Консультация для родителей на тему: « Фольклор как средство развития речи дошкольника».
консультация по развитию речи ( группа) на тему

Борш Алёна Георгиева

Влияние устного народного творчества в развитии речи дошкольника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл folklor_kak_sredstvo_razvitie_rechi_doshchkolnika.docx409.14 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

« Фольклор как средство развития речи дошкольника».

 Подготовила воспитатель:  Борш А. Г.

          Детство – самый важный этап в жизни каждого ребенка, а потому он должен быть заполнен радостью открытия мира. C:\Users\2OK\Desktop\русские народные промыслы\IMG_1710.JPG

Одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие эстетического восприятия, интереса народному творчеству, любви к музыке и т.д.

Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор.
         У детей  дошкольного возраста освоение окружающего мира невозможно без народных песен, игр, поговорок и других малых форм народного творчества. Приобщение детей к фольклору является прекрасным средством развития их эмоциональной сферы, образного мышления, эмоционально – целостного отношения к миру. 
           Использование в работе фольклора несёт общеразвивающий, воспитательный характер, начиная с самого раннего возраста, когда только ещё закладываются основные понятия у ребёнка, формируется речь и мышление, развиваются умения и способности.

          В воспитательной системе детских садов истоки любви к национальному наследию наших предков незаслуженно забываются. И задача всех воспитательных учреждений вернуть детей к народным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к фольклору, народному искусству.  

         Для этого необходимо:

- развивать активное восприятие музыки посредством музыкального фольклора;

 - развивать музыкальные способности: чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления;

- использовать малые формы фольклора для развития речи у детей;

- развивать коммуникативные качества детей посредством народных танцев, игр, забав;

- создавать народные уголки.

С младенческого возраста, ребенка необходима знакомить с русскими народными песнями, прибаутками, скороговорками, пестушками и играми: «Петушок», «Идет коза рогатая», «Баюшки-баю» и т.д.  Слушать русские народные мелодии: «Из-под дуба», р.н.п мелодия; «Зайка», р.н.м, обр. Ан. Александрова, «Полянка», р.н.м, обр. Г. Фрида. МРД «Где ты, зайка?», р.н.м, обр. Е. Тиличеевой. Знакомство можно необязательно проводить при определенных условиях. Во время поездки на машине будет уместно включить аудиозапись с русскими народными песнями, прибаутками. Также можно включить аудиозапись, когда ребенок играет в спокойные игры, или когда ребенок находится рядом с мамой на кухне.

        С 4-5 года (средний возраст) », начинается не только ознакомление с народными инструментами, но и формирование умения подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Исполняются уже более сложные мелодии:  «Дождик», р.н.м, обр. В. Фере; «Ладушки», р.н.м и др.

         В старших группах учимся самостоятельно придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы и танцы.  Инсценировки и музыкальные спектакли «Как у наших у ворот», р.н.м., обр. В. Агафонникова; «Как на тоненький ледок», р.н.п.; «На зеленом лугу», р.н.м.; «Заинька, выходи», р.н.п, обраб. Е. Тиличеевой и др.

К так называемым малым формам детского фольклора относятся: пестушки, потешки, колыбельные песни, прибаутки, заклички, приговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и др. С их помощью можно решать практически все задачи развития ребёнка, в т.ч. и речевого.

Сегодня я предлагаю подробнее остановиться на музыкальной составляющей этих малых форм народного творчества и в особенности на использовании диалоговой речи.

Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах.

 

Очень часто потешки построены на диалоге. Чтение в лицах – первая простейшая игра – драматизация, которая доставляет ребёнку большую радость. В такой игре – драматизации дети учатся выслушивать реплику – вопрос, своевременно отвечать в такт общему ритму потешки – играть роль, передавать образ.

Диалогическое единство вопрос – ответ представлено в потешках («Кисонька – мурысонька»,

 «Заяц белый, куда бегал? » «Курочка -  рябушечка» и др.). Передача этих произведений по ролям позволяет усвоить различные по форме и содержанию вопросы и ответы, вопросительную и повествовательную интонацию.

  «Потешки, приговорки, заклички».

Их использование в повседневной жизни, раскрытие возможности детского голоса, сила голоса его звонкость, эмоциональная темпераментность, естественность. Работа над точным интонированием мелодии с музыкальным сопровождением и без него. Развивать первоначальные творческие проявления детей в пении, умение самостоятельно находить ласковые интонации в пении.

«Кисонька - мурысонька» Данная потешка помогает в работе над динамикой звука (пиано - тихо), тембром (окраска звука) и интонацией. (Действующие лица: Бабушка и кошечка)

- Кисоньа – мурысонька, где ты была?                                                                                                                       - На мельнице.                                                                                                                                                 - Кисоньа – мурысонька, что ты там делала?                                                                                              – Муку молола.                                                                                                                                               - Кисоньа – мурысонька, что из муки делала?                                                                                            – Пироги пекла.                                                                                                                                               - Кисоньа – мурысонька, с кем пироги ела?                                                                                                – Одна.                                                                                                                                                                 – Не ешь одна, не ешь одна.

«Ножки – ножки, где вы были?» В работе с этой потешкой, обращаем внимание на различное направление движение мелодии, скачок квинту (вверх). (Действующие лица: игрушка ребенок)

- Ножки, ножки, где вы были?                                                                                                                       - За грибами в лес ходили.                                                                                                                                                 – А, вы, ручки помогали?                                                                                                                              – Мы грибочки собирали.                                                                                                                                               – А вы, глазки помогали?                                                                                                                              – Мы  искали, да смотрели,                                                                                                                                                    Все пенечки оглядели                                                                                                                                    Вот и Ванечка, с грибком – с подосиновичком.

Приговорки – обращения по принципу просьбы – пожелания. В отличие от закличек, которые  выкрикивались хором, нараспев, приговорки произносились индивидуально и негромко. Приговорка, построенная по принципу своеобразной просьбы к природе в соучастии, помощи, самим словесным строем и оформлением настраивает ребенка уважительно к каждому растению в лесу, поле, огороде.

 «Дождик, дождик». Работать над ритмическим слухом помогает эта приговорка. Незамысловатая мелодия помогает акцентировать внимание на ритмическом рисунке и работе над дикцией

 Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,  

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай –

Сколько хочешь поливай!

«Божья коровка»

Божья коровка, Что завтра будет:

Дождь или погодка?

Как теперь – то лети!

Как в четверг – то сиди!

Закличка – небольшая песенка, предназначенная  для распевания группой детей. Она может сопровождаться игровыми действиями, имитирующими действия животных и людей. Заклички – это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить. Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Можно использовать такой прием-побуждение: «Скажи так, чтобы солнце (или дождь, гром и т. д.) тебя услышали!»

 Опыт показывает, что на закличках  можно продуктивно отрабатывать восклицательную интонацию, так как в них присутствует восклицание.

«Радуга»  

Радуга-дуга,  Не давай дождя,  Давай солнышко,  Красно ведрышко.
«Солнышко»
Солнышко, вёдрышко,
Выгляни в окошечко:
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.

  «Колыбельные песни, пестушки».

Предназначением данных произведений является постижение народно-попевочного словаря, лежащего в основе разнообразия музыкальных оборотов мелодии. Упражнять в чистом интонировании мелодий, включающих квинту (вверх), в умении удерживать интонацию на одном звуке. Добиваться протяжного напевного пения.

«Котик»

Котя, котенька-коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,
Мою детоньку качать.

Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Шубку новую сошью,
Да сапожки закажу,
Дам кусок пирога,
Да кувшинчик  молока.

  «Считалки, дразнилки, частушки».

Цель данного вида фольклора - использование в игровой деятельности. Развитие музыкального слуха, памяти, певческого дыхания голосового аппарата. Учить придумывать индивидуальные варианты традиционных фольклорных образов, соответствующих творческим способностям и исполнительским возможностям детей.

«Гуси, гуси, есть хотите?» памяти, певческого дыхания голосового аппарата.

«Ваня-Ванечка», куда ходил? - В лесочек. - Что видел? - Пенечек! - Под пенечком что? - Грибок!  Хвать - да в кузовок!

- Заяц белый, куда бегал? - В дубраву. - Что там делал? - Кору драл. - Куда клал?

- Под пенек убирал.

 «Народные песни» «Календарные песни».

Песня как средство общения человека с природой. Объединение по тематике и сюжетам (связь со временем года, тема урожая, труда). Используются для обучения, в пределах кварты точно

передавать движение мелодии. Следить за четким и ясным произношением слов, выполнять логическое ударение в музыкальных фразах.

- Весна-красна, На чем пришла?

- На солнушке, На боронушке!

- Весна-красна, Что ты нам принесла?

- Соху, борону и лошадку ворону.

  «Движения, театрализованное действо».

Работа над движениями, диалогами к играм, помогает детям двигаться в соответствии с характером музыки, передавать в движении содержание текста песен. Приучать прислушиваться к логическому заключению музыки. Подводить детей к умению выразительно передавать игровой образ.

 «Хоровод».  

«Виды хороводов: хореографический (движение), песенный драматический (разыгрывание сюжета). Основные элементы русского хоровода». Задачи: -обработка хореографических движений; -добиваться выразительной передачи танцевально-игровых движений, их ритмичности в сочетании с пением. Самостоятельное изменение движений в связи со сменой частей хоровода.

С помощью малых фольклорных форм  можно решать многие задачи по развития речи, поэтому мы должны использовать этот материал  народа творчества.
          Устное народное творчество необходимо для формирования и развития у детей дошкольного возраста:

- связной диалогической и монологической речи (где, как не в сказках, играх- драматизациях мы можем развить монологическую и диалогическую речь);

- просодической стороны речи (то есть иметь достаточное дыхание, нормальный темп, отработанный ритм, характерный тембр, уметь варьировать интонации);

- умений играть, передавать образы, выполнять правила игры, соблюдения норм поведения;

- усвоения нравственных заповедей, которые лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки;

- воспитания любви к народному творчеству (формирование умения воспринимать фольклорные формы тексты, слушать и слышать силу народного слова).

Сочетание   слова, мелодии,  ярких, красочных, запоминающихся образов, в малых фольклорных формах, побуждают детей проявлять и развивать свои речевые знания и эмоциональные качества, творческую и музыкальную активность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Игры-драматизации – как эффективное средство развития речи дошкольников"

Данный материал содержит практические советы для родителнй  по выбору игрушек, развивающих речь, творческое воображение и мышление дошкольников...

Консультация для родителей на тему: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

Консультация для родителей на тему: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"...

Консультация для родителей на тему "Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Автором разработана консультация по теме "Поэзия как средство развития речи детей"....

Проект на тему: «Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста».

Использование детского фольклора в развитии речи и приобщение к истокам народной культуры детей соответствует принципам и направлениям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольн...

«Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»

laquo;Народный фольклор, как средство развития речи дошкольников»Актуальность развития речи всегда будет стоять на первом месте в развитии личности ребенка. Овладение родным языком, разви...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ: «СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:«СКАЗКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»...


 

Комментарии

Борш Алёна Георгиева

Очень интересный, доступный материал.