Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"
материал по теме

Савенко Мария Сергеевна

Практическое занятие: "Взаимодействие педагога с детьми в игре"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie.docx24.94 КБ
Файл igra.pptx1.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 2 «Ласточка» станицы Выселки муниципального образования Выселковский район

Практическое занятие:

«Взаимодействие педагога с детьми в игре»

 
                                                                                                                              Воспитатель

                     Савенко Мария Сергеевна

                     

2017 год

Добрый день, уважаемые коллеги!

Приветствую вас на практическом занятии, надеюсь на плодотворное сотрудничество.
Чтобы узнать тему занятия прошу вас ответить на вопрос. 
Что является средством развития личности дошкольников и средством их общения. Что можно назвать формой организации детского общества, а также способом обучения и самообучения. Это может быть средством коррекции развития ребенка, диагностическим средством и даже психотерапевтическим.
Совершенно верно – это ИГРА. 

Дошкольный возраст – самое начало жизни ребенка, когда он только-только начинает осознавать себя личностью с собственными желаниями и возможностями и открывает для себя окружающий мир. Этот период считается классическим возрастом игры. И в частности одной из самых развитых её форм, который в психологии и педагогике получил название сюжетно -ролевой (или творческой).

Игра – это "ведущий" вид деятельности дошкольника, именно благодаря ей, ребенок познает окружающий его мир предметов и людей, входит в мир социальных отношений, в сообщество взрослых.

       В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.

     Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное.

    Педагогический процесс детского сада включает в себя две составляющие: деятельность детей в условиях непосредственного руководства и контроля со стороны взрослого — в основном на обучающих занятиях, — и самостоятельную свободную деятельность детей.

     А. С. Макаренко основными требованиями к руководству детской игрой выдвигал следующие:

1. Следить за тем, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребенка и не отвлекала его целиком от общественных целей.

2. Воспитывать в игре те психические и физические навыки, которые необходимы для работы.

      Педагог должен помнить о том, что обогащение содержания игры во многом зависит от того, как организовано наблюдение детей за жизнью и деятельностью взрослых и общение с ними. В этом помогут экскурсии по детскому саду и за его пределы, встречи и беседы с представителями разных профессий, чтение соответствующей литературы.

Принципы организации игры в детском саду.  

        Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми.

         При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен  занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо — плохо, правильно — неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя — взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера — гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.

       Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

    Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия

       Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.

        Выводы: руководство игрой дошкольников должно быть комплексным, представлять собой систему педагогических воздействий. Это ознакомление с окружающим, обучающие игры, организация предметно-игровой среды, общение взрослого и ребенка в процессе игры.

         Игра выполняет развивающую функцию, если формируется взрослым с учетом особенностей детей каждого возраста  и учетом тех умений, которые должны быть сформированы в этом возрасте.

         Ключевым моментом руководства игры выступает сформированность игровых умений и навыков, с постепенным усложнением.

      На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Рассмотрим более подробно сюжетно-ролевую игру.

Через игру осуществляется социализация ребенка в обществе сверстников. Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию у дошкольников таких качеств как инициативность, самостоятельность, способность выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности. Именно на это ориентирует педагогов федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры:

  • Сюжет
  •  Содержание
  •  Роль

Сюжеты игр условно  делят на:

  • Бытовые (игры в семью, детский сад)  
  • Производственные, отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.),
  • Общественные (игры  в библиотеку, школу и т.д.).

Успешность сюжетно-ролевой игры зависит от организационной деятельности педагога.

Во-первых, педагогу необходимы условия для развития  игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок.

Во-вторых, сюжетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю.

В-третьих, организуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен

активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование

игровых интересов детей, на обогащение  содержания игры и на

воспитание у них умения жить в коллективе.

Основными методами педагогического руководство детской сюжетно-ролевой игрой является:

  • метод диалога,
  • создание проблемных ситуаций,
  • прямые и косвенные воздействия на игру и играющих.

Кроме этих методов, я хочу предложить вам  использование технологических карт сюжетно-ролевой игры.
Что такое технологическая карта?
 
Ответы участников, например, это схема игры, поэтапное описание игры.
В толковом словаре дается такое определение.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА – форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, необходимое для изготовления изделия время, квалификация работников и т.п. 
Существуют технологические карты блюд, изделий, процессов, уроков. А я предлагаю составить и использовать технологическую карту игры – пошаговую инструкцию для детей по организации сюжетной игры. Технологическая карта предлагает новый подход организации сюжетной игры путем ее моделирования. Опираясь на разработанную модель воспитатель помогает детям вспомнить эпизоды, действия участников игры, содержание взаимоотношений.
Но как же дети смогут «прочитать» технологическую карту. Конечно, только если они сами ее и составят.

Предлагаю вам пример технологической карты, которая поможет организовать любую сюжетно-ролевую игру. Она универсальна для любого возраста и любого сюжета.
        А теперь поиграем с вами. Вернемся к нашей схеме. 
Проводится сюжетно-ролевая игра с педагогами.
Шаг первый – приглашаем друзей. Выходите. 
Шаг второй – распределение ролей. Уважаемые коллеги предлагаю вам взять по одному предмету из этой коробки. Обсудите друг с другом, кем вы будете. 
Шаг третий – необходимо выбрать игровые предметы. А теперь представьтесь нам и расскажите, что вы будете делать.
Участники выбирают атрибуты игры, представляют свою роль и придумывают свой игровой сюжет.
Игра по схеме. И переходим к пятому шагу – прибери игрушки. Присаживайтесь на свои места.
Как вы считаете – такая технологическая карта поможет воспитателю организовать сюжетно-ролевую игру с детьми. 
Ответы

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила Воспитатель МБДОУДС №2 Савенко М.С. «Взаимодействие педагога с детьми в игре» автора шаблона: Ранько Елена Алексеевна

Слайд 2

Выдающиеся педагоги об игре «Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности"- отмечал В.А. Сухомлинский. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что «игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития». По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. Игра для ребенка – это серьезное занятие.

Слайд 3

Принципы формирования игровой деятельности дошкольников Для того чтобы дети овладели игровыми умениями взрослому следует играть вместе с ними; Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения; Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.

Слайд 4

Выделяют 3 этапа формирования игровой личности На 1 этапе (1, 5- 3 лет) – педагог стимулирует ребенка к осуществлению условных действий с предметами. На 2 этапе (3-5 лет) – педагог формирует у детей умение принимать роль, переходить в игре от одной роли к другой. На 3 этапе (5-7 лет) – дети должны овладеть умением придумывать разнообразные сюжеты игр.

Слайд 6

Сюжет Содержание Роль Структурные компоненты сюжетно – ролевой игры: Сюжеты игр условно делят на: Бытовые (игры в семью, детский сад) Производственные , отражающие профессиональный труд людей (игры в больницу, магазин и т. д.), Общественные (игры в библиотеку, школу и т.д.).

Слайд 7

Организация сюжетно—ролевой игры Педагогу необходимы условия для развития игрового сюжета (предметно-развивающая среда). Атрибуты для сюжетно-ролевых игр должны быть красочными и эстетическими, так как именно с ними будет взаимодействовать ребёнок. С южетно–ролевая игра будет успешной только в том случае, если педагог будет организовывать и осуществлять игровую деятельность детей последовательно и систематически, а не от случая, к случаю. О рганизуя сюжетно-ролевую игру с детьми, педагог должен активно использовать методы и приёмы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Слайд 8

Технологическая карта – это форма технологической документации, в которой записан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование и т. д.

Слайд 9

Универсальная технологическая карта

Слайд 10

«Поликлиника»

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль практического психолога в создании условий для развивающего взаимодействия педагога с детьми в дошкольном учреждении.

Основные функции педагога-психолога в детском саду – создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечению их эмоционального благополучия, свободному и эффекти...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» (ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 2-7 ЛЕТ) практическое пособие для педагогов

Содержание перспективного плана отражает основные аспекты данного направления. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно – тематической ...

Практический семинар для педагогов "Секреты общения с детьми"

Вниманию педагогов представлена мини-лекция "Первые шаги к человеческому общению.Правила общения", а также техника "Ты-высказываний и Я- высказываний", которая может помочь в понимании чувств ре...

Консультация для педагогов: «Особенности взаимодействия педагога с детьми в игре»

Цель: ознакомление педагогов с алгоритмами особенностей взаимодействия с детьми в игре....

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ. Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя в роли тренера, который должен:  договориться о времени пр

Информационные – практические занятия для педагогов ДОУ.Информационно-практические занятия для педагогов ДОУ следует поручать проводить воспитателям по очереди, чтобы каждый мог попробовать себя...

РМО "Практическое взаимодействие музыкального руководителя с детьми и педагогами как средство развития профессиональных качеств педагога"

Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, эмоции, настроения. Мир музыкальных звуков безграничен. Он таит в себе несм...