Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"
консультация на тему

Матинина Маргарита Ринатовна

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx21.48 КБ

Предварительный просмотр:

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Успех – это результат деятельности человека, которая образует его самого и окружающую действительность.

Существенные характеристики этого понятия.

- В него включаются только те достижения которые могут охарактеризовать , как положительный результат его деятельности.

- Из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, удачей. Человек должен прилагать усилия для достижения успеха.

Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста.

Успех – это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящими в непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда результаты и ожидания совпадают или превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких, воспитателя). Ситуация успеха повышает самооценку, а неуспеха - ее понижает.

      Воспитатель является одним из главных инструментов воспитания, условием воспитания и элементом развивающей среды детей. На этапе реализации ФГОС предстоит творчески осмыслить новое содержание дошкольного образования, условия его реализации, найти более эффективные пути, формы и методы организации своей профессиональной деятельности как творческого процесса. Стандарт поддерживает разнообразие детства и направлен на позитивное становление ребёнка и учёт его индивидуальных потребностей, проявление инициативы и интересов, его возможности на разных этапах освоения дошкольной образовательной программы. Актуальность проблемы достижения успеха ребёнком, выявления эффективных педагогических путей формирования такого сложного личностного новообразования, как успешность, определяет его дальнейшее социальное поведение на многие годы. Ни у кого не вызывает сомнения, что социальное поведение человека определяется способами дошкольного и школьного воспитания и обучения, подтверждает зависимость становления социально значимых личностных качеств от организации образовательного процесса, способов межличностного взаимодействия её участников. Поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрастном периоде, а комфортность ощущения себя ребёнком влияет на становление жизненной парадигмы, важно обеспечить периодическое переживание успеха дошкольником в этом виде деятельности. Мы, взрослые (педагоги, родители), обязаны хорошо понимать, что ребёнок ни к чему не готовится: ни к школе, ни к жизни, а развивается здесь и сейчас, проживая наиболее значимый возрастной период становления человека для его успешности в разных сферах жизнедеятельности, его дальнейшей социализации в обществе. Именно в этот период происходит становление базовых составляющих ценностно-смысловой картины мира ребёнка. Готовность к успешному школьному обучению и дальнейшей жизни состоится, если в период с двух месяцев и до восьми лет ребёнку создадут условия для освоения культурных способов взаимодействия с окружающим миром, с другими людьми, понимания   самого себя. Играя, ребёнок открывает удивительный мир, его разнообразие и богатство. Занимаясь конструированием или рисованием, переживает сделанные открытия, воплощает собственные впечатления, проектирует мир. Являясь активным участником разных видов деятельности, ребёнок социализируется: осваивает способы поведения, культурные нормы и ценности, учится их воспроизводить (использовать), что позволяет эффективно общаться, расти духовно и физически. Дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника. Чтобы осуществлять педагогически оправданное влияние на формирование его личности, работая воспитателем в группе детей возрастом от 4 до 6,5 лет, даю возможность каждому воспитаннику ощутить радость достижения успеха, осознать свои способности, поверить в собственные силы, даю понять, что успех является эквивалентным затраченным силам.

Разновидности успеха.

Признание конкретного результата ребенка, в том числе и преодоление им каких-либо трудностей.

Признание личности ребенка в целом.

А.Белкин отмечает, что если ситуации успеха становится для ребенка постоянной, то может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые возможности личности.

Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, агрессию, неадекватность реакций.

Шуркова отмечает, что, переживая ситуацию успеха, ребенок испытывает чувство собственного достоинства, (он чего- то стоит, как человек). Ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью, а это не что иное, как счастье в одной из его разновидностей.

Какие условия и приемы могут создать ситуацию успеха.

Технологическими шагами его постижения, по Е. Казаковой, А Тряпициной, являются:

- диагностическое исследования (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех)

- анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности)

- прогноз (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения)

- проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Выделяя условия успеха, на первое место ставят создания атмосферы радости, одобрения, которая может, обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза. (А. Лопатин, В. Питюкова, Н. Шуркова). Это помогает справиться ребенку с поставленной задачей.

С Питюков предлагает следующие педагогические приемы, для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью,  которую надо выполнять.

Например: Не ошибается, тот кто не чего не делает, люди учатся на своих ошибках, для тебя это просто, однако если что-то не получится мы найдем другое решение и т.д.

Внесение мотива. Педагог должен объяснить ребенку для чего это надо делать. Поставить цель перед ребенком и описать предполагаемый результат.

Авансирование успешного результата.

Вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя», «Ты неоднократно демонстрировал нам, как надо преодолевать трудности», «Ты все сделаешь правильно».

Скрытая инструкция. Реализуется путем намеков, указания (Только ты и мог бы, лучше начать с….)

«Персональная исключительность» - содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности (Только ты и мог бы, только тебе можно доверить ….)

Педагогическое внушение. Эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферу ребенка. Результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать.

Позитивная и искренняя оценка полученного результата. )  У тебя хорошо получилось, особенно). Как обнаружили ученые ситуация успеха не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем с детского возраста становится относительно устойчивой  в 5-6 лет.

Опираясь на упомянутое исследование, для себя определила следующие условия реализации ситуации успеха в игровой деятельности: ν перед началом игры нужно освободить ребёнка от психологического дискомфорта (излишняя застенчивость, робость быть невыбранным, отчуждённость от сверстников и т. д.); ν предложенное задание, роль в игре должны быть доступными для ребёнка, а трудности должны расти постепенно; ν при выборе роли, постановке задач необходимо учитывать особенности каждого дошкольника.

во время игры ребёнок должен прилагать усилия для повышения своих игровых умений (творчески составлять сюжет, реалистично выполнять роль, заранее оговаривать правила и соблюдать их, бесконфликтно общаться с партнёрами по игре и т. д.); ν затраченные ребёнком усилия должны обязательно быть замечены и оценены воспитателем, а малыш должен убедиться в своих возможностях и способностях; ν предлагаемая игровая деятельность должна приносить удовольствие, открывая простор для творчества; ν нужно подчёркивать удачно выполненную составляющую игры: соблюдал правила игры, не ошибся, довёл сюжет до логического завершения, сумел найти общий язык с партнёрами и т. д.; ν воспитателю стоит верить в воспитанника, в его возможности. В связи с тем, что дошкольный период является базовым в формировании детского самосознания, в восприятии себя как успешного члена общества или неудачника, необходимо оказывать влияние на формирование личности ребёнка. Важно знать его психологические и физиологические особенности, которые имеют место в дошкольном детстве, а также эффективно применять методы и приёмы, которые позволят выявить индивидуальные особенности детей. Каждый ребёнок неповторим, со своим характером, задатками, желаниями, для каждого нужно подобрать свой особый метод воздействия. Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает ряд требований к социально-индивидуальному развитию детей.

К числу этих требований относятся:

усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; ν развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; ν развитие самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции  собственных действий; ν становление социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; ν формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, уважительно- го отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых; ν формирование позитивных установок к разным видам труда и творчества, безопасного поведения в социуме, природе, быту. Выполнение этих требований невозможно без создания ситуации успеха в игровой деятельности воспитанников, так как каждая детская личность требует особенного, нестандартного подхода от воспитателя. Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успешных детей.

Литература:

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155. 2. Казакова Е. И., Тряпицын А. П. Диа- лог на лестнице успеха. — СПб., 1997. 3. Питюков В. Ю. Основы педагогической технологии : учеб. метод. пособие. — М., 2001. 4.Романовский А. Г., Михайличенко В. Е. Философия достижения успеха : учеб- ное пособие, 2003. 5. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М. : Мозаи- ка-Синтез, 2006. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. № 6 от  06.2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Статья об  организации образовательной деятельности дошкольников...

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Применительно к дошкольникам  успех -  это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и  результатами его деятел...

Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

   Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Ч...