Организованная деятельность по развитию речи в старшей группе детского сада на тему: " Дорогами Пушкинского Лукоморья" в рамках методического объединения воспитателей района
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тикунова Евгения Юрьевна

Цель: Пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина;

Задачи:

-формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта;

- активизировать словарь детей старинными словами:

-развивать творчество и самостоятельность в создании сказочных образов;

Оборудование:

Книга «Сказки А.С. Пушкина», картинки для игры по сказкам Пушкина, предметы из сказок: яблоко, меч, сеть-невод, зеркало, деревянная ложка, колпак Звездочета, корыто; лук и стрела князя Гвидона, синий материал для оформления волн, аудиозаписи спокойной музыки П.Чайковский фрагмент оперы «Руслан и Людмилы», декорации сказочного острова Буяна.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_dorogami_pushkinskogo_lukomorya.docx212.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №1 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности

по познавательно-речевому направлению

развития детей п. Нарышкино

Организованная деятельность по развитию речи

в старшей группе детского сада на тему:

              в рамках методического объединения воспитателей района

   

Воспитатель:

Тикунова Е.Ю.

Похожее изображение

Нарышкино,2019

Цель: Пробудить интерес к творчеству А.С. Пушкина;

Задачи:

-формировать умение понимать и ценить эстетическое совершенство и нравственное богатство произведений поэта;

- активизировать словарь детей старинными словами:

-развивать творчество и самостоятельность в создании сказочных образов;

Оборудование:

Книга «Сказки А.С. Пушкина», картинки для игры по сказкам Пушкина, предметы из сказок: яблоко, меч, сеть-невод, зеркало, деревянная ложка, колпак Звездочета, корыто; лук и стрела князя Гвидона, синий материал для оформления волн, аудиозаписи спокойной музыки П.Чайковский фрагмент оперы «Руслан и Людмилы», декорации сказочного острова Буяна.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Присаживайтесь. Ребята, вы любите сказки? Сегодня мы будем путешествовать по сказкам, которые написал А.С. Пушкин (выставить портрет Пушкина)

Сегодня день совсем не прост,

О Пушке здесь речь пойдет

О том поэте, чьи стихи

Мы прославляем в наши дни.

Он гениальный был поэт,

О нем мы помним много лет

И вот поэтому сейчас

Я в сказку приглашаю вас!

Воспитатель: Дети, садись поудобнее, сейчас мы, послушаем волшебно – сказочное вступление к сказкам Пушкина «У лукоморья дуб зеленый» (чтение стихотворения в аудиозаписи)

Воспитатель: Маленькому Саше Пушкину, рассказывала сказки его няня Арина Родионовна. Он очень любил ее сказки, ему нравились напевные слова, которыми говорила его нянюшка. Слушая сказки и песни Арины Родионовны, юный поэт понимал, что нет на свете языка более красивого, чем русский.

Воспитатель: Какие сказки Пушкина, знаете вы?

( Дети отвечают на вопросы: сказки о мертвой царевне и семи богатырях, сказка о рыбаке и рыбке и т.д.)

Раздается мяуканье.

Воспитатель: Мне показалось? Кто-то мяукнул? Признавайтесь кто, принес кошку?

Выходит ученый кот

Воспитатель: Что вы здесь делаете, уважаемый кот? Как вы сюда попали?

Кот: Пару пустяков.  Я могу проникнуть куда угодно. Я между прочим, не какой-нибудь вам Барсик или Мурзик. Я знаменитость. У меня ученая степень. Я с самим Пушкиным на дружеской ноге. Я у него в одной сказке по золотой цепи гуляю. Вы меня узнали?

Дети: Кот ученый из Лукоморья!

Кот: Лук? Там что, лук растет у моря? Может быть и чеснок еще?

Воспитатель: Уважаемый кот, вы нас совсем запутали со своим чесноком. А вы ребята как думаете, какой лук?

Дети: это лук, из которого стреляют.

Воспитатель: Правильно, лук, из которого стреляют  (показываю лук). Посмотрите, он изогнут дугой. Такой изгиб в старину называли лука. Поэтому и лук. Он лежит на полу, как маленький остров, а вокруг будто бы море. Вот вам и Лукоморье. Я правильно рассуждаю, уважаемый ученый кот?

Кот: Правильно. Лукоморье не что иное, как сказочный остров Буян. Он лежит посреди моря – океана. Там всегда тепло, всегда лето. Остров волшебный. На нем рождаются все чудеса, все волшебные истории, все сказки. Оттуда они разлетаются по всему миру.

Воспитатель: Ребята, а не отправиться ли нам в сказочное  путешествие, на остров Буян?

Кот: Чтобы попасть на этот остров нужно сдать экзамен. А то получится «Пойди туда, не знаю куда». Нет, я просто обязан вас проверить!

Воспитатель: Хорошо. Игра «Силуэт»

За черными силуэтами спрятаны заколдованные персонажи сказок. Чтобы их расколдовать, нужно угадать, чья тень. Надо назвать своего героя, и из какой он сказки.

Кот: Хорошо, с заданием вы справились.

Воспитатель: Какие молодцы!  Давайте вспомним, на чем путешествовали купцы из сказки о царе Салтане?

Дети : На корабле.

Воспитатель: Правильно! Теперь в дорогу!   Отправляемся (Дети встают, берут голубой материал, изображают море, остальные тоже изображают море)

Звучит музыка П. Чайковского из оперы «Руслана и Людмилы»

Океан с прозрачной голубой водой.

Через толщу, которого можно рассмотреть подводный мир

Необычной красоты водоросли,

Рыбки, русалки нам машут.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах

Мимо острова крутого,

Мимо города большого:

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

Воспитатель: Вот мы и на месте. Вот он какой, остров Буян, и дуб зеленый.

что еще на дубе том? ( там леший бродит, русалка на ветвях сидит, царь кощей над златом чахнет) посмотрите кто это нас встречает? (царевна – лебедь из сказки «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

А кто сидит под елочкой? (белочка)

А это кто? (Петушок) Из какой он сказки? (сказка о золотом петушке). Как золотой петушок предупреждал царя Дадона об опасности? (шевельнется, стрепенеться, к той сторонке обернется)

Кот: Ребята,  я придумал вам новое задание, подойдите к волшебному столу. Помогите узнать из каких сказок эти предметы.

Яблоко – из сказки о мертвой царевне и семи богатырях

Золотая рыбка – сказка о рыбаке и рыбки

Меч – богатыря – сказка о мертвой царевне и семи богатырях

Лук и стрелы – из сказки о царе Салтане

Колпак Звездочета – сказка о золотом петушке

Орех – сказка о царе Салтане

-Ребята, скажите, а из какой сказки этот предмет (зеркальце). А что царица сделала, когда ей зеркало сказало что она всех милее? Ответы детей.

Давайте, попробуем изобразить поведение царицы.

И царица -  хохотать

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами

И прищелкивать перстами

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

-Молодцы ребята, вы хорошо умеете изображать царицу. Какие, старинные слова использовал поэт  в этой сказке? (Перста, подбочась) Давайте, повторим перста – пальцы, подбочась – упереться руками в бока.

- А этот предмет, из какой сказки? Корыто – сказка о рыбаке и рыбке. Давайте заглянем к ним в гости, садитесь поудобнее.

Драматизация отрывка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Выходит старик, золотая рыбка театр Бибабо и дети изображающие море:

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла пряжу.

Раз он закинул в море невод –

Пришел невод с одной тиной.

В другой раз закинул он невод –

Пришел невод с травою морской.

В третий раз закинул он невод –

Пришел невод с одной рыбкой,

С непростой рыбкой – золотою!

Как взмолиться золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпустит ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь, чем только пожелаешь».

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтобы рыба говорила.

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово:

«Бог с тобой, золотая рыбка!

Твоего мне откупа не надо;

Ступай себе в синее море,

Гуляй там себе на просторе».

Воспитатель: Спасибо вам, ребята. И вам уважаемый кот ученый спасибо, что вы к нам пришли и принесли в гости сказку.

Кот: Пожалуйста, приходите в гости, всегда рад, ваш кот ученый, мяу!

Уходит кот.

Воспитатель: Сегодня мы еще раз почувствовали волшебную силу пушкинских сказок; вспомнили, как в сказках добро одерживает победу над злом. Я не сомневаюсь, что вам еще и еще раз захочется слушать, а потом и перечитывать сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Дети вам понравилось путешествие? Всем понравилось?

Посмотрите, у меня есть волшебные птички. Если вам понравилось путешествие, то возьмите птичку с зеленой грудкой и посадите на дуб, а если что-то не понравилось, то с желтой грудкой. Ну, а если совсем не понравилось, то с красной грудкой. Посмотрите, как дуб рад новым жильцам.

Воспитатель:

Нам пора с вами возвращаться назад и попрощаться с островом Буяном. Наше путешествие заканчивается!

Выходят дети изображают море, звучит музыка Чайковского.

Воспитатель: Вот мы с вами и в детском саду. Ой, посматрите нас сдесь ждет подарок. Давайте посмотрим от кого он. Надпись: Ученый кот.

Достаем подарки.

Воспитатель: Дети, ученый кот подарил вам аппликацию «Золотая рыбка» в память о сказках Пушкина. Пусть у каждого из вас будет своя золотая рыбка и исполнит ваши желания.

Воспитатель: Спасибо вам, ребят, за ваши ответы -  они меня порадовали. Вы самые настоящие артисты: вы можете изобразить неодушевленные предметы – море, выразить эмоциональное состояние героя. Вы как профессионалы  сыграли отрывок из сказки о рыбаке и рыбки. Я вами горжусь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по «Речевому развитию» в старшей группе детского сада на тему: «Русская народная сказка «Сивка-бурка» (рассказывание). А.Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» (заучивание)».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе детского сада на тему: "Русская народная сказка "Сивка-бурка" (рассказывание ). А. Пушкин "У Лукоморья дуб з...

Конспект непосредственно организованной деятельности по математике в старшей группе детского сада «Собираем урожай»

На занятии дети  в  игровой форме  знакомятся  с обобщающим понятием - четырёхугольники.  Закрепляют знания о том, что что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - ве...

План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада на тему: «В поисках сюрприза».

План- конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе детского сада....

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшей группы детского сада на тему: «Перелётные птицы осенью»

ЗАДАЧИ: 1. Образовательные: закреплять и расширять знания детей о внешнем виде, питании и поведении птиц; изучать особенности миграции перелётных птиц2. Развивающие: формировать навык словообразо...

Конспект организованной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию в старшей группе детского сада на тему: «С огнем не шутят»

Формирование основ безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, при необходимости действовать, способствовать сохранению и укреплению здоровья....