Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО.
статья на тему

Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruglyy_stol_-prof.kompetentn.16-17.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №73 Кировского района Санкт-Петербурга

Круглый стол:

Профессиональная компетентность

педагогов в

условиях реализации ФГОС ДОО.

Материалы подготовили:

Соболева Н.В.

(учитель-логопед),

Садовская Л.И.

(ст.воспитатель)

г.Санкт-Петербург

Тема: Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО.

 Цель: актуализация развития профессиональной компетентности воспитателя.

Задачи:

1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога.

2. Обеспечить обмен опытом работы педагогов по повышению личной профессиональной компетентности.

3. Познакомить педагогов с понятием «профессиональная компетентность», видами профессиональной компетентности.

 Форма проведения: круглый стол.

Оборудование: ТСО,  стулья и столы по кругу для всех участников, раздаточный материал.

 

Ход мероприятия

Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаем вас поучаствовать в обсуждении темы «Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО». Сегодняшний круглый стол мне хочется начать словами Л.С.Выготского: «Правильно организованное обучение ведет за собой развитие».

Образованию на государственном уровне в последнее время уделяется значительное внимание, об этом свидетельствуют нормативно-правовые документы: в первую очередь Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ»;

 Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013. №1155 утвержден «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», вступивший в силу 1 января 2014г.;

 Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н утвержден «Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель)».

Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимость повышения квалификации и профессионализма педагога, т.е. его профессиональной компетенции.

В словаре С.И.Ожегова, понятие «КОМПЕТЕНТНЫЙ» определяется как «ОСВЕДОМЛЕННЫЙ, АВТОРИТЕТНЫЙ в какой-либо области».

По мнению выдающихся педагогов современности, существует несколько типов компетентности.

Участник:  Это:

  1.  Специальная компетентность. Педагог владеет профессиональной компетентностью на высоком уровне и занимается саморазвитием, а также у него развита коммуникабельность.

2.Социальная компетентность. Педагог владеет совместной профессиональной деятельностью, сотрудничает с окружающими и ответственен за результаты своего труда.

 3. Личностная компетентность. Педагог владеет способами личностного самовыражения и саморазвития. Это интересная яркая личность.

 4. Методическая компетентность. Педагог знает методы и приемы обучения, имеет интуицию выбора метода.

 5. Психолого-педагогическая компетентность. Педагог знает психику детей, умеет определять индивидуальные качества каждого ученика.

Ведущий: Согласно Закону «Об образовании РФ», дети с отклонениями в развитии могут получать образование как в условиях специализированного (коррекционного) детского сада так и в общеобразовательном детском саду. Актуальной задачей детского сада становится создание условий, в которых для любого ребенка, независимо от его состояния здоровья или способностей к обучению, образование станет качественным и доступным. Учесть разнообразие особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей ребенка можно при реализации инклюзивного образования, что отражено в ФГОС ДО.

Инклюзивное образование  (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include -заключаю, включаю) — это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. По сути, инклюзивное образование означает обучение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной среде. Сегодня, в условиях все большего распространения и признания инклюзивного образования, ведущая роль в оказании помощи ребенку по освоению образовательной программы принадлежит специалистам – учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам. Они обеспечивают коррекцию отклонений в развитии ребенка и оказывают поддержку воспитателям в адаптации программ, создании условий для полноценного участия всех детей в жизни детского сада, а также включению родителей в образовательный процесс. Но в наших условиях, при отсутствии специалистов эта нагрузка ложится на плечи воспитателя. Для обеспечения качественного и доступного образования детей с особыми образовательными потребностями важно создавать специальные условия. Создание таких условий возможно при знании педагогами (в данном случае воспитателями) особенностей обучения и воспитания разных категорий детей с ОВЗ, умении вовлечь  родителей в образовательный процесс.  

Однако воспитатель должен иметь не только профессиональные знания, но и знания о закономерностях общения и взаимоотношений в педагогическом коллективе, детской группе, работе с родителями. Всегда ли мы умеем уловить настроение друг друга? Не просто хорошее или плохое, а малейшие его нюансы, выражения лица, вспыхнувшую и подавленную обиду, изменение интонации, улыбку?.. Показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма  является коммуникативная культура (компетентность). 

Участник: Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений). Слово «коммуникабельность», взятое из мира техники, означает способность находить пути к другому человеку, прокладывать те незримые провода, по которым устремляется душевное тепло.

В ходе модернизации и оптимизации дошкольного образования предъявляются серьёзные требования к коммуникативной компетентности воспитателя. Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения постоянно связана с общением с широким кругом людей: родителями, коллегами, администрацией детского сада, воспитанниками и др.

В Концепции дошкольного воспитания представлен портрет педагога, работающего с детьми. В нём отмечается важность воздействия взрослого на личность ребёнка. Педагог выступает главным организатором и активным участником речевой среды в образовательном процессе, его образ является для ребёнка языковым авторитетом.

Воспитателю необходимо постоянно совершенствовать свои коммуникативно-речевые умения. Специфика педагогического общения состоит в том, что оно выступает как средство решения педагогических задач, как способ организации педагогов и детей, как социально- психологическое обеспечение коррекционно-воспитательного процесса. Профессиональное общение педагога – это система сложных коммуникативных взаимодействий, направленных на эффективное решение педагогических задач, реализуемых с помощью различных коммуникативных средств, действующих в рамках существующих норм педагогической этики.

Педагог должен уметь анализировать речевую ситуацию и прогнозировать речевое поведение участников общения, оформлять высказывание в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в способах диалогического общения с учётом норм речевого этикета, использовать средства невербального общения в речевой ситуации для достижения положительного результата, корректировать собственно речевое поведение в зависимости от ситуации общения, проводить самоанализ речевой деятельности.

Вопросы коммуникативной компетентности педагогов в системе дошкольного образования оправданно становятся в настоящее время объектом научных исследований. Учёные утверждают, что коммуникативная компетентность педагогов является универсальным средством развития личности ребёнка в период дошкольного детства, содержательного вежливого общения.

Критерии людей с высокой коммуникативной компетентностью:

*быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнёре;

*стремление понять другого человека в контексте требований конкретной ситуации;

*установка в контакте не только на дело, но и на партнёра; уважительное, доброжелательное отношение к нему, учёт его состояния и возможностей;

*уверенность в себе, раскованность, включённость в ситуацию;

*владение ситуацией, гибкость, готовность проявить гибкость в общении или передать её партнёру;

*большая удовлетворённость общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

*умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых позициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контакты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

*высокий статус, популярность в том или ином коллективе;

*умение организовать дружную, совместную работу, добиваться высокого результата деятельности, включая людей в решение общегрупповой задачи;

*способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Коммуникативная компетентность, непосредственно обеспечивающая процесс расширения, умножения социальных связей ребёнка с внешним миром, является показателем образованности, жизненной успешности, профессионализма деятельного педагога.

Ведущий: Для профессиональной деятельности педагога  характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. «Любой может рассердиться – это легко. Но быть рассерженным на нужного человека, в нужной степени, в нужное время, для определенной цели и соответствующим образом – вот в чем сложность», - считает Аристотель. Эмоциональная компетентность – важное условие сохранения и укрепления здоровья.

Эмоциональная компетентность – это способность осознавать и признавать собственные чувства, а также чувства других, для самомотивации, для управления своими эмоциями внутри себя и в отношениях с другими.

Участник:  Эмоции, чувства, переживания, настроение, стресс, страсть... Что за этим стоит?  Мир эмоций и чувств пронизывает всю жизнь человека - отношения с окружающими, деятельность, общение и познание. Профессиональная деятельность педагогического работника не исключение. Более того, для неё характерна высокая эмоциональная интенсивность и подверженность стрессам. Учёные-психологи  отмечают, что неэффективное управление эмоциями приводит к неврозам, нарушению психического, психологического, соматического, физического здоровья человека и, как следствие, снижению качества деятельности и жизни. О необходимости эмоционального воспитания писали Л.С.Выготский, С.Л.Рубенштейн, подразумевая под этим овладение культурой проявления эмоций.

Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагогического работника в частности, благодаря своим ключевым компетенциям:

*распознавание и понимание собственных эмоций и чувств;

*управление своими эмоциями;

*распознавание и понимание чувств окружающих;

*управление чувствами других.

Распознавание и понимание собственных эмоций и чувств.  Высший уровень эмоциональной сознательности характеризуется тем, что человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс.

Управление своими эмоциями. Человек, который сотрудничает с другими людьми (к педагогу это относится непосредственно), вынужден находить баланс между собственными потребностями, притязаниями и ожиданиями общества. Обучение этому длится долгие годы. Его важнейшая составляющая - реакция на собственные эмоции.  Существует много способов адекватного выражения эмоций. Педагогу важно осваивать их и применять в жизни.

Распознавание и понимание чувств окружающих. Человек с высоким уровнем развития этой компетенции хорошо "читает" сигналы о чувствах окружающих и в состоянии изменить перспективу, увидеть положение вещей с позиции другого человека, почувствовать то, что чувствует он.

Управление чувствами других. Способность позитивно влиять на чувства других - компетенция высшего порядка. Для педагога такая компетенция особенно актуальна. Открытое, осторожное обращение с чувствами, а также способность понять причины их возникновения позволяют в профессиональной жизни не испытывать проблем в эмоциональных ситуациях. Оказание педагогом конструктивного влияния на чувства воспитанников и коллег предполагает умение успокоить возбуждённого или злящегося человека, подбодрить боязливого, помочь им осознать свои чувства, пробудить интерес и поднять настроение.

Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный педагог обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своём профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору. Уверенность и импровизация считаются самыми эффективными средствами в профилактике стресса. Осознавая свои и чужие эмоции, компетентный педагог принимает их и рассматривает как профессиональный ресурс, независимо от того, положительные это эмоции или отрицательные. Эмоционально компетентный педагог не способен распространять негативную информацию и "токсичные" эмоции, заражающие окружение, неблагоприятно влияя на психологический климат.

Эмоциональную компетентность можно развивать самостоятельно, если поставить перед собой такую задачу и последовательно её реализовывать. При этом следует обращать внимание на развитие совершенствование каждой компетенции.

Умение управлять эмоциями даёт возможность использовать энергию переживаний для организации конструктивного поведения и преодолевать отрицательные эмоциональные ситуации, тем самым способствует сохранению эмоционального равновесия.

Способность распознавать и понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития эмпатии - глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах.

Уровень эмпатии у каждого человека свой. Понимать эмоции другого человека можно, "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные ориентиры эмоций, звучащие в речи партнёра по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за словами.

Умение управлять эмоциями других - способность лидера. Настоящий лидер управляет целой группой людей, направляет коллективные эмоции в нужное русло, создаёт атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативное настроение. Будет ли общее дело развиваться - во многом зависит от того, насколько эффективно лидер выполняет свою основную эмоциональную задачу. Когда он пробуждает в людях позитивные эмоции, то раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха.

(Тренинг)

Ведущий: Повышение эмоциональной компетентности являться средством профилактики профессионального выгорания, так как одним из важнейших факторов риска, ведущих к выгоранию, являются отрицательные эмоции, испытываемые педагогом на работе.

Современный детский сад – это не только и ни сколько организация по присмотру и уходу за дошкольниками, все большую актуальность приобретает проблема повышения качества дошкольного образования. Впервые в российском образовании разрабатывается Профессиональный стандарт педагога. Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности. Данный документ содержит профессиональные компетенции педагога дошкольного образования, отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования, одна из которых ИКТ-компетенция. 

Участник: Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором росли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием информационных технологий. ИКТ в работе современного воспитателя:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.

 Ведущий: Современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо постоянно учиться, заниматься самообразованием.  

 Участник:     Условия профессионального роста:

  • Чтение методической, педагогической литературы.
  • Посещение семинаров, конференций.
  • Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
  • Изучение информационно-компьютерных технологий.
  • Участие в  мастер-классах, конкурсах, в том числе интернет-конкурсах.
  • Помещение своих разработок на сайтах интернета, и т.д.
  • Обобщение педагогического опыта.
  • Систематическое прохождение курсов повышения квалификации (Согласно №273-ФЗ об образовании в РФ не реже чем раз в три года).

Ведущий: Я бы еще добавила участие в вебинарах, модульные курсы, а также дистанционные курсы повышения квалификации. Кстати, с 1 марта КГИРО начинает реализацию дополнительных программ повышения квалификации на дистанционном уровне. Первыми дистанционно осваивать содержание программ будут учителя информатики Калужской области. Дистанционное образование имеет ряд неоспоримых преимуществ: изучение материала в индивидуальном темпе; свобода и гибкость обучения; творчество; экономия времени и ресурсов и т.д.

Ведущий: Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества дошкольного образования в целом.

А закончить заседание нашего круглого стола хотелось бы словами В.А.Сухомлинского « Как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

( Всем присутствующим дарятся памятки «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»).

 

Литература:

  1. Бережкова О.В. Проблема стандартизации профессиональной деятельности педагога дошкольной организации. – ж.Управление №9, ТЦ «Сфера», 2013.
  2. Карелина Е.В. Формирование коммуникативной компетентности воспитателей. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
  3. Фадеева Е.И. Эмоциональная компетентность – условие сохранения психологического здоровья педагогов. – ж.Управление №5, ТЦ «Сфера», 2014.
  4. Федорова Л.И. Требования ФГОС дошкольного образования к обеспечению равных возможностей для развития каждого ребенка. – М.: Педуниверситет «Первое сентября, 2014.
  5. Федеральный закон от  29.12.2012года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: Мозаика-Синтез, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

актуализация развития профессиональной компетентности педагога (Форма проведения - Круглый стол)...

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО.

Региональный семинар “Особенности организации профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации в условиях перехода к реализации ФГОС”, проводимый НФ ИЭУП г. Казань в Нижне...

Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Педагог должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности ДОУ...

Профессиональная компетентность педагога в условиях реализации ФГОС

В материале представлены методические рекомендации по повышению профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС в виде презентации и текста выступленияВ тексте выступления  в...

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО".

Доклад на тему "Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДОО". Задачи: 1. Рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога....

Семинар Профессиональная компетентность педагогов в условиях реализации ФГОС ДО

Правильно организованное образование ведет за собой развитие»      П.С.Выготский КОМПЕТЕНТНЫЙ - осведомленный, авторитетный в какой-либо области, словарь С.И. Ожегова....

План работы методического объединения педагогов Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»

План работы методического объединения педагогов  Тема: «Формирование профессиональной компетентности педагогов в условиях реализации ФГОС ДО в работе с семьей»...