Доклад для воспитателей «Портрет» будущего первоклассника с позиции его подготовки к школе.
статья на тему

Машантаева Алмагуль Жумабековна

В "портрете" будущего первоклассника  отражаются качества личности ребёнка и степень их сформированности. На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению - многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ Детский сад №34 «Ивушка»

Доклад для воспитателей

«Портрет» будущего первоклассника с позиции его подготовки к школе.

Подготовила:

Воспитатель 1 категории

Машантаева Алмагуль Жумабековна

Астрахань – 2014

«Портрет» будущего первоклассника с позиции его подготовки в школе.

Научная разработка вопросов совершенствования подготовки детей к школе связана с углублением подходов к пониманию феномена «готовность современного ребенка к школе», содержания и структуры готовности к школе, с определением оптимальных психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование полноценной подготовленности детей к школьному обучение в системе воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный.

Под интеллектуальной зрелостью понимается дифференцированное восприятие(перцептивная зрелость), включающее выделение фигуры из фона; концентрацию внимания; аналитическое мышление, выражающееся в способности постижения основных связей между явлениями; возможность логического запоминания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Можно сказать, что понимаемая таим образом интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное занятие.

К социальной зрелости относиться потребность ребенка  в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Сегодня дошкольнику именно в предшкольный период важно осваивать образовательные программы, которые способствовали бы формированию у него эмоциональной готовности к восприятию окружающей действительности, мотивации  к успешному обучению, умений выполнять самостоятельные, коллективные действия, развитию любознательности, инициативности и творческой активности.

Традиционно готовность ребенка к школьному обучению мы рассматриваем в двух направлениях: физическая и психологическая готовность.

Физиологическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем зрелости организма ребенка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств, физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность к школе – сложная системная  характеристика психического развития ребенка 6 -7 лет, предполагающая:

- сформированность психологических способностей и свойств, обеспечивающих принятие ребенком новой социальной позиции школьника;

- возможность выполнения им учебной деятельности сначала под руководством учителя, а затем ее самостоятельному осуществлению;

- усвоение научных понятий;

- освоение новых форм коопераций и учебного сотрудничества   в системе отношений с учителем и одноклассниками.

Впервые портрет выпускника детского сада, а, следовательно, и будущего первоклассника предоставлен в Федеральных Государственных требованиях (мы отразили в таблице).

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

Ребенок достиг максимально возможного уровня гармоничного физического развития (с учетом индивидуальных данных). У него сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный.

Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками.

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Научно-практический подход в организации качественной подготовки дошкольника к обучению в школе в условиях специально организованной психолого-педагогической работы предполагает осуществление:

-целевой преемственности(согласование целей воспитания, обучения и развития на уровне ДОУ  и школы);

- содержательной преемственности ( создание и согласование  образовательных программ по ведущим образовательным областям);

- технологической преемственности(отбор общих средств обучения, выработка общих подходов к организации воспитательно-образовательного процесса на основе специфических для этого возраста видов детской деятельности);

- психологической преемственности (совершенствование форм и методов работы с учетом общих возрастных особенностей, обеспечение адекватного этому возрасту сочетания интеллектуальных, двигательных, эмоциональных нагрузок),

- управленческой и структурно-организационной преемственности (реализации общих подходов к управлению и организации работы по осуществлению преемственных связей в ходе проведения совместных мероприятий).

Таким образом, обобщая наиболее важные достижения психического развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что будущие первоклассники отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим расчлененное восприятие, обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Старший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр или продуктивной деятельности, регулируя свои действия с общественными нормами поведения. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности  и своих возможностей.

Готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной  деятельности и к социальной позиции школьника. Она представляет собой целостную систему взаимосвязанных качеств детской личности, включая особенности ее мотивации, уровня развития познавательной, аналитико-синтетической деятельности, степень сформированности механизмов волевой регуляции действий.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портрет будущего первоклассника (анкета)

Примерные качества будущего школьника...

Портрет будущего первоклассника

Сегоднявсеспециалистыпризнаютважностьпривлеченияродителейкучастиювработедетскогосада, однаковреальныхвзаимоотношенияхвоспитателейиродителейсуществуетиногдаопределеннаядисгармония. Препятствовать...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Школа – это совершенно новая жизнь для ребёнка. Она создаёт такие формы регламентации жизни ребёнка, с которыми он ещё не сталкивался. Готовить ребёнка к школе необходимо, поскольку избежать приспособ...

Консультация для родителей «Скоро в школу! Портрет будущего первоклассника»

laquo;Быть готовым к школе – не значит уметь  читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит бытьготовым всему этому научиться».(Венгер Л.А.)    Поступле...

Памятка "Портрет будущего первоклассника, не готового к школе"

Памятка "Портрет будущего первоклассника, не готового к школе"...

Консультация для родителей будущих первоклассников «Портрет будущего первоклассника».

Консультация для родителей будущих первоклассников«Портрет будущего первоклассника»....