспитания 1.Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка .

    Слайд 11

    Типы неправильного воспитания 2.Гиперсоциализирующее воспитание– тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим. 3. Эгоцентрическое– чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

    Слайд 12

    Рисунки воспитанников детского сада

    Слайд 13

    Рисунки воспитанников детского сада

    Слайд 14

    Рисунки воспитанников детского сада

    Слайд 15

    Рисунки воспитанников детского сада

    Слайд 16

    Гиперактивность Дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 3-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности. Гиперактивное поведение дошкольника соответствует его возрастным особенностям !

    Слайд 17

    Гиперактивность Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни.

    Слайд 18

    СДВГ Если ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним делом в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностировать синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) .

    Слайд 19

    СДВГ Основных причин СДВГ две: Первая — неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка.

    Слайд 20

    ОСЛАБЛЕННАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ) Это дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать.

    Слайд 21

    ДЕТСКИЕ СТРАХИ Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника. С другой стороны, страх — это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх — тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви.

    Слайд 22

    Когда идти к психологу? при возникновении любых проблем в воспитании ребенка (например, лживость, воровство, вредные привычки – сосание пальцев, грызение ногтей и т.п.); если ребёнок гиперактивен, агрессивен, жесток; если ребёнок застенчив, его нервная система ослаблена; если у ребёнка фобии; если ребенок недостаточно развит интеллектуально; после пережитых ребенком серьезных физических заболеваний и психологических травм.

    Слайд 23

    Когда идти к неврологу? СДВГ; навязчивые движения, тики; сильные фобии; энурез .

    Слайд 24

    Спасибо за внимание.



    Предварительный просмотр:

    Выступление педагога-психолога Жагариной М.А.

    на педагогическом совете

    «Психическое и психологическое здоровье дошкольника

    в современном мире»

    «Разве  не тогда я приобрел так много, так   быстро,  что  во  всю остальную жизнь   я  не  приобрел  и  одной сотой того?   От   пятилетнего  ребенка   до

     меня только шаг. От новорожденного

    до пятилетнего – страшное

    расстояние»

    Л.Н. Толстой


             Дошкольное детство – это один из самых интересных и замечательных периодов в развитии ребенка, когда фактически складывается личность, самосознание и мироощущение ребенка. Эти процессы в первую очередь обусловлены общим психическим развитием, формированием новой системы психических функций, где важное место начинают занимать мышление и память ребенка. ……………………………………………………………………
           С развитием процессов мышления неразрывно связано развитие речи. В дошкольном возрасте речь начинает выполнять функцию планирования и регулирования деятельности ребенка, все больше обогащается словарный запас и грамматический строй речи. Теперь ребенок способен не только прокомментировать конкретное событие и выразить сиюминутное желание, но и задуматься, и порассуждать о других людях, самом себе и своем месте в мире. То есть данный период бесценен  и является самым благодатным временем для всестороннего обогащения  личности ребёнка. И в то же время, как пишет Александр Иванович Захаров, доктор психологических наук, который многие годы посветил психотерапии неврозов у детей:
    «Наибольшее число неврозов наблюдается именно в старшем дошкольном возрасте».

            Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ). Термин  неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики - медицинскую и психологическую. Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятельности.

            В настоящий момент психологи почувствовали необходимость введения в научный психологический лексикон нового термина – «психологическое здоровье». Если термин «психическое здоровье» имеет отношение, прежде всего к отдельным психическим процессами механизмам, то термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом. Психологическое здоровье – это совокупность личностных характеристик, являющихся предпосылками стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной саморегуляции. В психолого-педагогической литературе выделяются и такие характеристики психологически здоровой личности:

    • хорошо развитая рефлексия;
    • принятие себя;
    • принятие других людей;
    • стрессоустойчивость, умение находить собственные ресурсы в трудной ситуации.

            Установлено, что на психическое здоровье оказывает влияние не столько степень трудности ситуации, столько то, как она преодолевается, какой способ поведения реализует человек, разрешая трудные обстоятельства.

            Способы поведения в критических ситуациях формируются в детстве и становятся устойчивыми личностными образованиями. Конструктивное поведение обеспечивает жизненную стойкость человека, его способность противостоять трудностям, сохраняя себя как целостную личность. Закрепление неконструктивных способов поведения может выступить в качестве фактора, вызывающего нарушения психического здоровья.

            В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов, по данным  А.И. Захарова (1993) носят

    • социально-культурный,
    •  социально-экономический,
    • социально- психологический  характер. ………………………………………..
            Социально-культурный характер факторов, оказывающих неблагоприятное влияние на психическое здоровье, обусловлен ускорением темпа современной жизни, дефицитом времени, недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления. Следствием этого являются чрезмерная загруженность родителей, их невротизация, появление множества личностных проблем. Подобная личностная дисгармония родителей находит свое отражение в развитии детей и оказывает негативное влияние на их психику.

            На эмоциональную атмосферу в семье и на психическое состояние ее членов влияют также социально-экономические факторы, среди которых А.И. Захаров выделяет такие, как неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Помещение детей в раннем возрасте (до 3-х лет) в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания является сильным психотравмирующим событием, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется чувство «Я», т.е. восприятие себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. при частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста нарастает потребность в привязанности, что может привести к появлению невротических реакций. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание “расстаться” с матерью и стать более независимым. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.
          К социально-психологическим факторам, влияющим на психическое здоровье детей относится прежде всего такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.      

     «Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или замещающих их лиц, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют наблюдение и обеспечивают материальными средствами, необходимыми ребёнку».…………………………………………………………
                  Еще раз обратим внимание на то, что даже возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям, причем не в виде зависимости от них, а в виде потребности в их любви, уважении, признании. В этом возрасте ребенок еще не может хорошо ориентироваться в тонкостях межличностного общения, не способен понимать причины конфликтов между родителями, не владеет средствами для выражения собственных чувств и переживаний. Поэтому, во-первых, очень часто ссоры между родителями воспринимается ребенком как тревожное событие, ситуация опасности, во-вторых, он склонен чувствовать себя виноватым в возникшем конфликте, случившемся несчастье, поскольку не может понять истинных причин происходящего и объясняет все тем, что он плохой, не оправдывает надежду родителей и недостоин их любви. Таким образом, частые конфликты, громкие ссоры между родителями вызывают у детей-дошкольников постоянное чувство беспокойства, неуверенности в себе, эмоционального напряжения и могут стать источником их психического нездоровья.
    ……………………………………
          Гарбузов В.А., Захаров В.И. и Исаев Д.Н.выделяют
    три типа неправильного воспитания.

    1.Неприятие, эмоциональное отвержение ребенка (осознаваемое или неосознаваемое), присутствие жестких регламентирующих и контролирующих мер, навязывание ребенку определенного типа поведения в соответствии с родительскими понятиями о «хороших детях». Другой полюс отвержения характеризуется полным равнодушием, попустительством и отсутствием контроля со стороны родителей.

    2.Гиперсоциализирующее воспитание– тревожно-мнительное отношение родителей к здоровью, успехам в обучении своего ребенка, его статусу среди сверстников, а также чрезмерная озабоченность его будущим.

    3.Эгоцентрическое– чрезмерное внимание к ребенку всех членов семьи, присвоение ему роли «кумира семьи», «смысла жизни».

    Все эти типы воспитания вполне могут привести к невротизации ребенка, стать  причинами возникновения и протекания болезни. И именно в дошкольном возрасте наиболее часто встречаются дети, страдающие неврозами и другими психическими заболеваниями, поэтому весьма актуальной является проблема психопрофилактики психического состояния здоровых детей-дошкольников.

    Безусловно, самым лучшим профилактическим средством являются хорошие отношения родителей с детьми, понимание родителями внутреннего мира своего ребенка, его проблем и переживаний, умение поставить себя на место своих детей.

            Рисунки воспитанников. Анализ, обсуждение.

            Наиболее часто в последние годы встречаются такие нарушения нервно-психического здоровья, как СДВГ, астенический синдром, фобии.

            Гиперактивные дети.  Как правило, дети вертятся и отвлекаются не из вредности или упрямства, а потому что они не способны физически длительно контролировать свои движения, сконцентрироваться на выполнении задания, рассеянны и не знают покоя. Физиологически это объясняется особенностями нервной системы: мозг легко возбуждается, а процесс торможения затруднен из-за индивидуальных физиологических особенностей. Другими словами, детям сложно контролировать свои движения не потому, что не хочется, а потому, что не получается. Дошкольники по своей природе — гиперактивны. В 4-5 лет они учатся бегать, прыгать, кувыркаться и используют любую возможность, чтобы потренироваться и исследовать свои новые умения и возможности.………………………………………………….
          Только к 6-7 годам созревают мозговые структуры, отвечающие за произвольность движений (способность контролировать свои действия) в достаточной мере, чтобы ребенок мог просидеть 30 минут на одном месте, не разговаривать во время урока и соблюдать другие требования школьной жизни.       Если ребенок чрезмерно активен, не способен заниматься одним и тем же в течение 10 минут, быстро утомляется, импульсивен и подвижен, то при обследовании невролог может диагностировать
    синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).  В дошкольном возрасте, как правило, он не ставится и особого беспокойства не вызывает. Проблемы начинаются в школе. Ребенок отстает в учебе, проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, учителя жалуются на плохое поведение на уроках.
          Основных причин у СДВГ две. Первая – неблагополучное протекание беременности или родов, которое может привести к минимальным мозговым дисфункциям (ММД). Биологически мозг ребенка здоров, но функционирует он дисгармонично. В данном случае возбуждение распространяется по всей коре больших полушарий, что приводит к тому, что ребенок не может успокоиться, собраться, сконцентрировать свое внимание (не образуется устойчивая доминанта).
           Второй причиной является неблагополучие в семейных отношениях, неумение родителей с пониманием и заботой отнестись к особенностям своего ребенка. Если же отец и мать заботятся о нем, прислушиваются к нему, откровенно проявляют свою любовь, то СДВГ не приводит к серьезным нарушениям в поведении: ребенок неагрессивен, расслаблен, старается вести себя хорошо.
    ………………………………………………………………………..
          Другую группу трудных детей составляют дети с ослабленной нервной системой. Такие дети быстро утомляются, рассеянны, для них характерна вялость, нежелание, играть в активные игры. Они пассивны. Темп деятельности очень медленный. Им приходится все время подсказывать.  
          Наличие детских страхов, с одной стороны, является нормой для дошкольника с точки зрения того, что они есть почти у всех. С другой стороны, страх – это признак неблагополучия в родительско-детских отношениях в той или иной степени. Чем сильнее страх - тем менее удовлетворена потребность ребенка в родительской любви. Когда ребенок счастлив, удовлетворен жизнью, когда родители проявляют к нему любовь и заботу, ему не страшен даже сам серый волк.
    ……………………………………………………………………………
          Что делать, если у ребенка есть такие нарушения? Обратитесь к специалистам. Индивидуальную программу лечения составит психоневролог. Психолог поможет установить отношения в семье, которые способствовали бы скорейшему выздоровлению и предотвратили появление нервно-психических расстройств вновь.

            Таким образом, целью психологического сопровождения воспитанников в детском учреждении является создание условий для формирования стрессоустойчивости, радостного восприятия жизни, умения находить разнообразные источники положительных эмоций.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа педагога – психолога по формированию психологического здоровья дошкольника «Будь здоров, малыш!»

    Рабочая программа педагога – психологапо формированию психологического здоровья дошкольника«Будь здоров, малыш!» Пояснительная запискаРабочая программа «Будь здоров, малыш!» направлена на п...

    Выступление на общем родительском собрании «Психическое и психологическое здоровье дошкольника в современном мире»

    Психическое здоровье – это состояние, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений  и обеспечивающее адекватную условиям действительности  регуляцию поведения и деятел...

    Психологическое здоровье дошкольника на современном этапе

    Информация для педагогов и родителей о состоянии психологического здоровья, факторах риска психологическое здоровье дошкольника...

    Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

    Выступление на МО по теме"Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»...

    Выступления педагога-психолога на тему: «Психологические основы нравственно-патриотического воспитания в дошкольном возрасте»

    Общая характеристика нравственного воспитания в детском садуВ воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывает...