Главные вкладки

    МЕТОДИЧЕСКИЙ материал к районному конкурсу "ВОСПИТАТЕЛЬ ГОДА"
    материал на тему

    Хантимерова Ирина Александровна

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Наиболее продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskiy_seminar.docx31.77 КБ
    Файл prezentatsiya_k_seminaru.rar2.98 МБ
    Файл esse_hantimerova.docx20.03 КБ

    Предварительный просмотр:

               В Оргкомитет районного конкурса

               «Воспитатель года - 2017»

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

    «Развитие речи дошкольников  средствами театрализованной деятельности»

    Хантимерова Ирина Александровна

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

    Актуальность. Речь – чудесный дар природы. Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей.

     Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

    Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации овладение детьми дошкольного возраста средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками определяется как важнейший целевой ориентир. Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, дошкольнику необходимо овладеть коммуникативными навыками.

    В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Работая в детском саду и  наблюдая  за самостоятельной деятельностью детей, в ходе индивидуальных бесед я заметила, что у них бедный запас слов, дети не могут выразить полностью свою мысль, у них слабо развито творческое воображение, связная речь, выразительность речи, отсутствуют коммуникативные навыки.    

    Именно поэтому я стала искать  такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. К.Д. Ушинский, подчеркивал, что важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Я пришла к выводу, что наиболее продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация. Это вид деятельности, где игра, воспитание и обучение неразрывно связаны. Театр позволяет строить взаимодействие и общение его участников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

    Театрализованные занятия выполняют одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции. Их содержание, формы и методы проведения способствуют одновременному достижению этих целей. Именно поэтому у меня возникла идея  создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. При этом решать  комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях в соответствии с ФГОС ДО:

    •        социально-коммуникативное развитие;

    •        познавательное развитие;

    •        художественно-эстетическое развитие;

    •        физическое развитие;

    •        речевое развитие.

    Это такие задачи речевого развития как:

    • Обогащать и активизировать словарь детей.
    • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.
    • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
    • Развивать интонационную выразительность речи.
    • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.
    • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе.
    • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

    При организации театрализованной деятельности я пользуюсь общими методами руководства театрализованной игрой: прямыми способами  действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенными приемами (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

    В организации театрализованных игр я широко использую  практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация).

    Из словесных методов применяю: рассказ, чтение, рассказы и пересказ  детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

    Особое внимание уделяю творческим приёмам:

    • знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы);

    • моделирование;

    • ситуация «проживания»;

    • противоречий и доказательств;

    • ассоциаций;

    • просмотр видеофильмов;

    • слушание аудиозаписи;

    • словесное рисование;

    • проектов;

    • коллаж из сказок

    • музыкотерапии

    Я заметила, что при таком подходе процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимают участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп).

    Опыт показывает, что театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации непосредственно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость также позволяет каждому ребенку проявить собственную активность, полностью раскрыть скрытые эмоциональные возможности, раскрепостить движения. Полученный при этом опыт они могут применить в любом другом виде деятельности, будь то домашний спектакль или любое другое мероприятие.

    В своей педагогической деятельности я применяю для развития речи детей разнообразные виды театра.

    Пальчиковый театр:

    • способствует развитию речи, внимания, памяти;
    • формирует пространственные представления;
    • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;
    • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
    • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития.

    Настольный театр:

    • помогает учить детей координировать движения рук и глаз;
    • сопровождать движения пальцев речью;
    • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

    Театр картинок и фланелеграф:

    • развивают творческие способности;
    • содействуют эстетическому воспитанию;
    • развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

    Вязаный театр:

    • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;
    • формирует творческие способности, артистизм;
    • обогащает пассивный и активный словарь.

    Театр на перчатке:

    • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;
    • помогает справиться с переживаниями, страхами;
    • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

    Театр кукол Би-ба-бо:

    • посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

    Игра-драматизация. Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности. Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация. Она обеспечивает:

    • целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;
    • способствует самопознанию и самовыражению личности;
    • создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

    В процессе организации театрализованной деятельности я четко соблюдаю требования к организации театрализованных игр:

    • Содержательность и разнообразие тематики.
    • Соответствие содержания возрасту и опыту детей.
    • Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр
    • Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.
    • Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
    • Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

    Опыт показывает, что театрализованная деятельность способствует выработке привычки к выразительной публичной речи, которую  можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлению перед аудиторией. Здесь большую роль играют показы отрывков из сказок, где присутствуют любимые сказочные персонажи,  а так же выступления перед большой аудиторией. Для развития выразительности речи детей в своей работе использую артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, - дети любят эти упражнения, что способствует положительному эмоциональному настрою на занятия. Также важно  включать фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, речевому развитию в целом. Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма можно использовать игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

    Работу по развитию речи дошкольников  средствами театрализованной деятельности провожу в тесном сотрудничестве с родителями. Используя различные формы работы:

    •        Тестирование и опросы

    •        Консультации, фото-отчеты

    •        Создание предметно – развивающей среды (костюмы, декорации, атрибуты)

    •        Участие в совместных театральных постановках

    Широко использую наглядную информацию для родителей, провожу родительские собрания с участием учителя-логопеда, чтобы убедить их в необходимости развивать коммуникативные навыки детей с раннего возраста.

    Работая над темой «Развитие речи дошкольников  средствами театрализованной деятельности», я вижу, что театрализованная деятельность способствует развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка  и, что важно, речевого развития. Ведь театрализованная игра:

    • Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;
    • Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);
    • Совершенствуется  артикуляционный аппарат;
    • Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что театрализация – не просто развлечение, но и отличное средство для развития уникальной, неповторимой личности ребенка, его речи и творческого потенциала.

    Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

    Закончить нашу встречу хочется замечательными словами Б.М.Теплова: «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей…”



    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» воспитатель первой квалификационной категории Хантимерова Ирина Александровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

    Слайд 2

    Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи Л . С. Выготский

    Слайд 3

    Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать . • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения , выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности .

    Слайд 4

    Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. К.Д . Ушинский

    Слайд 5

    Театрализованная НОД

    Слайд 6

    Задачи речевого развития через театрализованную деятельность: • Обогащать и активизировать словарь детей. • Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами. • Совершенствовать диалогическую и монологическую речь. • Развивать интонационную выразительность речи. • Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками. • Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе. • Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.

    Слайд 7

    практические методы игра, метод игровой импровизации, упражнения , метод действенного анализа словесные методы рассказ, чтение , рассказы и пересказ, беседы , разучивание произведений устного народного творчества

    Слайд 8

    Приемы руководства театрализованной игрой: метод моделирования ситуаций метод творческой беседы метод ассоциаций

    Слайд 9

    Пальчиковый театр : • способствует развитию речи, внимания, памяти; • формирует пространственные представления; • развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; • повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. • стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития. Разнообразные виды театра

    Слайд 10

    Настольный театр : • помогает учить детей координировать движения рук и глаз; • сопровождать движения пальцев речью; • побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи. Разнообразные виды театра

    Слайд 11

    Вязаный театр : • развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию; • формирует творческие способности, артистизм; • обогащает пассивный и активный словарь. Разнообразные виды театра

    Слайд 12

    Театр на перчатке : • оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами; • помогает справиться с переживаниями, страхами; • перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Разнообразные виды театра

    Слайд 13

    Театр кукол Би-ба- бо : посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой. Разнообразные виды театра

    Слайд 14

    Игра-драматизация целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самопознанию и самовыражению личности; создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Разнообразные виды театра

    Слайд 15

    Требования к организации театрализованных игр: Содержательность и разнообразие тематики. Соответствие содержания возрасту и опыту детей. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

    Слайд 16

    Для развития диапазона голоса, эмоциональности и ритма игровые упражнения В. В. Емельянова. Для развития памяти, воображения, фантазирования можно использовать этюды М. Чистяковой, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов. Для развития сценической речи при работе над постановками можно использовать речевые этюды Н. Ф. Сорокиной.

    Слайд 17

    Театрализованная деятельность способствует: развитию творческой, гармоничной личности, восприятия, эмоциональной сферы ребенка и, что важно, речевого развития; театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствуется артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь. Результат работы

    Слайд 18

    Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие детей… Б.М.Теплов



    Предварительный просмотр:

               В Оргкомитет районного конкурса

               «Воспитатель года - 2017»

    КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

    Хантимерова Ирина Александровна

    МБДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

    «Я - воспитатель»

                                       Объекты моей профессии на солнышке ласково жмурятся,

                                       Носят косички и чубчики, шлепают где-то по лужицам.

                                       Огромный мир окружающий хочу я открыть им весело!

                                       Ведь самая лучшая в мире – это моя профессия!

                   Воспитатель – центральная фигура в детском саду. Ведь именно он всегда на виду у детей и родителей. Профессия воспитателя – одна из важных и сложных, потому что он  должен много знать и уметь, быть внимательным и чутким, красиво и грамотно говорить, быть интересным и эрудированным  собеседником, способным создать такую обстановку, чтобы дети чувствовали себя как дома, а родители доверяли ему.

    По-моему, удивительная это профессия - воспитатель! Работа с детьми дает возможность проявить человеку все самое лучшее, что в нем заложено, все его способности. Кто-то хочет быть певцом – но голос не тот, мечтает быть актером, но не решается, думает о славе художника, но способности не те…. А в детском саду воспитатель может реализовать все свои желания – и петь, и танцевать, и рисовать, и быть артистом. Ну какой народный артист может похвастаться двумя ролями в течение 2 часов?! А воспитатель может быть на одном утреннике Бабой Ягой, а на другом – Белоснежкой! И всегда он найдет самых благодарных зрителей, самых независимых судей – в лице детей.

    Впервые переступив порог детского сада, я увидела детские  любопытные, искрящиеся глаза, почувствовала мягкие, теплые ладошки, ощутила живой интерес к новым открытиям и поняла, что нашла свое место, свое призвание.

    В нашей профессии бывает всякое, но любовь к детям, терпение, выдержка, самообладание и умение с юмором прокомментировать и разрешить ситуацию, всегда помогают мне в работе. Когда – то Ш. А. Амонашвили сказал: «Если человек прошагал свое детство без общения с добрым, ласковым, мудрым, горячо любящим его человеком, это значит, он потерял тысячу прелестных сказок, увлекательных прогулок, мудрых наставлений, он тысячу раз оказался незащищенным и тысячу раз споткнулся о камни». И с ним трудно не согласиться.

    Я все чаще и чаще задаю себе вопрос: «Каким же должен быть современный воспитатель, чтобы соответствовать  высоким требованиям творца человеческой личности?»

    Мой небольшой опыт позволил мне сделать следующие выводы:

    • Современный воспитатель должен любить детей, ибо воспитание — длительный процесс, требующий большого терпения и душевной щедрости.

    • Воспитатель должен много знать. Перед ним стоит не простая задача – научить ребенка воспринимать и понимать все прекрасное в мире; природу, музыку, поэзию.

    • Воспитатель должен много уметь: шить, мастерить, играть и петь с детьми. Воспитатель всегда должен быть интересен для своих детей.

    • Воспитатель постоянно должен совершенствовать свое мастерство, используя достижения педагогической науки и передовой практики. Должен идти вперед, осваивать инновационные технологии, нетрадиционные методы, но и не должен забывать доброе старое, например устное народное творчество.

    Необходимые качества современного воспитателя – толерантность и доброжелательность, ведь воспитателю приходится работать не только с детьми, но и с родителями. Необходимо научиться уважать родителей, считаться с их мнением, даже если оно расходится с представлениями воспитателя о педагогике.

    Любовь к детям, постоянный творческий поиск, самообразование и работа над собой – вот три основных кита для воспитателя прошлого, настоящего и будущего.

    В своей работе  я придерживаюсь заповеди, сформированной Ш. А. Амонашвили: «Если хочешь воспитать в детях смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность чувствовать себя в нем властелинами».

    Но как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребенка? Я пришла к выводу, что это можно сделать с помощью театрализованной  деятельности. 

     Театрализация  пронизывает все сферы детской деятельности: речевую, познавательно - исследовательскую, игровую, трудовую, коммуникативную. А ребенок сам по себе уже является режиссером, исполнителем роли и зрителем, проявляя живой интерес к театру. В театральной деятельности, дети больше узнают нового, необычного, интересного, становятся любознательными и самостоятельными, свободно общаются, делятся своими впечатлениями.

    Театрализация помогает развивать мышление, логику, творчество ребенка. Сколько неподдельного интереса вызывает у детей театр, не оставляя их равнодушными.

    Я всегда помню слова В. А. Сухомлинского, который говорил: «От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – зависит  то в решающей степени, каким человеком станет сегодняшний малыш».

    Вот такими «дорогами счастья» идут педагоги, мучаясь и терзаясь, но всё же достигая поставленных целей. А награда – это чистые как родник детские глаза, обращённые к тебе - Воспитатель. И я горжусь тем, что я - воспитатель и причастна к созданию будущего нашей страны.

              Я очень надеюсь, что мои воспитанники  станут умными, образованными, культурными и счастливыми людьми, и  в этом будет частичка моего труда. Наверное, это и есть - главная оценка нашей работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конкурсное задание "Методический семинар" участника районного конкурса "Учитель года-2016"

    Описание опыта профессиональной деятельности, используемых технологий и методик, направленных на реализацию требований ФГОС и профессионального стандарта "Педагог"...

    Методический материал к районному конкурсу "Воспитатель года - 2018"

    Воспитание чувства патриотизма у дошкольников — процесс сложный и длительный. Я убеждена, что в  основе этого лежит развитие нравственных чувств, и для того, чтобы слова «Я люблю свою...

    Материал к конкурсу "Педагог года Советского района -2018"

    Пояснительная записка к Опыту работы.Опыт работыКонкурсное задание Мастер класс " Математический планшет"Занятие по ФЭМП "Макет новой улицы"Презентация к занятиюСамоанализ занятияЭ...

    Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы. Тема: "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"

    Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-кла...

    Информационно-методический материал для родителей: «Времена года»

    Предлагаю вам вместе с ребёнком сделать игру «Времена года», которая поможет ему легко ориентироваться в последовательности времён года. Аналогично,  можно вместе с ребёнком, сде...

    Мастер – класс «Технология развития критического мышления в познавательном развитии дошкольников» (материал участника районного профессионального конкурса «Воспитатель года - 2020»)

    МБДОУ детский сад «Солнышко» Моршанского района Тамбовской области    Мастер – класс«Технология развития критического мышления в познавательном развитии дош...

    «Художественно-эстетическое развитие в процессе организованной образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Материал для районного методического объединения.

    Как (с помощью чего) осуществляется художественно-эстетическое развитие в дошкольной образовательной организации?  Художественно- эстетическое воспитание развивает способности к самостоятель...