Консультация для воспитателей "Логоритмика как средство развития речи дошкольников"
консультация
Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы,ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logoritmika_kak_sredstvo_razvitiya_rechi.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дошкольный возраст – важный период в становлении личности ребёнка. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количество детей, имеющих нарушения речи. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированности
произвольных движений и т.д. сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но при благоприятных условиях обучения дети способны к самокоррекции.
Для детей с недостатками речевого развития характерно нарушение общей и мелкой моторики, дыхание у них зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивны,другие пассивны, что обусловлено слабостью нервной системы. Наряду с этим у большинства детей, имеющих речевые нарушения, наблюдается дефицит внимания; память, работоспособность снижены. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то клубок проблем значительно нарастает. Из этого следует, что необходима профилактика речевых нарушений. Логоритмика хорошее средство профилактики и коррекции речевого нарушения у дошкольника. Логоритмические занятия способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы,ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно-эстетические и этические чувства.
Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.
Целью логоритмики является коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова, движения и музыки.
Задачами логоритмики являются:
• развивать общую и мелкую моторику, внимание, память и речь;
• совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
• развивать артикуляционный аппарат;
• закреплять умение ориентироваться в пространстве;
• воспитывать музыкальный слух и ритм.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста нужно выделить два направления:
- Развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координация движений, ориентации в пространстве; регуляции мышечного тонуса; развития музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активация всех видов внимания и памяти.
- Развитие речевых процессов у детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Логоритмика - это система музыкально-двигательных, музыкально-речевых игр и упражнений. На логоритмических занятиях музыка не просто сопровождает движения, а является их организующим началом. Помимо традиционных разделов: пение, слушание, музыкально- ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, встречаются упражнения регулирующие мышечный тонус для развития координации слова с движением, развитием внимания, а также психогимнастика: этюды на выражение эмоций, на расслабление, тренировку дыхания, пантомим, пальчиковые упражнения. Основной принцип музыкального занятия- тесная связь движения с музыкой, включение речевого материала.
Логоритмика состоит из следующих элементов:
- логопедическая гимнастика (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата, готовящих речевые органы к постановке звуков); чистоговорки для автоматизации и дифференциации звуков; пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения по методу В.Емельянова для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
- вокально-артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания;
- песни и стихи, сопровождаемые движением рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- мело- и ритмодекламации для координации слуха, речи, движения;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмпатии, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции.
Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Занятия по логоритмике.
Построение занятий по логоритмике базируется на совокупности различных методов. Каждый метод включает в себя разнообразные приемы. Эти приемы подбираются с учетом степени усвоения двигательного, речевого материала, речевого и общего развития ребенка.
1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря: кубиков, массажных мячей и т.д.
3.наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения.
Занятия логоритмикой проводятся 2 раза в неделю. Каждое занятие проводится по единой лексической теме в игровой форме. Оно длится 20 минут. Занятие состоит из трёх частей: подготовительной, основной и заключительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"
Данный материал содержит практические советы для родителнй по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...
Консультация для воспитателей «Театральная деятельность как средство развития речи дошкольника»
Как театрализованная деятельность влияе на развитие речи дошкольников....
Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».
Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника....
Консультация для педагогов "Театрально-дидактическая игра как эффективное средство развития речи дошкольников"
Велико значение театрализовано-дидактической игры для речевого развития. Участвуя в таких играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, входят в образ, перевоплощаются. Выполняя какую-л...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ"
СЛАЙД 1 – НАЗВАНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИСЛАЙД 2 - ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКО...
Консультация для педагогов «Игровые дыхательные упражнения на занятиях по физической культуре как средство развития речи дошкольников»
Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды - неск...
Консультация для педагогов " Речь педагога как средство развития речи дошкольников"
Культурная речь – является обязательным элементом общей культуры человека.Речь педагога является для детей основным образцом родного языка. В умственном развитии детей огромное значение имеет фо...