Доклад на тему:«Новые подходы к развитию личности ребёнка в условиях реализации ФГОС дошкольного образования»
материал на тему

Жданова Нина Дмитриевна

Доклад на МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_s_izmeneniem_08.2016.docx233.78 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                «Детство – важный период жизни, и от того, как

                                                                 прошло детство, что вошло в разум ребенка и его

                                                                 сердце, зависит, каким человеком станет

                                                                 сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский

(слайд1)

Приоритет школьного образования, главенствующий достаточно долгое время в системе образования, определял применение в дошкольных учреждениях тактик форсирования или ускорения темпов развития детей и прямую подгонку социально-педагогических приоритетов дошкольного образования к требованиям школы.

В истории отечественной дошкольной педагогики было несколько вариантов построения педагогического процесса. В 20-30-е гг., когда система общественного дошкольного воспитания еще только развертывалась, педагогический процесс, строился по организующим моментам. Каждый организующий момент строился на основе следующих частей программы: общественно-политическое воспитание, трудовое воспитание, природоведение, физическое воспитание, музыкальное воспитание, лепка, аппликация, конструирование, рисование, математика. Раскрывалось содержание каждого подраздела, и предлагались конкретные формы работы.

В 1960 г. в нашей стране был создан первый научно - исследовательский институт дошкольного воспитания АПН РСФСР (позднее АПН СССР), который возглавил академик А.В.Запорожец. В исследованиях НИИ АПН СССР рассматривались проблемы развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста, в ходе которых исследователи пришли к выводу о том, что ни одна из них не может быть успешно решена ДОО без сотрудничества с семьей и, что хотя у этих социальных институтов единые цели и задачи, но формы, содержание, методы воспитания и обучения детей значительно различаются.

В 2013г. А.Г Асмолов возглавил группу разработчиков Стандарта, которые призывают отойти от традиционного понимания ДОО как места, где за ребенком присмотрят и обеспечат уход. Выстроить цепочку доверия между ребенком и его родителями могут помочь в дошкольной образовательной организации, полагают разработчики нового Стандарта. Методологической основой Стандарта являются:

-культурно-исторический подход;

-системно-деятельностный подход. 

Главную задачу дошкольного образования А.Г Асмолов видит в том, чтобы дать ребенку точку опоры, чтобы он почувствовал уверенность в своих знаниях и силах.

   С 01 января 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который является документом, учитывающим современные традиционные подходы, инновационные идеи организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста и требования по взаимодействию ДОО с родителями.(слайд 2)

ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического    здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Среди задач, решаемых ФГОС ДО, - объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения, в интересах человека, семьи, общества.

Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части основной образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования ДОО обязана:(слайд 3)

- информировать   родителей (законных        представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих   для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но    и   всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность;

- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;

- поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

- обеспечить вовлечение семей    непосредственно в образовательную деятельность, в том   числе   посредством     создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе    выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

- создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде, а также для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.

В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям.

В связи с внедрением ФГОС ДО в дошкольных группах МБОУ СОШ с.Большая Поляна  мы пересмотрели подходы к воспитательно-образовательному процессу, искали новые формы взаимодействия с семьей, инновационные технологии в построении образовательного процесса и стараемся обогатить духовный мир детей, насыщаем их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями.

          Мы начинаем работу с анкетирования  (слайд4), анализа социального состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в дошкольных группах, изучения медицинских карт, наблюдения за детьми. Личные беседы  с родителями помогают правильно выстроить работу, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия.(слайд 5) 1. Состояние и качество оформления информационного уголка____________________
2. Актуальность информации, представленной в информационном уголке___________

3. Раскрытие и доступность тем в папках,  в папках-передвижках_________________
4. Тактичность и культура поведения педагогов с родителями_____________________
5. Полнота и качество подачи информации о ребенке во время бесед________________

6. Умение воспитателей ответить на вопросы родителей во время бесед и собраний___
7. Незамедлительное реагирование и эмоциональный отклик во время беседы________
8. Полнота и освещенность вопросов на тематических консультациях_______________
9. Уровень проведения родительских собраний__________________________________
10. Понятность излагаемой информации на родительских собраниях________________

1.  Помощь в развитии материальной базы группы.
2.  Активное участие в занятиях.
3.  Участие в подготовке и проведении праздников и утренников.
4.  Оформление помещений детского сада.
5.  Пошив костюмов.  
6.  Изготовление декораций.
7.  Подготовка подарков детям.  
8.  Посещение родительских собраний.  
9.  Внесение предложений по совершенствованию работы детского сада, группы.
10.  Активное участие в обсуждении вопросов.
11.  Участие в развлечениях,  досуговых мероприятиях (спортивных праздниках и эстафетах, викторинах и др.).
12.  Родительский клуб (клубные встречи, вечера).
13.  Выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями, фотовыставки.

14.  Участие    в  творческих  фестивалях, акциях, конкурсах и др.. 

15.  Совместные поездки, встречи с интересными людьми. 

16.  Совместные походы и экскурсии.
17.  Родительский день в детском саду (совместное проведение дня с детьми в детском саду для пожелавших родителей).
18.  Руководство кружковой деятельностью.

19.  Поддержание постоянной связи с помощью интернет ресурсов.

Мы интересуемся, какие трудности у родителей, говорим об обязательном режиме дня, питании, приближенном к ДОО, но, не навязывая, а выстраивая диалог, объясняем, как организовать деятельность с детьми дома. Например, если родители очень заняты, предлагаем посадить ребенка рядом играть, если ребенок рассыпает муку - предлагаем создавать условия для лепки или другой альтернативной деятельности, в ходе которой сформируется самостоятельность, и родителям можно будет потом просто присматривать за ребенком.

В уголках для родителей регулярно вывешиваем информацию, которую стараемся преподнести четко, коротко, лаконично, чтобы заинтересовать родителей.

На родительских собраниях стараемся родителей заинтересовать, увлечь проблемой. Чтобы настроить родителей на эмоциональный лад в начале собрания дети старшей группы могут показать театрализованную деятельность, по интересующей проблеме, и мы можем спросить: «А есть ли у вас такая проблема?».

Проведение открытых занятий в  дошкольных группах  организуется по-разному. Например, в одном случае родители в качестве гостей посещают занятия, где преодолевается их поверхностное суждение об обучении в д/с. Они видят собственных детей в необычной для себя обстановке, получают рекомендации об обучении детей в семье. В другом случае родители являются активными участниками педагогического процесса. Они отвечают на вопросы, совместно с детьми двигаются под музыку, поют, рисуют, выполняют задания педагога и т.д. Здесь папы и мамы выступают в качестве партнёров воспитателя. 

На традиционные праздники  приглашаются  почетные жители села, представители по охране природы (слайд 6), представители полиции и др.  

К праздничным датам  в дошкольных группах оформляются  плакаты, газеты, выставки  совместного  творчества детей  и  родителей,  педагогов.

Традицией при проведении праздника «День  Победы» является возложение вместе с родителями воспитанников цветов к памятнику «Неизвестный солдат», (Слайд 7) а также участие воспитанников  в праздничном концерте в школе.

 В основу формирования личности детей на протяжении всего дошкольного детства мы  ставим идею обогащения их духовного мира, насыщение их жизни яркими, необычными, интересными событиями: делами, встречами, играми, приключениями. Детский сад  для  детей является особым микромиром, в котором создается «счастливая культурная социоситуация для детей» . Главная цель, которую ставят стандарты – это сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способность и желание учиться. Стратегическая направленность стандартов на формирование личностных качеств тесно связана с установкой на индивидуализацию образования. И если ранее под ней понималось использование особого подхода к достижению детьми нормы развития, т.е. установленного оптимального уровня для конкретного возраста, то в рамках стандарта под индивидуализацией понимается наличие у каждого ребенка своего пути развития и следования ему на протяжении всего дошкольного детства.

Мы  разработали для каждого ребёнка  карту индивидуального образовательного маршрута , который будет учитывать особенности его нервно- психического, эмоционально-волевого, физического и интеллектуального развития .(слайд8,9)

Но говоря об важнейших характеристиках личности дошкольника необходимо отметить, что формирование их происходит, прежде всего, посредством игровой деятельности.

       На сегодня стоит остро проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей. Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях –перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.

ФГОС определяет виды деятельности (слайд 10)

 виды деятельности :

в раннем возрасте (1 год - 3 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

В нашем  детском саду играм детей отводится значительное место в режиме дня. В поле зрения воспитателей постоянно находится обновление предметно-развивающей среды, подбор игрового оборудования, детской художественной литературы. Но этого еще недостаточно чтобы дети играли. Практика показывает, пока ребенок не очень самостоятелен, он не умеет и не любит играть. Поэтому наши воспитатели в любом виде детской деятельности стараются предоставить ребятам как можно больше возможностей проявлять свою самостоятельность. Конечно же мы не навязываем своим воспитанникам игру, но и не оставляем ее без руководства.
Мы ввели в этом  году в расписание новый вид деятельности-
игровую деятельность.

 

Мы-воспитатели, обязаны хорошо понимать, что дошкольный возраст – благоприятный возраст для разностороннего развития ребенка, а разные подходы к воспитанию у родителей и воспитателей ломают личность ребенка. И от того, насколько грамотно будет спланирована образовательная деятельность в ДОО и претворена в жизнь, зависит развитие и эмоциональное благополучие ребенка. (слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность тво...

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...

Доклад выступления на педсовете: «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования».

laquo;Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет вызвать в процессе обучения к жизни те процессы…, которые сейчас лежат ...

доклад «Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »

laquo;Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования »...

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Развитие личности в условиях реализации ФГОС дошкольного образования...