"Патриотическое воспитание дошкольников посредством хореографии. Мы дети шахтерского края"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Недельская Ирина Николаевна

Достоинство патриотизма как одно из выражений духовной зрелости человека, проявляющееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение № 102

«Детский сад присмотра и оздоровления»

Конспект  открытого занятия по хореографии

в  подготовительной группе

«Патриотическое воспитание дошкольников посредством хореографии.  Мы дети шахтерского края».

                                                                                                   Составитель: Недельская И.Н.                                              

                                                           г. Кемерово 2017

Назначение:

Этот материал открытого занятия может привлечь внимание педагогов дополнительного образования по хореографии, музыкальных руководителей детских садов.

Форма организации обучения: нестандартная, ассоциативная.

Форма работы: групповая.

Тема занятия: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством хореографии. Мы дети шахтёрского края».

Тип занятия: подача нового материала.

Продолжительность занятия: 40 минут.

Год обучения: первый.

Возраст обучающихся: 6 лет.

Методы обучения: наглядный, практический, устный (пояснение, беседа, диалог).

Оборудование: 

- методический материал (конспект занятия),

- стол, стулья,

- мультимедийное оснащение,

- флэш карта с записью песни «Шахтерская планета», демонстрации слайдов о шахтерах.

- реквизит для танца (фонарики, шахтерские каски).

Оборудование для учащихся: стулья

Цель:

- Способствовать развитию нравственно - патриотических качеств у детей.

- Пробудить интерес к своему родному краю, городу и его жителей.

- Развитие двигательных навыков детей дошкольного возраста средствами танцевальной деятельности.

Задачи :

Обучающие

- Расширить доступные детям представления о профессии шахтёра.

- Пробудить у детей интерес к профессии шахтёра посредством хореографических выразительных средств.

- Разучить новые комбинации движений.

Воспитывающие

- Воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине и родному краю, гордость за страну.

Развивающие

- Развивать моторику тела у детей посредством лексики, похожей и использующейся в профессии шахтёра.

- Развитие чувства ритма.

- Координации в пространстве.

Оздоровительные

- Формирование правильной осанки,

- Повышение гибкости суставов.

Структурные элементы занятия:

1.Организационный момент начала занятия.

Установление готовности к совместному занятию - 3 минуты.

2.Постановка цели и задачи открытого занятия.

Формулировка цели и задачи детям - 3 минуты.

3.Демонстрация наглядного материала.

Познавательная демонстрация фотографий, посвящённых профессии шахтера.

Беседа на тему профессии шахтер - 5 минут.

4.Воспроизведение музыкального материала по теме открытого занятия.

Прослушивание песни «Шахтерская планета».

Акцентирование внимание на ключевых моментах музыкального материала.

Разучивание текста песни.

Работа с ритмом музыкального материала - 5 минут.

5.Разминка на середине зала.

Подготовка корпуса танцора к двигательной деятельности.

Разогрев всех групп мышц - 10 минут.

6. Танцевально - познавательная часть работы с песней «Шахтерская планета».

Изучение новых танцевальных комбинаций под песню «Шахтерская планета», использование реквизита в танцевальных комбинациях - 10 минут.

7.Заключительная часть.

Поклон - 2 минуты.

8. Подведение итогов занятия - 2минуты.

Ход занятия:

1. Организованный вход детей в зал под музыкальное сопровождение песни «Шахтерская планета». Линейное построение, в шахматный порядок. Приветственное слово хореографа: «Здравствуйте дети и гости! » Дети делают поклон - приветствие хореографу и всем присутствующим в зале.

2. Объяснение темы занятия, цели и задач детям. Дети садятся на стульчики для прослушивания материала и подготовке к диалогу с хореографом.

Преподаватель обращается к присутствующим в зале: «Достоинство патриотизма как одно из выражений духовной зрелости человека, проявляющееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Актуальность темы нашего занятия обусловлена тем, что в настоящее время система патриотического развития подрастающего поколения требует совершенствования и системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям. Кузбасс угольный край, поэтому самая популярная и известная профессия это шахтёр. Дошкольники должны знать и чтить традиции своего края и земли. Может быть, в будущем они свяжут свою жизнь с этой замечательной профессией».

Хореограф: «Дети, какая самая узнаваемая профессия в нашем угольном крае?»

Дети: «Шахтер!»

Хореограф: « Ребята, а какое полезное ископаемое добывается на нашей земле? Давайте посмотрим с вами картинки на экране».

3.Просмотр демонстрационного материала.

Слайд 1. «Полезные ископаемые земли».

Хореограф: «На картинке много показано природных богатств России. Это: соль, руда, нефть, газ, золото, алмазы. Какое полезное богатство добывается в нашем кузбасском крае?».

Дети: «Уголь!».

Хореограф: «Молодцы!».

Слайд 2. «Уголь в руках рабочего шахты».

Хореограф: «Посмотрите ребятишки, какой уголь в руках шахтера, черный и блестящий. Как вы думаете уголь твердый или мягкий?».

Дети: «Твердый!»

Хореограф: «Правильно. Уголь добывают, для какой цели? Кто знает?»

Ребята: «Для того, чтобы в домах тепло было и свет!»

Слайд 3. «Рисунок мальчика в шахтерской одежде» (адаптированный для детского восприятия).

Хореограф: «Посмотрим дальше на картинку. Здесь мы видим нарисованного мальчика, одетого в шахтерскую одежду. В будущем он может выучиться и получить эту профессию ».

Слайд 4. «Фотография мужчины спускающегося в шахту».

Хореограф: « На следующем слайде мы видим уже взрослого мужчину, который спускается в шахту».

Слайд 5. «Спуск на глубину земли».

Хореограф: « Поглядим, как глубоко внизу находится забой, место, где добывается уголь. Если мы поднимем голову вверх, то увидим как далеко от нас видно солнечный свет».

Слайд 6. «Фотография из далекого прошлого».

Хореограф: « Девочки и мальчики внимательно посмотрите на эту картинку. На ней вы видите старую шахту, где начинался добываться уголь. Рабочих называли рудокопы. Кто везет уголь на картинке?».

Отвечают дети хором: «Лошадки!».

Хореограф: «Да. Раньше из шахты уголь вывозили лошадки. А сейчас уголь вывозят по железнодорожным путям на специализированные машины».

Слайд 7. «Первый рабочий страны Алексей Стаханов».

Хореограф: «И вот мы видим героя нашей страны Алексея Стаханова. Его бригада добывала в 14 раз больше нормы ископаемого угля. В честь него было установлено трудовое движение Стахановское. Это было почетно».

Слайд 8. «Работа в подземном тоннеле»

Хореограф: « Вот так трудятся наши братья, папы, дедушки».

Слайд 9. «После смены»

Хореограф: «На этом слайде мы видим, как выглядит шахтер после трудовой смены. Чёрная пыль раскрасила его лицо. А что держит этот человек?».

Дети: « Мы не знаем. Это что похоже на топор или нож?».

Хореограф: « Это отбойный молоток».

Слайд 10. «Женщина в каске».

Хореограф: «В забое шахты работают не только мужчины, но и женщины».

Девочка: «А что делают женщины в шахте?».

Хореограф: «Женщины наравне с мужчинами работают в забое. Они смотрят за исправностью оборудования. Следят за сортировкой угля, работают медсестрами и много других работ, сопутствующих профессией шахтера».

Слайд 11. « Рубка угля».

Хореограф: « Вот так используется отбойный молоток в работе».

Слайд 12. «Каски для работы в забое и наземной поверхности ».

Хореограф: « Сейчас мы видим, какие каски одевают люди, работающие в угольной промышленности. Цвета у касок разные. Детки, какой основной цвет у касок рабочих на шахтах г. Кемерово вы видели?».

Ребята: «Оранжевый!».

Хореограф: «Мы с вами в нашей танцевальной постановке тоже будем использовать этот головной атрибут оранжевого цвета. Вам нравится это?».

Ребята: «Да!».

Слайд 13. «Каска с наушниками»

Хореограф: « Ещё есть вот такая каска с наушниками. Как вы думаете, для чего служат наушники?».

Детки хором: « Для того чтобы шум не слышать и уши сберечь!».

Слайд 14. «Костюм рабочий шахтерский в деталях».

Хореограф: «Мальчики и девочки мы сейчас с вами смотрим на костюм добытчика угля в деталях. Он состоит из куртки, штанов. В танце я предлагаю тоже использовать такой костюм, но украсим его цветными оранжевыми карманами, чтобы он веселее смотрелся на сцене. Вам понравится такой костюм?».

Дети: «Да! Мы хотим танцевать в таком костюме и каске. Будем выглядеть как настоящие шахтеры!».

Слайд 15. «Костюм шахтера №1».

Хореограф: «Смотрим вот такой костюм. Здесь белая каска и присутствуют резиновые сапоги. В забоях бывает много воды».

Слайд 16. «Костюм рабочего №2».

Хореограф: «В этом костюме есть водонепроницаемый плащ».

Слайд 17. «Костюм проходчика №3».

Хореограф: «У этого костюма есть не только куртка, штаны, каска, но и одет респиратор».

Ребята: «А что такое респиратор?».

Хореограф: «Респиратор предназначен для защиты органов дыхания от угольной пыли. Он защищает наш нос и рот».

Слайд 18. «Костюм подземного рабочего №4».

Хореограф: «А вот такой костюм надевают рабочие угольной промышленности в Кузбассе. Не только в шахтах, но и на угольных разрезах. У кого-нибудь из вас работают папы или мамы на шахте или разрезе?».

Дети, у которых родители работают в этой сфере деятельности, поднимают руки вверх.

Слайд 19. «Виды электросветильников».

Хореограф: «И вот последняя наша фотография. Здесь мы увидим, какие осветительные приборы используют в своей работе люди, которые работают под землёй. Они все разные. Одни можно нести в руках, другие прикрепляются к одежде ремнями. Ещё их прикрепляют к головному убору. Какие мы с вами можем использовать фонари в танцевальном номере?».

Ребятки: «Фонарики, которые можно держать в ладонях!».

Хореограф: «Молодцы! Отлично! Я вам прочитаю стихотворение о шахтерском труде».

Шахтер идёт в забой

Ведь, правда, он герой

И молотком стуча

Добудет на-гора

Он тонну нам угля.

В дома придёт тепло

А так ведь нелегко

Добыть чуть-чуть угля

В забое нам друзья.

Не в шутку, а всерьёз

Мы говорим до слёз

Как труден путь угля

Шахтера он судьба.

4. Прослушивание музыкального материала по теме открытого занятия.

Преподаватель: «Танец не может существовать без музыкального сопровождения. Для нашего танца, посвященного шахтерской профессии я выбрала песню «Шахтерская планета» Николая Патрушева. Она поднимает патриотический дух исполнителей и настраивает на хорошее настроение. В песне прослушивается чёткий ритмический рисунок, что и понятно детям, танцующим этот танец».

Включается песня. Дети встают со своих мест и выходят на середину зала, строятся в ровные линии с интервалами друг от друга. Руки на поясе, ноги в VI позиции. Повторяют за руководителем текст песни, динамично хлопая ладонями. Прохлопывая ритма музыки, дошкольники учатся правильно и музыкально ощущать свои движения в танце. Одновременно заучивают текст песни, так как это тоже способствует развитию внутреннего ритма детей. Марш ногами добавляет интенсивность движения под музыкальный материал. Проходит разбор частей песни с ребятами, делится на: вступление (выход в танце), куплеты и припевы (кульминация в танце), окончание (последняя поза в танце и уход со сцены).

5. Разминка на середине зала.

Разминка проходит на середине зала. В неё входят простые и не сложные движения для разогрева всех групп мышц:

- наклоны головы в сторону, вперед, назад;

- повороты головы, вправо и влево;

- поднимание плеч, вверх и вниз;

- разогрев локтевых суставов;

- наклоны корпуса вперед, стороны (вправо и влево);

- работа коленей, упражнение «пружинка»;

- поднимание высоко коленей, марш;

- поднимание корпуса на полу пальцы, работа стоп;

- прыжки: упражнение «кузнечик», поджатые ноги;

- бег с высоко поднятыми коленями.

6. Танцевально - познавательная часть работы с песней «Шахтерская планета».

Преподаватель показывает и объясняет танцевальные комбинации своим подопечным. Движения из комбинаций имитируют движения работы шахтера. Проучив первые комбинации из танца, дошкольникам предлагается надеть шахтерские каски. Затем движения повторяют снова. Головной убор, добавленный на корпус, сразу показывает, насколько хорошо держит ребенок баланс тела. Следующий этап в танце – это добавление реквизита фонарик. Ведущая урока учит детей крепко держать приборы в руках и правильно работать кистью рук, чтобы свет включенного прибора направлять вверх, вниз, в сторону, вперед.

Описание танцевальной композиции

Звучит вступительная часть песни.

- 1-4 такта - Выход. Дети в касках выбегают и строятся в две параллельные линии. Свет фонарей направлен вниз.

- 5-8 - Марш на месте.

-9 такт - Шаг в сторону правой ногой с поднятием правой руки (свет направлен вверх), возврат в исходную позицию.

- 10 такт – Шаг в сторону левой ногой с поднятием левой руки.

- 11такт – Шаг правой ногой вперед с поднятием обеих рук вверх (свет точно вверх).

- 12 такт - Возвращение в исходную позицию (светим вниз).

- 13-14 - Вторая линия обходит первую и маршем двигается вперед.

- 15-16 – Первая линия двигается вперед маршем и, обходя вторую линию, выходит на первый план.

- 17-18 - Вторая линия обходит первую и маршем двигается вперед.

- 19-20 - Первая линия двигается вперед маршем и, обходя вторую линию, выходит на первый план.

- 21-22 – Дети поднимают руки с приборами вверх и делают одно вращение в правую сторону вокруг себя.

- 23-24 - Правая нога ставится вперёд, левое колено опускается вниз. Руки крутят фонариками, имитируя мотор.

-25такт - Правая нога делает приставной шаг вправо с одновременным поднятием рук в стороны (направляем свет в стороны).

-26такт - Левая нога делает приставной шаг влево с одновременным поднятием рук в стороны.

-27 такт - Правая нога ставится вперёд, левое колено опускается вниз. Руки вытягиваются вперед (свет направляем вперед).

-28 такт - Возвращение в исходную позицию.

-29-30 – Первая линия поворачивается вправо и убегает в правую сторону строя вертикальный ряд. Вторая линия поворачивается влево и убегает в левую сторону строя вертикальный ряд.

- 31-32 – Первый вертикальный ряд перебегает через середину зала ко второму ряду. Ряд при переходе строго смотрит за ведущим, повернув голову вправо.

- 33-34 - Второй вертикальный ряд перебегает через середину зала от первого ряда. Ряд при переходе строго смотрит за ведущим, повернув голову влево.

- 35-36 – Два ряда сходятся маршем на середине зала и поворачиваются лицом к присутствующим.

- 37-38 - Правая нога ставится вперёд, левое колено опускается вниз. Руки крутят фонариками, имитируя мотор.

- 39-40 – Второй ряд за ведущим (стоящий первым в ряду) убегает вправо назад, строясь в горизонтальную линию. Первый ряд за ведущим (стоящий первым в ряду) убегает влево назад, строясь в горизонтальную линию перед второй линией (руки прижаты к корпусу вниз).

- 41-42 – Дети поднимают руки вверх и делают одно вращение в правую сторону вокруг себя.

- 43-44 - Правая нога ставится вперёд, левое колено опускается вниз. Руки крутят фонариками, имитируя мотор.

-45такт - Правая нога делает приставной шаг вправо с одновременным поднятием рук в стороны (светим в стороны).

-46такт - Левая нога делает приставной шаг влево с одновременным поднятием рук в стороны.

-47 такт - Правая нога ставится вперёд, левое колено опускается вниз. Руки вытягиваются вперед (фонарики светят вперед).

-48 такт - Возвращение в исходную позицию.

- 49-50 – Обе линии на полу пальцах бегут на первый план, строясь в одну линию, повернувшись правым плечом к зрителю. Лицо смотрит прямо на присутствующих в зале.

- 51 такт – Правая рука кистью ставится на бедро. Светим вправо.

- 52 такт – Левую руку поднимают вверх, над головой. Светим на зрителя.

- 53 такт – Зафиксированная поза.

Аплодисменты присутствующих.

7. Заключительная часть.

Ребята расходятся в линии, строясь в шахматном порядке. Делается поклон, и дошкольники садятся на свои стульчики.

8. Подведение итогов занятия.

Преподаватель: «Дети вам понравилось занятие?».

Дошкольники: «Да! Спасибо Ирина Николаевна!».

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Цель мастер -класса познакомить педагогов  с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

Целью данного мастер-класса было ознакомление педагогов с реализацией темы патриотического воспитания дошкольников посредством ознакомления с родным краем в образовательном процессе детского сада....

«Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях знакомства с родным краем посредством игры (народные, дидактические и др)».

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детско...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родителями.

Нравственно - патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истории и культуре родного края в процессе взаимодействия с родиелями....

Деловая игра «Патриотическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с родным краем»

За последние годы в нашей стране произошли большие перемены. Россия переживает один из не простых исторических периодов. Главной целью формирования патриотических качеств дошкольников является заклады...

Сообщение на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры» в рамках проведения педагогического совета №2 «Воспитание морально-патриотических чувств дошкольников через ознакомление с историей родного края».

laquo;Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»Любая деятельность в детском саду включает в себя элементы нравственно-патриотического воспитания.Ведущим видом д...

ОБОБЩЁННЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ПО ТЕМЕ: «Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр в рамках реализации ОО «Социально-коммуникативное развитие» Опыт работы по Патриотическое воспитание дошкольников посредством дидакти

Условия возникновения и становления педагогического опытаМама, семья, Родина, Отечество… для Патриота это не просто слова, в них сущность таких социальных чувств, которые двигают им не только н...