Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»
презентация на тему

Пересыпкина Татьяна

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно­-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа постра­давших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

    Дети часто становятся причиной дорожно-­транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоя­тельно.

    Основными причинами детского дорожно-­транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

    В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно­-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются, как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

    Данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 20 г.Липецка

Доклад

«Организация педагогической

 работы с дошкольниками по профилактике детского

дорожно-транспортного травматизма»

Выступление на педсовете. Презентация 

  

                                                                                                 Воспитатель

                                                                       Пересыпкина Т.В.

   Слайд №1 (начало)

  С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

    Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

    Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются незнание и нарушение правил движения, неправильное поведение на улице и детская безнадзорность. Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

    В нашем детском саду разработана система профилактики дорожно-транспортного травматизма и изучения дошкольниками правил дорожной азбуки, которые рассматриваются, как составная часть воспитания общей культуры ребенка.

    Данная работа ведется в соответствии с планом, который составляется на учебный год. Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.

     Целью работы является формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Слайд №2

    Для ее достижения необходимо решить несколько задач:

  • создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения;
  • развивать у детей умение ориентироваться в различной обстановке;
  • вырабатывать у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах;
  • воспитывать в детях грамотных пешеходов.

Слайд №3

    Решение этих задач осуществляется через следующие формы работы:

  • НОД
  • Игры (ролевые, дидактические, подвижные)
  • Чтение художественной литературы
  • Праздники, развлечения
  • Целевые прогулки
  • Экскурсии
  • Беседы
  • Наблюдения

    Это специально организованные игровые занятия познавательного цикла, встречи, беседы с сотрудниками ГИБДД, наблюдения за движением транспорта, экскурсии, целевые прогулки, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтение художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, кроссвордов; развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры; праздники, досуги, конкурсы, оформление уголка по Правилам дорожного движения, игры-драматизации и т. д.

     Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает три направления:

  • Работа с детьми
  • Работа с родителями
  • Работа с педагогами.

Слайд №4

    При организации в ДОУ работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма в задачи заместителя заведующей  входит обеспечение методической поддержки педагогов. Для эффективной работы с детьми нами создана картотека детской художественной литературы по правилам дорожного движения, подвижных, дидактических игр. Приобретена методическая литература по ПДД, плакаты, демонстрационный материал. В дальнейшем мы планируем  пополнить методическую копилку для педагогов конспектами НОД, сценариями праздников и развлечений, конкурсов, викторин и спектаклей,  создать картотеку игр на электронном носителе, подобрать соответствующий аудио,  видео материал,  творческой группой продолжить разработку проектов по ПДД, приобрести стационарный игровой комплект «Азбука дорожного движения для организации сюжетных игр в автогородке, в группах. Продолжать активно использовать в работе с детьми инновационные технологии, КТ, мультимедийные установки.  

Слайд №5

    Педагогам необходимо знать правила дорожного движения для пешеходов и требования, предъявляемые к передвижению с группой детей по улицам, дорогам и в транспорте.

 Слайд №6

  Для этого для них поводятся семинарские и консультативные мероприятия. Такие как

  • Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»
  •  Консультация для воспитателей  «Методика построения системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»
  • Смотр уголков безопасности дорожного движения в группах
  • Организация выставки «Дидактическая игра по ПДД», «Дорога глазами детей».

    Работа по ознакомлению с правилами дорожного движения основывается на комплексном подходе. Воспитатели проводят с детьми тематические  игровые мероприятия в группах, закрепляя полученные знания в разных видах деятельности.

Слайд №7

   И немаловажную роль играет создание специальной развивающей среды. Ведь нельзя детям на пальцах объяснить правила дорожного движения, не используя при этом плакаты, модели, дидактические игры.

В нашем детском саду в каждой группе оборудованы уголки безопасности, в которых имеются наборы дорожных знаков, настольные, дидактические игры, игровое оборудование для развития сюжетных игр «Автозаправка», «Полиция», «Службы МЧС», и др., сюжетный конструктор, подобрана  детская художественная литература, имеются картотеки игр. В раздевальных комнатах оборудованы  информационные стенды для родителей, оформлены папки- передвижки с информацией для детей и родителей.

Помимо традиционных плакатов, настольных игр, сюжетных картинок, дорожных знаков, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, рекомендуем воспитателям всех возрастных групп иметь:

  • Макет микрорайона. На макете, можно изучать свой микрорайон, составлять его план - схему: детский сад, близлежащие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания. Работа на макете усложняется по содержанию в соответствии с возрастом. На макете микрорайона дети знакомятся с окружающей обстановкой.
  • Использовать алгоритмические игры, ситуации: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором» цель этих игр - обучить детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения, перейти улицу, дойти до дома, с опорой на схемы-алгоритмы. (С привязкой к конкретным местам детских маршрутов до дома.) Для облегчения составления связного рассказа использовать модели, схемы,  коллажи.

Оформлена комната по обучению детей  ПДД. Имеются

  • комплекты плакатов:

«Красный, желтый, зеленый»,

«Правила дорожного движения»,

«Виды ДТП»,

«Правила для велосипедистов»,

«Правила для пешеходов»,

«Правила для пассажиров»,

«Сигналы светофоров и регулировщиков» и др.

  • Макеты средств регулирования дорожного движения (светофоров): транспортные, пешеходные, для велосипедистов.
  • Набор дорожных знаков на стойках, интерактивный светофор
  • Настольные игры по ПДД.
  • Обучающая стена  «Дорога в детский сад»
  • Макеты «Мой детский сад», «Перекрестки и дороги» с набором макетов транспортных средств, средств регулирования, дорожных знаков

    Слайд №8

    Так же атрибуты для развития ролевой игры по правилам дорожного движения обязательно есть на всех прогулочных участках. Это постройки автомобилей грузовых и пассажирских. Нарисованные панорамы дорожного движения на верандах, создание автогородка «Веселый Светофорчик».       Слайд №9

    В автогородке дети приобщаются к разным социальным ролям: пешехода, пассажира, водителя, инспектора ДПС, продавца, врача, автослесаря и др., учаться ориентироваться в пространстве, различать  дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Круговое движение», «Пункт первой медицинской помощи», «Автозаправочная станция», «Техническое обслуживание автомобилей», «Место стоянки», «Место остановки автобуса», «Пункт питания», «Пост дорожно-патрульной службы» и др. Могут различать транспортные и пешеходные светофоры, знакомятся  с работой регулировщика.

Слайд №10

     Следующая очень эффективная форма работы с детьми – это целевые прогулки.

    Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученные при проведении НОД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки предусматривают свои задачи, примерные темы и периодичность проведения. Основные тематики целевых прогулок: «Знакомство с улицей», «Наблюдение за работой светофора», «Наблюдение за транспортом», «Пешеходный переход» и т.д.

    И, конечно, самой доступной формой ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения является игра.

Слайд №11

    Одной из самых любимых форм работы с детьми являются праздники и развлечения. Примеры таких мероприятий:

Слайд №12,13,14,15

  • Спортивное развлечение «Дорожная палитра»(старшая группа);
  • Спортивное развлечение на спортивной площадке «В гостях у Светофора» (подготовительная группа)
  • Праздник   «Азбуку дорожную детям знать положено»;
  • Тематическое развлечение «Дорожная азбука»;
  • Игровое развлечение «Буратино учится быть пешеходом»;
  • Театрализованные представления    

    Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Педагогам следует не только учитывать это в собственном поведении, но и уделять значительное внимание работе с родителями. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребёнка выполнения какого-либо правила поведения, если они и сами не всегда ему следуют. Между педагогом и родителями должно быть достигнуто полное взаимопонимание.

     Возможны следующие направления работы педагогов с родителями: 

Слайд №16

  • организация собраний (общих и групповых);
  • ознакомление родителей с работой детского сада по данному направлению (открытые занятия, специальные экспозиции, тематические видеофильмы);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, полицейского, работника ГИБДД, пожарника);
  • ознакомление родителей с результатами обучения детей (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в «уголках родителей»).

Совместно с педагогами тщательно продумываем участие родителей в проводимых мероприятиях. Были проведены родительские собрания, на которых познакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах, с участием представителя ГИБДД.  Так, на собрании  напомнили родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (куртки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки-отражатели, так же как и многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках.

    На информационных стендах для родителей детей разного возраста размещаются рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой.

Слайд №17

   Одной из интересных форм работы с родителями является их участие в конкурсах и выставках. Традиционным для нашего детского сада стало мероприятие – организация экспозиции «Макет безопасного города», которая проходит в нашем детском саду каждый год.

     Для того чтобы проанализировать систему работы по обучению детей правилам дорожного движения, оценить план работы педагогов и предметно-развивающую среду по теме “Дорожная азбука”, установить уровень полученных детьми знаний, воспитатели пользуются специально составленными вопросниками.

    Слайд №18

 Делали ребятам предостереженье:

 «Выучите срочно, Правила движенья!

 Чтоб не волновались

 Каждый день родители,

 Чтоб спокойно мчались Улицей водители».

                                                                         Ю. Яковлев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Опыт работы дошкольного образовательного учреждения по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой комплексную систему педагогической работы по направлению "Безопасное п...

Авторская программа по формированию наксологической культуры дошкольников и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожная азбука"

Авторская программа по формированию наксологической культуры дошкольников и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма "Дорожная азбука" для детей 5-6 лет....

Семинар – практикум для родителей "Профилактика дорожно-транспортного травматизма у дошкольников"

Содержание:1.Актуальность темы2.Ход семинара:-дорожные ситуации;-несложные правила для родителей, которые помогут сохранить жизнь и здоровье ребенка.-варианты игр, способствующие ознакомлению детей с ...

Профилактика дорожно-транспортного травматизма среди дошкольников.

Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Основными причинами дорожных происшествий ,  в которых пострадали дети , были не незнание правил дорожного движения, а н...

Доклад «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»

Консультация для воспитателей «Организация педагогической работы с дошкольниками по ПДД»...

Консультация для педагогов «Организация работы с дошкольниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма»

Консультация: «Организация работы с дошкольниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма»...

Консультация для педагогов на тему «Организация педагогической работы с дошкольниками по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма»

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах России возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострада...