Главные вкладки

    Краткосрочный проект на тему "Загадочный космос"
    проект (старшая группа) по теме

    Айнетдинова Заря Мухаметфатыховна

    Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

    Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_zagadochnyy_kosmos.docx51.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад №16 «Красная Шапочка»

    отдела образования и молодежной политики

    города Новочебоксарска

    Краткосрочный проект

    на тему:

    «Загадочный космос»

    Воспитатель: Айнетдинова З.М.

     Содержание

    Актуальность        ………3.

    Цель проекта:        3

    Задачи проекта:        4

    Анализ внешней ситуации        4

    Анализ внутренней ситуации        6

    Ожидаемые результаты:        7

    Этапы реализации проекта:        8

    Ресурсы:        13

    Мониторинг        15

    Результативность.        15

    Список литературы        17


    Актуальность проекта

    Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

    Коротко рассказать о большом космосе нельзя! Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далекие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе у детей старшего дошкольного возраста была выбрана проектная методика. Мы считаем, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. В противном случае, знания детей останутся путанными, отрывочными, неполными, оторванными от современной жизни. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, помогает самому педагогу развиваться как творческой личности. В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данный проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).

    Цель:

    Формирование  у  детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми

     Задачи проекта:

    1. Изучить методическую литературу по данной теме;
    2. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса.
    3.  Дать детям представления о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о планетах.
    4.  Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
    5. Привлечь родителей к совместным познавательно-методическим мероприятиям. Сформировать у них активную позицию в воспитании и образовании детей;
    6. Пополнить предметно-развивающую среду дидактическими материалами по формированию представлений о космосе.


    Анализ внешней ситуации

    Положительные факторы

    Отрицательные факторы

    •  Расширение нормативно правовой базы Российской Федерации; появление нормативно-правовых актов Чувашской Республики в области патриотического воспитания дошкольников.
    • Вариативность программ, разнообразие методик, технологий.
    • Развитие информационных и материально-технических ресурсов.
    • Нестабильность в обществе;
    • Экономический кризис;
    • Недостаточное финансирование.

    Возможности

    Угрозы и ограничения

    • Использование программ нового поколения;
    • Использование порциальных программ.
    • Отток высококвалифицированных работников;
    • Слабая материальная база.


    Анализ внутренней ситуации

    Сильные стороны

    Слабые стороны

    • Использование элементов проблемного и развивающего обучения;
    • Укомплектованность методкабинета периодическими изданиями методического характера;
    • Опыт работы;
    • Удобное расположение ДОУ (рядом роща, библиотека, школа);
    • Наличие близлежащих учреждений доп. Образования (ЦРТДиЮ, «Школа искусств»);
    • ДОУ подключен к сети Интернет.
    • Недостаток познавательной литературы по патриотическому воспитанию;
    • Недостаточность финансирования ДОУ;
    • Нагрузка педагогов выше оптимальной;
    • Уровень пед. Образования родителей;
    • Неготовность части родителей нести материальные и временные затраты при реализации проекта.

    Возможности

    Угрозы и ограничения

    • Сотрудничество со школой, библиотекой, ЦРТДиЮ, художественным музеем;
    • Организация дополнительного образования.
    • Несовпадение социального заказа родителей и требований образовательных программ ДОУ.


    Ожидаемые результаты:

    1. Расширится представление детей о космосе.
    2. Сформируется чувство уважения к людям ,освоившим космос, желание быть похожим на них.
    3. Повысится качество методического сопровождения;
    4. Повысится уровень ответственности родителей за формирование у детей патриотических чувств.
    5. Предметно-развивающая среда пополнится дидактическими материалами по формированию представлений о космосе.


    Этапы реализации проекта:

    I этап - подготовительный

    Мероприятия

    Цели

    Ответственный

    «Круглый стол»  

    • Обсудить цели и задачи проекта,
    • сформировать интерес у родителей по созданию условий по реализации проекта.

    воспитатель

    Диагностирование детей

    Выявить уровень знаний детей по данной теме.

    воспитатель

    Изучение литературы, новых методик и технологий по вопросам нравственно-патриотического воспитания детей.

    воспитатель

    Подбор художественной литературы, иллюстраций по теме проекта.

    Обогащение предметно-развивающей среды

    Воспитатель и родители

    Изготовление атрибутов для с/р игр

     


    II этап – основной

    Образовательная область

    мероприятие

    задачи

    Физическое  развитие

      Утренняя гимнастика под «Космическую музыку» группы «Зодиак». 

    · Подвижные игры, игровые упражнения.

    · Физкультурно-оздоровительный досуг: «Космическое путешествие».

    · Беседа на тему: «Быть здоровым, как космонавт». 

    Воспитывать желание совершенствовать свои физические качества, целеустремленность, развивать ловкость, быстроту, силу.

     Закрепить представление о необходимости заботиться о своем здоровье с детства, уточнить, какие физические качества необходимы будущим  космонавтам..

    Социально-коммуникативное развитие

    Беседа «Что случится с нашей планетой, если…»

     Подготовка и проведение сюжетно-ролевой игры «Космодром»;

    Игры-задания «Расставь по порядку», «Узнай по силуэту»;

    Настольные игры: лото «Космос», «Созвездия»;

    Просмотр м/ф «Незнайка на Луне», «Космическая одиссея», «Белка и Стрелка»

    .

    Приобщение к правилам поведения, безопасного для человека и окружающего мира природы.

     

    Обобщить представления детей о планете Земля, об условиях, необходимых для жизни. Воспитывать любовь к своей планете и желание беречь её.

    Развитие умения общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

    Познание

    Рассматривание изображений планет, созвездий, макета Солнечной системы, иллюстраций и книг по теме “Космос”.

    Наблюдения на прогулке за небом, звездами в темное время суток, за Луной: новолуние, месяц, половина Луны, полнолуние;    

    Опытное экспериментирование «День и ночь», «Почему бывает полнолуние?»;

    Просмотр видео презентации «Космос».

     Беседа познавательного характера «Освоение космоса»;

     

    Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность :

    · «Космический корабль» 

    ФЭМП : «Путешествие в космос»

    Дать детям элементарные знания о том, что Вселенная – это множество звёзд. Солнце – это самая близкая к Земле звезда. Уточнить представления о звёздах, созвездиях; их разнообразии.

    Познакомить детей с понятием “планета”. Познакомить детей со строением Солнечной системы. Дать представление о нашей Галактике Млечный путь, планетах (Земля, Марс, Венера, Меркурий, Сатурн, Нептун, Уран, Плутон, Юпитер); их особенностях.

    Дать элементарные знания о Луне – спутнице Земли.

    Дать детям элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, познакомить с моделью земли – глобусом

    Дать детям знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на Земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом

    Ю.А. Гагариным.

    Развивать конструктивные способности, произвольность, воспитывать личностные качества – желание ставить цель и доводить дело до конца, самостоятельность, целеустремленность.

    Развивать познавательные способности, внимание, память, мышление, закреплять счёт, состав чисел; закреплять умение решать задачи примеры; расширять представления о Земле. 

    Речевое развитие

    Заучивание стихов о космосе,

    отгадывание загадок.

     Беседа о Ю.А.Гагарине.

    · Беседа «Как готовят космонавтов к полету»

    · Чтение и обсуждение рассказа Л. Обуховой «Как мальчик стал космонавтом». 

    · Чтение научно-познавательной литературы, энциклопедических статей. 

    Продолжать развивать речь, как средство общения в повседневной жизни, в играх.

    , Активизировать речь детей словами: космодром, космонавт, скафандр, расширяя и уточняя знания детей об окружающем.

     Знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность. 

    . Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

    Художественное творчество

    Рисование «Космос».

    Аппликация  «Ракета».

     Слушание музыкальных произведений.

    Развивать потребность в творческой деятельности. Совершенствовать умение изображать «Космос» и передавать характерные особенности  средствами  изобразительной деятельности.

    Учить детей фантазировать, воплощать  в реальности свои фантазии, оценивать  свою деятельность.

    Работа с родителями

    Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию. Размещение справочной информации по тематике бесед и занятий с детьми.                     

    Конкурс семейных рисунков «Наш космос»

    Изготовление костюмов для  с/р игр.  

    Заключительный этап.

    1.

    Просмотр презентации «Космос»;

    2.

    Выставки творческих работ детей и родителей «Космические фантазии»

    3.

    Оформление папки материалов о космосе

    4.

    Викторина «Знатоки космического пространства»


     Ресурсы:

    1. В проекте участвуют дети старшей группы.
    2. Воспитатель – главное действующее лицо в осуществлении проекта.
    3. Музыкальный работник подбирает песни, инструментальные произведения, связанные с тематикой проекта.
    4. Инструктор по физической культуре подбирает подвижные игры по тематике проекта.
    5. К финансовой поддержке планируем привлечь родителей и использовать бюджетные средства.
    6. Родители участвуют во всех совместных мероприятиях.

     


    Мониторинг

    Оценка успешности детей в решении проблемы отслеживания через наблюдение и анализ детской деятельности, занятий, бесед с детьми.

    Оценка заинтересованности и участие в проекте родителей происходит через их участие в проведении совместных мероприятий, анализ участия родителей в подготовке условий деятельности детей.

    Эффективность деятельности определяется соотнесением ожидаемого результата и реального достигнутого.

    Результативность.

    Результативность деятельности определяется соотношением результатов диагностик в начале и в конце реализации проекта.

    Диагностика уровня знаний старших дошкольников о космосе.

    Вопросы: 

    1. Как называется планета, на которой мы живем?
    2. Как называется ближайшая к нам  звезда?
    3. Что такое солнечная система?
    4. Какие планеты солнечной системы ты знаешь?
    5. Как называется спутник Земли?
    6. Кто был первым космонавтом Земли?
    7. Когда впервые человек полетел в космос?
    8. Каких российских космонавтов ты знаешь?

    Уровни усвоения материала:

    Высокий уровень: знания глубокие, ответы полные, содержательные, отражают сущность явления; ребенок самостоятельно ведет повествование, иногда требуются незначительные наводящие вопросы проверяющего.

    Средний уровень: знания частично поверхностные, многие явления или события ребенку незнакомы; на вопросы отвечает с помощью подсказки взрослого.

    Низкий уровень: ребенок затрудняется с ответом на вопросы даже с подсказкой взрослого.

    Полученные результаты будут отражены в диаграммах.


    Список литературы:

    1. Большая энциклопедия. Космос и астрономия: вопросы и ответы. - М.: ОЛМА Медия Групп, 2013г.

    2. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми. Воронеж, 2007г.

    3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Космос. – СПб., Паритет, 2005г. Серия «Грамматика в играх и картинках»

    4. Волкова Е., Микерин С. Играем в ученых. - Новосибирск, 2008г

    5. Гризик Т.И. Познаю мир. Методические рекомендации для воспитателей, работающих по программе «Радуга», М.,2001г

    6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты. - М.: Сфера, 2002г.

    7. Журналы для детей дошкольного возраста и их родителей «Дошколенок» №3 2008г, №4 2010г, №4 2013г

    8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.- М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2009г.

    9. Левитан Е.П. Малышам о звездах. - М.,1986

    10. Программа «От рождения до школы» под ред. Вераксы Н.Е.

    11. Алешина Н.В. ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старая группа. М., 2005 г.

    12. Малофеева Н.Н. Энциклопедия дошкольника. - М.: ЗАО «РОСМЭН - ПРЕСС», 2008г.

    13. Носов Н. Незнайка на луне.- М.: РОСМЭН, 1996г.

    14. Шорыгина Т.А. О космосе. Серия «Педагогические беседы». – М.: Книголюб, 2005г.

    15.Энциклопедия для детей. «Чудесная планета Земля». М., 2000 г.

    16.Энциклопедия. «История открытий». - М.: РОСМЭН, 1995 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Информационно-познавательный краткосрочный проект «Мы и космос»

    Актуальность проекта: Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звез...

    Краткосрочный Проект "Дети в космосе"

    laquo;Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”К. Цио...

    Краткосрочный проект «Первые в космосе»

    Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие ино...

    Краткосрочный проект по теме: «Космос»

    Актуальность: современные дети мало интересуются темой космоса, в нынешнее время стало привычным запуск ракет в космос, мальчишки больше не мечтают быть космонавтами. Побеседовав с деть...

    Краткосрочный проект «Этот загадочный космос».

        несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Тем не менее, современные дошкольники...