Особенности произвольного внимания у детей 5-6 лет
статья на тему

Садыкова Резиля Решитовна

Особенности произвольного внимания у детей 5-6 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_proizvolnogo_vnimaniya_u_detey_5-6_let.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Р. Р. Садыкова

ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ

 У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной деятельности человека. Благодаря вниманию все наши психические процессы становятся наиболее целенаправленными, что дат возможность воспринимать окружающий нас мир в полной мере.

Но внимание не только условие успешной деятельности. Оно может многое сказать и об общем складе личности, о социальной направленности человека. Проблема внимания традиционно считается одной из самых важнейших и сложных проблем научной психологии. Крайне актуальным на данный момент является изучение произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, так как, во-первых, становление и развитие произвольных форм внимания приходится именно на старший дошкольный период, во-вторых, для овладения программой в школе ребенку необходимо обладать достаточным уровнем развития произвольного внимания.

Проблема изучения особенностей внимания у детей дошкольного возраста привлекает к себе пристальное внимание психологов и педагогов и является актуальной на сегодняшний день. Огромный вклад по изучению внимания в рамках общей психологии внесли Д. Е. Бродбент, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н. Н. Ланге, Р. С. Немов, И. П. Павлов, Б. М. Теплов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Ухтомский, К. Д. Ушинский и др. Вопросам изучения и развития внимания в дошкольный период уделяли внимание А. Н. Леонтьев, А. А. Люблинская, В. С. Мухина, Н. М. Сафонова, С. Г. Якобсон и многие другие исследователи. Но, несмотря на значительное количество исследований, проблема внимания не стала менее значимой.

С целью изучения особенностей произвольного внимания у старших дошкольников был проведен констатирующий этап эксперимента. Его задачами стали:

1.Выявить уровень развития произвольного внимания у детей 5 – 6 лет.

2. Определить особенности произвольного внимания у детей 5 – 6 лет.

Для решения поставленной задачи были использованы следующие диагностические методики:

 1.«Запомни и расставь точки» [5].

 2. «Корректурная проба (Тест Бурдона) [3].

Остановимся на содержании и процедуре проведения каждой из них.

Целью методики «Запомни и расставь точки» стало оценивание объема произвольного внимания ребенка.

Экспериментатор заранее заготавливал листы с прочерченными 9 квадратами, на которых проставлялись точки, которые затем складывались в стопку таким образом, чтобы вверху находился квадрат с двумя точками, а внизу - квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Детям предлагались аналогичные листы  с прочерченными 9 квадратами, но пустыми. Ребенку необходимо было поставить в них точки самостоятельно.
Ребенку предлагалась следующая инструкция: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где видел эти точки на карточках».

Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывалась каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди. После каждой очередной карточки предлагалось воспроизвести увиденные точки в пустой карточке за 15 секунд.

При оценке результатов обращалось внимание на максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек).

Следующей методикой стала корректурная проба (Тест Бурдона) «Нарисуй окошко у каждого домика и веточку у каждого листика», целью которой стало исследование степени устойчивости и концентрации внимания.

Обследование проводилось с помощью специального бланка, на котором были изображены домики и листочки. Ребенку предлагалось дорисовать в доме окошко, а листику – веточку.

Результаты пробы оценивались по количеству пропущенных и не дорисованных знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем являлась характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы).

Исследование проходило в МБДОУ «Детский сад № 182» г. Чебоксары, в нем принимали участие 21 ребенок в возрасте 5-6 лет.

Остановимся на результатах каждой из методик.

По результатам выполнения диагностического задания  «Запомни и расставь точки» испытуемые распределились по пяти уровням: на очень высоком уровне оказалось 38% воспитанников, на высоком уровне 57%  детей, на среднем уровне – 5%. Детей с низким и очень низким уровнями развития внимания в данной группе не оказалось.

Дети с очень высоким уровнем развития произвольного внимания, были довольно активными и легко шли на контакт. Некоторые дети использовали в помощь проговаривание своих действий, считали количество изображенных точек на квадратах. Дети, обладающие высоким уровнем развития произвольного внимания, проявляли самостоятельность, инициативность, устойчивость. Они сразу же приступали к выполнению задания, не отвлекались.

Дошкольники, показавшие средний уровень, были меньше заинтересованы работой и проявляли небольшую активность в заданиях. Чаще всего работу выполняли молча, не прибегая к дополнительным методам.

Приступим к анализу результатов, полученных по методике корректурная проба (Тест Бурдона). Данная методика  позволила вычислить концентрацию, устойчивость и переключаемость произвольного внимания.

Качество выполнения задания, соответствующее критериям очень высокого уровня, обнаружилось у 5% дошкольников. Наибольшее количество детей продемонстрировало высокий уровень – 76%. И 14% детей показали средний уровень, с низким уровнем  развития произвольного внимания оказалось 5% испытуемых. С очень низким уровнем развития произвольного внимания детей не оказалось.

Дети с очень высоким и высоким уровнем развития произвольного внимания в ходе выполнения заданий были активны, предложенное задание выслушивали внимательно и с интересом. Работу выполняли аккуратно, без ошибок и что очень важно достаточно быстро. Детям со средним  уровнем развития произвольного внимания задания показались менее интересными, чем детям с высоким уровнем развития. Они проявили небольшую активность в заданиях. Но, среди них оказались и такие, которым были характерны тщательное прорисовывание деталей и тревожность по поводу недостаточной симметричности полученного изображения.

С низким уровнем развития произвольного внимания  дети невнимательно слушали задание,  очень медленно прорисовывали детали. Не старались выполнить задание быстро.

Таким образом, исходя из полученных данных, можно утверждать, что в целом большинству детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития произвольного внимания, что соответствует уровню развития внимания детей указанной возрастной группы. Однако есть дети, чей уровень развития данного процесса настолько низок, что обуславливает необходимость разработки программы развития произвольного внимания у части детей.

Список литературы

1.        Выготский, Л. С.  Лекции по психологии / Л. С. Выготский.  –  СПб. : Союз, 1997. – 144 с.  

2.        Гальперин, П. Я. К проблеме внимания / Под ред. А.В. Петровского:  Хрестоматия по психологии. –  М. : Просвещение, 1987. – 447 с.

3.        Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.

4.        Лурия,  А. Р. Внимание и память  / А. Р. Лурия.  – М. : Наука, 1975. – 302 с.

5.        Немов Р. С. Психология. Книга 3 Психодиагностика 4-е изд., / Р. С. Немов. – М. :  Владос, 2001.  – 640с.