русская народная игрушка
методическая разработка (старшая группа) на тему

материал содержит беседы, народные подвижные игры, комплексные занятия по рисованию, ознакомлению с окружающим

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkaya_narodnaya_igrushka_.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Русская народная игрушка»

УТРО

Утренние беседы с детьми.

Тема:   «Русские  народные   игрушки».

Вопросы к беседе:

• Какие русские народные игрушки ты знаешь? Какие игрушки

были наиболее популярны в народе?

• Какую еще роль, кроме чисто развлекательной, игровой, выполняли игрушки?

• Почему так популярны были игрушки, изображавшие коней?

• А почему и детям, и взрослым нравились игрушки-птицы?

• Как появилась матрешка? Что она символизирует?

• Какие костюмы носили матрешки?

• Какие матрешки в России самые известные?

• Какое настроение у тебя возникает, когда ты видишь матрешку?   Чем   тебе   нравится   эта игрушка?

Стихи

Мы - матрешки, мы - кругляшки.

Мы все лаковые, одинаковые.

Как плясать пойдем -

Только пыль столбом.

Мы - матрешки, мы - сестрички,

Мы - толстушки-невелички.

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

Загадки

Словно репка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко, широко

Парой черных смородинок-глаз.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская...

(Матрешка)

Народные подвижные игры

«Филин и пташки»

 на развитие быстроты, ловкости, увертливости, на развитие умения имитировать голоса различных птиц и умения узнавать птицу по голосу.

«Игровая»

 на развитие умения повторять    заданное    движение, имитировать различные трудовые действия и угадывать их по имитации, умения декламировать хором.

У дядюшки Трифона. Было семеро детей, Семеро сыновей. Они не пили, не ели, Друг на друга смотрели. Разом делали, как я!

«Пятнашки с мячом»

 на развитие ловкости,  быстроты  в  беге, увертливости, глазомера, точности броска.

«Ловишка,   отдай  ленту!»  

на упражнение детей в беге, в увертливости, ловкости.

Занятия

Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром и рисованию.

Тема: «Русская народная игрушка».

Цели:

Образовательные:

• обобщить знания о глиняных игрушках - дымковских и филимоновских;

• рассказать об истории богородского промысла, о сергиево-посадских деревянных игрушках;

• рассказать о самой популярной народной деревянной игрушке - матрешке;

• учить различать разные техники росписи матрешек;

• развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов. На  Руси  издавна  создавались  прекрасные  игрушки. Их делали из глины и дерева. Самыми популярными среди игрушек были фигурки животных, птиц, людей.

Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение: им отводилась роль оберегов-покровителей. Конь в славянском фольклоре - символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных сил. Не менее популярен образ чудо-птицы - от древнеславянской Сирин до сказочной Жар-птицы. Но самыми любимыми в народе у детей были матрешки. Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок, из седой древности. На самом деле, ей всего около

100 лет. Много есть версий, как и когда она родилась. Но доподлинно известно, что ее прообразом послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца

были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Отсюда и пошла матрешка - присмотритесь, даже ее форма  напоминает в чем-то яйцо.

Фигурка матрешки вырезана из деревянного бруска. Она разнимается на две части, а в ней оказывается еще одна фигурка, и так до 10-12 куколок. Сначала фигурки обрабатывают наждачной бумагой, затем расписывают, иногда покрывают лаком.

Наиболее известны семеновские и загорские матрешки, а также полхов-майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая была «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, полушалок, передник.

Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах на столе у нас живут,

Всех матрешками зовут!

Кукла первая толста, а внутри она пуста.

Разнимается она на две половинки,

В ней живет еще одна кукла в серединке.

Эту куколку открой - будет третья во второй!

Половинку отвинти плотную, притертую -

 И сумеешь ты найти куколку четвертую.

 Вынь ее да посмотри, кто в ней прячется внутри.

 Прячется в ней пятая, куколка пузатая.

А внутри пустая, в ней куколка шестая.

А в шестой - седьмая, а в седьмой - восьмая.

Эта кукла меньше всех, чуть побольше, чем орех.

Вот поставленные в ряд сестры-куколки стоят.

- Сколько вас? - у них мы спросим.

И ответят куклы - восемь!

Воспитательные: продолжать воспитывать на русских народных традициях, углублять их знания о народном творчестве. Формировать представления о добре и зле. Формировать эстетическое отношение к окружающему миру. Формировать чувство связи между всеми видами народного творчества - народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками).

Коррекционные: развивать навыки творческого рассказывания, составления рассказа об игрушке; закреплять навыки связной речи.

Материалы для занятия: выставка игрушек - дымковских, филимоновских, богородских; матрешек - сергиево-посадских, полхов-майданских, семеновских. Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги, кисти, краски -гуашь или акварель, карандаши.

Развитие речи и ознакомление с художественной литературой. Чтение и пересказ сказки «Мужик и медведь». Придумывание сказок по мотивам богородских игрушек.

Цели:

•        продолжать знакомство с русскими народными сказками;

•        учить осмысливать характеры персонажей сказки;

•        формировать образность речи, понимание образных выражений;

•        развивать творческие способности, умение придумывать сказки с заданными героями.

Материалы для занятия: различные богородские игрушки или фотоиллюстрации с их изображением.

Лепка. Тема: «Богородская игрушка Конек-Горбунок».

Цели:

•        продолжать знакомить с народными игрушками, в частности, с богородской деревянной игрушкой, воспитывать эстетическое отношение к изделиям народных мастеров, уважение к их труду;

•        продолжать упражнять в лепке из отдельных кусков глины деталей общей фигурки, затем плавно соединять их с помощью примазывания;

•        учить передавать в лепке движение животного;

•        упражнять в выполнении приемов раскатывания, сплющивания, прищипывания, оттягивания для выполнения отдельных деталей.

Материалы для занятия: богородская игрушка «Конек-горбунок», иллюстрации к сказке П.П. Ершова, фотоиллюстрации; глина, подставки, клеенки, влажные салфетки для вытирания

рук, стеки.

Аппликация. Тема: «Матрешки в хороводе». (Коллективная работа.)

Цели:

• развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа бумаги, сложенного

пополам, с предварительно нарисованным контуром;

• развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое,

втрое;

• развивать самостоятельность и творческую фантазию детей, предоставляя им свободу в выборе изобразительных средств и способов выполнения аппликации;

• развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме;

• учить органично размещать свою фигурку в общей композиции.

Материалы для занятия: разные матрешки, фотоиллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, тряпочки. Могут понадобиться краски, кисти, карандаши, фломастеры.

Организация детей на занятии: работу можно организовать как коллективно-индивидуальную.

Каждый ребенок делает свою матрешку, украшает ее наряд своим узором. Затем все работы помещаются на общее панно, образуя общий хоровод. Панно украшается нарисованными или наклеенными растениями, элементами изученных детьми росписей по их желанию.

Рисование. Занятие № 1.

Тема: «Роспись дымковской барышни».

Цели:

• продолжать учить внимательно рассматривать игрушки, анализируя составные части узора;

• развивать умение детей составлять узор на юбке барышни из знакомых элементов (кругов, колец, точек, волнистых линий и т.д.);

• упражнять в рисовании прямых линий в разных направлениях, а в образовавшихся прямоугольниках - круги и точки;

• учить выделять украшения кокошника, закрепляя умение составлять симметричный узор, оформляя середину и кайму;

• упражнять в рисовании всем ворсом кисти и ее концом, а также ватной палочкой;

• учить самостоятельно выбирать цвета для узора;

• развивать чувство цвета, ритма в узоре.

Материалы для занятия: дымковские игрушки, фотоиллюстрации; трафареты дымковской барышни, вырезанные из альбомных листов, гуашь, кисти, ватные палочки.

Рисование. Занятие № 2.

Тема: Декоративное рисование «Узор для платка матрешки».

Цели:

• закреплять навыки составления узора на квадрате с использованием уже известных элементов

народных росписей, геометрических, растительных орнаментов;

• учить самостоятельно продумывать композицию, узор, выбор цвета;

• учить заполнять орнаментом весь лист.

Материалы для занятия: изделия различных промыслов, дымковские игрушки, матрешки, фотоиллюстрации, бумага квадратной формы 20x20 см, тонированная красной, желтой, зеленой, синей красками; белила, гуашь, кисти, ватные палочки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Русские народные игрушки и игры» как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры.

Данный проект выполняется воспитателем и специалистами дошкольного учреждения, деятельность организуется с родителями и детьми для выполнения запланированных мероприятий. Эта разработка будет осущест...

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"

Консультация для родителей: "Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку"...

Проект "Русские народные игрушки и игры" как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры"

Как жили люди на Руси? Чем занимались? В какие игры и какими игрушками играли? Данный проект поможет ответить на все вопросы....

Консультация для родителей на тему «Приобщение детей к русскому народному творчеству через русскую народную игрушку».

Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, пр...