Рабочая программа по дополнительной услуге детская студия «Умелые ручки»
рабочая программа (подготовительная группа) по теме

Манькова Ирина Анатольевна

 Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

Занимаясь по программе «Умелые ручки», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами  малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon besplatnyy_kruzhok_umelye_ruchki.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32 общеразвивающего вид»

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ

Рассмотрено на заседании          Заведующий МДОУ № 32

Педагогического совета № 1                                                                     ______Абрамова Л.Д.                        

от «01» сентября 2016г.                                                                          от «01» сентября 2016г                                                            

                                                                                                         

Рабочая программа по бесплатной дополнительной услуге

детская студия

«Умелые ручки»

Разработана на основе парциальной программы

«Лего-конструирование в детском саду» Фешина, Е.В.

Возраст детей: 6 – 7 лет

Срок реализации: 1 год

                                                                                     

   Составитель:

Воспитатель Маклецова И.А

                                                                                         

г. о. Электросталь, 2016г.

Содержание программы:

  • Пояснительная записка……………………………………………… 3
  • Цель и задачи программы…………………………………………… 4
  • Расписание …………………………………………………………….5
  • Планируемые результаты ………………………………………….....5
  • Тематический план …………………………………………………....6
  • Перспективное планирование ………………………………………..6
  • Мониторинг рабочей программы ……………………………………12
  • Список литературы …………………………………………………...13

Пояснительная записка.

Программа «Умелые ручки»  разработана на основании  программы Фешина, Е.В., «Лего-конструирование в детском саду» (2012). 

Программа реализуется на базе МДОУ «Детский сад № 32 общеразвивающего вида».

    Дошкольное учреждение  работает   по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Детскими психологами доказано, что если в жизни ребенка не присутствует образная игра – он начинает неадекватно воспринимать окружающий мир. Лего-конструктор даёт возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух или более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек. Лего-конструктор развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей и стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Исследования отечественных и зарубежных педагогов доказывают, что развитие мелкой моторики и точных движений пальцев, способствует обогащению словаря, развивает и активизирует мыслительные процессы, поэтому детям с речевыми нарушениями необходимо обучение конструированию из Лего.

Занимаясь по программе «Умелые ручки», дети развивают способности к конструкторскому творчеству и умение принимать нестандартные решения: из одаренного этими качествами  малыша может вырасти скульптор, архитектор, инженер – конструктор.

 Настоящая программа описывает курс подготовки по лего-конструированию для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет).

Методологической основой программы являются методические разработки Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

Актуальность программы:

           В дошкольном возрасте внимание детей прогрессирует одновременно по многим характеристикам. Развитие памяти также характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.

          У большинства нормально развивающихся детей дошкольного возраста неплохо развиты непосредственная и механическая память. При помощи механических повторений информации дети в дошкольном возрасте могут неплохо ее запоминать. В этом возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного, механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

           В конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Творчество связано, как правило, больше с созданием замысла. Однако практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской. Особенностью конструкторского мышления у старших школьников является непрерывное сочетание и взаимодействие мыслительных и практических актов (Т.В.Кудрявцев,Э.А.Фаранонова и др.).Что касается деятельности дошкольников, то взаимообогащение практических и мыслительных действий является одной из сильны ее сторон. При этом практические действия могут выступать как широкое экспериментирование с материалом – бескорыстное и целенаправленное, связанное с выполнением замысла. Замысел, в свою очередь, часто уточняется и изменяется в результате поисковых практических действий, что является положительным моментом для развертывания дальнейшего творческого конструирования.

Однако это происходит лишь при условии организации обучения, направленного на преодоление следующих недостатков детского конструирования:

  1. Нечеткость замысла, объясняемая нечеткостью структуры образа.
  2. Неустойчивость замысла – дети начинают создавать один объект, а получают совсем иной и довольствуются этим.
  3. Поспешность исполнительской деятельности и излишняя увлеченность ею – замыслу уделяется крайне мало внимания.
  4. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать.
  5. Неумение предварительно анализировать задачу. В противном случае детское конструирование может протекать на очень низком уровне, препятствующем развитию полноценной деятельности творческого характера.

Источником замысла детей является окружающая жизнь, ее богатая палитра: разнообразный предметный и природный мир, социальные явления, художественная литература, разные виды деятельности, и в первую очередь игра. Но восприятие окружающего у детей часто бывает поверхностным, они схватывают в первую очередь внешние стороны предметов, явлении, которые затем и воспроизводят в практической деятельности. Именно поэтому надо не только стремиться к тому, чтобы жизнь детей была наполнена впечатлениями, но и создавать условия для более глубокого освоения окружающего, для формирования у них умения видеть характерные особенности предметов, явлений, а также их взаимосвязи и по-своему их передавать в конструкциях, поделках. Конструирование в этом случае опирается на образные представление о реально существующих или кем-то придуманных (например, в сказке) объектах, и это становится основой детских замыслов.

          Целью данной  программы является - развитие конструкторских способностей у детей. 

Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

  • Обучать техническим навыкам создания различных предметов, используя основные свойства конструктора (жесткость, порочность, устойчивость).
  • Развивать умение творчески подходить к решению задач, анализировать ситуацию, находить ответы на вопросы.
  • Развивать у детей мелкую моторику, координацию (глаз, рука).
  • Расширять коммуникативные способности детей через   создание игровых  ситуаций.  
  • Воспитывать у детей интерес к лего-конструированию.

Реализация программы предполагает получение следующих результатов:

  • освоение детьми основных приемов работы с лего-конструктором ;
  • повышение уровня знаний о конструкциях и её основных формах ;
  • повышение коммуникативных способностей детей ;
  • повышение интереса к лего-конструированию.

Схема деятельности педагога с детьми включает:

   Дополнительная  деятельность носит комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач. На занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для закрепления усвоенных знаний.  

Матрица бесплатной дополнительной услуги

Кол-во часов в год

Срок обучения

Возрастной состав

Формы организации

18ч.

1 год

с сентября 2016г.- май 2017г.

6-7 лет

Групповая

Расписание

Название кружка

Направление

Дни недели

Время

«Умелые ручки»

Познавательное развитие

Среда

16.20 – 16.50

         

Планируемые результаты:

К концу освоения программы ребенок должен овладеть следующими знаниями и умениями.

Ребенок знает:

  •  Основные части и характерные детали конструктора (кирпичики, формочки);
  • Разнообразные детали по форме и величине.

Ребенок умеет:

  • соединять детали конструктора;
  • строить по карточке;
  • следовать устным инструкциям;
  • аккуратно выполнять работу.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                  Учебно-тематический план


п/п

Наименование тем

Количество занятий / часов

Вводная диагностика

1

Знакомство с Лего

4

  3.

Конструирование по замыслу

8

  4.

Конструирование по теме

                                  21

  5.

Итоговое занятие

1

  6.

Диагностика по итогам года

1

Структура занятия

1. Подготовка к занятию (установка на работу).

2. Повторение пройденного (выявление опорных знаний и представлений):

3. Введение в новую тему.

4. Практическая часть.

Перспективное планирование

МЕСЯЦ

ТЕМА НЕДЕЛИ

ПРОГРАММНОЕ ОДЕРЖАНИЕ

Сентябрь

1неделя.

Мониторинг

Выявить знания и умения детей на начало года.

2 неделя.

Спонтанная коллективная игра с лего-конструктором

  • Познакомить детей с конструктором,
  • рассказать об истории его возникновения.
  •  Развивать любознательность, внимание, наблюдательность.

3 неделя.

Знакомство с формой лего-элментов (кирпичики)

  • Познакомить детей с основными элементами «кирпичиками».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

4 неделя.

Знакомство с лего-элементами (формочки)

  • Познакомить детей с основными элементами «формочки».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

Октябрь

1неделя.

Знакомство с лего-элементами (формочки и кирпичики)    

  • Продолжать знакомить с основными элементами «формочки», «кирпичики».
  • Учить детей выделять их основные свойства (жесткость, устойчивость)

2 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, назвать ее тему, давать общее описание.
  •  Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

3 неделя.

Мостик через речку

  • Показать новые детали,
  • учить строить мостик.
  • Развивать мелкую моторику и навыки конструирования, учить доводить дело до конца, развивать терпение

4 неделя.

Избушка Бабы Яги

  • Учить строить по карточке,
  • учить строить сказочную избушку.
  • Развивать творческое воображение.

Ноябрь

1неделя.

Грузовик везет кирпичики

  • Учить строить по карточке,
  • находить различия и сходства  в схемах.
  • Учить рассказывать о проделанной работе.

2 неделя.

Конструирование по замыслу  

  • Закрепить полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность..

3 неделя.

Разные дома

  • Учить строить дома разной величины и длины.
  • Развивать мелкую моторику и навыки конструирования.

4 неделя.

Лабиринт

  • Познакомить с плоскостным конструированием.
  • Учить строить сложную постройку из лего-конструктора.
  • Развивать внимание, наблюдательность, мышление,
  • Развивать мелкую моторику рук.;

Декабрь

1неделя.

Городской транспорт

  • Закрепить знания о городском транспорте,
  • учить строить автобус.
  • Развивать наблюдательность, внимание, память.;

2 неделя.

Светофор

  • Закрепить знания о светофоре,
  • Закреплять умение строить  его из лего-конструктора

3 неделя.

Знакомство с дорожными знаками

  • Познакомить с дорожными знаками.
  • Учить строить дорожные знаки на плате.
  • Развивать мелкую моторику рук.;

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать мелкую моторику.

Январь

1 неделя.

Животные на ферме

  • Учить находить материал для постройки,
  • закрепить полученные навыки.
  • Развивать мелкую моторику.

2 неделя.

Овечка

  • Вызвать положительные эмоции от художественного слова.
  • Закрепить знания о домашних животных,
  • учить строить животных.
  • Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя.

Пастбище

  • Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначение о пользе человека.
  •  Учить строить загоны для домашних животных разными способами.
  •  Воспитывать любознательность.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки.
  • Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

Февраль

1неделя.

Играем в зоопарк

  • Закреплять знания о работниках зоопарка, его обитателях.
  • Учить строить зоопарк.
  • Развивать фантазию, творческую инициативу.

2 неделя.

Слон

  • Учить строить слона с большим хоботом
  • Учить строить  по схеме.
  • Развивать внимание, мелкую моторику.

3 неделя.

Верблюд

  • Продолжать знакомить с обитателями зоопарка,
  •  учить строить одно и двугорбых верблюдов.
  • Учить строить по схеме.
  • Развивать мелкую моторику..

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Март

1неделя.

Плывут корабли

  • Рассказать о водном транспорте.
  • Учить строить корабли,
  • развивать творчество, фантазию.

2 неделя.

Катер

  • Учить выделять в постройке ее функциональные части (борт, корму, нос, капитанский мостик).
  • Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части.
  •  Развивать самостоятельность, мелкую моторику

3 неделя.

Корабль

  • Закреплять навыки конструирования.
  • Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету.
  • Учить устанавливать пространственное расположение построек.
  • Развивать память, навыки конструирования, мелкую моторику.

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закреплять полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

Апрель

1неделя.

Космический корабль

  • Рассказать о космическом корабле,
  • учить строить космический корабль.
  • Развивать фантазию, воображение.

2 неделя.

Ракета

  • Учить строить ракеты по схеме.
  • Закрепить навыки крепления деталей.
  • Развивать внимание, терпение.

3 неделя.

Луноход

  • Рассказать о луноходе,
  • учить строить луноход из деталей конструктора.
  • Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования..

4 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

Май

1неделя.

Строим город

  • Закреплять полученные навыки в конструировании,
  • Закреплять умение самостоятельно строить по карточке.
  •  Развивать творческую инициативу, самостоятельность.

2 неделя.

Дома на нашей улице

  • Закрепить умение строить разные дома
  • Закрепить умение строить по схемам.
  •  Развивать творческую инициативу, внимание..

3 неделя.

Конструирование по замыслу

  • Закрепить полученные навыки,
  • учить заранее обдумывать содержание постройки, давать общее описание.
  • Развивать творческую инициативу, самостоятельность..

4 неделя.

Итоговое занятие.

  • Выявить знания детей за год.
  • Оформление выставку  детских работ за период обучения.
  • Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Мониторинг

Мониторинг рабочей программы

Для определения готовности детей к усвоению программы необходимо проводить мониторинг с учетом индивидуально типологических особенностей детей. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком данной программы и влияние конструктивной деятельности  на интеллектуальное развитие ребенка.

Мониторинг детского развития проводится два раза в год: вводный -  в сентябре, итоговый – в мае.

Методика и критерии диагностического обследования

Диагностические задания разработаны в соответствии с методиками Фешиной Е.В., Комаровой Л.Г., Старцевой О.Ю.

Задание №1

Цель: выявить умение называть детали конструктора

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно называет

 2 балла – ребенок  называет с помощью наводящих вопросов (инструкций) педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание №2

Цель: выявить умение  в создании различных конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Оценка:

3 балла –  ребенок самостоятельно создает различные конструкции

 2 балла – ребенок  создает различные конструкции с помощью педагога;

 1 балл – ребенок не может самостоятельно выполнить задание или отказывается от его выполнения

Задание № 3

Цель: выявить умение детей различать и называть геометрические фигуры (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг).

Инструкция: «Назови (покажи) фигуры, которые ты видишь».

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все геометрические фигуры;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрические  фигуры;

 1 балл – ребенок не называет и не показывает  геометрические фигуры.

Задание № 4

Цель: выявить умение детей различать и показывать геометрические понятия (угол, сторона).

Педагог показывает ребенку квадрат  и предлагает назвать или показать углы, стороны.

Оценка:

3 балла – ребенок правильно и самостоятельно называет (показывает) все  геометрические понятия;

 2 балла – ребенок самостоятельно называет (показывает) 1-2 геометрических понятия;

 1 балл – ребенок не  выполняет задание.

Высокий уровень: 

Ребенок  самостоятельно выделяет основные части конструкций и характерные детали. Анализирует постройки, находит конструктивное решение. Знает и различает разнообразные детали конструктора. Самостоятельно планирует этапы создания собственной постройки. Создает конструкцию по рисунку. Умеет сооружать постройки и объединять их одним содержанием. Охотно работает в коллективе.

Средний уровень:  

Ребенок с небольшой помощью взрослого выделяет основные части конструкции и характерные детали, затрудняется в различении деталей по форме и величине, допускает ошибки в их названии. Ребенок испытывает затруднения в самостоятельном строительстве  постройки по рисунку. С помощью взрослого подбирает необходимый материал, недостаточно самостоятелен в сооружении построек. При помощи взрослого объединяет их одним  содержанием. В процессе работы не проявляет фантазию и воображение. Умеет работать в коллективе.

Низкий уровень:  

Ребенок не выделяет основные части конструкции и характерные детали, допускает ошибки при анализе построек, даже с помощью взрослого не может выделить части и определить их назначение. Не различает детали по форме и величине. Ребенок не умеет создавать постройку по рисунку, подбирает необходимый материал только  с помощью взрослого. Не проявляет инициативы. Испытывает трудности во взаимодействии с другими детьми или отказывается работать в коллективе. 

Мониторинг

п/п

Фамилия

Имя

ребенка

                                  Критерии оценки

Видит конструкцию предмета и анализирует ее с учетом практического назначения

Создает различные конструкции  предмета в соответствии с его назначением

Называет все детали конструкторов

Строит по образцу

Строит более сложные постройки

В – высокий уровень «3 балла»

С – средний уровень «2балла»

Н – низкий уровень «1балл»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду:М.,2012.

2.Конструируем, играем, учимся: Учебное  пособие.М.,2006.

3.Лусс, Т.С.Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью лего:М., 2003.

4. Комарова, Л.Г. Строим из лего.М.,2001.

5.Шайдурова, Н.В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности:М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 3-5 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5-7 лет

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первы...

Рабочая программа кружка для средней группы "Умелые ручки".

Развитие мелкой моторики и творческого воображения очень важно для дальнейшего развития ребенка. Идея организации кружка была связана с тем, что мелкая моторика у детей развита недостаточно. А это отр...

Рабочая программа кружка по ручному труду "Умелые ручки"

·         Программа кружка по ручному труду ориентирована на достижение психологического раскрепощения, реализацию творческого потенциала детей, воображения, фа...

Рабочая программа платного дополнительного образования кружка «Умелые ручки» на 2017 -2018 учебный год

Работа кружка «Умелые ручки» нацелена на общее развитие ребенка и содержит задания различных видов с различными материалами....