Консультация на тему "Использование карт Проппа в развитие речи у дошкольников"
консультация (старшая группа) на тему

Борисенко

Краткая методичка по использованию карт Проппа в доу

Карты Проппа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл карты проппа255.48 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический совет 22 февраля 2017 года

Тема «Использование карт Проппа для развития речи дошкольников»

Воспитатель: Борисенко Екатерина Сергеевна

Что такое карты Проппа?

 Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.

Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Паззлами или деталями конструктора служат функции или сказочные ситуации сказки. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна. Но не каждая сказка содержит их в полном объёме. Основных, главных функций – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок. Они представлены на слайде. (Жили- были принц и принцесса. Однажды она заболела, никто не мог ей помочь. Пришлось принцу ехать к злому колдуну за волшебным сиропом. Долго ли, коротко ли ехал принц и увидел дворец злого колдуна. Три дня и три ночи он с ним дрался,но победил его с помощью волшебного меча. Забрал волшебный сироп, вернулся домой. Дали принцессе всего ложечку и она выздоровела. И стали они жить долго и счатливо.)

Для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа работа была разделена на несколько этапов:

1. Подготовительный этап-организация предметно-развивающей среды

2. Первый этап- знакомство со сказками. Выявление жанровых особенностей, выразительных средств, композиции сказки.

3. Второй этап-Введение карт Проппа, пересказ сказок с использованием карт Проппа.

4. Третий этап-Взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей дошкольного возраста с использованием карт Проппа.

5. Четвертый этап-Использование карт Проппа, придумывание собственных сказок.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес у детей к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.


При помощи 
карт Проппа вы можете легко проанализировать структуру сказки, снова разбив её на функции. Вашему ребенку это поможет лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ.

План действий

1 этап: познакомить детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объяснить общую структуру сказки:
- присказка, зачин (приглашение в сказку);
- повествование;
- концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2 этап: чтение сказки и сопровождение чтения выкладыванием 
карт Проппа;

3 этап: пересказ сказки, опираясь на 
карты Проппа;

4 этап: на этом этапе вы можете попробовать сами сочинять сказки, используя 
карты Проппа. Для этого отбираются 5-8 карт, придумываются главные герои, выбирается кто будет главный герой, помощники героя и те, кто будут ему вредить.

Список основных мотивов, выделенных исследователем Проппом:


1. Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов "давным-давно", "жили-были", "в тридесятом царстве").
2. Особое обстоятельство ("умер отец", "солнце исчезло с небосклона", "дожди перестали лить, и наступила засуха").
3. Запрет ("не открывай оконца", "не отлучайся со двора", "не пей водицы").
4. Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо — антагонист, вредитель).
5. Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходить из дома, превратившись в козлика после того, как запрет нарушен).
6. Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).
7. Способ достижения цели (это может быть полет на ковре-самолете, использование меча-кладенца и т.п.).
8. Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отравляет яблоко).
9. Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста — Змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).
10. Преследование (какая сказка, как и детектив, обходится без погони? Героев могут преследовать гуси-лебеди, Змей Горыныч, Баба-яга, Лихо Окаянное и прочие, не менее "симпатичные" персонажи).
11. Герой спасается от преследования (прячась в печку, превращаясь в кого-то или с помощью волшебных средств и преодолевая огромные расстояния).
12. Даритель испытывает героя. И тут появляется новый персонаж – волшебник, гном, старушка, которой нужна помощь или нищий. Баба-яга дает девушке задание выполнить домашнюю работу, Змей предлагает герою поднять тяжелый камень.
13. Герой выдерживает испытание дарителя (все очевидно).
14. Получение волшебного средства (оно может передаваться, изготовляться, покупаться, появляться неведомо откуда, похищаться, даваться дарителем).
15. Отлучка дарителя (Баба яга отпускает с миром, волшебник исчезает, дракон прячется обратно в пещеру).
16. Герой вступает в битву с врагом (иногда это открытый бой - со Змеем Горынычем, иногда состязание или игра в карты).
17. Враг оказывается поверженным (в сказках антагониста не только побеждают в бою или состязании, но и изгоняют или уничтожают с помощью хитрости).
18. Героя метят (метку наносят на тело или дают особый предмет - кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного врага).
19. Герою дают сложное задание (достать перстень со дна моря; соткать ковер; построить дворец за одну ночь; принести то, не знаю что).

20. Герой исполняет задание (а как же иначе?).
21. Герою дается новый облик (частый прием -погружение в кипящую воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).
22. Герой возвращается домой (обычно это происходит в тех же формах, что и прибытие, но это может быть и победный прилет на поверженном драконе).
23. Героя не узнают дома (иногда вследствие произошедших с ним внешних изменений, наведенного заклятья, увечья, взросления).
24. Появляется ложный герой (то есть тот, кто выдает себя за героя или присваивает себе его заслуги).
25. Разоблачение ложного героя (это может произойти в результате специальных испытаний или свидетельства авторитетных лиц).
26. Узнавание героя. (И тут обнаруживается подмена. Ложный герой с позором изгоняется, а нашего персонажа принимает в объятия любящая королевская чета)
27. Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).
28. Мораль (какой вывод можно сделать из случившейся истории).
 


Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

          Карты Проппа     Карты ПроппаКарты ПроппаКарты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

               

Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты ПроппаКарты ПроппаКарты Проппа

          Карты Проппа   Карты Проппа  Карты Проппа

     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа

Карты Проппа     Карты Проппа     Карты Проппа     Карты ПроппаКарты Проппа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»

Консультация для воспитателей:« Применение пословиц в развитии речи старших дошкольников»...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"

Консультация для родителей "Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников с ЗПР"...

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи у дошкольников»

Одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родным языком, как общая основа воспитания и обучения детей. Современная стратегия обучения родному языку дошкольнико...

Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...

Консультация для родителей:"Роль потешки в развитие речи младших дошкольников".

Какова роль потешек в жизни детей младшего дошкольного возраста в развитие речи детей....

Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуа...

Консультация для родителей "Театр — как средство развития речи у дошкольников"

Консультация для родителей  "Театр — как средство развития речи у дошкольников"...