Программа по духовно-нравственному развитию дошкольников
материал (старшая группа) на тему

Создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_d-n.docx30.1 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и                 благоразумие.     (Никола Себастиан Шамфор)

Аннотация. 
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, ее острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально - нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой. 
Именно сегодня материальные ценности возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Продолжается разрушение института семьи: через телевизионное «половое просвещение» у детей формируются несупружеские, антиродительские и антисемейные установки. 
Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации, не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость. 
Дошкольное воспитание - важнейший период в духовно-нравственном становлении личности. Нравственное воспитание происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 
Данная программа даёт возможность  создать стройную систему приобщения детей с дошкольного возраста  к духовно – нравственным ценностям.

Пояснительная записка.   
Духовно-нравственное развитие в педагогике - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоничное развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. 

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития детей стоит особенно остро. Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. 

Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, определяющая отношение человека к миру во всем многообразии его проявлений. У ребенка формируются основы отношения к себе и к окружающим, обществу в целом. В процессе духовно - нравственного воспитания расширяются и углубляются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна), трудолюбии , о  бережном отношению к природе,  о  важности и ценности  морального  и физического  здоровья
Духовно – нравственное развитие происходит благодаря целенаправленным педагогическим воздействиям, ознакомлению ребенка с нравственными нормами поведения в процессе различной деятельности. 
Важнейшей работой в духовно-нравственном развитии является воспитание чувства патриотизма, а оно многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

 Особое место в духовно – нравственном воспитании дошкольников православное воспитание. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время когда идет поиск духовного возражения России, особенно актуально, так как общество и государство нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно -  нравственные компоненты в содержании образования.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности. Понятия «нравственный» и «духовный» в православной педагогике определяются следующим образом: духовность - это состояние близости души, внутреннего мира человека к Вышнему и Горнему миру; нравственность - это твердая постоянная решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести (добронравие). Духовно-нравственное воспитание понимается как целенаправленная деятельность, нацеленная на приобщение человека к Вышнему и Горнему миру, на постепенное восстановление целостной структуры личности, самоопределение человека и совершенствование его в добродетели

Духовно – нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияет на все стороны и формы взаимодействия человека с самого раннего детства с миром, его этическое и эстетическое развитие, формирование гражданской позиции, патриотическую и личную ориентацию, эмоциональное состояние, физическое и психическое развитие.

Сотрудничество с семьей- одна из главных задач нравственно – духовного воспитания дошкольника.
 Многим родителям неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. 
Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в семье, в первую очередь должны сохраняться и передаваться
 нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные дедами и прадедами, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 

Если планировать воспитательный процесс в соответствии с проектом данной программы, обращаясь к духовно-нравственным традициям отечественного образования и воспитания, то это значительно повысит эффективность воспитательной работы по духовно-нравственному развитию детей, повысит компетентность педагогов, детей , родителей, расширит воспитательное пространство и обеспечит активный выход на социум. 
Актуальность программы определяется потребностью общества в духовно – нравственном воспитании как необходимом элементе сохранения и дальнейшего развития социума. 

Цель программы: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно- нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.

 Задачи: 

  • расширять представления детей о различных сторонах народной культуры: быте, православных традициях, декоративно – прикладном искусстве, устном народном творчестве (сказках).
  • развивать речь как средство и форму мыслительной деятельности. Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение православия в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения
  • воспитывать гуманную, толерантную, духовно-нравственную личность, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.
  • воспитывать любовь к родному краю, городу, вызывать чувство гордости за него и желание узнать новое об их истории
  • ориентировать на семью на духовно- нравственное воспитание, ознакомление родителей с основами православной педагогике и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.

Отличительной особенностью программы:

Направленность на развитие личности ребенка

Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста, направлена на воспитание в каждом ребёнке гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов детей, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире

Направленность на духовно – нравственное воспитание:

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности: 
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); 
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); 
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); 
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); 
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); 
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); 
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); 
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); 
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество). 

Взаимодействие с семьями воспитанников:

Программа подчеркивает ценность семьи как уникального института воспитания нравственности и духовности ребенка отводится семье, как первому наставнику ребёнка.

Технологичность программы:

Осуществление целенаправленного воспитательного процесса и предполагает определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических действий.

Программа реализуется дошкольным образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями детей, с другими субъектами социализации

Тип программы: образовательная. 
Программа по своей направленности является светской (участником образовательного процесса (по письменной просьбе родителей) может стать священник )и имеет интегрированный характер, который обеспечивает её взаимосвязь с основными направлениями воспитания и обучения детей дошкольного возраста: формированием экологического мышления, краеведением, основами логического мышления, экологией межличностных отношений, художественно - эстетическим и патриотическим воспитанием, родной речью, здоровым образом жизни. 

Программа составлена с учетом меж предметных связей по областям: 
•познавательное развитие: непрерывная образовательная деятельность наблюдения, экскурсии, целевые прогулки, беседы, игры. 
•социально – коммуникативное развитие: дидактические, сюжетно-ролевые игры; проводятся экскурсии, посещение музеев, труд. 
•художественное – эстетическое: произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия в соответствии с тематикой занятий. Проводятся выставки детского творчества, мастер – классы.  используются музыкальные произведения в соответствии с тематикой занятия; проводятся праздники (в том числе и фольклорные, фестивали, музыкальные игры). 
•речевое развитие :  произведения познавательной направленности (сказки, притчи, стихи, сказания, легенды); рассматривание иллюстраций, картинок. 
•физическое развитие: подвижные игры, развлечения, спортивные праздники, досуги.  
Условия реализации программы. 
Данная программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 5 до 7лет. Занятия проводятся в течение девяти месяцев в период с сентября по май, один раз в неделю. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности25-30 минут.  В ходе занятий реализуется основной принцип образования принцип соблюдения триединой задачи: воспитание, развитие, обучение. Кроме теоретической работы программа предполагает также практическое закрепление полученной информации. Рисунок, аппликация, создание игрушек, коллективное панно и другие виды практической работы позволяют лучше запомнить и осознать пройденный материал. Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник детского сада, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности: 
• в содержании и построении непосредственно образовательной деятельности; 
• в способах организации совместной деятельности взрослых и детей, в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; 
• в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности детей; 
• в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; 
• в личном примере детям. 
Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов-участников воспитания: семьи, общественных организаций, включая и детско-юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ. 
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни дошкольников осуществляется на основе следующих принципов: 
• нравственного примера педагога – нравственность воспитателя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к детям, коллегам; 
• принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного развития в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание. 
• педагогический : отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого ребенка, предоставление им возможности удовлетворить свои познавательные интересы. 
• культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края и возможностями восприятия дошкольника. 
• краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу, на производство, в музеи, храмы для накопления чувственного опыта. 
• принцип непрерывности и преемственности воспитания в семье и школе на основе сотрудничества. 
• принцип результативности: предполагает обязательность общения воспитателя с ребенком, выяснения того, что и как он понял, почувствовал. С этой целью педагоги разрабатывают анкеты, тесты, игры. 
• принцип развития самоценных форм активности. В соответствии с этим принципом наши воспитанники получают возможность познавать мир через те виды деятельности, которые для них наиболее привлекательные. 

Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста. 
По каждому из заявленных направлений духовно-нравственного развития и воспитания детей на ступени начального общего образования планируется достижение следующих результатов: 
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека: 
• ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; 
• опыт социальной и межкультурной коммуникации; 
• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища. 
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: 
• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, 
• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; 
• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; 
• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; 
• уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; 
• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним. 
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: 
• ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; 
• элементарные представления о различных профессиях; 
• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; 
• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; 
• потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; 
• мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности. 
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни: 
• ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; 
• первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; 
• знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека. 
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание): 
• ценностное отношение к природе; 
• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; 
• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в детском саду, на участке, по месту жительства; 
• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах. 
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание): 
• первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире; 
• первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей; 
• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; 
• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; 
• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; 
• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества; 
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания детей оцениваются в рамках мониторинга, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, педагогов детского сада); анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тесты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей, наблюдения за детьми педагогом. Оценка и развитие этих и других личностных результатов образовательной деятельности детей осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ребенка. 
В ходе реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания дошкольников можно прогнозировать повышение уровня воспитательной подготовки воспитанников, обеспечивающей развитие нравственных качеств личности вне учебной деятельности. 

Условия реализации программы:

  1. Групповая комната - светлая, просторная, отвечающая требованиям СанПин.
  2. Игровые пособия для знакомства детей с историей и бытом нашего народа, флорой и фауной России, Тамбовской области.
  3. Дидактические игры «Моя семья», «Животные нашего леса», альбомы «Времена года», «Семья», «Птицы, животные и растения нашего края», «Об этом знает каждый», «Счастливое детство», «Профессии», «Моя родная Тамбовщина», «Скотный двор», «Что было до…», «Народные костюмы Тамбовщины», «Угадай, чей костюм», «Чей флаг», «Что лишнее»; игротека народных игр
  4.  Фотогалереи «Золотые купола Троицкого собора», «Москва – столица России» «Моя семья» «Достопримечательности г. Моршанска», стенд «Символы России, Моршанска»
  5. Учебно-методический материал по духовно-нравственному воспитанию: методическая литература,
  6. Сборники потешек, песен, стихов, скороговорок и поговорок,
  7. Библиотека художественных произведений русских классиков, местных поэтов, серии картин «Кем быть», «Нам нужен мир», «Наша Родина», «Российская армия», «Детям о хлебе», «Наша квартира», «Великий учитель - природа», «Потешки»,
  8.  Настольные театры по русским народным сказкам, наборы сюжетных картинок, знакомящие дошкольников с народными традициями
  9. Альбом по тематике «Космос», «Транспорт», «Флора и фауна нашего края».
  10. Иллюстрации национальных костюмов, декоративные изделия народного творчества, репродукции картин русских художников
  11. Игротека подвижных и дидактических народных игр,
  12. Картотека детской художественной литературы.
  13.   Патриотический уголок.
  14. Альбом «Православные праздники»
  15. Музыкальный центр, аудиоматериалы, компакт диски.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

«Мир твоей души»

«Кто я»

«Каким я хочу быть»

2

1

1

2.

«Мир прекрасное творение»

«Живая и неживая природа»

«Наша планета – наш дом»

«Неизведанный космос»

«Времена года»

8

4

4

3.

«Добро и зло»

«Добро и зло»

4.

«В здоровом теле – здоровый дух»

5.

«Край в котором я живу

6.

«Труд и порядок»

7.

«Я гражданин своей страны»

8.

«Моя семья»

Итого

Содержание программы

Тема: «Кто я»

 Тема: «Живая и неживая природа»

Теория: воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

Практика: Дидактические игры: «Животные нашего леса», «Птицы, животные и растения нашего края», чтение художественных произведений из цикла «Великий учитель – природа».

Тема: «Наша планета – наш дом»

Теория: ценностное отношение к природе и всем формам жизни; элементарный опыт природоохранительной деятельности. Учить видеть отличие мира созданного руками человека от мира природы

Практика: Дидактическая игра «Это знает каждый», рассматривание репродукций картин русских художников.

Педагогический проект: «Чистый мир».

Тема: «Неизведанный космос»

Теория: элементарные представления о роли знаний, науки, ценностное отношение к труду, трудовым и научным достижениям России и человечества

Практика: Альбом по тематике «Космос», просмотр мультфильма «Занимательные уроки Р. Саакаянца «Астрономия для маленьких».

Тема: «Времена года»

Теория: дать элементарные представления о народном календаре.

Практика: Альбом «Православные праздники», песни. стихи, пословицы, поговорки о временах года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа по духовно -нравственному воспитанию старших дошкольников

Программа по развитию духовно - нравственности в детском саду...

Программа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Лучик"

Программа по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Лучик" составлена на основе примерной программы по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников для дошкольных образователь...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Программа по духовно-нравственному воспитанию младших дошкольников "Дорога добра"

Воспитание дтей без духовно-нравственной основы неполноценно,более того, оно вредно, ибо мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений детей, без четких представлений о добре и зле. Вредно оно...

«Семейный клуб, как одна из эффективных форм взаимодействия с родителями для успешной реализации духовно-нравственного компонента развития дошкольника»

    В современных условиях главным социальным и государственным приоритетом становится воспитание человека-гражданина.      В дошкольном возрасте интенсивно ф...

Рабочая программа дополнительного образования в ОО "Социально-коммуникативное развитие" на формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников "Гармония"

laquo;Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»Л. Н. Толстой.«В человеке, которого ...