народные праздники на Руси Масленица
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

материал содержит подборку бесед, народных подвижных игр, сюжетных игр,  дидактических игр занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narodnye_prazdniki_na_rusi_tema.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Народные праздники на Руси. Масленица»

УТРО

Утренние беседы с детьми.

Тема: «Народные праздники на Руси. Масленица».

Вопросы к беседе:

• Откуда к нам пришел праздник Масленицы? Что означает само слово «масленица», почему праздник  назывался  именно так?

• Почему на Масленицу пекли блины? Какой смысл нес в себе румяный поджаристый круглый блин?

• Сколько   дней   продолжался праздник Масленицы?

• Ты помнишь, как назывались дни Масленицы? Что происходило в каждый из этих дней?

• Почему последний день Масленицы назывался «прощеным воскресеньем»? Почему люди считали   нужным   попросить друг у друга прощения? Как бы

ты назвал отношения между людьми?

• Что олицетворял собой обряд сжигания соломенного чучела Масленицы?

• Почему в прощеное воскресенье было принято прыгать через костры? Что означал этот древний обряд?

• Что начиналось после масленичной недели?

Что олицетворял собой Великий Пост? Этот обычай продиктован нашей христианской религией, но он имеет и глубинное значение. Чем он обусловлен, как ты думаешь?

• Чем тебе нравится праздник Масленицы?

• Какие ты  знаешь  народные пословицы и поговорки о Масленице?

Сюжетно-ролевые игры

«Семья».

Цель:

•        воспитывать   уважительное   и любовное   отношение   членов семьи друг к другу;

•        учить выстраивать сюжет игры, распределять роли;

•        закреплять дружеские отношения между детьми.

«Мы идем в гости».

 Цель:

•        закреплять    правила   этикета, правила поведения в гостях;

•        учить вежливости.

«К нам пришли гости».

Цель:

•        воспитывать у детей гостеприимство;

•        закреплять правила этикета при приеме гостей;

•        объяснить смысл слов «хлебосольство», «радушие».

Подвижные игры

Русская   народная   игра-хоровод «Каравай».

Русские народные игры «Гори, го-ри ясно!», «Ручеек».

Игры-соревнования     «Перетяни канат», «Поезд», «Санки», «Передай клюшку», «Гусеница с веревочкой».

Дидактические игры

«Кузовок»

 на развитие речи и словотворчества, закрепление образования новых слов с помощью суффиксов.

«Барыня   прислала   сто   рублей»

 на развитие памяти.

«Неоконченный   рассказ»  

на развитие воображения.

«Ручеек»

 на закрепление состава чисел от 2 до 10.

Загадки

Дымковские игрушки

Хвост узорами,

 Сапоги со шпорами,

Очень рано встаю,

Детям спать не даю.

(Петушок)

Кофточки цветные,

Юбки расписные,

Шляпы трехэтажные –

Статные и важные.

(Дымковские барышни)

Кто-то дырочки умело

Сделал птахе у спины,

И синица вдруг запела

Голоском самой весны.

(Синица)

ЗАНЯТИЯ

Ознакомление с окружающим миром. Тема: «Масленица».

Цели:

Образовательная:

• продолжать знакомить детей с русскими народными праздниками. «В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною. В это время можно было питаться рыбой, мясом, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта

неделя была названа Масленицей. Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе, о чем говорят и поговорки: «Не житье, а масленица», «Как коту масленица».

В старину Масленица начиналась с понедельника. Открывала праздник детвора: «Душа ль ты моя, Масленица, перепелочные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь. Приезжай ко мне в гости на широкий

двор на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешаться!» И начиналось веселье. Каждый день Масленицы имеет свое название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыш», среда - «перелом», четверг - «широкий», пятница - «тещины вечера», суббота - «золовкины посиделки», «проводы», воскресенье - «прощеный день».

Накануне первого дня Масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с языческих времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного. Женщины выходили к воде (колодцу, речке, озеру, ручью) и просили месяц: «Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару». Первый блин отдавался нищему на помин усопших. В некоторых местах России блины клали на слуховое окошко, считая, что души умерших родственников съедят их: «Честные родители наши, вот для вашей души блинок». Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана, яйца, рыба. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. «Блин не клин, живота не расколет», - говорилось в народе.

Во вторник, на «заигрыш», приглашались девицы и парни покататься со снежных гор, поесть блинов: «У нас состроены горы и блины испечены - просим пожаловать!» На таких встречах парни высматривали невест, ведь после Масленицы и следовавшего за ней Великого Поста наступал другой праздник - Красная горка - традиционное время свадеб. В среду теща приглашала на блины зятя: «Теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зять-то удал, теще спасибо сказал».

С четверга начиналось настоящее масленичное гулянье, недаром этот день назывался «широким». Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья. Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась «стража». Потом конные и пешие «атаковали» крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами и нагайками. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать. По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали, что в точности воспроизводило древний языческий ритуал проводов зимы.

В пятницу, на «тещины вечера», наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести.

В субботу, на «золовкины посиделки», молодая невестка приглашала в гости своих родных.

Проводы Масленицы, «прощеное воскресенье», сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло собой зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями. В этот день за деревней жгли костры, и молодежь прыгала через огонь - в этом обычае нашел отражение древний обряд очищения огнем. В этот день было принято просить прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.

Рисование. Занятие № 1.

Тема: «Рассматривание картины В.И. Сурикова «Взятие снежного городка». Цели:

•        учить выделять выразительные средства в живописном полотне;

•        учить составлять рассказ по сюжету картины.

На занятиях по изобразительной деятельности мы закрепляем одну из тем по ознакомлению детей с русским декоративно-прикладным искусством

«Дымковские игрушки».

Рисование. Занятие № 2.

Тема: «Составление дымковских узоров».

Цели:

•        учить вырисовывать узоры по мотивам игрушки, передавая колорит;

•        развивать чувство цвета при составлении узора из нескольких элементов.

Рисование. Занятие № 3.

Тема: «Роспись силуэтов дымковской игрушки».

Цели:

•        учить выделять основные средства выразительности дымковской игрушки (пластичность, яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи);

•        учить самостоятельно выбирать приемы росписи, передавая свое отношение к изделиям.

Лепка. Тема: «Дымковские игрушки».

 Цели:

•        продолжать знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предмету;

•        продолжать упражнять в лепке игрушки из целого куска глины по замыслу;

•        воспитывать в духе народных традиций; показать неразрывную связь народного изобразительного искусства, народной музыки, устного народного творчества.

Аппликация. Тема: «Дымковский петушок».

 Цели:

•        упражнять в выполнении аппликации методом обрывания;

•        развивать цветоощущение, мелкую моторику рук, умение работать коллективно;

•        развивать интерес к методу обрывания;

•        развивать уважение к творчеству народных мастеров.

Интегрированное развлечение «Масленичные гулянья».

Цели:

•        воспитывать детей на народных традициях;

•        воспитывать чувство уважения к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию, за русский народ, который славится старинными обычаями, трудолюбием, умением работать от души и веселиться от души;

•        закреплять знание народных промыслов России;

•        развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность;

•        развивать интерес к изучению истории России, русского народного творчества.  Показать детям  неразрывную связь между различными видами народного искусства: народными промыслами и ремеслами, народной музыкой, устным народным творчеством.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Народные праздники на Руси" сценарная наработка

"Народные праздники на Руси" сценарная наработка...

Информация для родителей - праздники на Руси, Масленица

Информация для родителей для ширмы-передвижки - праздники на Руси, Масленица...

Презентация проекта "Народные праздники на Руси .Масленица."

Цель: знакомство детей с русскими народными праздникамиЗадачи:1.Познакомить детей с историей праздника2.Сформировать представления о русских традициях и обычаях3.Развивать интерес детей к празднику и ...

Народные праздники на Руси. Русские обычаи.

Познакомить детей с древними русскими праздниками: Рождеством и Святками, обьяснить их происхождение.Воспитывать интерес к истории России,нацирнальной гордости, чувство причасности к Великому русскому...

Методическая разработка «Зимние народные праздники на Руси. Русский фольклор. «Масленица»

Данная методическая разработка направлена на развитие познавательной и творческой  активности, коммуникативных навыков, речи у детей дошкольного возраста через театрально-игровую деятельность: зн...

Речевое развитие (Развитие речи) "Народные праздники на Руси: Масленица"

Речевое развитие(Развитие речи) "Народные праздники на Руси: Масленица"...

Праздники на Руси. Масленица

Масленица. История праздника, традиции и обычаи...