Главные вкладки

    Методическая разработка (подготовительная группа) по теме:
    Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников.

    НЕТЕСОВА МАРИЯ ВИКТОРОВНА

    Теоретический материал

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Музыкотерапия38.84 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Музыкотерапия, как средство сохранения психологического здоровья дошкольников»

    Нетесова Мария Викторовна

    Музыкальная терапия (или “музыкотерапия”, дословно - “исцеление музыкой”, от лат. musica “музыка” и греч. therapeuein “лечить”)

    Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

    Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. Впервые о музыкальной терапии упоминается ещё в культуре древней Греции. У великого Гомера описывалось, как исполнение мелодичных песен способствовало исцелению ран героев. Умение петь и играть на музыкальных инструментах, было одной из обязанностей врача. Пифагор утверждал, что музыка помогает человеку поддерживать внутреннюю гармонию. Ему принадлежит известный афоризм: «Музыка может врачевать безумства людей». В 1930-х годах опыт военных врачей использовали немецкие терапевты при лечении язвы желудка. Австрийские акушеры с помощью музыки обезболивали роды. В России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003году.

    Музыка окружает нас везде, без неё нельзя представить нашу с вами жизнь. Музыка воодушевляет, способствует полету воображения; День становится наполненным и радостным, если по дороге на работу мы слышим любимую мелодию. Вечером любимые музыкальные композиции помогают отвлечься от ежедневной суеты. Одним словом «Нам песня строить и жить помогает».

    Музыка оказывает лечебное действие на организм еще не рожденного ребенка. Находясь в утробе матери, ребенок слышит. И эти первые звуки оказывают сильное влияние на его эмоциональный мир. Уже в 14 недель плод реагирует на ритм мелодии и на громкость, он уже может определить нравиться ли ему мелодия или нет. Есть мнение, что при беременности женщине необходимо слушать классику и только классику. Это не совсем верно. Ей необходимо ориентироваться на свои музыкальные симпатии, на ту музыку, которая принесет позитивные эмоции.

    Сейчас  появились научные теории о том, что музыка заложена во Вселенной на атомарном уровне. (Теория струн и теория вибрации вселенной.)

    Физиологическое воздействие музыки на человеческий организм основано на том, что нервная система и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка, выступая в качестве ритмического раздражителя, стимулирует физиологические процессы, происходящие ритмично как в двигательной, так и в вегетативной сфере. Поступая через слуховой анализатор в кору головного мозга, она распространяется на подкорковые центры, спинной мозг и дальше - на вегетативную нервную систему и внутренние органы. Различными исследованиями было установлено воздействие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы, звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменяется в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Так, например, сердечно-сосудистая система заметно реагирует на музыку, доставляющую удовольствие и создающую приятное настроение. В этом случае замедляется пульс, усиливаются сокращения сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды. При раздражающем характере музыки сердцебиение учащается и становится слабее. Музыка также влияет на нейроэндокринную систему, в частности на гормональный уровень в крови. Под ее воздействием может изменяться тонус мышц, моторная активность. Посредством воздействия вибрации звуков создаются энергетические поля, которые заставляют резонировать каждую клетку организма. Таким образом своеобразная «музыкальная энергия» нормализует ритм нашего дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение. На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас. Музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека.

    -  Дело в том, что каждый орган человека имеет определенные колебания, то есть индивидуальный звуковой "портрет". Эти природные колебания складываются в своего рода мелодию, которую с помощью специальных микрофонов можно услышать и проанализировать. Когда работа органа нарушена, искажается и его звучание.

    Цель музыкотерапии - восстановить гармонию звуковой палитры организма. Это происходит и при обычном прослушивании, и когда музыка воздействует на рефлексогенные точки и зоны. Вызванные ею вибрации напрямую налаживают игру нашего организма. Мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, улучшают аппетит, облегчает установлению контакта между людьми, повышают тонус коры головного мозга, улучшает обмен веществ, стимулирует дыхание и кровообращение.

    Отдельные элементы музыки имеют прямое влияние на различные системы человеческого организма.

    · Ритм.  Если звучание ритма музыки реже ритма пульса - то мелодия будет оказывать релаксационный эффект на организм, мягкие ритмы успокаивают, а если они чаще пульса, возникает возбуждающий эффект, при этом быстрые пульсирующие ритмы могут вызывать отрицательные эмоции.

    · Тональность. Минорные тональности обнаруживают депрессивный, подавляющий эффект. Мажорные - поднимают настроение, приводят в хорошее расположение духа, повышают артериальное давление и мускульный тонус.

    · Частотность. Высокочастотные звуки (3000-8000 Гц и выше) вызывают в мозге резонанс, пагубно воздействуя на познавательные процессы. Длительный и громкий звук вообще способен привести к полному истощению организма. Звуки среднего диапазона (750-3000 Гц) стимулируют сердечную деятельность, дыхание и эмоциональный фон. Низкие (125-750 Гц) воздействуют на физическое движение, вызывают напряжение и даже спазмы в мускулатуре. Музыка с низкими вибрациями не дает возможности сконцентрироваться или успокоиться.

      Также очень важны такие характеристики, как диссонансы - дисгармоничное сочетание звуков - они возбуждают, раздражают, и консонансы - гармоничное сочетание звуков - они, напротив, успокаивают, создают приятное ощущение. Так, например, рок-музыка отличается частым диссонансом, нерегулярностью ритмов, отсутствием формы. Она воздействует ультра- и инфразвуками, мы их не слышим, но их воспринимают наши органы, а это может действовать разрушающе на мозг по принципу «25-го кадра». Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она подавляет нервную систему и увеличивает содержание адреналина в крови.

    Разный терапевтический эффект также имеют музыкальные инструменты:

    Фортепиано – снимает возбудимость, успокаивает нервную систему.

    Скрипка, флейта – расслабляют.

    Кларнет – улучшает кровообращение, нормализует сердечно-сосудистую систему.

    Ударные, барабаны – бодрят, придают сил.

    Музыкотерапия относится к комплексным средствам эмоционального и психосенсорного воздействия.

    Выделяют три основных направления лечебного действия музыкотерапии:

    - эмоциональное активирование

    - регулирующее влияние на психовегетативные процессы.

    - повышение эстетических потребностей.

    Музыка…. Когда мы слышим это слово - для каждого из нас в воображении звучит что-то своё.  Но, безусловно, это всегда та мелодия, которая даёт нам силы, заряжает энергией и позитивом.

    Различают следующие формы музыкотерапии:

     Активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий)

     Пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон).

    Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др.

     В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

    Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

    Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

    Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

    Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности. Поэтому её рекомендуется использовать не только на музыкальных занятиях, но и во всех видах деятельности. Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса, в самых различных формах организации педагогического процесса в детском  саду.

    Исходя из вышесказанного  следует вывод:  при помощи музыкотерапии можно моделировать эмоции; поднять настроение, снизить чувство тревожности; у неуравновешенных детей сформировать чувства внутреннего покоя, радости, положительные эмоции; желание общаться друг с другом. Выполнение режимных моментов с использованием музыкотерапии прививают навыки расслабления, развивают нравственно-коммуникативные качества, создают положительный эмоциональный фон.

    Наше здоровье зависит от эмоциональных центров организма. Воздействовать на эмоции можно разными способами, но музыка – это самое эффективное, доступное и простое средство.

    «Музыкальное сопровождение режимных моментов в ДОУ как метод сохранения психологического здоровья дошкольников»

    Нетесова Мария Викторовна

    Среди психологических проблем 21 века особое место заняла  проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья. В последнее время отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений  психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают  замкнутыми, тревожными, застенчивыми.

    В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники ДОУ. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние не только физического, но и психологического здоровья детей.

    Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей – одна их главных стратегических задач страны. Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении и организация жизнедеятельности в семье.

    Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

    К одному из перспективных в развитии  методов здоровьесбережения мы можем отнести музыкотерапию, обеспечивающую гармонизацию состояния ребенка: снятие напряжения, утомления, повышение эмоционального тонуса, коррекцию отклонений в личностном развитии ребенка и его психоэмоциональном состоянии, а также может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание. Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.

    Сегодня современные ученые  выделяют музыкальные  произведения, которые положительно влияют  на  эмоциональное состояние ребёнка.

    Так, например: (см. Приложение).

     - для уменьшения чувства тревоги и неуверенности рекомендуют слушать музыку Ф. Шопена:  «Мазурки», «Прелюдии», «Экспромты»; а также «Вальсы» И.Штрауса; «Мелодию» А. Рубинштейна;

    - для уменьшения раздражительности, успокоения – «Лунную сонату» Л.Бетховена,  «Времена года» Чайковского, «Лунная соната» Бетховена, «Грезы» Р.Шумана, музыку  А.Вивальди и В.А.Моцарта;

    - прослушивание музыки Моцарта может вызвать улучшение умственной работы, и в раннем детстве воздействие классической музыки Моцарта оказывает благотворное влияние на умственное развитие. «Эффект Моцарта»

    - для общего успокоения –  «Колыбельные»  И.  Брамса,   «Аве Мария» Ф.Шуберта; «Баркаролла», «Сентиментальный вальс» П.И.Чайковского

    - для детей с различным темпераментом, соответственно, и музыка подбирается разная. Мелодии со спокойным ритмом должны слушать беспокойные дети. А заторможенным, вялым детям с плохим аппетитом необходимо слушать музыку в темпе «алегро», вальсы из балетов Чайковского, произведения Вивальди, маршевые композиции, «Каприз №24» Н.Паганини, «Весна священная» Стравинского….

    - Наибольшим возбуждающим воздействием обладает музыка Вагнера.

    К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

    В нашем детском саду в силу его специфики* используется множество различных и разнонаправленных методов и здоровьезберегающих технологий. Хотелось бы поделиться опытом нашей совместной работы с воспитателями подготовительной к школе группы.

    Нами был введен в повседневную жизнь старших дошкольников один инновационный момент. Музыкальное сопровождение режимных моментов. В частности  - сопровождение приема пищи: Завтрака, Обеда и Ужина. Так как особую роль в здоровьесбережении детей играет режимный момент приема пищи. Питание детей должно быть полноценным, сбалансированным и достаточным.

    Надо признать, что проект вызвал большой интерес не только у детей, но и у педагогов и родителей.

    Для повышения эмоционального фона и позитивного настроя на прием пищи, детям непосредственно перед трапезой  включалась определенная мелодия.

           «Завтрак», «Обед», «Ужин» - исполнитель – Ирина Левина г. Саратов (скачать: http://nsportal.ru/user/171140 раздел аудио).

    Эти мелодии  способствуют повышению эмоционального настроя на прием пищи, увеличивают аппетит, что ведет к правильной работе ЖКТ, лучшему усвоению питательных веществ, что в свою очередь положительно сказывается как на состоянии физического, так и психологического здоровья. Психологическое благополучие достигается путем позитивного влияния музыкального сопровождения на смену деятельности детей.

    Данный вид деятельности способствовал:

    •  Созданию благоприятного эмоционального фона, психологического комфорта и сохранению здоровья детей.
    • Развитию воображения, творческого восприятия.
    • Созданию новых условий образовательной среды, позволяющих использовать фоновую музыку в течение всего дня.

     Использование музыки в режимных моментах не только помогает поднять настроение, оптимизировать деятельность всех систем организма, улучшить функционирование высших нервных процессов, но и позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательной работы детского сада.

    Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому (и это я считаю одним из результатов), что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т.д.

    • Большое значение имеет не только обучение и воспитание, но психологическая среда, в которой находится ребенок.
    • Фоновая музыка незаменима при переключении внимания детей на смену деятельности,  во время изучения трудного учебного материала, для предупреждения усталости и утомления.
    • Психологическая и физическая разрядка, которая наступает во время звучания фоновой музыки, служит для создания эмоционального комфорта в течение всего дня.

    Перспективы на будущее: Хотелось бы расширить представления педагогов  о коррекционных  возможностях    метода  музыкотерапии.

    Просмотр видеофильмов.

    Музыкальное сопровождение режимных моментов в подготовительной к школе группе.

     «Завтрак. Обед. Ужин». «Отзывы детей и родителей»

     Педагог-психолог: Нетесова Мария Викторовна

    (смотреть: http://nsportal.ru/user/171140 раздел видео).

    Обучающие упражнения с участниками семинара

    1. «Радуга настроения»

    Цель: Сохранение психологического здоровья дошкольников.

    Задачи:

    -  Обучение приемам саморасслабления.

    -  Психомышечная тренировка.

    - Развитие воображения, образного мышления.

    - Снятие психоэмоционального напряжения.

    - Успокоение и организация возбужденных детей.

    - Создание позитивного фона настроения.

         

    Оборудование: Ковер (в обучающих условиях стулья), «Волшебная палочка», магнитофон, аудиозаписи спокойной музыки для релаксации.

    Ход мероприятия:

    - В музыкальный зал приглашается подгруппа детей – 6 чел.

    Дети, сняв обувь,  рассаживаются на ковре в удобной позе.

    Педагог:  «Ребята,  вы хорошо поработали сегодня, позанимались, проявили активность, побегали, поиграли, погуляли,  а теперь у вас есть возможность отдохнуть. Нам с вами очень полезно научиться расслабляться и отдыхать.

    Всем удобно? Сейчас мы с вами отправимся в Волшебное путешествие.

    Но вначале мы должны приготовиться к волшебству. То место, куда мы с вами отправимся очень красивое. Это место  - Радуга. Ребята, вы, конечно, все когда-нибудь видели радугу? Какая она? – Радуга?»

    Дети: отвечают…(красивая, разноцветная…. и т.д.)

    Педагог: «А кто-нибудь знает, чем пахнет радуга?»

    Дети: отвечают…(нет, да… и др.)

    Педагог: «Давайте сейчас погрузимся в волшебный сон и отправимся прямиком на самую верхушку, самой большой и самой красивой в мире радуги».

    - Один ребенок назначается Волшебником или Феей (мальчик или девочка).

    Педагог: Протягивает «Волшебную палочку» ведущему. «Сегодня в волшебный сон нас будет погружать… (Имя ребенка). Фея (Волшебник), соверши, пожалуйста, волшебство, погрузи всех ребят в волшебный сон, подари им спокойствие».

    - Волшебник (Фея) прикасается «Волшебной палочкой» к каждому ребенку. Дети «засыпают» - ложатся на ковер и закрывают глаза.

    - Затем педагог возвращает себе «Волшебную палочку» и «усыпляет» последним Волшебника (Фею).

    Упражнения: «На берегу моря», «Полет на облаке», «Визуализация Радуга».

    Педагог: «Лежим удобно, спокойно. Руки, ноги наши вытянуты и расслаблены. Представьте себе, что вы стоите на берегу бескрайнего моря - в яркий, теплый, солнечный день. Вы стоите у самой кромки воды, небольшие  волны нежно накатываются на ваши ноги, как бы лаская их, снимая усталость и напряжение. Почувствуйте, как вода омывает ваши ноги. Они расслабляются, отдыхают. Сделайте несколько глубоких вдохов. Почувствуйте свежесть морского воздуха…. Посмотрите вдаль. Приглядитесь – вдалеке – вдалеке виднеется нечто очень красивое. разноцветное. Это радуга. Вам очень хочется оказаться ближе к ней. Возможно, даже оказаться на самой ее верхушке. Наше желание настолько велико, что даже сама природа пытается помочь нам. Посмотрите, прямо к вашим ногам спустилось белоснежное, мягкое, как перина облако. Давайте сядем на него и отправимся к той самой-самой красивой радуге, что виднеется вдалеке.  Мы тихо ступаем ногами на облако, садимся на него, можно даже лечь. Кому как хочется. И вот … мы медленно взлетаем. Все выше и выше. Но нам нисколечко не страшно. Наоборот – нам спокойно и мы радуемся тому, что скоро окажемся в самом красивом месте. Облако медленно несет нас над морем. Мы смотрим вниз и видим красивые морские картины. Дельфинов, что пытаются догнать нас, косяки разноцветных рыб, искрящихся на солнце, морские птицы летят рядом с нами, сопровождая нас в нашем волшебном полете. … И вот, наконец, мы приблизились к радуге. Облако залетело в самый ее центр. Оглядитесь. Воздух вокруг вас постоянно меняет цвет. Сейчас нас с вами окружает воздух красного цвета. Давайте вдохнем его и почувствуем его свежесть, его запах. Постарайтесь определить, чем пахнет этот красный воздух? …Теперь воздух вдруг окрасился в оранжевый цвет. Вдохните его аромат. Чем пахнет оранжевый воздух?... Смотрите, воздух вокруг вас стал желтым. Насладитесь светящимся желтым воздухом… Цвет воздуха снова изменился. Теперь воздух излучает зеленый цвет. Вдохнем же аромат зеленого воздуха, почувствуем его свежесть…. Однако чудеса продолжаются и воздух заиграл оттенками голубого цвета. Попробуйте прикоснуться к цвету бездонного утреннего неба, представьте, что ваши руки -  крылья и вы медленно парите в голубом небесном пространстве. … Но вот воздух стал сгущаться и его голубой цвет плавно перешел в синий. Это цвет моря. От него невозможно оторвать глаз… И наконец, воздух вокруг окрашивается в фиолетовый. Попробуйте, прикоснитесь к нему руками и почувствуйте его плотность и глубину. Вдохните цвет вечерней прохлады… Вот мы с вами надышались всеми цветами радуги и нам пора возвращаться обратно на берег. Облако быстро доставило вас назад. Медленно опустило на теплый песок. И я по мановению «Волшебной палочки» возвращаю вас обратно в детский сад. – Педагог дотрагивается «Волшебной палочкой» до каждого ребенка и все «просыпаются» - медленно поднимаются и  садятся в удобную позу.

    Педагог: «Отличное волшебное путешествие у нас получилось. Давайте стряхнем с себя остатки всех цветов, которые мы видели.»

    Педагог показывает движения – Дети «стряхивают» с себя воображаемые цвета.

    Педагог:  - Обращаясь к каждому ребенку, задает вопросы. Дети отвечают.

    1. Понравилось вам наше Волшебное путешествие?
    2. Что больше всего запомнилось, понравилось?
    3. Что вы видели, когда летели на облаке? Что чувствовали?
    4. Какой цвет воздуха вам понравился больше всего?
    5. Чем пах понравившийся вам цвет?

    Педагог: «Молодцы. Ребята. Отдохнули мы с вами на славу. В следующий раз мы обязательно отправимся  с вами в какое-нибудь еще Волшебное путешествие. Потихоньку вставайте и можете продолжать играть в группе».

    1. «Взбодрись»

    Цель: Сохранение психологического здоровья дошкольников.

    Задачи:

    - Обучение приемам саморасслабления.

    - Психомышечная тренировка.

    - Снятие психоэмоционального напряжения.

    - Создание позитивного фона настроения.

    - Двигательное раскрепощение.

    Оборудование: магнитофон, аудиозаписи веселой, ритмичной музыки.

    Ход мероприятия:

    Педагог-психолог просит детей (педагогов) встать и выполнить упражнения по самомассажу под музыку.

    1. Обнимаем себя
    2. Паучок ползет по нам
    3. Работа в парах – Дождик
    4. Стряхнули дождик


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей»

    Цель арт-терапии состоит в гармонизации развитие личности через развитие способности самовыражения и самопознания....

    Материал к семинару педагогов-психологов 26.09.2016г. "Теоретическое обоснование и практическое применение релаксации в ДОУ"

    Тема: «Теоретическое обоснование и практическое применение элементов релаксации в ДОУ»Гаричкина Евгения Андреевна...

    Семинар практикум для педагогов "Арт-терапия как средство сохранения психологического здоровья детей"

    Цель: познакомить педагогов с опытом работы по проведению и организации занятий с элементами арт терапии...

    ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ, КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    В качестве приоритетных направлений сопровождения детей с ОВЗ, в системе психологического сопровождения, можно назвать работу с детьми в рамках метода песочной терапии, как средства сохранения психоло...

    Семинар – практикум для педагогов « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».

    Семинар – практикум « Арт – терапия как средство сохранения психологического здоровья детей».Цель: познакомить педагогов  детского сада с различными видами арт-терапии, ис...