Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование – одна из ведущих деятельностей дошкольника»
консультация на тему

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование –

одна из ведущих деятельностей дошкольника»


Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Работа воспитателя должна строиться по принципу сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
Если сыпешь ты песок
Рядом веник и совок.
- Ты работу завершил
Все на место положил.
Герои, живущие в лабораториях, становятся просто друзьями.

Материал в уголке целесообразно размещать по разделам «Почва и вода»«Звук»«Бумага»«Магниты»«Свет». Вместе с детьми придумать условные обозначения для них, что позволит ребятам быстро находить необходимые им материалы.

Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
• Живая природа.
(характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)
• Неживая природа.

(воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм.)
• Человек.
(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.)
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды (водяная мельница, изменении объема жидкости при замерзании, фильтрование воды (разными способами).

В пособии «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой даются подробные описания экспериментов по разным темам, возрастам с перечнем программных содержаний и необходимых материалов.

Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной позволяет воспитателям легко выбрать темы, конкретные опыты, эксперименты при планировании содержания поисково-познавательной деятельности в перспективных планах.

Планируя какую-то поисково-познавательную деятельность, воспитатель должен найти привлекательный отправной момент – какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент (листопад, Новый год и т. п.). Это так же может быть событие специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе (полет на воздушном шаре) или в жизни группы.

Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку идей (практические действия) ребята могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами.

Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт, или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.

Познавательно-исследовательская деятельность с взрослыми ценна для развития ребенка, она придет импульс свободной
самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным изысканиям.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:

Чтение художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная, продолжающая тему.

Познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. Это зависит от умения, творчества воспитателя.

Как бы ни планировал воспитатель работу, главная его задача научить ребенка к подготовительной группе самостоятельно:
• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;
• Предложить возможные решения;
• Проверить эти решения исходя из данных;
• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;
• Применить выводы к новым данным;
• Сделать обобщения.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Наша задача убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» - Ральф У. Эмерсон.

Поместите в родительский уголок статью «На досуге с детьми» (опыты и эксперименты, а также консультацию о том, что нельзя и что нужно сделать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию («Организация экспериментальной деятельности дошкольников» стр. 52, Москва 2005г.)

Поисковая деятельность развивает творческое самостоятельное мышление, радость самостоятельных открытий. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира», - писал Сухомлинский. Следовательно, совершенствовать 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e_eksperimentirovanie.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование –

одна из ведущих деятельностей дошкольника»


Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде
«детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов задаваемых взрослому (Почему? Зачем? Как)

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок расширяет представления о мире, овладевает причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.

Работа воспитателя должна строиться по принципу сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Толчком к началу экспериментирования может послужить удивление. Любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочного героя-куклы. В уголках могут жить персонажи, созданные вместе с детьми. В младшей группе это может быть «Зайчик-любознайчик», который всем интересуется; в средней – «Утенок-удивленок» или «Хрюшка-удивлюшка»; в старшей – девочка «Почемучка». Эти герои участвуют в экспериментах, решают возникшие проблемы, приносят интересные вещи или загадки юным исследователям. Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Например, правила придуманные в стихотворной форме очень легко запомнятся детьми.
- Коль с водой имеем дело,
Рукава засучим смело.
- Фартук друг он нам помог
И никто здесь не намок.
- Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
Если сыпешь ты песок
Рядом веник и совок.
- Ты работу завершил
Все на место положил.
Герои, живущие в лабораториях, становятся просто друзьями.

Материал в уголке целесообразно размещать по разделам «Почва и вода»«Звук»«Бумага»«Магниты»«Свет». Вместе с детьми придумать условные обозначения для них, что позволит ребятам быстро находить необходимые им материалы.

Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
• Живая природа.
(характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)
• Неживая природа.

(воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм.)
• Человек.
(функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.)
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.

Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды (водяная мельница, изменении объема жидкости при замерзании, фильтрование воды (разными способами).

В пособии «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой даются подробные описания экспериментов по разным темам, возрастам с перечнем программных содержаний и необходимых материалов.

Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной позволяет воспитателям легко выбрать темы, конкретные опыты, эксперименты при планировании содержания поисково-познавательной деятельности в перспективных планах.

Планируя какую-то поисково-познавательную деятельность, воспитатель должен найти привлекательный отправной момент – какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент (листопад, Новый год и т. п.). Это так же может быть событие специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе (полет на воздушном шаре) или в жизни группы.

Отталкиваясь от событий, воспитатель ставит вопросы для исследования. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними. Воспитатель вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку идей (практические действия) ребята могут осуществлять индивидуально, парами или небольшими подгруппами.

Воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт, или сразу подключиться к одной из подгрупп, затем перейти к другой.

Познавательно-исследовательская деятельность с взрослыми ценна для развития ребенка, она придет импульс свободной
самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным изысканиям.

Познавательно-исследовательская деятельность как стержневая может быть «обрамлена» другими видами деятельности:

Чтение художественного произведения, вводящего в конкретную тему, - затем познавательно – исследовательская деятельность.

Познавательно-исследовательская деятельность – затем продуктивная, продолжающая тему.

Познавательно-исследовательская деятельность, затем сюжетная игра. Это зависит от умения, творчества воспитателя.

Как бы ни планировал воспитатель работу, главная его задача научить ребенка к подготовительной группе самостоятельно:
• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;
• Предложить возможные решения;
• Проверить эти решения исходя из данных;
• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;
• Применить выводы к новым данным;
• Сделать обобщения.

Ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Наша задача убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» - Ральф У. Эмерсон.

Поместите в родительский уголок статью «На досуге с детьми» (опыты и эксперименты, а также консультацию о том, что нельзя и что нужно сделать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию («Организация экспериментальной деятельности дошкольников» стр. 52, Москва 2005г.)

Поисковая деятельность развивает творческое самостоятельное мышление, радость самостоятельных открытий. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира», - писал Сухомлинский. Следовательно, совершенствовать 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я за...

Мастер – класс для воспитателей «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность....

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников»

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - средство интеллектуального развития дошкольников» Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он...

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности».

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование - особая форма исследовательской деятельности»....

«Театрализованная игра -одна из ведущей деятельности дошкольников»

Проект "Театрализованная игра -одна из ведущей деятельности дошкольников»...

Мастер – класс для воспитателей «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность...