Консультация для воспитателей:«Сказкотерапия как средство развития речи младших дошкольников»
консультация (младшая группа)

Анчугова Ирина Николаевна

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_skazkoterapiya.docx34.73 КБ
Файл skazkoterapiya.pptx1.13 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

дошкольные группы

Консультация для воспитателей:

«Сказкотерапия как средство развития речи  младших дошкольников»

                                                                                                      Подготовила:

воспитатель

Анчугова И.Н.

Югорск, 2018г

        Если задать вопрос «без чего невозможно детство?» вы сможете с  легкостью ответить на него: без любви, без игрушек и игры, и, конечно же, без сказки. Сказки входят в нашу жизнь с самого раннего детства. Сначала  это простые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», позже - волшебные: «Аленький цветочек», «Дюймовочка», «Золушка», «Дикие лебеди».

        Сказка проста, говорит с малышом на понятном ему языке, и в то же время

сказка загадочна. Она умеет завладеть вниманием ребѐнка, возбудить его любознательность, обогатить жизнь, стимулировать его воображение, помочь понять самого себя, свои желания и эмоции. Вы замечали, как внимательно ребѐнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведѐт с ребѐнком таинственный разговор, через который передаѐт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даѐт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребѐнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, учат сопереживанию, сочувствию, эмпатии.

        Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. В стороне остаться невозможно. При этом положительный герой волшебной сказки всегда находится в более выгодной, интересной, привлекательной позиции, поэтому чаще ребенок отождествляет себя именно с ним. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Вместе с героем ребѐнок отправляется в путь, преодолевает трудности, совершает невозможное, сражается за справедливость. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры. У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория.

        Детям 2 - 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.         Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. Примерно с 5 - 6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

        Сегодня мне хотелось бы вам показать элементы сказкотерпии, которые я включаю в занятия по развитию речи. Итак, возьмем одну из лексических тем. Например, дикие животные. Скажите, в какой сказке встречаются дикие животные? (выслушать ответы). Сегодня я хочу познакомить вас с основными приемами моей работы на примере русской народной сказки «Колобок». Я выбрала еѐ, т. к. эта сказка достаточно проста и всем известна.

        Метод «Сказкотерапии», как и любой другой метод, включает в себя основные этапы работы, в данном случае это:

1. Знакомство.

2. Ритуал вхождения в сказку.

3. Рассказывание сказки.

4. Обобщение приобретенного опыта.

5. Ритуал выхода из сказки.

6. Рефлексия.

1 этап «Знакомство».

Прежде чем начать работу, мы все знакомимся друг с другом.

Игра «Давайте познакомимся ладошками».

Цель: сближение участников, развитие кооперации, мобилизации внимания

участников.

Каждому ребенку необходимо представиться: первый ребёнок представляется и вытягивает руку перед собой, второй ребенок представляется и кладет свою ладошку на руку первому ребенку и т. д.

2 этап «Ритуал вхождения в сказку».

        На данном этапе дети перевоплощаются в сказочных героев. Чтобы было все по-честному, и не возникало споров, мы обычно используем волшебную коробочку, в которой лежат маски героев. Вот она. И дети по очереди достают себе маску. Появление коробочки уже настраивает детей на сказку. (Каждый из участников достает себе шапочку)

        Чтобы дети прочувствовали своего героя можно предложить им продемонстрировать манеру поведения, характерную для их героев.

Например: Яночка, ты кем сегодня у нас будешь? - Зайкой.

        -А покажи нам, пожалуйста, как зайка прыгает? (аналогично опросить всех участников). Таким образом, каждый ребенок взял на себя роль, и чувствует себя героем сказки. При показе сказки необходимо как можно более точно передавать характерные образы героев через жесты, мимику, интонацию.

        Вот наши герои готовы, но это не означает что вы уже в сказке, чтобы войти в сказку мы должны произнести слова и сделать необходимые действия. Повторяйте за мной. Вокруг себя ты повернись в героя сказки превратись. Вот вы и стали героями русской народной сказки и наше путешествие начинается.

3этап «Рассказывание сказки»

Предлагаю детям сделать гимнастику с мячами и рассказать, как бабка испекла Колобка (раздаются мячики детям)

Координация речи с движениями

Жили - были дед да баба на полянке у реки. И. п. - мяч за спиной. Наклоны головы вправо (5-6 раз)

И любили они очень на сметане колобки.  И. п. - руки в стороны, передать мяч из руки в руку впереди себя. (5-6 раз)

Хоть у бабки мало сил - бабка тесто замесила. Мяч впереди, пружинка.

Раскатала колобка. Катать мяч между ладоней.

Вышел ровный, вышел гладкий, но соленый, а не сладкий.

Педагог - Расскажу немного о себе. Я зажаристый, румяный, круглый колобок. Да вот беда я очень непослушный. Лежал я себе на окошечке,

лежал, да и решил пойти в лес погулять. Хорошо колобок поступил? (Нет, не спросил разрешения, в лес ходить нельзя без взрослых).

Дыхательная фонематическая гимнастика

А в лесочке ветерок травку качает У-у-у -тихо Деревья раскачивает У-у-у –громко Листочки шевелит Ш-ш-ш -тихо

Пчелки летают Ж-ж-ж - громко

-Катится колобок, катится, а навстречу ему зайчик идет...

(Выходи зайчик). Расскажи про себя какой ты. Прошу вас подобрать самостоятельно, как можно больше прилагательных.

Заяц: Маленький, серенький, шубка пушистая, ушки длинные, хвостик коротенький, трусливый.

Увидел зайчик колобка и говорит...

Заяц: «Колобок, колобок, я тебя съем».

Колобок - «Не ешь меня, я с тобой поиграю».

Т. к. детки у нас средний возраст, требуется частая смена деятельности, для этого я

включаю в сказку игры. Все игры тесно взаимосвязаны со сказкой. Также можно спеть песенку, рассказать стихотворение и т. д.

Подвижная игра

«Зайка серенький сидит»

- «Зайчику очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка.

Отпустил он его». Спасибо большое зайчик, ты очень добрый и веселый. Нам очень понравилось с тобой играть.

Катится колобок, катится, а навстречу ему волк идет...»

Выходи волк. Расскажи про себя.

Волк: Я злой, страшный, серый, ушки короткие, хвостик длинный, зубки острые.- «Увидел волк колобка и говорит...»

Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем».

- «А колобок и говорит: Не ешь меня, дети других колобков тебе нарисуют».

Сочетая речевую работу с рисованием – стимулируют созревание центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. А сколько радости испытывают дети, когда им предлагается нетрадиционное рисование – пальчиками гуашью по бумаге.

(Участники рисуют пальчиками колобков).

-«Волку очень понравились нарисованные колобки, и решил он не есть нашего колобка. Отпустил он его. Спасибо большое волк, ты очень добрый и умный, нам очень понравилось с тобой рисовать».-

Катится колобок, катится, а навстречу ему медведь идет...»

Выходи медведь. Расскажи о себе.

Медведь: Я большой, косолапый, ушки у меня короткие, хвостик короткий.

- «Увидел медведь колобка и говорит...»

Медведь: «Колобок, колобок, я тебя съем».- «А колобок и говорит: Не ешь меня, дети с тобой в прятки поиграют»

Игра «Ой, что за народ за медведем идет».

Игра «Ой, что за народ?»

(Воспитатель берѐт игрушку медведя. Дети идут за медведем).

- Ой, что за народ за медведем идѐт?

- Мишка, Мишка не зевай, лучше деток догоняй. (Дети убегают, медведь и их догоняет).

-Мы с гостем познакомились, поиграли, пора и за стол. Угощать нашего гостя.

-Что любит, есть медведь? (мѐд и ягоды).

-Значит куда мы посадим медведя? (Туда где стоит мѐд)

(Дети вовлечены в другую игру).

        Проводится однократная игра с участниками. Так, вы видите, что включение в сказку подвижных игр с речевым сопровождением способствует не только снятию напряжения, смене деятельности, активному отдыху, но и помогает развитию подражательности, ненавязчивому запоминанию текстов стихотворного сопровождения, развитию словарного запаса и связности речи, учит согласовывать слова с движением, подчинять свои действия сюжету игры.

Медведю очень понравилось, как детки играли, и решил он не есть колобка. Отпустил он его. Спасибо большое, медведь, ты очень добрый и ловкий, нам очень понравилось с тобой веселиться».

«Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса идет»

Выход лисы.

Лиса: Я хитрая, рыжая, льстивая, ушки у меня короткие, хвостик длинный, пушистый.

-«Увидела лиса колобка и говорит....»

Лиса: «Колобок, колобок, я тебя съем».

«А колобок и говорит: Не ешь меня, я тебя за это похвалю».

Здесь можно предложить детям похвалить лисичку, чтобы она не ела колобка.  Детям предлагается похвалить лису, ответив на вопрос «какая она?» (хорошая, красивая, веселая, умная, рыжая).

        Что дает нам это игровое упражнение? Вот в такой непринужденной форме мы расширяем словарный запас наших воспитанников, учим их правильному согласованию слов в словосочетаниях, даем бесценную возможность участия в общей беседе, воспитывая важные коммуникативные умения – слушать и слышать собеседника, не перебивать, контролировать динамику голоса и прочее.

Педагог: «Лисичка льстивая была, очень ей понравились наша похвала, и решила она не есть нашего колобка. Отпустила его. Обрадовался колобок, покатился домой к дедушке с бабушкой, и стал рассказывать, кого он видел в своем путешествии».

4этап «Обобщение приобретенного опыта».

Участники отвечают на вопросы педагога.

5 Этап «Ритуал выхода из сказки»

(Перевоплощение из сказочных героев в простых людей)

6Этап «Рефлексия» (Обмен эмоциями)

Подведение итога. Какие развивающие задачи мы решаем на материале данной сказки? – ознакомление детей с литературными произведениями, в частности с русскими народными сказками;

 - вызов активной мотивации к действиям ребенка в театрализованной игре;

- показ образца правильной речи и передачи характерного образа героя;

- развитие диалогической формы речи, через объединение детей для диалога, когда ребенок вынужден в контексте сказки вступать в речевое общение в данной случае со мной (с колобком);

- закрепление словаря ребенка по изучаемой лексической теме; обогащение словаря детей прилагательными;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- воспитание отзывчивости и доброжелательности;

- развитие моторики, координации речи с движениями.

        Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, снятие эмоционального напряжения, обогащение эмоционально - чувственной сферы ребенка.

Эта же сказка оказалась и поучительной – она рассказала детям о том, что нельзя без разрешения уходить из дома одному, и терапевтической – повышение самооценки ребенка. Я старалась поблагодарить каждого ребенка, за то, что он меня отпустил. И рассказать ему какой он добрый и хороший.

        Таким образом, через использование сказки, ее сюжетных линий мы можем решить многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал. Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказкотерапия как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Анчугова И.Н.

Слайд 2

«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может делать добра, т.е. учит сопереживать» В.А. Сухомлинский Сказкотерапия – это метод использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия)

Слайд 3

В каких случая используется сказкотерапия для дошкольников Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому развивающему ребёнку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии создает также условия для работы с детьми, имеющие поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально – волевом развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи аутистического спектра и др.

Слайд 4

Задачи сказкотерапии: Развивать речь детей; Выявить и поддержать творческие способности; Снизить уровень тревожности и агрессивности; Развивать способности к естественной коммуникации; Формировать умение преодолевать трудности и страхи; Формировать навыки конструктивного выражения эмоций

Слайд 5

Виды сказкотерапии для детей классификация Т.Д. Зинкевич – Евстегнеевой Художественные сказки (народные и авторские) Дидактические сказки Диагностические сказки Психокоррекционные сказки Медитативные сказки Психодиагностические сказки

Слайд 6

О сновные этапы работы, это: 1. Знакомство. 2. Ритуал вхождения в сказку. 3. Рассказывание сказки. 4. Обобщение приобретенного опыта. 5. Ритуал выхода из сказки. 6. Рефлексия.

Слайд 7

1 этап «Знакомство»

Слайд 8

2 этап «Ритуал вхождения в сказку»

Слайд 9

3 этап «Рассказывание сказки»

Слайд 14

4этап «Обобщение приобретенного опыта» ( дети отвечают на вопросы воспитателя ) 5 Этап «Ритуал выхода из сказки» (Перевоплощение из сказочных героев в простых людей) 6 Этап «Рефлексия» (обмен эмоциями)

Слайд 15

Какие развивающие задачи мы решаем на материале данной сказки? – ознакомление детей с литературными произведениями, в частности с русскими народными сказками; - вызов активной мотивации к действиям ребенка в театрализованной игре; - показ образца правильной речи и передачи характерного образа героя; - развитие диалогической формы речи, через объединение детей для диалога, когда ребенок вынужден в контексте сказки вступать в речевое общение в данной случае со мной (с колобком); - закрепление словаря ребенка по изучаемой лексической теме; обогащение словаря детей прилагательными; - развитие мелкой моторики пальцев рук; - воспитание отзывчивости и доброжелательности; - развитие моторики, координации речи с движениями.

Слайд 16

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. " Сказка как средство развития речи дошкольников".

laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Родари.Развитие речи...

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»...

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»

Консультация для воспитателей «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи»...

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»

Консультация для родителей «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»...

Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"

Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной си...

Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников»

Консультация для воспитателей«Сказка как средство развития речи дошкольников»...