Консультации для педагогов ДОУ
консультация

Смелова Ольга Александровна

      Существует   много форм и способов  реализации раздела «МУЗЫКА», как части образовательной области «Художественно-эстетические развитие». Но основной формой   является непосредственная образовательно-занимательная музыкальная деятельность, занятие. К сожалению, музыкальные занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.  Для этого необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и педагогического коллектива. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

(развитие музыкально-ритмического и танцевального творчества младших дошкольников) Взаимодействие музыкального руководителя и Воспитателя в ДОУ

Слайд 2

Интеграция ОО «Музыка» Музыка в ДОУ Физическое развитие Овладение средствами общения Способность управлять своим поведением Любознатель - ность , активность Представления о себе, семье, обществе, государстве и природе Овладение предпосылками учебной деятельности

Слайд 3

Принцип диалогизации Принцип индивидуализации Принцип проблематизации принципы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя

Слайд 4

Музыкальный руководитель планирование, подготовка и проведение занятий, подбор музыкального репертуара, создание предметно-пространственной среды музыкального зала. Проведение диагностики по музыкальному развитию Воспитатель Знание возрастных особенностей своей группы в музыкальном воспитании. Знание репертуара своей группы, помощь в проведении занятий, показ точного и ритмичного выполнения движений (в зеркальном отображении), правильное интонирование мелодии, игра на детских музыкальных инструментах . Помощь в проведении диагностики по музыкальному развитию. формы взаимодействия в НОД

Слайд 5

Музыкальный руководитель подбор музыкального материала для слушания и исполнения песен и танцев в группе, рекомендации, индивидуальные консультации воспитателей. Воспитатель разучивание движений с отстающими, организация свободной музыкально-игровой деятельности, организация исполнительской деятельности в группе. формы взаимодействия в свободной деятельности

Слайд 6

Музыкальный руководитель Участие в родительских собраниях, Дне открытых дверей, Консультации для родителей по подбору музыкального материала, Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания и развития детей. Воспитатель Организация музыкальных мероприятий , гостиных, встреч с родителями, Совместное посещение концертов, музыкальных спектаклей, Привлечение родителей к участию в мероприятиях ДОУ. формы взаимодействия с семьей

Слайд 7

Музыкальный руководитель Подбор музыкального материала и репертуара для исполнения детьми . Разучивание с детьми песен, танцев, хороводов, музыкальных игр и т.д. для занятий по другим видам деятельности и режимных моментов. Подготовка и проведение интегрированных занятий, мероприятий. Воспитатель Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности. формы взаимодействия в интеграции ОО

Слайд 8

Музыкальный руководитель Составление сценариев , подбор музыкального материала и репертуара для исполнения детьми . Подготовка, разучивание с детьми песен, танцев, игр, хороводов. Составление эскизов оформления зала, костюмов к праздникам и другим мероприятиям. Составление графика проведения праздников. Составления графика проведения репетиций. Распределение ролей к праздникам. Воспитатель Активное участие воспитателей в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей. Согласование свои действия с действиями музыкального руководителя. Подготовка тематических подборок поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам. Помощь в изготовлении атрибутов и оформлении музыкального зала к праздникам и развлечениям. Исполнение ролей в праздниках, развлечениях. Необходимость быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным. Совместное распределение ролей. формы взаимодействия в проведении мероприятий

Слайд 9

спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

     Слайд №1.  Раздел  «Музыка» в ДОУ занимает одно из важнейших мест в образовательной программе.  Он  очень обширен  и  интегрирует почти со всеми  другими областями.

      (Слайд №2.)  Существует   много форм и способов  реализации раздела «МУЗЫКА», как части образовательной области «Художественно-эстетические развитие». Но основной формой   является непосредственная образовательно-занимательная музыкальная деятельность, занятие. К сожалению, музыкальные занятия не могут полностью удовлетворить потребность детей в музыке, музыкальном развитии.  Для этого необходимо педагогическое взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя. Вот несколько принципов этого взаимодействия.

Слайд №3. 1. Принцип диалогизация заключается в том, что музыкальный руководитель и воспитатель являются равноправными сотрудничающими субъектами в вопросах музыкального развития детей, т.е. музыкальный руководитель проводит муз. занятия, развлечения, инд. занятия, кружковую работу. Воспитатели же, находясь в постоянном контакте с детьми, должны, как можно чаще, использовать музыку в быту детского сада, на занятиях по развитию речи, изобразительному искусству и т.д.  И, как и предполагает этот принцип, вести диалог.

2. Принцип индивидуализации, заключается в том, что и музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь прочные навыки музыкальной деятельности. Музыкальный руководитель- это специалист, который имеет музыкальное образование, предполагающее наличие профессиональных и творческих умений. Воспитатель  умеет исполнять несложные детские песенки, музыкально-ритмические  движения, играть детских музыкальных инструментах. Одним словом, муз. руководитель и воспитатель  дополняют усилия друг друга.

3. Принцип проблематизации  заключается в том, что муз. руководитель и воспитатель должны осознать необходимость тесной взаимосвязи задач музыкального и общего развития ребенка. Например, развитие певческих навыков - это задача не только муз. воспитания, но и физического. Ведь по мнению врачей, пение – это лучшая дыхательная гимнастика.  А также задачи, как развитие внимания, памяти, умение анализировать, сравнивать актуальны как в муз. воспитании, так и в программе умственного развития ребенка.

      Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной.  

 Слайд №4. На музыкальном занятии воспитатель не только следит за дисциплиной. Он активный участник пения, игр, танцев.  Воспитатель должен знать текст песен, движения танцев, одним словом, весь музыкальный репертуар, используемый на занятии.  Для этого я предлагаю завести тетради по музыкальному воспитанию и работать по ним, так как воспитатель должен самостоятельно проводить музыкальные занятия, в случае временного отсутствия музыкального руководителя.

Музыкальные занятия проводятся 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.

Младшая группа – 10-15 мин.

Средняя  группа – 20 мин.

Старшая группа –25- 30 мин.

Подготовительная группа – 30-35 мин.

Формы организации музыкальной деятельности

Музыкальный руководитель

Воспитатель.

НОД

Планирование, подготовка и проведение занятий,

подбор музыкального репертуара,  

создание предметно-пространственной  среды музыкального зала.

    Проведение      диагностики  по музыкальному развитию   

Знание возрастных особенностей, программных требований своей группы в музыкальном воспитании,

Знание репертуара своей группы, помощь в проведении занятий, показ точного и ритмичного выполнения движений (в зеркальном отображении), правильное интонирование мелодии, игра на детских музыкальных инструментах.

Помощь в проведении диагностики по музыкальному развитию.

Свободная деятельность

подбор музыкального материала для слушания и исполнения песен и танцев в группе, рекомендации, индивидуальные консультации воспитателей.

разучивание движений с отстающими детьми, организация свободной музыкально-игровой деятельности, организация исполнительской деятельности в группе

 Взаимосвязь с семьёй

Участие в родительских собраниях,  Дне открытых дверей,

Консультации для родителей по подбору музыкального материала,

Индивидуальные консультации по вопросам музыкального воспитания и развития детей.

Организация музыкальных мероприятий , гостиных, встреч с родителями,

Совместное посещение концертов,  музыкальных спектаклей,

Привлечение  родителей к участию в мероприятиях ДОУ.

Интеграция образовательных областей

Подбор музыкального материала и репертуара для восприятия и исполнения детьми.

 Разучивание с детьми песен, танцев, хороводов, музыкальных игр и т.д. для занятий по другим видам деятельности и режимных моментов.

 Подготовка и проведение интегрированных занятий, мероприятий.

Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

 Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

 Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

Мероприятия.

Составление сценариев, подбор музыкального материала и репертуара для исполнения детьми.

 Подготовка, разучивание  с детьми  песен, танцев, игр, хороводов.

Составление эскизов оформления зала, костюмов к праздникам и другим мероприятиям.

Составление графика проведения праздников.

Составления графика проведения репетиций.

Распределение ролей к праздникам

Активное участие воспитателей в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.  Согласование  свои действия с действиями музыкального руководителя. 

Подготовка  тематических подборок поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

 Помощь в изготовлении атрибутов и оформлении музыкального зала к праздникам и развлечениям.

Исполнение ролей в праздниках, развлечениях. Необходимость  быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

Совместное распределение ролей.

 

Слайд №5.     Свободная деятельность.

Для самостоятельного прослушивания музыки в группе необходимо приобрести по 5 дисков, на которые музыкальный руководитель сможет записать программные музыкальные произведения, песни и танцевальную музыку, музыку для ритмических движений.  Стоят они 20 рублей.  Кроме этого, можно узнать у родителей, имеются ли старые аудиокассеты. Так как именно они являются подспорьем в проведении занятий в групповой комнате, например, когда  в группе введён карантин. Музыкальный руководитель записывает  свою игру на фортепиано, голос, музыку на аудиокассету, которую потом использует воспитатель в своей работе. В каждой группе в музыкальном уголке должна быть своя аудиотека. Но немного подробнее остановлюсь на предметно-пространственной среде.  К примеру, в каждой группе имеется музыкальный уголок. Какую роль он играет в  жизни вашей группы? Музыкальные уголки в группах создаются с учётом возрастных особенностей детей и призваны стимулировать самостоятельные творческие  игры, поддерживать интерес к музыкальной деятельности, закрепить приобретённые на занятиях знания и умения. Младший дошкольные возраст – игрушки-забавы:  погремушки, бубен, колокольчики, деревянные ложки и хотя бы 2-3 музыкально-дидактические игры:  

  • где мои детки?
  • кто в домике живёт,
  • чудесный мешочек.

Музыкально-дидактические игры способствуют развитию музыкального слуха  и сенсорных способностей.  Кроме того, можно завести в папке подборку дидактических игр с описанием, подвижных, хороводных музыкальных игр, игр со словами, пальчиковых игр, чтобы она была у вас всегда под рукой.  Музыкальный руководитель знакомит детей с игрой, разучивает её, а воспитатель в группе продолжает играть в игру с детьми.

    Начиная со 2 младшей группы мы знакомим детей  с металлофоном, поэтому рекомендуется иметь его в группе.  В музыкальных уголках старших групп рекомендуем помещать картины или фотографии детей, где изображена самостоятельная музыкальная деятельность – их игра на музыкальных инструментах, танец, пение, игра.  Если дети на занятии познакомились с композитором, можно поместить его портрет  в уголке, слушая на диске музыку этого композитора. Таким образом, происходит закрепление музыкального материала.  А вот начиная со средней группы, особым интересом у детей пользуются самодельные инструменты, шумовые, шуршащие, гремящие, звенящие. Это коробочки, баночки, наполненные различной крупой, горохом, монетками, камешками и т.п. Это так называемые инструменты, рекомендуемые педагогом Карлом Орфом.  Их можно изготавливать вместе с детьми  и тем самым развивать творческое воображение, фантазию, желание импровизировать. В старших дошкольных группах неплохо иметь неозвученные музыкальные  инструменты: пианино с немой клавиатурой, плоскостные балалаечки.  Для того, чтобы у детей поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, необходимо время от времени обновлять пособияв музыкальном уголке, вносить новое оборудование,  инструменты-заменители.

От праздников, развлечений у детей остаётся много впечатлений и в повседневной жизни  у них  возникает  желание повторить номера из праздничных программ. Для этого в группе можно соорудить небольшую костюмерную, где можно держать элементы костюмов, украшения, атрибуты.  

Хороший результат от применения всей этой предметно-пространственной музыкальной среды достигается тогда, когда игры проводятся под руководством воспитателя.

Слайд №6. Семья.

Слайд №7. Интеграция образовательных областей.

 Слайд № 8. Мероприятия.

                                               



Предварительный просмотр:

Музыка как средство эстетического воспитания дошкольников.

    Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве, как воспитание стремлени самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.

      Эстетическое воспитание – воздействие на личность с целью его эстетического развития, т.е. формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувсв, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и искусстве, развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты.

        Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.

       Эстетическое воспитание усиливает эффект других сторон воспитания через формирование эстетических чувств, эстетической отзывчивости, начальных эстетических и этических понятий и оценок.

       Всё это обеспечивает комплексный подход к гармоническому развитию детей.

     Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщённость образов, являясь искусством чувств (чайковский) Музыка должна включаться в разные вды деятельности, служить развлечением и отдыхом. Музыка на зарядке активизирует жизненный тонус, повышает настроение. В тёплое сухое время года – песня на прогулках, экскурсиях, в хороводных играх. (общность переживания, приподнятость настроения)

Признаки музыкальности:

  • Способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации.
  • Способность вслушиваться, сравнивать. Оценивать, наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средвтва выразительности.
  • Проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественый образ, передавая его в пении. Игре или танце.

   С развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретаютсвоеобразную эстетическую окрашенность.

   Одно из важных задач эст. воспитания дошкольников является воспитание у них эстетического отношения к искусству, а значит. И ко всему окружающему – природе, быту, труду.

    Впечатления, накопленные от восприятия природных явлений, а также музыкальные впечатления дети перенося и в собственную художественную деятельность -  на их основе формируются художественные интересы, склонности. Способности. Формируется эстетический вкус.

  Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости. Грусти. Нежности. Доброты, педагог воспитывает такое же отношение к образам реальной природы. Эстетическое отношение детей к окружающему предполагает эмоциональный отклик на всё прекрасное, выражение добрых чувств, бережное отношение ко всему живому, оценку красивого в природе и искусстве. Формирование этих качеств в большей степени зависит от обучения. Большую роль в этом играет педагог, помогающий ребёнку эстетически воспринимать ми оценивать окружающий мир через красоту и гармонию музыкальных звуков. Воспитывая э моциональное отношение к художественным образам природы, воплощёнными средствами музыки, педагог тем самым побуждает ребёнка к пониманию эстетической и нравственной ценности природы для жизни людей.

   Важно учитывать взаимосвязи между природными явлениями и и их художественным воплощением в музыкальном искусстве, в практической музыкальной деятельности детей, а также возможности влияния музыки на эстетические качества. Прежде всегт развивают способности:

  • Воспринимать
  • Различать эмоциональное содержание и характер муз. произведений.

Музыка отражает окружающую действительность: выразительные интонации человеческой речи, звуки, передающие особенность природных явлений (шум моря, журчание ручья, пение птиц. Вой ветра и т.д.), человеческих переживаний.

Вывод: Музыка – самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребёнка, формируют представление о доброте, краоте, духовных ценностях.

  Задачи и содержание музыкального воспитания определяются общими целями всестороннего развития личности. И в частности, эстетического воспитания. Общеизвестно, что такими целями являются:

  • Приобщение детей к деятельности в области искусства,
  • Развитие эстетического восприятия и эмоциональной отзывчивости на музыкальное произведение,
  • Воспитание любви к музыке.
  • Развитие музыкальных способностей,
  • Формирование музыкального вкуса,
  • Воспитание стремления посильно проявить себя в музыкальной деятельности, т.е. развитие художественно творческих способностей детей.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, т.е. от качества используемого репертуара, методов и приёмов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми.

РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ НА МУЗЫКУ:

  1. Ранний возраст – развивать первые эмоциональные реакции на музыку, слуховое внимание.
  2. 1 младшая – развивать эмоциональный отклик на музыку, умение вслушиваться в неё, узнавать отдельные произведения. Различать звуки по высоте, тихое и громкое звучание.
  3. 2 младшая – обогащать музыкальные впечатления, воспитывать желание слушать музыку, прислушиваться к изменениям в её звучании. Различать звуки по высоте, разный ритм (шаг и бег).
  4. Средняя – воспитывать интерес и любовь к музыке, желание слушать её, обогащать музыкальные впечатления, развивать музыкально-сенсорные способности.
  5. Старшая – расширять мзыкальные впечатления, воспитывать средствами музыки нравственно-эстетические чувства, вызывать отзывчивочть на музыку различного характера. Развивать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух.
  6. Подготовительная – воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, эстетическое отношение к окружающему, родной природе средствами музыки. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, мелодический слух, чувство ритма, тембровый и динамический слух.

РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ:

  1. Ранний возраст – развивать первоначальные предпосылки пения и движений под музыку.
  2. 1 младшая – развивать певческие интонации и ритмичность движения, умение согласовывать их с музыкой.
  3. 2 младшая – развивать певческое звучание голоса, элементарную выразительность и ритмичность движений под музыку
  4. Средняя – развивать певческий голос, выразительность и ритмичность движений под музыку, начинать учить игре на металлофоне.
  5. Старшая – развивать певческий голос, чувство ритма, учить играть на металлофоне, поощрять творческую активность. Импровизацию плясовых движений, интонирование попевок, песен.
  6. Подготовительная – развивать стремление совместного исполнения песен, плясок, радоваться общему успеху. Развивать певческий голос, выразительность пения, образность и ритмичность движений, умение играть в ансамбле на различныхмузыкальных инструментах. Развивать творческие способности в пении, играх, танцах.

Задача педколлектива – по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации. Важносформировать у юной личности самостоятельность к эстетической оценке действительности.

   Развитие детей раннего возраста – подготовительный этап к эстетическому освоению окружающего мира. Начинается он с развития различительной чувствительности всего сенсорного аппарата и эмоционального отклика на восприятие наиболее ярких свойств и качеств объектов (предметов и явлений). Ребёнок радостно реагирует на отдельные яркие качества: музыкальные звуки, ритмические движения, яркие. Чистые цветовые тона, лицо матери, улыбку. Ласковую речь. Эмоциональная отзывчивость на приятные для него фрагменты отдельных явлений проявляется у младенца либо в успокоении после плача, либо в бурном двигательном возбуждении, либо в звонком радостном смехе.

Весь первый год жизни активно совершенствуется сенсорно-эмоциональная восприимчивость.

На втором году: совершенствование восприятия. Ребёнок воспринимает не только свойства действительности, но и отдельные свойства эстетической выразительности в некоторых произведениях искусства. У него возникают адекватные реакции на контрастные выразительные средства в произведениях искуства: весёлую и грустную мелодию, быстрый и медленный темп, громкое и тихое звучание музыки и т.д.

Развивается подражание в различных видах простейшей художественой и игровой деятельности, появляется чувство удовлетворения не только от  процесса деятельности, но и от достижения определённого результата. Развитие речи приводит к усвоению названий всё большего количества эталонных признаков, эстетических качеств в процессе их сопоставления: красивый – некрасивый, чистый – грязный, большой – маленький, весёлый – грустный… дети приобщаются к некоторым видам художественной деятельности (муз, изобр, выр.слову и т.д.)

Ребёнок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то оживляясь и радуясь. В зависимости отхарактера музыки. Охотно включается в пение, подражая взрослым. Первые речевые реакции – гуление, лепет, рождается речь, первые попытки подражать певческим интонациям. Ребёнок способен довольно долго сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так несомненно его стремление ответить на весёлую плясовую музыку сначала оживлением, затем и более оформившимся движением. Если детей приобщают к музыке – у них развиваются слуховые ощущения, отмечается раннее проявление эмоциональной отзывчивости на музыку. Затем появляются стихи – яркие. Сильно воздействующие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития. По мере формирования различных психических функций, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инструментальная пьеса. Картинка, стихи имеют жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детясм содержание музыки. Стихов. Но дети постепенно начинают понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движений.

    К 3-м годам ребёнок проходит огромный путь развития. Посредством глаз, рук, слуха он утверждается во многих видах в том числе и художественной деятельности. У ребёнка появляются предпочтения: яркие игрушки, посуда, картинки, начинает ориентироваться в тех соловах, которые помогают ему в практической деятельности: музыка. Пляска, картинка вызывают у него определённый настрой,желание двигаться. Все эти ранние проявления могут и не возникнуть. Если не будет соответствующего и активного руководства со стороны взрослого. Если ребёнок начинает рисовать в 1,5 – 2 года. К 3-м годам проходит как бы подготовительный к изображению период. В движениях появляется намеренность. Особенно видно, когда ребёнок пытается повторить движения взрослого при лепке и рисунке. Проявляется и активный интерес к стихам и сказкам, выражающийся в просьбе их исполнить, в желании выразительно проговаривать или пропевать последние строчки. На 4 году появляются первые попытки простейших обобщений. Дети привыкают к выразительному пению, чтению, движению, высказывают желание спеть, сплясать, прочитать стихи. Должно быть правильное, чистое пение, выразительная речь – так мелодический и поэтический слух лучше развивается. Благодаря систематичности муз. воспитания дети привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. (это проявляется и в рисовании – подборе последовательности узора) возникают попытки также проявить самостоятельность и в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании. Но имеющиеся навыки носят непостоянный и поверхностный характер.     

    Музыка, которую слушает будущая мать, влияет на самочувствие ребёнка. Формирует его вкусы ипредпочтения.

     В процессе музыкального воспитания  получение знаний, умений, навыков явилось не самоцелью, а способствовало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вкусов детей – то есть элементов музыкально-эстетического сознания.

    Только развива эмоции, интересы, вкусы ребёнка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить его основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет сформировано музыкально-эстетическоке сознание, то это не пройдёт бесследно для  последующего развития человека, его духовного  становления.

     Дошкольники имеют небольшой опыт  представлений о чувствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая всю гамму чувств и их оттенков может расширить эти представления. Приобщаясь к  культурному музыкальному наследию, ребёнок познаёт эталоны красоты,  присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произведений искусства  постепенно ориентирует человека в  выявлении важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

    Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания. Словарь детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими настроения. Чувства, переданные в музыке.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

     Музыкальная деятельность включает в себя не только восприятие,но и посильное детям исполнительство,  основанное на опыте восприятия – пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмические движения. С помощью этих видов деятельности можно развивать другую музыкальную способность -  умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков  мелодии. Развитие этой способености предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, и таким образом, влияет на общее развитие ребёнка.

   Чувство ритма (третья музыкальная способность)  формируется прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку,  смену её характера, как бы пропустить её через себя. Эти занятия требуют концентрации памяти,  внимания, состредоточенности, эмоций, что также важно не только в музыкальной деятельности, нои  общего развития ребёнка.

    В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, своих силах.

(из материалов курсов повышения квалификации музыкальных руководителей  «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста с учётом ФГОС», Омск, Институт новых технологий в образованиии, январь 2015г.)



Предварительный просмотр:

Музыкальные игры в педагогическом процессе ДОУ

        Модернизация системы дошкольного образования предполагает изменение подходов к организации воспитательного процесса в детских садах. ФГОС дошкольного образования декларируют необходимость построения современного педагогического процесса в ДОУ на основе адекватных форм работы с детьми.  Предполагается, что программа может реализовываться в более свободных формах взаимодействия детей и педагогов, которые в совокупности могли бы составить альтернативу учебной модели воспитания и обучения дошкольников. Эти изменения связаны прежде всего с упразднением жёсткой регламентации и построением педпроцесса с учётом возрастных и полоролевых особенностей дошкольников.

                     Наиболее адекватной формой работы с дошкольниками является игра. Игра универсальна и достаточно эффективна, отвечает современным требованиям, эмоциональна по характеру, развивающая по целям, гуманистична по ориентации на личность, эвристична по  формированию культуры познания, художественна по синтезу многих видов   творческой деятельности. В играх богатый развивающий потенциал. По словам Кенеман, музыкальная игра – это творческий процесс, связанный с активным осмысленным восприятием музыки, развивающим фантазию, эстетические и нравственные чувства. Игра призвана раскрыть ребёнку прекрасное в искусстве, она привносит радостное ощущение жизни от общения с музыкой, воспитывает художественные вкусы и влияет на формирование музыкальных и творческих способностей.  По словам Ветлугиной, игра выступает генетической основой детского художественного творчества, и то состояние эмоциональной увлечённости, возникающее в процессе игры, напоминает в своих зачаточных формах вдохновение зрелого художника. Творческий характер музыкально-игровой деятельности пробуждает способности к импровизации и продуктивному самовыражению личности.  Следовательно, игровые методы и формы наиболее эффективны при общении дошкольников с искусством, когда эстетические эмоции, чувства, оценки как элементы творческой интерпретации художественного образа возникают в естественном и непринуждённом диалоге ребёнка с прекрасным.

Долгие годы игра рассматривалась как дидактическое средство и метод обучения дошкольников, однако современная практика воспитания стремится к использованию музыкальных игр, предусматривающих развитие музыкальности ребёнка и приобщающих к ценностям музыкально-эстетической культуры

 По дидактическим целям и задачам музыкальные игры могут быть направлены:

  • На развитие музыкально-сенсорных способностей (Настольные, подвижные, хороводные);
  • На развитие основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых  представлений, чувства ритма и эмоциональной отзывчивости;
  • На развитие музыкального восприятия и овладение знаниями о музыке, формирование исполнительских и творческих навыков в пении, ритмике, игре на инструментах;
  • На формирование основ музыкальной культуры, интереса к музыкальной классике, эмоционально-оценочного отношения к произведениям музыкального искусства.

По содержанию музыкальной направленности музыкальные игры могут быть:

  • Сюжетные (образные и ролевые творческого характера);
  • Под инструментальную музыку и под пение (Народные, хороводные, игры-инсценировки);

По характеру творческой музыкально-игровой деятельности можно выделить:

  • Музыкальные игры-сказки (Игра-балет, игра-опера, игра-драматизация);
  • Игры-импровизации (ритмопластические, карнавальные, сюжетно-ролевые, игры-концерты и др.)
  • Театрализованные постановки, игры-спектакли.

Современные исследователи детских музыкальных игр отмечают следующие её характеристики:

  • Музыкально-игровая деятельность носит активный импровизационный характер, связана с художественной интерпретацией жизненных явлений и представляет собой поле для творчества ребёнка.
  • Ей присуща эмоциональная насыщенность, напряжённость, эффект включённости,  удовольствие от процесса, что создаёт эмоционально-чувственное поле игры.
  • Наличие прямых или косвенных правил, логика сюжета и последовательность действия опредмечены содержанием музыкального произведения и это предопределяет логику игры.
  • Бескорыстность, личностно-значимая мотивация, непредсказуемость результата, его целостность создают свободу музыкально-игровой деятельности.

В музыкальных играх игровыми действиями опредмечены такие сферы музыкального пространства, как мелодия, гармония, ритм, интонация, образы произведений, жанры музыкального искусства (опера, балет, симфоническая картина, музыкальная сказка и др.) в процессе развития музыкальной игры действия дошкольников становятся более обобщёнными и условными, что соответствует особенностям музыкальной речи и логике её познания.

Становление и развитие музыкальной игры происходит по законам  эволюции игрового творчества. Начальный этап – игры с предметами. Главное в них – предметно-игровые действия. Такие игры-действия подчинены характеру воспринимаемого музыкального  образа. Игра основана на уподобление звучанию музыки с  помощью разнообразных действий с музыкальными игрушками и действий условного характера: двигательных, тактильных и др.

Следующий по сложности способ построения творческой игры – ролевое поведение, связанное с обозначением и реализацией ребёнком условной ролевой позиции. Предметно-игровые действия при этом подчиняются смыслу исполняемой роли.

Вершиной развития игрового творчества в дошкольном возрасте является игра-фантазия, в ходе которой ребёнок импровизирует сюжетную линию игры.  Благодаря таким средствам, как вокально-речевая интонация, мимика, пластика, музыкально-ритмические  движения, пантомима, темброво-инструментальное сопровождение, ребёнок оформляет музыкальный образ взятой на себя роли.

С учётом особенностей развития музыкально-игрового творчества можно выделить разнообразные формы организации музыкальных игр.  

Первый блок музыкальных игр основан на механизме уподобления. Побуждая детей к эмоциональному отклику посредством игровых действий-уподоблений, педагог не только углубляет процесс музыкального восприятия,  но и формирует у них  эмоционально-положительное отношение к произведениям музыкального искусства.  Эмоции, вызванные игрой,  соотносятся в сознании ребёнка с содержанием музыкально-игровой деятельности и закрепляются как положительные знаки в опыте восприятия музыки.

Варианты содержания музыкальных игр могут быть различны:

- тактильные, моделирующие характер звучания посредством тактильных прикосновений;
- двигательные, моделирующие характер музыкального звучания с помощью пластических движений рук, мелкой моторики и жестов.

- интонационные, передающие  настроение музыкального произведения с помощью интонационно окрашенного слова, характеризующего эмоционально-образное  содержание музыки;

- вокальные, передающие настроение музыкального произведения с помощью интонационно-выразительного подпевания мелодии, музыкальных фраз;

- инструментальные,  моделирующие эмоционально-образное  содержание произведения с помощью тембровой и мелодической оркестровки его звучания;

- цветомузыкальные, моделирующие эмоционально-образное  содержание произведения с помощью выразительности цвета и его оттенков.

Второй блок  основан на механизме интерпретации  музыкального содержания произведения путём активного освоения разнообразных способов творческой деятельности (музыкальной, художественно-изобразительной, художественно-речевой).  Интерпретация – это личностное осмысление и истолкование содержания музыки, оформленное в виде эмоционально окрашенного сюжетно-ролевого действия. В игре ребенок отождествляет себя с вымышленным персонажем  (героем сказки, музыкального образа, объектом живой и неживой природы, эмоциональным состоянием  человека, другим ребёнком и т.д.).

Формы различных музыкальных игр:

  • Игра-инсценировка -  интерпретация музыкального содержания посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений.  Они могут включать музыкально-образные этюды, относящиеся к изображению:

- животных;

- героев сказок;

- детских игр и игрушек.

  • Игра-настроение – выражение характера музыкального произведения посредством создания образа, соответствующего настроению музыки (образ радости,  грусти, нежности, ласки взволнованности, торжества и т.д. ) игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, так как требует активации абстрактно-логического мышления.
  • Игра-портрет  ( близка по характеру играм-инсценировкам) отличается индивидуальной формой протекания и доступна детям младшего возраста. В ней отсутствует развитие сюжета. Ребёнок передаёт характер персонажа в самостоятельной эмоционально-двигательной интерпретации. Главное её правило – выразительно передать характер музыкального образа посредством ритмопластических, пантомимических и танцевальных движений. Игра-портрет может быть составной частью музыкальной игры-инсценировки и предшествовать её возникновению.
  • Игра-размышление  направлена на соотнесение жанрово-стилистического родства музыкальных, художественных и литературных произведений при доминировании музыкального образа в содержании игровой деятельности персонажами игр-размышлений могут быть композитор, поэт, художник, режиссёр музыкального спектакля, актёр, дирижёр оркестра ит.д.

      Третий блок основан на механизме музыкальной импровизации. Импровизация – вид творческой деятельности, в котором совпадают его процесс и продукт. Основана на инициативном воображении и образном познании мира такая активность требует  от  дошкольников умения фантазировать, комбинировать, варьировать, преобразовывать и пересочинять ранее известное.

      Игра-сказка   представляет собой игровой комплекс, созданный на основе сюжета волшебной или бытовой сказки. От традиционной  игры-драматизации музыкальная игра-сказка отличается тем, что её драматургической основой и эмоциональным стержнем является музыкальный образ одного или нескольких произведений, объединённых в одно игровое пространство. Дети на основе активного восприятия музыки разворачивают сюжет игры.  (Игра-опера, игра-балет).

       Игра-карнавал подобна импровизированному празднику, в котором, как в калейдоскопе, мелькают образы, сценки, танцы, чудесные превращения.  В этой игре нет строгой сюжетной линии, она может быть придумана самими детьми на основе:

-содержания музыкальных произведений;

- темы праздника;

- доминирования музыкальной деятельности.

       Игра-фантазия развивает художественно-творческие способности детей, такие, как сочинение историй на основе развития музыкального образа произведения.

        Сюжеты, созданные детьми  в процессе фантазирования и сочинения, могут быть основой игр-инсценировок  или музыкальных игр-сказок.

        Разнообразие игровых форм организации музыкальной деятельности детей позволяет снизить  дидактическую напряжённость при построении современного педпроцесса в ДОУ и вместе с тем эффективно решать значимую задачу формирования основ музыкально-эстетической  культуры  у детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....