"Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"
статья на тему

                    Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересе детей, приносит им удовольствие, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

как направление развития личности дошкольника

               

                «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно,

               но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги.

               Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось          

               ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».

                                                                                                         В.А. Сухомлинский

        Формирование исследовательских умений дошкольников – одна из важнейших задач современной образовательной практики в рамках новых феде-

ральных государственных образовательных стандартов. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нём, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно.

        Развитие ребёнка дошкольного возраста во многом зависит от разнообразия видов деятельности, которые осваиваются им в партнёрстве со взрослым. Это игровая и продуктивная деятельность, восприятие художественной литературы. Но немало важна в детском саду и познавательно-исследовательская деятельность детей, имеющая основу в спонтанном экспериментировании, поисковой активности ребёнка. Конечно, ребёнок познаёт мир в процессе любой своей деятельности. Но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность

напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как

устроен мир), практикуемая в установлении причинно-следственных родовых, пространственных и временных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире, достигать высокого умственного развития.

        Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Моя задача, как педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. Для этого необходимо уделять больше внимания проведению с детьми наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.

Исследовательская деятельность является развитием свободной творческой личности ребёнка, решающая следующие задачи:

  • способствовать формированию коммуникативных навыков;
  • формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  • формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
  • развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение кон-

структивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.

        В обыденной жизни дети часто экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать о них что-то новое. Но порой это бывает опасно. Поэтому очень важно организовывать познавательно-исследовательскую деятельность под присмотром взрослого. Эксперимент, проводимый воспитателем, безопасен для ребенка и знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, законами природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности.

        В ДОУ знакомство со свойствами предметов и явлениями природы проводится в увлекательной форме, без заучивания и повторения правил. Ведь дети дошкольного возраста очень любознательны и активны, а эксперимент связывает творческие проявления ребенка с его развитием. Экспериментальная деятельность относится к области детской самостоятельности, основывается на интересе детей, приносит им удовольствие, а значит, личностно ориентирована на каждого ребенка. Но для того, чтобы максимально решать задачи в данном направлении, необходимо, чтобы дети экспериментировали не только во время организованной деятельности с воспитателем, но и в свободное время.

        Одной из действенных форм работы является практико-ориентированная работа с родителями:

• совместное детско-взрослое творчество (родители с большим интересом орга-

низуют изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фото сессии);

• совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.

У каждого ребёнка должен быть сформирован первичный элементарный образ

мира и отношение к нему должно быть:

- познавательным: «мир удивителен, полон тайн и загадок, и я хочу их узнать и

разгадать»;

- бережным: «мир прекрасен и нежен, он требует к себе разумного подхода и

охраны, ему нельзя вредить»;

- созидательным: «мир так прекрасен, и я хочу сохранить и приумножить эту

красоту».

Важно помнить: чем бы мы не занимались с детьми, о чем бы не рассказывали,

всегда идет процесс формирования отношения ребёнка к миру, в котором мы живём. И, в конечном итоге, именно это отношение и будет определять то, на что в будущем ребёнок направит свои знания и способности: на расточительство и разрушение или на созидание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Дошкольники – прирожденные исследователи.И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагог...

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГТ в образовательный процесс ДОУ»

Познавательно-исследовательская деятельностьЗарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как- будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование.К старшему дошкольному возрасту...

Семинар по теме: «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника».

В этом семинаре содержится материал по экспериментальной деятельности дошкольника. Это теория. В нем собраны цели и задачи опытно-экспериментальной деятельности. Кратко затронут метод проектной деятел...

«Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС в ДОУ»

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось е...

Познавательно -исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...

Презентация "Познавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника"

В презентации описанны этапы, отправные моменты, показатели сформированности и значение познавательно - исследовательской деятельности дошкольников в ДОУ....

«Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника в условиях внедрения ФГОС ДО»

Один из основных принципов дошкольного образования, отраженных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования,  -  формирование познавательных интересов и по...