Консультация для воспитателей "Требования к личности воспитателя в свете нового ФГОС"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Азарова Инна Петровна

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам. Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umenie_vospityvat.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к личности воспитателя в свете нового ФГОС

«Умение воспитывать — это все – таки искусство, такое же

искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле,

хорошо писать картины».

А. С. Макаренко.  

Основной организатор воспитательной работы в детском учреждении — воспитатель. От него в значительной степени зависит развитие личности и познавательных процессов детей, их здоровье, подготовленность к школе.

Особая значимость первых лет жизни ребенка для его последующего развития способствует стремительному возрастанию потребности в профессиональных воспитателях детских садов, умеющих грамотно осуществлять воспитание и обучение детей. В связи с этим в последнее время внимание психологов и педагогов все больше привлекают проблемы личности и деятельности воспитателя детского сада.

Сложные и ответственные функции выполняет воспитатель детского учреждения: охрана жизни и здоровья детей раннего и детского возраста, воспитательная, образовательная, психолого-педагогическая, исследовательская, патриотическая, организационно-хозяйственная, функция самообразования и др.  Требуется много личностных качеств и умений, чтобы достойным образом, успешно их осуществить.

Переориентация современного дошкольного образования со знаниевого подхода на выбор стратегий поддержки личностного становления каждого ребенка ставит педагогические коллективы детских садов перед необходимостью пересмотреть устоявшиеся подходы к организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных учреждениях. Соответствующие задачи нашли отражение в новом «законе об образовании в РФ», федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и ФГОС.

 

Каждый из нас, понимает, что система образования не может оставаться неизменной и поэтому мы - педагоги обязаны совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать новые подходы к детскому уму и сердцу, стать образцом, примером для подражания. От нас  в значительной степени зависит психологический климат в группе, эмоциональный комфорт каждого ребенка, характер складывающихся взаимоотношений между воспитанниками, успехи ребенка в деятельности.

 

На современном этапе развития дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к развитию детей и федеральными государственными образовательными стандартами меняется цель образовательной работы – вместо набора ЗУНов (знания, умения, навыки) предлагается формировать новые качества ребенка (физические, личностные, интеллектуальные).

«Современному ребенку - современного воспитателя!» - лозунг сегодняшнего дня! Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога.

- А кто же такой «современный воспитатель»?! Человек, который живёт своей профессией, в которой достигает значительных успехов, получает прогнозируемый результат? Творческая личность, которая стремится найти себя?..

Каким же должен быть современный педагог дошкольного учреждения?

Прежде всего, ориентированным на личностное взаимодействие с каждым воспитанником, исключающим авторитарную модель  построения воспитательно-образовательного процесса. Дошкольное образование целиком и полностью выстроено на процессе взаимодействия педагога с детьми, а поскольку педагог для ребенка является достаточно значимой фигурой, то именно на воспитателя ложится ответственность за качество данного процесса. Из этого следует, что рядом с детьми должны находиться высокопрофессиональные педагоги.  Именно рядом с детьми, потому что если ребенок и педагог являются партнерами и общаются на равных, то это обеспечивает необходимый для полноценного развития ребенка психологический комфорт.

Современный педагог должен быть готов к гибкой корректировке воспитательно-образовательного процесса, отталкиваясь от интересов и потребностей воспитанников. Целью должно стать не формирование знаний, умений и навыков, а развитие личности ребенка. Главная задача для воспитателя современного детского сада – постепенный уход от стереотипов, организация мыслительной деятельности, в ходе которой будет происходить переоценка собственных профессиональных действий, своих установок по отношению к ребенку. Только реальные изменения в сознании педагога приведут нас к изменениям во всем воспитательно-образовательном процессе.

Современный мир характерен быстро меняющимися условиями, постоянным обновлением информации, поэтому еще одна важная составляющая профессиональной компетентности педагога – это постоянное совершенствование своих знаний, овладение прогрессивными педагогическими технологиями воспитания и обучения. Решающим фактором развития личности педагога на всех этапах его профессионального пути является непрерывное самообразование. Современные информационные и коммуникационные технологии используются во всех областях деятельности современного общества и предъявляют новые требования к качеству образования в соответствии с перспективными и актуальными потребностями личности и общества в целом. Навыки самоорганизации, умение анализировать и применять нужную информацию, навыки эффективной коллективной деятельности – современные требования к качеству образования. Прежде всего, всеми благами информационно-коммуникативных технологий должны владеть педагоги.

Мы – современные воспитатели, делаем дошкольное детство разнообразным. Мы даём детям возможность реализовать свою индивидуальность. При этом каждый будет идти не строем, не в ногу, а своим собственным шагом. По-другому просто невозможно. Мы понимаем, что к нам пришли дети - почемучки, которые и должны остаться почемучками.

На мой взгляд, современному обществу требуется уже не воспитатель-исполнитель, а воспитатель-исследователь, инициативный, широко образованный, который старается  творчески, нетрадиционно, по-новому преподнести материал, интересно организовать педагогическую работу, предоставляют детям дошкольного возраста возможность проявить себя как творческая личность.

Воспитателям необходимо овладевать современными образовательными  технологиями, с помощью которых можно реализовать требования новых федеральных государственных образовательных стандартов. Это хорошо известные технологии проблемного диалога, игровые педагогические технологии, технологии продуктивного чтения, а также ИКТ. Я признаю, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, но необходимо помнить: он должен только дополнять педагога, а не заменять его. Нельзя забывать и о том, что мы призваны не только научить ребёнка, но и сохранить его здоровым. Следовательно, задача воспитания современных детей должна состоять в создании системы работы, обеспечивающей условия для снижения гиперактивности, снятия тревожности, развития волевых качеств, сосредоточенности, концентрации внимания, сохранения и укрепления физического здоровья ребёнка

 

Хотелось бы отметить, что дети постоянно находятся в игре, для них это образ жизни, поэтому современный воспитатель органично «встраивает» любую деятельность в детскую игру, что делает образовательный эффект более значительным. Игра стала содержанием и формой организации жизни детей. Игровые моменты, ситуации и приёмы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с ребёнком. Воспитатели  детского сада наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, играми, проблемами, идеями, включают каждого ребёнка в содержательную деятельность, способствуют реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя образовательную деятельность детей, воспитатель нашего времени развивает у каждого ребёнка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций.

Практика показывает, что наличие знаний само по себе не определяет успешность дальнейшего обучения детей в школе, гораздо важнее для нас научить ребенка уже в детском саду самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Обучая деятельности в воспитательном смысле, мы делаем учение мотивированным, учим ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогаем детям сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки - это задача современного воспитателя.   Готовя детей к школе, мы формируем у дошкольника качества, необходимые для овладения учебной деятельностью, — любознательность, инициативность, самостоятельность, произвольность, творческого самовыражения ребёнка.

Итак, современный воспитатель должен обладать следующим перечнем личностных и профессиональных качеств

- четкое видение современных задач образования;

- ценностное отношение к ребёнку, культуре, творчеству;

- поддерживать процесс личностного становления детей, их саморазвития;

- проявлять гуманную педагогическую позицию;

- сохранять физическое и духовное развитие детей;

- уметь осуществлять педагогическую деятельность по внедрению современных технологий воспитания и обучения детей;

- способность к самообразованию и личностному росту;

●  уважение  индивидуальности  каждого  ребёнка,  его  право  быть

непохожим на других;

●  не директивную  помощь  и  поддержку  детской  инициативы  и

самостоятельности в разных видах деятельности;

● широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе

обеспечивая  игровое  время  и  пространство  и  используя  ресурсы

полифункциональной  и  трансформируемой  предметной  образовательной

среды;

●  условия  для  овладения  культурными  средствами  деятельности,

находящимися в зоне ближайшего развития детей;

●  организацию    видов  деятельности,  стимулирующих  развитие

мышления, воображения, фантазии и детского творчества;

4)  открытый  характер  образовательного  процесса  на  основе

сотрудничества с семьями воспитанников:

●  непосредственного  вовлечения  их  в  образовательный  процесс,  в  том

числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на

основе  выявления  потребностей  и  поддержки  образовательных  инициатив

семьи;

13.  Развивающая  предметно-пространственная  среда  Организации

(группы)  должна  быть  содержательно  насыщенной,  трансформируемой,

полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.  

1)  Насыщенность  среды  должна  соответствовать  возрастным

возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно

быть  оснащено  средствами  обучения  (в  том  числе  техническими),

соответствующими  материалами,  в  том  числе  расходными,  игровым,

спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со

спецификой Программы).  

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,

оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

●  игровую,  познавательную,  исследовательскую  и  творческую

активность  всех  категорий  воспитанников,  экспериментирование  с

доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

●  двигательную  активность,  в  том  числе  развитие  крупной  и  мелкой

моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

●  эмоциональное  благополучие  детей  во  взаимодействии  с  предметно-

пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2)  Трансформируемость  пространства  предполагает  возможность

изменений  предметно-пространственной  среды  в  зависимости  от

образовательной  ситуации,  в  том  числе  от  меняющихся  интересов  и

возможностей детей.

3)  Полифункциональность материалов предполагает:  

● возможность разнообразного использования различных составляющих

предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и

т. д.;

●  наличие  в  Организации  (группе)  полифункциональных  (не

обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе  природных материалов,  пригодных  для  использования  в  разных  видах

детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской

игре.  

4)  Вариативность среды предполагает:  

●  наличие  в  Организации  (группе)  различных  пространств  (для  игры,

конструирования,  уединения  и  пр.),  а  также  разнообразных  материалов,  игр,

игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

●  периодическую  сменяемость  игрового  материала,  появление  новых

предметов,  стимулирующих  игровую,  двигательную,  познавательную  и

исследовательскую активность детей.

5)  Доступность среды предполагает:

●  доступность  для  воспитанников,  в  том  числе  детей  с  ОВЗ  и  детей-

инвалидов,  всех  помещений  Организации,  где  осуществляется

образовательный процесс;

●  свободный  доступ  воспитанников,  в  том  числе  детей  с ОВЗ  и  детей-

инвалидов,  посещающих  Организацию  (группу),  к  играм,  игрушкам,

материалам,  пособиям,  обеспечивающим  все  основные  виды  детской

активности.

6)  Безопасность  предметно-пространственной  среды  предполагает

соответствие  всех  её  элементов  требованиям  по  обеспечению  надёжности  и безопасности их использования.

Профессию воспитателя можно сравнить с профессией врача. Имеет ли право воспитатель на ошибку? – нет. «Будь осторожен! Не ошибись! Не навреди!» Эти слова мы должны твердить каждый день, каждый час, каждую минуту. Считаю, что только полное погружение в работу может способствовать действительно глубоким и конструктивным результатам. Ведь воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить, заслужить своим трудом, своим талантом, своим желанием постоянно меняться, преобразовываться, совершенствоваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного стандарта

Требования к личности педагога в свете нового Федерального образовательного      стандарта.состояние педагогической деятельности характеризуется переходом к работе по федераль...

Анализ готовности МБДОУ д/с ОВ № 6 к новому учебному году в свете задач ФГОС

Анализ готовности МБДОУ д/с ОВ № 6 к новому учебному году в свете задач ФГОСсправка  от 26.08.2015года.        Учреждение в своей деятельности руководствуе...

Консультация для воспитателей на тему «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста посредством знакомства с классической музыкой в свете реализации ФГОС ДО»

Одной из приоритетных задач ФГОС ДО  является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществ...

Консультация для педагогов« Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»

laquo; Модель выпускника ДОУ в свете реализации ФГОС ДО»...