Мастер-класс «Детский дизайн - как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»
презентация к уроку (средняя группа) на тему

Сивкова Евгения Тимофеевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon detskiy_dizayn_.pdf1.57 МБ
Файл detskiy_dizayn.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

                                              Мой опыт работы

 по теме: «Детский дизайн -  как средство развития инициативы, самостоятельности и творческих способностей дошкольников»

        слайд №1

       В соответствии с ФГОС ДО в области Художественно-эстетического развития ребенка, основными задачами образовательной деятельности являются:

-     развитие у детей интереса к эстетической стороне действительности, ознакомления с    

       разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного),  

       в  т.ч. народного творчества.

-     развитие способностей к восприятию музыки, худ.литературы, фольклора;

-     приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности, развития    

      потребности в творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности в  

      воплощении художественного замысла.

Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию инициативы, самостоятельности и собственного творчества ребенка. На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественно-продуктивной деятельности дошкольников – детский дизайн.

Естественно, не все дети станут художниками, но каждый сможет использовать свой художественный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн-деятельности.

В практике детского сада нередко детская продукция после художественно-дидактических занятий складывается в папки и коробки и далее лежит не востребованная – это еще не детский дизайн.

                                           

                                                             слайд №2

 Детский дизайн – это современный особый вид художественной деятельности детей, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование и художественный труд.          

Заняться проблемой детского дизайна  меня подтолкнули наблюдения за работой детей с изобразительным материалом.

Например, нарисовав синее пятно и линии, идущие от него в разные стороны, ребенок большую часть времени тратит на рассказ: оказывается, это мама. Она одета в красивое платье, на голове красивая прическа, на ногах туфли на каблуках, а в руках красивая сумочка. Отлично, не правда ли? А что мы видим на самом деле? Темное пятно и линии... И смысл изображения понятен только маленькому художнику.

А какое значение придает ребенок своим «драгоценностям» (камешкам, гвоздикам, кусочкам кружева, бусинкам, пуговицам и др.)? На взгляд взрослого, это «ненужные вещи и предметы», а для ребенка они часто бывают более ценными и значимыми, чем настоящие дорогие игрушки. Так почему бы эти «необычные материалы» не включить в детское творчество?

 Именно то, что ближе и понятней ребенку, должно помочь ему в изобразительной деятельности. Ведь всё, что попадает в руки ребенка, вызывает у него стремление посмотреть, ощупать, изучить. Каждая новая вещь — открытие, каждый новый навык — достижение и предмет гордости.

                                                       слайд №3

Цель:  создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами дизайн - деятельности.

                                               

                                                         слайд №4

Задачи:

-  формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности;

-развивать креативное мышление и творческие способности детей:

- создавать возможности для творческого самовыражения: поддерживать инициативу, стремление к импровизации при самостоятельном воплощении ребенком художественных замыслов;

- развивать любознательность и познавательную активность детей;

- поддерживать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн-деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

                                                         слайд №5

Специфика детского дизайна:

 -доступность для детей с разным уровнем развития художественных и технических навыков в изобразительной деятельности;

- нестандартность мышления;

- потребность ребенка в практической деятельности (самостоятельное творчество);

- практическая значимость, уникальность и неповторимость;

                                   

        слайд №6

Направления детского дизайна:

  1.  «Аранжировка» - это развитие традиций детского рукоделия с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера (это могут быть композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций).
  2. «Дизайн одежды» - ознакомление с культурой одежды и некоторыми доступными детям способами создания рисунков-эскизов, фасонов и декоративной отделки платьев (это костюмы для персонажей литературных произведений, м/фильмов, спектаклей, а так же для себя - одежды повседневной и праздничной).
  3. «Декоративно-пространственный дизайн»- декоративное оформление облика здания и ландшафта, эстетизация кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат к праздникам (это могут быть макеты комнат, домиков).

        слайд №7

Чтобы освоить новую художественно-продуктивную деятельность - детский дизайн, развить инициативу и самостоятельность, вызвать интерес к своему творчеству,

 я ,  начиная с младшего возраста, широко использовала  в своей работе нетрадиционные техники изображения, знакомила  с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов:

- рисование по мокрой бумаге;

- рисование по цветной бумаге;

-монотипии (целлофан, бумага, оргстекло);

-рисование через копировальную бумагу;

-рисование пластилином;

-пальцевая живопись;

- рука-трафарет;

-кляксография;

- приемы “набрызг”, метод тычка;

А работа с разнофактурными материалами (мягкий – твердый, блестящий – тусклый) развивает сенсорные способности, интеллект ребенка.

Советую, помогаю, направляю деятельность детей, мастерю вместе с ними.

                                                Слайды  №8 – 15 (фото нашей группы)

Все это мы с детьми собираем в коллажи и размещаем в интерьере нашей группы.

        

                             Слайд  №16

Такое использование  новой  художественно-продуктивной деятельности – детского дизайна :

- формирует надежную ориентацию в окружающем их предметном мире;

- учит понимать, что красиво, а что нет, где какая-либо вещь будет уместной, а где напротив, неприемлемой;

- помогает разобраться, как организовать свое предметное окружение, чтобы оно было комфортным, приятным, одухотворенным;

- удивляет своей непредсказуемостью.

В результате занятий по детскому дизайну дети стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к изобразительному искусству, повысилась их творческая активность и художественная самостоятельность.

 Все чаще в высказываниях детей стало звучать местоимение “Я”: “ Я нарисую так…, Я сделаю это по-своему…, Я думаю…, Я видел…, Я чувствую…, Я могу…”. Это говорит о том, что дети научились открывать, творить для себя мир и себя в своем мире.

        

                                                  Слайд  №17

А сегодня на мастер-классе, я предлагаю вам выполнить дизайнерскую работу, используя необычные материалы  (СД-диски).

Работа называется; «Веселые фото-рамки из СД-дисков»

Очень забавные, весёлые и, кроме того, они оставляют ребёнку простор для фантазии. Можно сделать так, чтобы ребёнок мог переклеивать фотографии по своему усмотрению, менять фоторамки местами и составлять из них какие-то свои композиции.

        

                                          Слайд  №18  

А можно приделать к этом рамочкам магнитики с обратной стороны и поселить их на холодильнике.

        Слайд  №19  

И можно вписывать в облачки разные слова, менять, передвигать.  Это помимо того, что их можно сделать вместе с ребёнком, вместе выбрать цвет, побудить ребёнка проявить фантазию, если он будет раскрашивать картинки.

Впрочем, что только детям? Рамочки весёлые, могут понравится кому-угодно!