Консультация для педагогов: «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»
консультация

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников Подготовила : А.В.Лолаева заместитель заведующего по ВМР «Детский сад №5 г. Беслана»

Слайд 2

Содержание понятий “успех”, “ситуация успеха” Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. С психологической точки зрения успех – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом .

Слайд 3

В педагогическом смысле успех может быть результатом продуманной, подготовленной тактики педагога, семьи. Успех – категория не абстрактная. Педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку. Радость успеха младшего дошкольника отличается от радости подростка. Младший дошкольник не столько осознает успех, сколько переживает. Подросток и осознает, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. В основе ожидания успеха – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое “Я”, свою позицию, сделать заявку на будущее. Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех ; а сам успех – результат подобной ситуации. Из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, свалившихся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.

Слайд 4

Каким должен быть воспитатель? Педагог должен стремиться быть откровенным и открытым , постараться вселить силы в воспитанника, то есть педагог и воспитанник должны находиться в равноправных позициях : откровенность педагога должна быть направлена к ребенку, как к человеку. Педагог должен видеть личность , признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. Этим он признает их равенство, их право на сотрудничество, в каких бы официальных отношениях они не состояли.

Слайд 5

Роль педагога А готовы ли педагоги работать так, чтобы не навредить ребенку? Как сделать обучение интересным? Какова роль ситуации успеха? Знают ли они приемы создания ситуаций успеха? Если знают, то как часто применяют их на практике? . Педагог связан с воспитанниками целой системой формальных и неформальных связей, за характер которых он несет ответственность перед обществом , перед семьей воспитанника, перед воспитанником и перед своей совестью. Нужно чаще разговаривать с ребенком, выбирая для этого темы интересные для него , пожелания, потребности, чтобы помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения .

Слайд 6

П едагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия , в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутренние удовлетворение; он должен помнить что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности . А для этого нужно создавать ситуации успеха . Одной из важных целей обучения является развитие личности каждого ребенка, это возможно, если обучение и воспитание построено таким образом, что доставляет ребенку радость познания. Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению . Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у воспитанников необходимо создавать ситуации успеха!

Слайд 7

Условия для создания ситуации успеха: 1. Сотрудничество является необходимым условием для личностного самоопределения детей. Оно способствует открытию перед воспитанниками перспективы их роста, помогает добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя. Сотрудничество воспитателя и воспитанников основанное на любви к детям , принятие их как личностей , предполагает создание в учебном процессе ситуаций переживания успеха.

Слайд 8

2. Вторым условием создания ситуаций успеха является дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характеру помощи воспитанникам при ее осуществлении. Естественными в этом случае должны быть МЕТОДЫ : словесные , поощрения , подбадривающие ребенка, вызывающие уверенность в своих силах, с тремление соответствовать оценке педагога. 3. Условие : Большое значение в создании ситуаций успеха имеет общая морально- психологическая атмосфера выполнения тех и иных заданий , поскольку это в значительной мере снимает чувство неуверенности, боязни приступить к внешне сложным заданиям.

Слайд 9

Работа с родителями Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим важное место в деятельности нашего дошкольного учреждения отводится работе с родителями: повышению их правовой и психолого-педагогической культуры на родительских собраниях, созданию единого образовательного пространства для дошкольника в семье и детском саду, выработке согласованных педагогически целесообразных требований к ребенку с учетом его самобытности, дарования, индивидуального темпа развития, возрастных особенностей. Воспитатели изучают запросы родителей через опросники , анкеты. Совместно решают актуальные вопросы воспитания детей на Совете родителей, используя активные формы (диспуты, брифинги, "Телефон доверия", "круглый стол" и т.д.). Привлекают родителей к совместному участию в детских праздниках и досугах, выставках и викторинах. Систематически демонстрируют результаты детской деятельности в Дни открытых дверей.

Слайд 10

Алгоритм создания ситуации успеха. Необходимо создать (пробудить) интерес к занятию или иному виду деятельности с помощью интересных методов и приемов (КАКИХ?) Важно постоянно подбадривать ребенка, одобрять его действия, даже если он идет к цели не тем путем, который показали Вы. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к занятиям , но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств , среди которых можно назвать недостаток знаний и умений , психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными (речевыми) и не вербальными ( мимико - пластическими) средствами : Подбадривающие слова и мягкие интонации; М елодичность речи и корректность обращений, так же как открытая поза и доброжелательная мимика, создают в сочетании благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ними задачей .

Слайд 11

Для того, чтобы сформировать у ребенка положительную " Я-концепцию НЕОБХОДИМО: видеть в каждом ребенке уникальную личность, уважать ее, понимать; принимать, верить в нее ("Все дети талантливы" – вот убеждение педагога ); создавать личности ситуации успеха, одобрения, поддержки; доброжелательности, чтобы садовская жизнедеятельность, учеба приносили ребенку радость: "Учиться победно !»; исключить прямое принуждение, а также акценты на отставание и другие недостатки ребенка (не сравнивать его ни с кем и не называть уничижительными словами: неумеха, у тебя все равно ничего не получится, а опять ты! и др.; понимать причины детского незнания и неправильного поведения , устранять их, не нанося ущерба достоинству (Воспитатель должен постоянно учиться, повышать свою квалификацию, уметь применять полученные знания педагогики, психологии, изученные техники и и технологии на практике); в сегда быть уверенным - "Ребенок хорош, плох его поступок«; предоставлять возможности и помогать детям, реализовать себя в положительной деятельности ("В каждом ребенке – чудо, ожидай его "); способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе ученика, личностной зрелостью, социальной ответственностью.

Слайд 12

Наше вмешательство в успешность реб енка Уже в первые годы жизни, ребенок узнает о мире необычайно много. Он располагает определенными сведениями об окружающем мире и, как правило, чувствует себя достаточно к нему приспособленным . О н с оптимизмом смотрит в будущее. Ни один ребенок не приходит в мир неудачником. Лишь мы с Вами, его окружение, люди, которые находятся первые годы жизни рядом с ним можем сделать из него неудачника. Поначалу большинство детей интуитивно осознают себя полноценными личностями независимо от того, в какой семье растут и каково их окружение. Они надеются добиться признания в детском саду и школе и с новой верой рассчитывают заслужить любовь и уважение со стороны воспитателей, родителей, учителей и одноклассников. Крушение этого светлого детского оптимизма - самая серьезная проблема . Если ребенок теряет интерес к учебе, в этом нужно винить не только семью , бедность , но и педагогов детского сада, учителей школы, и Ваши методы обучения.

Слайд 13

Знания положительной " Я-концепции " необходимо для каждого педагога. Педагоги всего мира признают, что педагогические успехи определяются положительной " Я-концепцией " воспитателя (учителя) – его эмоциональной стабильностью способностью проявлять тепло и заинтересованность в судьбе воспитанника, личностной зрелостью, социальной ответственностью. Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в том числе достижения успеха.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов:

«Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

Подготовила:

Лолаева Алла Валерьевна

Заместитель заведующего по воспитательно - методической работе

МБДОУ «Детский сад №5 г. Беслана»

Правобережного района

Республики Северная Осетия - Алания

Консультация для педагогов

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать под словом «успех» в дошкольном возрасте, как воспитать ребенка успешным и какие приемы для этого использовать воспитателям, читайте в данной статье.

В настоящее время слово «успех» — одно из наиболее употребляемых в обстоятельствах, когда люди хотят пожелать друг другу что-либо позитивное. Частота употреблений этого слова привела к его девальвации. Оно стало языковым штампом: используя его, люди недостаточно четко представляют, какого успеха желают. При этом вряд ли найдется человек, не желающий быть успешным.

Согласно источникам слово «успех» впервые встречается в Библии и связано оно с личностью Иосифа. После многочисленных мытарств (предательства братьев, потери семьи, длительного пребывания на чужбине и др.) он смог стать абсолютно успешным человеком.

Впоследствии философы неоднократно обращались к природе успеха, пытаясь исследовать и познать данное явление (Р. Декарт, Г. Гегель, Л. Витгенштейн и др.). Все они сходились в том, что успех в первую очередь ассоциируется с активностью человека, его деятельностью, выраженной через завоевания и достижения. Именно таким образом, в широком смысле слова, рассмотрим успех в рамках данной статьи.

Успех — это результат деятельности человека, которая преобразует его самого и окружающую действительность.

При этом важно обратить внимание на сущностные характеристики этого понятия. Во-первых, в него включаются только те достижения человека, которые могут быть охарактеризованы как положительный результат его деятельности. Для сравнения: Герострат и подобные ему могут приобрести славу, но не успех. Никто и никогда не называл Герострата успешным человеком.

Во-вторых, из понятия «успех» исключаются все случаи, связанные с везением, фортуной, удачей — некой манной небесной, свалившейся на человека без приложения им самим каких-либо усилий.

Что значит «успех» для ребенка дошкольного возраста

Применительно к  дошкольникам, с  социальной, педагогической, психологической точек зрения, успех — это оптимальное соотношение между ожиданиями личности ребенка и людей, входящих в его непосредственное окружение, и результатами его деятельности. Когда ожидания и результаты совпадают или результаты превосходят ожидания, можно говорить об успехе.

В дошкольном возрасте ребенок очень чувствителен к оценке его деятельности со стороны значимых взрослых (родителей, близких родственников, воспитателя). На разных этапах психического развития он по-разному реагирует на нее.

Установлено, что в 3–5 лет у дошкольников наблюдаются так называемые неспецифические реагирования, в 6–7 — специфические, которые характеризуются тем, что переживание ситуации успеха способствует повышению самооценки личности дошкольника, а неуспеха — ее понижению.

Выделяют разновидности успеха дошкольника, но все они могут быть сведены к двум видам:

  • признание конкретного результата ребенка, в т. ч. и в случае преодоления им каких-либо трудностей;
  • признание личности ребенка в целом.

При организации и осуществлении образовательной деятельности педагогу важно помнить, что на основе (на фоне) состояния успешности у дошкольника формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки и самоуважения.

Если ситуация успеха становится для ребенка постоянной, может начаться своего рода реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности.

Напротив, эмоциональная неустойчивость, ощущение неуспешности мешают общению ребенка, формированию его взаимодействия в детском сообществе и отношениям со взрослыми, могут провоцировать робость, застенчивость, некоммуникабельность или, наоборот, агрессию, неадекватность реакций.

Обоснование ситуации успеха как педагогического средства позволяет максимально развить способности ребенка, его физические и духовные силы. Под успехом понимают субъективное переживание личностью удовольствия от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

Анализируя влияние ситуации успеха на чувственную сферу ребенка,  отмечается, что, переживая ее, он испытывает чувство собственного достоинства (он стОит чего-то как человек). К тому же ситуация успеха порождает удовлетворение жизнью на данный момент, а это не что иное, как счастье в одной из его разновидностей.

Какие условия и приемы помогут создать ситуацию успеха

Формировать успешную личность ребенка нужно начинать с создания поля успеха. Технологическими шагами его построения, по мнению некоторых ученых, являются:

  • диагностическое исследование (в каких сферах жизнедеятельности ребенок может проявить способности и пережить успех);
  • анализ (насколько значительны возможности ребенка, хватает ли ему поля деятельности);
  • прогноз (кто из детей имеет преимущества, а кто может оказаться в позиции постоянного поражения);
  • проектирование (определение ситуаций достижений, новых видов деятельности).

Выделяя условия создания ситуации успеха, на первое место ученые ставят создание атмосферы одобрения, радости, которая может быть обеспечена с помощью вербальных и невербальных (мимических, пластических) средств, таких как обнадеживающие слова, мягкие интонации, корректность и доброжелательность обращений, открытая поза (А. Лопатин, В. Питюков, Н. Щуркова). Это помогает ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

В. Питюков предлагает следующие педагогические приемы, которые целесообразно использовать для создания ситуации успеха.

Снятие страха перед деятельностью, которую надо выполнить, — осуществляется с целью преодоления ребенком неуверенности в собственных силах, в положительном конечном результате. Это вербализуется в следующих фразах: «Для тебя это просто, однако если что-то не получится…», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы выполнения задач». Таким образом, педагог дает понять воспитаннику, что от него не ожидают абсолютного совершенства, что он имеет право на ошибку, на другую попытку, что ценность представляют его действия и желание выполнить задание.

Внесение мотива — вместе с целью и описанием предполагаемого результата педагог объясняет ребенку, ради чего или кого это делается. Системообразующим качеством личности выступает ее направленность. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, субъективные отношения к различным сторонам действительности. Социальная направленность деятельности содержит в себе значительный педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значимость его усилий для других людей.

Авансирование успешного результата — вербализуется в следующих фразах: «Имея такие возможности, как у тебя…», «Ты уже неоднократно демонстрировал нам, как нужно преодолевать трудности…», «Ты непременно все сделаешь правильно, ведь…». Для этого диагностируются положительные сильные стороны личности ребенка (хорошая память, наблюдательность, внимательность, скорость реакции, рассудительность и т. д.), на которые педагог сможет опереться.

Скрытая инструкция — по своей сути является помощью ребенку, поскольку он только учится обходиться без поддержки, опираясь на свои силы. Реализуется путем использования намека, указания, пожелания («Лучше начать с…», «Обрати внимание на…»).

«Персональная исключительность» — содержанием данного приема является указание важности усилий именно этого ребенка в данной деятельности («Только ты и мог бы…», «Только тебе я могу доверить…»), что возлагает ответственность, мобилизует личность.

Педагогическое внушение — эмоционально окрашенное влияние воспитателя на сознательную и подсознательную сферы ребенка, результатом чего является появление состояния уверенности, чувство подъема, желание действовать и т. д.

Оценка полученного благодаря детским усилиям результата, при которой ребенок почувствует радость успеха — предусматривает как оценку целостного продукта деятельности, так и деталей, в которых проявилась индивидуальность ребенка, например, использование необычного способа, красивого оформления, оригинального элемента: «Особенно у тебя хорошо получилось…».

Таким образом, можно воспроизвести следующую схему создания ситуации успеха для дошкольников:

  • снятие страха;
  • мотивация деятельности;
  • авансирование;
  • скрытая инструкция;
  • «персональная исключительность»;
  • педагогическое внушение;
  • позитивная и искренняя оценка полученного результата.

Давая возможность переживать ребенку удовольствие от успеха, взрослые тем самым способствуют формированию у него мотивации достижения, в т. ч. достижения успеха. Как обнаружили ученые, она не присуща человеку с рождения, а приобретается в процессе жизни, причем уже с детского возраста и становится относительно устойчивой в 5–6 лет.

Приобретенная потребность в достижении успеха в последующих периодах жизни почти не меняется. Она оказывает значительное влияние на социальное поведение человека, на его психическое развитие и жизнь в целом.

Дети с развитой потребностью достижения успеха чаще имеют нормальную самооценку, нормальный уровень притязаний, показывают низкий уровень тревожности и развиваются более быстро по сравнению с детьми с низкой потребностью достижения успех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников.

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников....

Консультация "Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников"

Детальное знание сущности ситуации успеха, мотивация воспитателя к её созданию позволит плодотворно осуществлять учебно воспитательный процесс детей в дошкольной группе, в результате чего растить успе...

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника.

Статья на тему - Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольника....

Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников

Статья об  организации образовательной деятельности дошкольников...

Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

   Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Ч...

Консультация для педагогов на тему «Ситуация успеха как условие организации образовательной деятельности дошкольников»

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок вырос успешным человеком. С такой родительской установкой и ожиданиями педагогам приходится сталкиваться сегодня очень часто. Что следует понимать ...