Консультация для родителей на тему "Поэзия как средство развития речи детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Фомичева Светлана Александровна

Автором разработана консультация по теме "Поэзия как средство развития речи детей".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_kak_sredstvo_razvitie_rechi_detey.docx17.46 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

 «Поэзия как средство развития речи детей»

(консультация для родителей)

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном образовании как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием сознания и личности. 

По мнению многих ученых, педагогов огромное положительное влияние на развитие речи ребенка оказывает поэзия. Поэтическая речь кардинально отличается от обычной - разговорной речи. Она насыщена яркими образами, красочна, фонетически богата и воспринимается, как песня. Дети чувствуют эти особенности и тянутся именно к таким произведениям. 

Поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Чтобы речь ребенка к концу дошкольного детства была более содержательной, богатой, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов. Не надо думать, что ребенок ещё мал и поэтому не может понять и заучить стихотворение. Это неверно. Ребенок легко запоминает стихи, особенно, если они ему нравятся, и если педагог с увлечением декламирует их. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. В. Г. Белинский, обращаясь к педагогам, писал: «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка». В стихотворении рассматривают две стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Необходимо научить ребенка понимать и воспринимать эти две стороны в их единстве.

Как ребенок воспринимает литературное произведение? Сложно… Он опирается на собственный жизненный и эмоциональный опыт слушателя.

Поэтому стоит сложная задача – каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому педагогу, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Заучивание стихотворений для дошкольников имеет огромную пользу: расширяется кругозор, рифма дает возможность обрести внутреннюю гармонию, развивается память, формируется культурный уровень маленького человечка. Каждое словесное произведение, усвоенное памятью ребенка, обогащает словарный фонд, формирующий его собственную речь.

Так постепенно у детей развивается устойчивый интерес, любовь к стихам. Формируется, расширяется, уточняется лексический (словарный) запас, поэтический словарь. Развивается связная речь. Автоматизируются и дифференцируются звуки. Все это способствует развитию психических процессов: памяти, восприятия, мышления, воображения, тонкой и общей моторики. У детей появляется желание к написанию собственных стихов.

Выполнил: воспитатель Фомичева С.А.