Скоро учиться... Готов ли родитель к школе?
статья (подготовительная группа) на тему

Задиракина Иветта Сергеевна

В статье предложены консультации для родителей подготовительных к школе групп по актуальным проблемам развития детей в период подготовки к школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_1.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Скоро учиться… Готов ли родитель к школе?

Задиракина Иветта Сергеевна, педагог-психолог,

Саванина Елена Александровна, воспитатель.

АНО ДО «Планета детства «Лада», детский сад №201 г.о. Тольятти.

Ежегодно педагог-психолог детского сада проводит мониторинг детей подготовительных групп, по результатам которого определяется степень готовности к обучению в школе  каждого ребенка и выпускников дошкольного учреждения в целом. Методики позволяют определить уровень интеллектуального развития, изучить свойства внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и работоспособности, волевую регуляцию, зрительно-моторную координацию, личностные особенности развития.

Проведенный качественно-количественный анализ результатов обследований за последние годы позволяют выделить позитивные и негативные тенденции в развитии детей 6 - 7 лет. Так к позитивным тенденциям можно отнести высокий уровень сформированности коммуникативных умений, потребности в общении со сверстниками и взрослыми; дети эмоционально - положительно относятся к сотрудничеству, хорошо владеют вербальными и невербальными средствами общения; у них развито наглядно-образное мышление, умение классифицировать, обобщать на предметном уровне, находить причинно-следственные связи. Процент детей, имеющих средний и высокий уровень сформированности данных показателей достаточно высок. Так же к концу дошкольного возраста у большинства детей формируется интерес и положительное отношение к школе, познавательный интерес.

При этом можно выделить и негативные тенденции, т. е области развития, в которых ежегодно происходит увеличение процента детей, имеющих низкий уровень. Одним из таких показателей является уровень развития зрительно - моторной координации. Вторым – уровень развития словаря, грамматического строя и связной речи. Третьим – сложности в формировании «внутренней позиции школьника», а именно отсутствие стремления поменять социальный статус и занять новое место в системе доступных ребенку общественных отношений.

Для нивелирования данных проблем педагог – психолог детского сада совместно с   воспитателями подготовительных групп разработали и провели серию групповых консультаций для родителей, чьи дети готовятся к поступлению в первый класс.

Консультация для родителей «Веселый карандаш».

В старшем дошкольном возрасте расширяется  двигательный опыт детей. Развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но слабыми остаются части кистей рук и ступней ног. Не сформировавшаяся и не развитая полностью костно-мышечная система не позволяет в этом возрасте легко и свободно выполнять мелкие и точные движения. Поэтому вопрос развития двигательных мышц руки важен в период подготовки к письму.

Скоординированные движения рук требуют дифференцированную работу мозга. Сложная система управления дробными движениями осуществляется взаимосвязанными процессами возбуждения и торможения. Какие-то клетки коры головного мозга приходят в состояние возбуждения, другие тормозятся. Эта динамическая мозаика мозговой деятельности требует не только зрелости мозговой коры, но и ее динамических функций. Даже к концу дошкольного возраста мозг ребенка еще не достигает такого уровня развития. Данная особенность влияет на быстрое утомление детей при выполнении заданий, в которых задействованы мелкие группы мышц. Исходя из этого занятия с детьми, направленные на развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть динамичными, интересными.

Чтобы ребенок мог заниматься не только в детском саду, а и вместе с родителями дома, мы хотим предложить вам несколько упражнений и игр, которые способствуют формированию двигательной активности и гибкости пальцев, кистей рук, осуществляют массаж. А так же способствуют развитию сгибательных и разгибательных движений пальцев и рук; мелких, точных движений, согласованности действий.

Упражнение №1. Возьмите неотточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. (Нужно перекатывать карандаш между двумя ладонями). Послушайте как он «шумит». Разогреем ладошки. «Пошумим» у правого уха, а затем у левого.

Упражнение №2. Поставить локти на стол. Взять неотточенный карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки, покрутить его вперед – назад. Отложить карандаш, опустить руки, встряхнуть ими.

Упражнение №3. Локти поставить на стол. Раскрытые ладошки повернуть от себя. Согнуть по четыре пальца на каждой руке до начала ладони. Пальцы должны быть плотно прижаты друг к другу, большой палец отогнут и направлен в сторону. Согнули – разогнули. Раскрыта ладошка, раскрыты все пальцы. Снова согнуть четыре пальца – разогнуть, показать раскрытые ладошки. Повторить 2-3 раза.

Показать раскрытые ладошки. Согнуть, разогнуть большой палец. Повторить 2-3 раза.

Упражнение №4. Выполняется как третье упражнение, только в четырех пальцах зажимается карандаш. Пальцы с карандашом так же наклоняются до начала ладони и снова возвращаются на место. Повторить 3 – 4 раза.

Упражнение №5. Локти поставить на стол. Неотточенный карандаш зажимается между указательными пальцами обеих рук. Вращаем руки с карандашом, то в одну сторону, то в другую. Повторить 5 – 7 раз. Опустить руки, встряхнуть ими. Это упражнение усложнится, если взять еще карандаш, между средними пальцами и производить вращения двумя карандашами одновременно. Третий карандаш берется безымянными пальцами и т.д. Максимальный результат вращать пять карандашей в разных направлениях.

Упражнение №6. Локти поставить на стол. Поиграем с ладошками. Прижмите ладони друг к другу. Пальцы рук соединены вместе и направлены вверх. Покачайте сложенными ладошками влево и вправо. Повторить 4 раза. Опустить руки, встряхнуть ими. Повторить еще 4 раза. Наклоните сложенные ладони влево и нажмите верхней ладонью на нижнюю, теперь наклоните вправо и сделайте то же. Повторить 4 раза.

Упражнение №7. «Мячики». Локти поставить на стол. Дети изображают руками сначала маленький мяч, затем большой мяч. Важно не отрывать локти от стола. Маленький мячик в руках – большой мячик. Кисти напряжены. Повторить 3 раза.

Упражнение №8. Возьмите резиновый массажный мяч в правую руку, сожмите и разожмите его.  Повторить 4 раза. Переложите мяч в левую руку, сожмите и разожмите его. Повторить 4 раза.

Упражнение №9. Выполняется как упражнение №6, только между ладошками помещается массажный мячик.

Упражнение №10. Поверните правую руку ладонью вверх, положите на нее мяч и обхватите его пальцами, согните кисть руки с мячом на себя и разогните ее. Повторить 4 раза. Переложите мяч в левую руку и повторите упражнение. Повторить каждой рукой по 2 раза.

Упражнение №11. Возьмите по одному мячу в каждую руку: сожмите и разожмите мячи правой и левой рукой одновременно, сделайте это несколько раз.

Упражнение №12. Поставьте локти на стол. Положите массажные мячи на большие пальцы правой и левой руки, зажмите сверху остальными пальцами. Сжимайте и разжимайте мяч. Повторить 4 раза.

Из упражнений можно составить самостоятельное занятие, а также выполнять перед рисованием, аппликацией, лепкой и т.д. (нагрузка 3–5 упражнений). Ведь не секрет, что развитию мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации способствует  любая продуктивная деятельность. От традиционных увлечений, которыми ребенок занимается в детском саду, до не совсем обычных увлечений, которыми можно заниматься дома всей семьей вместе. Например: создание гравюр, барельефов, вышивание лентами, бисером, квиллинг, ярнбомбинг и т. д.

В ходе консультации можно организовать для родителей творческую мастерскую и познакомить с различными техниками работы, возможно хорошо знакомыми для педагогов, но неизвестными для родителей. Лепка из соленого теста, различные виды аппликаций из кусочков цветной бумаги, из семян и круп, объемные и т.д. Показать методы и приемы работы с детьми.

Дома девочкам можно предложить любое рукоделие: шитье, вязание, бисероплетение, вышивание; мальчикам сборку различных моделей техники. И мальчиков и девочек может увлечь традиционное оригами и модное модульное оригами, которое поможет развить не только моторику рук, но и мышление. Главное, чтобы ребенку было интересно.

Консультация для родителей «Не хочу играть, хочу учиться».

Учебная мотивация возникает, когда отживает игра, внутри которой формировалась психика ребенка весь дошкольный период. К началу младшего школьного возраста игра исчерпывает свои возможности при условии, что ребенок прошел все ее ступени от манипулятивной до игр с правилами. Если ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большой долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу у него отсутствует учебная мотивация и, как следствие, психологическая готовность к школе.

В раннем дошкольном возрасте основной смысл игры в процессе, от которого ребенок получает удовольствие. Развитие игр с правилами в старшем дошкольном возрасте приводит к тому, что для ребят становится важным не только процесс, но и результат: дети получают удовольствие не только от процесса игры, но и от выигрыша, причем в большинстве игр с правилами победителем становится тот, кто лучше всех освоил эту игру. Так в игре впервые появляются мотивы учения, стимулирующие деятельность, не всегда приятную. Эти же мотивы пробуждают произвольное поведение, приводящее к развитию высших психических процессов.

В качестве примера рассмотрим игру в классики. Чтобы выиграть в нее надо метко бросать битку и очень хорошо координировать свои движения, а это часто требует специальной тренировки (обучения) в одиночку, а не в игре с ребятами. В самом развитии игровой мотивации постепенно происходит смещение акцента с процесса игры на результат игры, которого зачастую можно добиться только после специального обучения. Т.е. в недрах игровой деятельности зарождается мотивация учения, стимулирующая деятельность не ради процесса, а ради результата в виде конкретных знаний, умений, навыков.

Появление мотивации учения можно рассматривать как вершину психического развития ребенка-дошкольника, когда в рамках игровой деятельности у него сформировались все предпосылки для овладения учебной деятельностью, и он может быть признан готовым к школьному обучению.

Учеными были выделены две группы мотивов учения:

  1. Мотивы, связанные непосредственно с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения: «познавательные интересы детей, потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями».
  2. Широкие социальные мотивы учения, или мотивы связанные «с потребностями ребенка в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений».

У поступающего в школу ребенка, как правило, один из мотивов доминирует.

Доминирование социальных мотивов учения.

В случае доминирования социальных мотивов учения познавательная потребность выражена слабо, а потому в школе ребенка, прежде всего, интересуют не знания, а строгое исполнение роли ученика. В общих чертах первоклассник знает, что он должен делать как ученик. Информацию о том, как он справляется с этой ролью, дает ребенку учитель, в форме оценки его поведения и прилежания. Т.е. ребенок фактически полностью ориентирован на одобрение и похвалу учителя, которые позволяют удовлетворить потребность в общении на новом уровне. Именно похвала учителя мотивирует учебную деятельность.

Проблема. Как только социальная позиция станет для ребенка привычной и ему не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие. Если к этому времени у ученика не сформируются собственно учебные мотивы или не сформируются новые социальные, то ученик может стать неуспевающим.

Коррекция первоначальное доминирование социального мотива учения может привести к формированию познавательной мотивации путем сдвига мотива на цель. Вначале ученик выполняет задания, потому что хочет получить похвалу. Длительное добросовестное   выполнение учебных заданий ради хорошей оценки может привести к тому, что ученик заинтересуется самим содержанием учебной деятельности  и у него появится познавательная потребность.

Доминирование познавательной мотивации.

Этих детей можно охарактеризовать как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый класс, уже умея читать, считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше.

Проблема. Если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом. На уроке ученик внимательно слушает новый материал, а дома не выполняет домашнее задание, потому что повторять усвоенный материал ему скучно. У него не наблюдается стремление хорошо выполнять обязанности ученика, поскольку у ребенка слабо развиты социальные мотивы учения, слабо развита мотивация достижения. В первом классе много заданий, которые не вызывают у ребенка непосредственного познавательного интереса, но требуют много усилий. Поэтому дети с доминированием познавательной мотивации, могут оказаться в меньшей степени готовыми к школьному обучению. С детьми этой группы учителю может быть гораздо труднее, хотя они могут изначально больше знать, но в силу того, что они относятся к учебе только как к источнику интеллектуального удовольствия, а не как к социально-значимой деятельности, которую необходимо хорошо выполнять независимо от собственных эмоциональных переживаний.

Ребенок, готовый к школе, хочет в ней учиться и потому, что он стремится занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного «внутренней позицией школьника», которая может выступать как критерий готовности к школьному обучению.

«Внутренняя позиция школьника» – это психологическое новообразование, которое появляется на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста и представляет собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении с взрослым на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и достижении целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика. Абсолютное доминирование какого-то одного мотива почти не встречается.

Консультация для родителей «От слова к слову».

Большую роль в развитии ребенка до школы играет речь. Идет накопление и совершенствование словарного запаса, развивается и совершенствуется грамматический строй, усваивается морфологическая система языка. Бывает, что к поступлению в школу обнаруживаются пробелы. Как определить есть ли таковые в развитии речи вашего ребенка. Придется учесть несколько моментов:

  1. Умение правильно (без искажений) произносить все звуки.
  2. Достаточный объем активного и пассивного словаря.
  3. Грамматическое оформление речи (согласование и управление слов, умение строить фразу)
  4. Способность вести диалог.
  5. Умение самостоятельно составить рассказ по описанию или по памяти.

Если вам самостоятельно не удается оценить объективно данные показатели, обратитесь к специалисту-логопеду.

Как показывает диагностика дети, посещающие дошкольное учреждение, умеют составить рассказ по серии сюжетных картин, пересказать прослушанное произведение при незначительной помощи взрослого, умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками. Однако при этом их активный и пассивный словарь, как правило, снижен. Это влияет на уровень развития понятийного мышления, влечет за собой трудности в выражении своих мыслей. То есть при объяснении значений  слов дети чаще всего начинают описывать предмет или называть его отдельные признаки, говорят функцию или назначение,  не могут отнести простые по значению слова к определенной категориальной группе, обобщить (например, что машина – это транспорт). Так же особое затруднение вызывает: объяснение доступных ребенку абстрактных понятий (например – смелость, огорчение и т.д.); объяснение доступных ребенку прилагательных и глаголов (например – отважный, мужественный, связать, объединить и т.д.)

Что делать? Расширяем запасы.… Когда речь заходит о словаре,  чаще всего мы представляем школьный толковый или орфографический словарь. На деле же развитие словарного запаса ребенка – занятие трудоемкое. Начните с существительных. К любому предмету (чайник, стул, кресло, машина) ребенок должен назвать части (детали) каждого. Чем больше, тем лучше. Подсказки исключены! Единственное, что вам позволено, - указать ребенку на ту или иную часть (деталь). Ее название должен озвучить будущий первоклассник. Вы можете услышать: «то, на чем сидят» (сиденье), «куда грузят» (кузов), «где люди сидят» (салон). В зачет подобные ответы не идут, только если со знаком минус. Еще хуже, если ребенок называет кофейник чайником, стул – креслом, а пароход – лодкой. Придется призвать на помощь всевозможные картинки и иллюстрации. Существуют целые картинные словари для дошкольников. Рассматривая их без спешки, ребенок легко запомнит названия различных предметов, их детали и части. Картинки можно разбить по темам: мебель, одежда, обувь, транспорт и т.д. Берите тему и прорабатывайте ее во всех направлениях в течение одной двух недель. После таких занятий ребенок не только запомнит массу слов, но и сможет группировать предметы по смыслу. К примеру, когда надо одним словом сказать, что такое сливы, яблоки, апельсин, он без запинки ответит – фрукты.

Помимо предметного словаря, нужно формировать словарь признаков. Обычно, дошкольник 6 – 7 лет на вопрос: «Какой цветок?» - начинает перечислять: «Красивый, душистый, яркий, хрупкий» и т. д. А если это ему не удается? Снова берем иллюстрации и картинки и развиваем умение называть признаки предметов. Здесь нелишне вспомнить о материалах, из которых они сделаны: кубик – пластмассовый, деревянный, бумажный, стеклянный; ручка – деревянная, металлическая, пластиковая; варенье – клубничное, вишневое.

Образование прилагательных от существительных дает ребенку массу возможностей для словотворчества. Еще интереснее определять, чей хвост у зайца, чья лапа у лисы и чье ухо у волка. Возможно, ребенок справится с заданием, сказав: «Заячий хвост, лисья лапа, волчье ухо». Но очень часто дошкольники сотворяют нечто невероятное: зайчиный, зайчачий, лисина, лисиная, волчачье, волчиное. При подобном раскладе придется немало потрудиться, пока в памяти ребенка не закрепятся правильные формы данных прилагательных. Поиграйте в игру: «Чей хвост (лапа, ухо, глаза)?» Сделайте ее вместе с ребенком из бумаги в виде пазлов, лабиринтов, парных картинок и т.д. Здесь, помимо прилагательных, можно вспомнить названия зверей, птиц, насекомых, а так же названия их детенышей.

Обратите внимание на глаголы. Проследите, не путает  ли ребенок близкие по звучанию и значению слова: пришивает – вышивает – перешивает – зашивает – сшивает; лепил – слепил – прилепил – облепил – залепил и т. д.

Тренируйтесь с ребенком называть слова–действия. Карандашом рисуют, чертят, раскрашивают, штрихуют; кошка мяукает, лакает, сидит, бежит, царапается; малыш шалит, плачет, играет. Подобное упражнение можно выполнять как без наглядной основы, так и с использованием картинок. Глагольный словарь хорошо развивать, используя тему «Профессии». Повар (что делает?) варит, режет, чистит, шинкует; продавец взвешивает, продает, фасует и т. д.

Привлекайте к словесным играм старших и младших детей, друзей, бабушек и дедушек. В форме соревнований они будут еще интереснее. Особенно, если в конце ждет поощрение.

И, наконец, нужно знать, что развитие словаря является основой для формирования понятийного мышления. В связи с этим можно обозначить несколько важных моментов, которые необходимо учитывать на занятиях и в играх с детьми старшего дошкольного возраста. Необходимо:

  1. Учить анализировать предметы и явления, выделять существенные признаки.
  2. Развивать способности к обобщению и классификации на вербальном уровне (учить находить сходства и различия, объединять или распределять слова по группам без наглядной основы).
  3. В словесных упражнениях и играх использовать не только существительные, обозначающие конкретные понятия, но и доступные детям абстрактные понятия, а так же глаголы и прилагательные.
  4. При чтении литературных произведений просить объяснить то или иное знакомое слово (сильный человек - это какой?, смелый человек – это какой?, что такое беда или что такое неправда и т.д.)
  5. Учить последовательно излагать свои мысли.
  6. Расширять кругозор ребенка не только чтением книжек и энциклопедий, но и непосредственными впечатлениями от поездок за город, в гости; походов в театр, кино, на выставки и т. д.

Не нужно надеяться на «авось», что все само собой рассосется. Что к школе ребенок «выговорится», звуки появятся сами по себе, а речь и мышление сформируются без вмешательства извне. Хочется напомнить, что чудеса бывают только в сказках.

Предложенные консультации познакомили родителей с основными трудностями, выявленными в ходе ежегодного мониторинга детей подготовительных групп. А также позволили предложить пути предупреждения и преодоления возможных проблем школьного обучения и тем самым помогли вовлечь родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В целом, совместная работа педагога-психолога и воспитателей с родителями позволяет осуществлять целостный подход в развитии дошкольников и способствует формированию родительской ответственности в процессе подготовки детей к школьному обучению.

Литература.

  1. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2007.
  2. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе – Санкт-Петербург: «Питер Пресс», 2007.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учимся готовить: десерт "Клубничка"

Практическое занятие, направленное на развитие речи и памяти детей. В ходе занятия дети узнают и запоминают рецепт и последовательность приготовления десерта....

Опыт работы по теме "Учимся готовить"

В опыте приведено обоснование необходимости проведения занятий по обучению приготовления блюд для детей с нарушением зрения, даны простые рецепты и представлены конспекты занятий.Конспекты занятий для...

" Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? " Памятка для родителей

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 -7 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую дея...

Организованная образовательная деятельность по лепке на тему: "Учимся готовить печенье"

Цель: Поощрение труда воспитанников в семье через формирования навыка лепки печенья из соленого теста.Задачи:- познакомить с элементарными навыками и умениями, используемыми при лепке из соленого тест...

Учимся готовить с детьми.

Социализация дошкольников - одна из актуальных задач дошкольного образования.Решением этой задачи направлена наша деятельность с дошкольниками нашей группы.Цель Формировать навыки коллективной трудово...

СИДИМДОМА#УЧИМСЯ ГОТОВИТЬ

Сейчас у нас наступила тяжелая пора и вынужденный карантин заставил взрослых со своими детьми находиться в своих домах круглосуточно. Но нам скучать некогда. Наши дети с удовольствием помогают ма...