Главные вкладки

    Методическое объединение воспитателей района по обмену педагогического опыта работы. Тема: "Проведение мастер-классов воспитателей-победителей и призёров районного, республиканского профессионального конкурса "Воспитатель года"
    презентация

    Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер-класс. Цель мастер-класса - демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приложение к приказу МКУ «РУО» от 08. 02. 2018 г. № 84

    Программа мастер-классов воспитателей – победителей и призёров

    районного, республиканского

    профессионального конкурса «Воспитатель года»

    15 февраля 2018  года, МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

    Время

    Содержание

    Ответственный

    1.

    09.30 – 10.00

    Приезд и регистрация участников мастер - классов.

    Кобылкина В.Д., заведующий МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

    3.

    10.00 – 10.30

    Профессиональное и личностное развитие педагогов ДОУ в конкурсах «Воспитатель года»

    Макаренко Е.В., специалист МКУ «РУО» с. Кабанск

    4.

    10.30 – 10.50

    Мастер – класс «Система работы по подготовке конкурсантов в ДОУ»

    Сокольникова Г.И., старший воспитатель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск»

    5.

    10.50 – 11.10

    Мастер – класс «Творческая презентация»

    Коробенкова О.В., старший воспитатель МАДОУ детский сад «Рябинушка» п. Селенгинск, победитель районного конкурса «Воспитатель года – 2017»

    6.

    11.10 – 11.30

    Мастер – класс «Организация и проведение мастер-класса»

    Мусонова О.В., воспитатель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск», победитель районного конкурса «Воспитатель года – 2016», участник Республиканского конкурса «Воспитатель года Бурятии – 2017»

    7.

    11.30 – 11.50

    Мастер – класс

    Концепция конкурсного мероприятия «Разговор с детьми»

    Давлеткулова Е.В., музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад № 15 с. Кабанск», призёр районного конкурса «Воспитатель года – 2017», лауреат Республиканского конкурса «Воспитатель года Бурятии – 2017»

    8.

    11.50 – 12.10

    Мастер – класс «Участие в публичных обсуждениях вопросов образования (круглый стол, ток-шоу и т.д.)»

    Клочихина М.Ю., воспитатель МАДОУ ЦРР – детский сад «Алёнушка» п. Селенгинск, призёр районного конкурса «Воспитатель года – 2017»

    9.

    12.10 – 12.40

    Психологический тренинг

    Рычкова И.А, методист РИМЦ

    Власова А.А., методист РИМЦ

    10.

    12.40 – 13.00

    Подведение итогов.

    Обмен мнениями.  

    Макаренко Е.В., специалист МКУ «РУО» с. Кабанск



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

     «Детский сад № 15 с. Кабанск»

    Республика Бурятия

    Методическое объединение воспитателей района

    Семинар

     «Проведение мастер-классов

    воспитателей – победителей и призёров

    районного, республиканского профессионального конкурса

    «Воспитатель года»

    Тема: Мастер – класс «Организация и проведение мастер-класса»

    Подготовила:

    воспитатель высшей квалификационной категории

    Мусонова О.В.

    2018 г.

         Добрый день, уважаемые коллеги, мы рады видеть вас в стенах нашего детского сада! Я видела, как вы все внимательно слушали выступающих, были сосредоточены, и поэтому хочу, чтобы вы наоборот, немного отвлеклись и расслабились!

         Поднимите руку те, у кого сегодня хорошее настроение? (замечательно)

         Помашите руками те, кто встретил здесь знакомых, друзей?   (здорово)

         Поднимите руки те, кто знает, для чего мы с вами собрались?   (хорошо)

         В 2016 - 2017 г.г. мне выпала честь стать участницей конкурса педагогического мастерства «Воспитатель года», где одним из заданий конкурсантам, было предложено провести педагогический мастер–класс.

    Слайд № 1 - Тема моего выступления: «Методика организации и проведения мастер–класса», где коротко напомню вам методику и поделюсь своим опытом проведения мастер–класса. Надеюсь, всё это может пригодиться вам не только в подготовке к конкурсу, но и просто в вашей педагогической деятельности.

         Ещё в 18 веке французский писатель  Ж. Жубер говорил: «Обучать – значит вдвойне учиться» - его слова и поныне актуальны. Чтобы чему-либо научить детей - педагогу необходимо постоянно учиться самому, учиться друг у друга.

    Слайд № 2

          Одной из наиболее эффективной формы работы по повышению профессионального уровня, выявлению, обобщению и распространению инновационного, собственного педагогического опыта, является мастер–класс.

          Что же такое мастер-класс?

          Существует множество определений «Мастер–класс», - но я выбрала наиболее простое и понятное. Мастер-класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой, является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия.

    Слайд № 3

          Цель мастер-класса демонстрация лучших достижений педагога (системы его работы, авторских находок) как подлинного мастера в своей области.

          Ведь мастерство - это всегда высокий профессионализм, большой и разнообразный опыт определённой деятельности, обширные познания теории и практики в конкретной сфере.

          Задачи мастер-класса:

    - воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

    - обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, способам достижения намеченных результатов;

    - демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся;

    - популяризация инновационных идей, авторских находок педагога-мастера.

          Методика проведения мастер-классов не имеет каких-либо строгих и единых правил. Но следует обратить внимание на то, что при технологии проведения мастер-класса главное – не сообщать информацию, а передавать способ деятельности, так как получение знаний участниками происходит в форме открытий, проб, овладения теми способами и методами, которые передаёт педагог-мастер, причём такими характерными приёмами, какие присущи только этому мастеру (так называемыми «изюминками»).

          Помимо практического назначения, мастер-класс содействует развитию у обучающихся, способности самостоятельно и нестандартно мыслить.

          Основные преимущества мастер-класса – это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков, развитие гибкости мышления.

    Слайд № 4

         Принцип мастер-класса – «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

         На мастер-классе, всегда представляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем педагога-мастера, который внимательно выслушает обучающегося и ответит на все его вопросы. Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю - вот что отличает мастер-класс от всех остальных форм и методов обучения.

         Участвовать в мастер-классах могут как опытные, так и ещё не получившие признания в своей области специалисты.  

          В отношении мастер-класса возникают некоторые вопросы, попытаемся на них ответить:

          Как их проводить? На мастер-классе не должно быть лекции или доклада - разве что их отдельные элементы. Вместо этого - масса практических примеров, рекомендаций, технических приёмов работы. А самое главное, при его организации  время и возможности ограничены, следует чётко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, как вы должны это преподнести, такое мероприятие не должно быть скучным, должно заинтересовать, «зацепить» слушателя.

          Для кого проводить? Мастер-классы будут нужны тем педагогам, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, приём, да и просто повысить своё профессиональное мастерство.

         Чему научат на этом занятии? Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом. Здесь можно сделать несколько иных вещей, не укладывающихся в формат традиционных способов передачи педагогического опыта.

    Условия проведения мастер-класса

         Время проведения мастер-класса разнится от случая к случаю. Обычный мастер-класс может занимать не один час, а если речь идёт о конкурсе – то в Положении время чётко прописано -  (сжато, примерно 15-20 минут), в зависимости от количества участников, помещения, оборудования, даже климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Но всё же, есть несколько важных вещей, которые нельзя игнорировать – они указаны на экране:

    Слайд № 5

    - удобное для проведения занятий помещение;

    - технические средства: компьютер, проектор, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон и т. п.;

    - оборудование: доска, мольберты;

    - канцелярские принадлежности (ватман, цветные маркеры и т. д.).

         Структура мастер-класса различной направленности строится по принципу, отражающему логику процесса познания и включает в себя несколько этапов: ввод новых знаний, усвоение знаний, рефлексия.

    Слайд № 6

         1 этап – теория:

         на данном этапе представляется педагогический опыт руководителя мастер-класса по определенному направлению деятельности:

    - постановка цели и задач мастер-класса;

    - краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

    Слайд № 7

          2 этап – практика:

          здесь отрабатываются полученные знаний в процессе приобретения необходимых навыков. На этом этапе в роли учеников выступают участники мастер-класса, а руководитель в роли педагога.

    - зарисовки образцов;

    - изготовление продуктов (мастер демонстрирует образцы, изготовленные ранее обучающимися в ходе обучения, раскрывает особенности своего педагогического опыта; участникам мастер-класса предлагается одновременно, выполняя указания мастера, используя авторские приемы и методические находки, сделать свою работу; задание выполняется индивидуально);

    - оформление готовых работ.

    Слайд   №  8

         3 этап – итог:

         проходит дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и участников.

    - просмотр и обсуждение выполненных работ;

    - самоанализ педагогом-мастером проведенного занятия;

    - ответы на вопросы участников мастер-класса;

    - общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются проблемы и трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению).

         Сюда обязательно входит заключительное слово педагога-мастера.

         Таким образом, в рамках мастер-класса ученик сначала получает информацию о том, чем он будет заниматься, а затем, педагог демонстрирует ученикам порядок действий определённого содержания и предлагает им самостоятельно повторить весь процесс под его руководством. Одновременно с этим, мастер комментирует наиболее значимые моменты и отвечает на вопросы учеников. В заключение педагог может дать полезные рекомендации и советы по практическому применению полученных навыков.

    Слайд № 9

         Но хочу обратить особое внимание на типичные ошибки при проведении мастер-класса, которые может допустить педагог-мастер:

    - отсутствие комментария к демонстрируемому приёму;

    - нарушение временных рамок;

    - увлечение методикой частного предмета;

    - излишняя теоризированность;

    - отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

         Ну, а теперь я коротко расскажу о своём мастер-классе, который представляла на конкурсе «Воспитатель года Бурятии».

         При разработке мастер-класса, я опиралась на Положение о конкурсе, где были прописаны  регламент и

    Слайд  № 10

        критерии оценивания, такие как:

    - глубина и оригинальность содержания;

    - методическая и практическая ценность для дошкольного образования (что это можно использовать в практике)

    - общая культура;

    - умение взаимодействовать с широкой аудиторией.

          На тот момент, я работала с детьми старшего возраста и более углублённо занималась экспериментально-исследовательской деятельностью с детьми, т.е. детским экспериментированием - и однажды, путешествуя по страницам интернета, обратила внимание на блог «Это интересно!» Т. Пироженко – она является автором «Рамки – искателя». Вот она.

    Слайд № 11

        Рассмотрим рамку «Облака». Она служит как дидактическое пособие и учит детей различать облака. С лицевой стороны расположены фотографии образцов видов облаков.

    Слайд № 12

        С обратной стороны (в помощь педагогу) перечислены виды облаков, изображённых на фотографиях.

    Слайд № 13

        Мне пришла идея применить её в исследовательской работе - предложила детям – им понравилось. Глядя в вырезанное окошечко, можно увидеть то, на что в повседневной жизни не обращаешь внимание. Ребята дали этому пособию своё название - «Волшебные окна», потому что с их помощью, можно увидеть, различать, сравнивать, сопоставлять, а также вести наблюдение за погодой и её изменениями.

         Идея «облаков» натолкнула меня на другое содержание «Волшебных окон».

    Слайд № 14

         Ведь имея такое пособие, дети могут самостоятельно исследовать окружающий  мир.

         Итак, я сформулировала тему мастер-класса (в названии темы не должно быть «заумных» профессиональных терминов и она должна звучать просто и понятно).

         Определила основополагающую цель, в которой отразила то, чему хочу научить участников, задачи, средства при помощи чего, будут  достигнуты наилучшие результаты:  

    - определила содержание мастер-класса;  

    - разработала план выступления;

    - распределила задания, т.е. что делаю конкретно я, что делает фокус-группа (т.е. мои помощники), находящиеся на сцене, и что будет делать зрительская аудитория, так как мастер – класс предполагает ещё и работу со зрителями, оставшимися в зале. Поэтому необходимо всех участников задействовать в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих;

    - создала электронную презентацию, которая служила мне подсказкой и указывала нужную информацию не только для меня, но и для окружающих.

         Перед началом проведения мастер-класса я пригласила фокус-группу из 5 человек пройти на сцену. Пока они выходили и занимали свои места, организовала игру – загадку с людьми, сидящими в зале, - заинтересовав предстоящим мероприятием.

        Затем коротко познакомила с дидактическим пособием, объяснила его значимость и предложила фокус-группе сделать их.

        Соответственно, на сцене создала условия  для работы, подготовила шаблоны «окон», подобрала наборы картинок, клей-карандаш, салфетки, фломастеры.

        На протяжении творческой работы участников, комментировала каждое действие, каждый этап. Постаралась создать такую атмосферу, чтобы участники проявили себя как творцы. Пока фокус-группа создавала «окна», я снова задействовала зрителей в зале - организовала «мозговой штурм», предложив их вниманию обыкновенную палочку - они придумывали, для чего и как она может пригодиться в жизни человека.

          По окончании выполнения работы мы рассмотрели, то, что получилось. У каждого участника получилось своё «волшебное окно в мир - в мир исследований». Им понравилось, они высказали своё мнение и у некоторых уже появились свои идеи, которые они обязательно воплотят! А это значит - моя работа не прошла бесследно!

         В заключении, я поблагодарила фокус-группу за оказанную мне помощь в проведении мастер-класса.

         И ещё не могу не сказать о возможных рисках:

         При разработке мастер-класса, было опасение, что при практической работе могут возникнуть риски - я боялась, что участники могут не успеть (по времени) справиться с заданием (надо было подобрать картинки одного направления (темы), наклеить их на шаблон и ещё подписать. Поэтому в помощь им, я предложила памятку последовательности выполнения работы. И фокус-группа смогла закончить работу вовремя.

         Итак, грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу-мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а им, в свою очередь - повысить профессиональную компетентность.

    Слайд № 15

         Ну, а теперь можно сделать вывод:

     успешная технология +  компетентный педагог + доступность для коллег =  мастер класс. Это и есть формула успеха!

          Каждый мастер-класс – мероприятие эксклюзивное и неповторимое.

          Я не хочу сказать, что мой мастер-класс является эталоном – образцом, каждый педагог вправе сам выбирать, что он будет представлять, в какой форме проводить, какие выберет средства для успешного достижения результата.

    Слайд № 16

          И в конце своего выступления, хочу пожелать Вам творческих успехов, педагогического роста!

    Спасибо за внимание!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             




    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 15 с. Кабанск » Р. Бурятия Мастер-класс «Методика организации и проведения мастер-класса» Подготовила: в оспитатель высшей квалификационной категории Мусонова Оксана Викторовна

    Слайд 2

    «Обучать – значит вдвойне учиться» Ж. Жубер Мастер класс – это эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определённого содержания при активной роли всех участников.

    Слайд 3

    Цель мастер-класса: демонстрация лучших достижений педагога как подлинного мастера в своей области Задачи: Воссоздание педагогом-мастером перед участниками мастер-класса своей авторской модели образовательного процесса в режиме демонстрируемой педагогической технологии; Обучение участников мастер-класса конкретным навыкам, способам достижения намеченных результатов; Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность обучающихся; Популяризация инновационных идей, авторских находок педагога-мастера.

    Слайд 4

    Принцип мастер-класса : «Я знаю, как это делать. Я научу вас»

    Слайд 5

    Условия проведения мастер-класса: Удобное помещение для проведения занятий; Технические средства: компьютер, проектор, экран, микрофон, музыкальные колонки и т.д.; Оборудование: доска, мольберты; Канцелярские принадлежности: цветные маркеры, ватман, клей-карандаш и т.п.

    Слайд 6

    Структура мастер-класса: 1 этап - Ввод новых знаний постановка цели и задач мастер-класса; краткое изложение педагогом-мастером концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер-класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность) в рамках программы.

    Слайд 7

    Структура мастер-класса: 2 этап - Отработка умений, усвоение знаний зарисовки образцов; демонстрация образцов; изготовление продуктов ; оформление готовых работ.

    Слайд 8

    Структура мастер-класса: 3 этап - Р ефлексия просмотр и обсуждение выполненных работ; общая дискуссия (участники делятся своими достижениями, наработками; обсуждаются трудности, возникающие в процессе обучения по данному направлению).

    Слайд 9

    Ошибки при проведении мастер-класса отсутствие комментария к демонстрируемому приёму; нарушение временных рамок; увлечение методикой частного предмета; излишняя теоретизированность ; отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

    Слайд 10

    Критерии оценивания мастер-класса глубина и оригинальность содержания; методическая и практическая ценность для дошкольного образования (что это можно использовать в практике) общая культура; умение взаимодействовать с широкой аудиторией.

    Слайд 11

    Рамка – искатель «Облака» Волшебное окно «Бабочки»

    Слайд 14

    Волшебное окно «Насекомые» Волшебное окно «Бабочки»

    Слайд 15

    Формула успеха успешная технология + компетентный педагог + доступность для коллег = мастер класс.

    Слайд 16

    Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление из педагогического опыта работы Педагогическая мастерская Тема: «Ял минутлары» (мастер-класс) Конференция работников дошкольного образования в рамках августовского совещания работников образования Азнакаевкого муниципального района 2015

    Выступление из опыта работы: Педагогическая мастерская «Использования дыхательной гимнастики с детьми дошкольного возраста, как система  физкультурно - оздоровительной работы в дошкольном учрежде...

    Представление опыта работы и проведение мастер-класса по теме «Оптимизация детско-родительских отношений через организацию клуба «Дружная семейка» на городском методическом объединении воспитателей ДОУ.

    Творческое название проекта: семейный клуб «Дружная семейка».Вид проекта: информационный, практико-ориентированный, открытый.Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.Продолжительнос...

    План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2017-2018 учебный год.

    Тема РМО на 2017-2018 учебный год: «Новые подходы в организации совместной деятельности воспитателя и детей». Цель работы РМО: создавать условий способствующих повышению профессиональ...

    Организованная деятельность по развитию речи в старшей группе детского сада на тему: " Дорогами Пушкинского Лукоморья" в рамках методического объединения воспитателей района

    Цель: Пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина;Задачи:-формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта;- активизировать словарь детей стар...

    Выступление из опыта работы с элементами мастер-класса на тему: «Физкультурные минутки как средства коммуникативной культуры и путь к улучшению психо-эмоционального состояния ребенка»

            Основной задачей педагогической работы с детьми  является воспитание физически и психически здоровой личности.Решению поставленных задач в значительной мер...

    Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов» в 2017/2018 учебном году

    Анализ методической работы районного профессионального (методического) объединения  «Воспитатели дошкольного образования, школ интернатов»  в 2017/2018 учебном году...