Развитие художественно- эстетических способностей дошкольников средствами ландшафтного дизайна
статья на тему

С.Н. Скрипченко

Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников средствами ландшафтного дизайна.

Скрипченко С.Н

Воспитатель

МДОУ «Детский сад №3»

 

                              « ……..чем больше мастерства в детской  руке, тем умнее ребенок»

                                                                       В.А. Сухомлинский

 

          Наша  цивилизация развивается благодаря появлению новых идей. Но как воспитать человека, чтобы он смог решать  нестандартные  жизненные  задачи, преодолеть традиции и стереотипы?                                                             Социально- экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.  В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования  учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.  Практика показывает, что способности к творчеству могут быть развиты практически у всех детей, с нормальным интеллектом. Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах  его жизни ( в отношении к природе, рукотворному миру в том числе к искусству) и во всех видах деятельности.

       В соответствии с требованиями закона РФ «Об образовании»,  положениями « Концепции художественного образования РФ», а также с существующими проблемами модернизации современного образования, в том числе и художественно – эстетического, возникла необходимость в новых подходах к организации художественно-эстетического развития детей в ДОУ.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста - детский дизайн, который дает широкий  простор детскому творчеству.

Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим  педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом  для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями  детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.                                                                       Проблема развития творческого воображения детей актуальна потому, что этот психический возраст является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности ребенка, его поведения в целом.                        В последние годы на страницах психологической и педагогической литературы все чаще ставится вопрос  о роли воображения.                                                                  Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества             ребенка.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является художественно–эстетическая деятельность детей.                                                                                                                 В Федеральных государственных требованиях к образовательным программам ДОУ выделена образовательная область « Художественное творчество», содержание которой направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности(рисование, лепка, аппликация, художественный труд)

В процессе художественно-творческой деятельности ребенок  испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное: создавая изображение, ребенок приобретает различные знания, уточняются и углубляются его представления об окружающем, в процессе работы он начинает осмысливать качества  предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Поэтому так важно широко включать в педагогический процесс  разнообразные  занятия по художественной деятельности.  Здесь каждый ребенок может наиболее полно проявить себя без какого бы-то ни было давления со стороны взрослого. И как раз обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна поможет выявить их творческую активность в разных видах деятельности                        Детский дизайн – новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, это искусство, имеющее высокий эстетический уровень, которое является функциональным в современном мире. Современный дизайн приобрел более широкий смысл и является целым направлением, применяемым ко всем областям деятельности человека. Он способствует творческой самореализации, раскрытию уникальной индивидуальности, расширению мировоззрения.

Детский дизайн ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования дошкольника. Дизайн развивает эстетическое мировоззрение, художественное восприятие и творческие способности детей, повышает  стремление к самостоятельному творчеству, позволяет самостоятельно решать творческие задачи, развивает способность к анализу и обобщению. Он направлен на раскрытие личности ребенка , его индивидуальности, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без  запретов и категоричных обращений. Применяя опыт дизайна, украшая мир вокруг себя, у детей развивается  пространственное  воображение, образное мышление, эстетический вкус. Создавая дизайнерские работы, дети учатся благоустраивать быт в детском саду и дома. Сегодня важную роль играет телевидение и интернет. И дизайн является разносторонним способом познания мира, расширения мировоззрения детей. Занимаясь дизайном  дошкольники раскрывают и развивают в себе творческий потенциал с помощью новых техник и материалов, которые формируют у дошкольников новые знания, умения и навыки в изготовлении неповторимых детских работ. Дети смело отходят от предложенных вариантов и моделей и придумывают свои элементы украшения, конструируют изделия по своему вкусу и желанию, с удовольствием занимаются творческой деятельностью. Поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, потому что уже на начальной стадии он планирует определенный результат. Работа по дизайну проходит во время непосредственно образовательной  и самостоятельной  деятельности.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит  большое, сложное произведение  самостоятельно.       Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту  человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны будут на безнравственные поступки.

В дошкольном возрасте происходит первичная социализация личности, приобщение к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с миром природы, людьми. Поэтому, очень важное  значение имеет развитие  ландшафтного дизайна в детском саду.

Основная цель в создании в ДОУ ландшафтного дизайна -  приобщить детей к наблюдению за действительностью, развивать важнейшие  для художественного творчества умения, видеть мир глазами художника, формировать  наблюдательность и внимательность, предоставить свободу в отражении - доступными для ребенка художественными средствами своего видения мира, это организация системы мероприятий, направленных  на нравственно – патриотическое и экологическое воспитание детей.   Главными задачами являются:

-  формирование  у детей  осознанного, бережного отношения к объектам природы;

-  формирование у детей потребности видеть и понимать прекрасное в природе, в природоохранной деятельности;

-  развитие представлений о русской народной культуре на основе сказок, других литературных произведений.                                                                Ландшафтный дизайн, одно из условий художественно-эстетического развития детей в ДОУ.

Для того чтобы успешно действовать в мире, ребенку необходимо осознать представший ему многомерный мир как целое, по отношению к которому он будет самоопределяться, искать в нем свое место и прокладывать свои пути. Поэтому на настоящем этапе очень важно развивать у детей художественно-эстетические способности средствами ландшафтного дизайна. Ребенок должен сам осваивать пространство и рассматривать его как процесс налаживания контакта с ним. Если среда не способна удовлетворить стремление ребенка двигаться, играть, исследовать окружающее пространство, активно проявлять себя, общаться со сверстниками и т. д., то он будет становиться агрессивным, эмоционально, психологически и физически неразвитым, неспособным вступать в отношения с социумом. Если не развивать контакты ребенка с реальными предметами окружающего мира и людьми, не поощрять его действовать «в миру», он сможет спасовать перед трудностями жизни. Чем сложнее внутренняя жизнь ребенка, чем выше его интеллект, тем многочисленнее и шире миры, которые он открывает для себя как в окружающей среде, так и в своей душе.

Ландшафт раскрывается перед ребенком через многообразие элементов и свойств (рельеф местности, природные и рукотворные объекты, растительность и т.д.) Процесс освоения ребенком окружающего мира, в том числе ландшафта на внутрипсихическом плане проявляется в том, что у ребенка формируется структурный образ пространства, в котором он находится.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе, как средству воспитания детей: Я.А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства, воли. Большое значение природе придавал и К.Д. Ушинский, он был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. К.Д. Ушинский был убежден в том, что ребенок несчастен, если вырос, не любуясь цветами, не видя лугов.          Идеи К.Д. Ушинского нашли дальнейшее развитие в трудах Е. Н. Водовозовой; Е. И. Тихеевой, которые уделяли много внимания природе, как средству умственного воспитания детей дошкольного возраста. В.Г.Белинский писал: «Первый воспитатель детей- природа и ее благодатные впечатления, шум листьев и колебания волн говорят нам каким-то живым языком, которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить». П.Н. Саморукова полагает, что ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию в силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми. Таким образом, по мнению практически всех выдающихся педагогов, ознакомление с природой играет огромную роль в умственном, эстетическом, нравственном и физическом развитии ребенка. Природа не только создает условия для всестороннего развития, но и является основным фактором укрепления здоровья детей. Актуальность. Тем более актуально соприкосновение ребенка с окружающим природным ландшафтом. Наша задача в условиях ДОУ создать пространство для жизнедеятельности ребенка и научить ребенка созданию ландшафтного дизайна, чтобы ребенок сам имел возможность соприкоснуться с ландшафтными объектами, проявлял свое творчество, чтобы мир стал для него богаче и полнее.

В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник»,    « скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру. В ходе творческой деятельности дети делают множество открытий, добиваются  достижений. А полученный результат - первая и очень важная  ступенька детского творчества. Творение и создание своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность маленького человека, чтобы он развивался всесторонне. Занятия ландшафтной дизайн – деятельностью призваны воздействовать на  ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению. А также решают психологическую задачу – пусть у наших детей будет состояние эмоционального комфорта. Выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский говорил, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога. Дизайн должен быть значимым в образовательном процессе, а также комфортным, удобным и безопасным для детей.                                                                                       

 При развитии ландшафтной дизайн – деятельности педагоги привлекают детей в оформлении детских площадок, уголков, предназначенных для любого вида отдыха и развития дошкольников.  Одна из современных форм воспитания и образования детей – работа в экологически значимом пространстве, на образовательном маршруте, в проходящем через различные природные объекты, территории образовательного учреждения, где могут себя проявлять дети в создании ландшафтного  дизайна.Для этого,                       прежде всего в детском саду должны быть созданы объекты, обеспечивающие разнообразную совместную деятельность детей и взрослых. К этим объектам относятся:

-  игровые площадки;

-  спортивная площадка;

-  выносной бассейн;

-  цветники (клумбы, рабатки, альпийская горка ,цветочный пень)

-  английский зеленый газон;

-  сказочная поляна;

-  уголок леса;

-  садовые растения;

-  огород;

-  экологическая тропа;

-  зеленая аптека;

-  площадка дорожного движения;

-  веселенький птичник;

-  декоративные деревья и кустарники ;

-  метио площадка и др.

На всех этих объектах дети могут работать над созданием ландшафтного дизайна, развивать свои художественно-эстетические способности.                                                                         Природа -богатейший кладезь, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу  радостных переживаний, развивает любознательность. Особенно привлекательным для работы ландшафтного  дизайна является летний период. Летом вся жизнь наших дошколят, все основные события переносятся на улицу, на территорию детского сада, в песочницу, на лужайку. Удовлетворение от пребывания на  свежем воздухе огромно само по себе. Но ведь можно еще пообщаться, поздороваться, поделиться новостями с цветами, деревьями, травкой; послушать пение птиц, слепить что-нибудь из песка или глины или просто посидеть, подышать цветочным ароматом, запахом трав. Природа не только храм здоровья, она древний могучий источник познания, эстетического наслаждения. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи. Если воспитывать, приучать детей любоваться яркими красками неба при закате и восходе солнца, просторами полей, замысловатой форме снежинок, полетом ласточки, у ребенка разовьется художественный вкус, он сможет глубже познать окружающий мир, будет стремиться к созданию красоты своими руками. Природа полна необыкновенных чудес, она никогда не повторяется, и нам, педагогам, следует, учить детей искать и находить новое уже в известном, виденном.     Одним словом  нужно серьезно заняться с детьми ландшафтным дизайном в детском саду. Превратить территорию детского сада в настоящую территорию сказки, любви, добра, красоты, т.е. создать на территории  ДОУ неповторимый  природно– ландшафтный дизайн. Дети всегда фантазируют, экспериментируют  и творят, используя при этом разнообразные и обыкновенные вещи. Формирование творческой, эстетически развитой личности – одна из важнейших проблем современной дошкольной педагогики. Вот поэтому психологи и педагоги пришли к выводу, что развитие способности к творчеству в раннем детстве – залог будущих успехов, так как закладываются основы интеллекта человека,      формируются разные потребности, взгляды и идеалы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие художественно - эстетических способностей дошкольников

Выступление на мастер - классе   25.11.2011Развитие художественно - эстетических  способностей дошкольников P.S.   Данные восстановлены с сайта   dou654@edusite.ru...

Ручной труд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольниковуд как средство развития художественно – эстетических способностей дошкольников

Ручной труд является обязательным компонентом развития базовых и творческих способностей ребенка, важнейшим средством умственного, художественно-эстетического развития и нравственного воспитания....

Творческое взаимодействие детского сада «Ласточка» с детской школой искусств и детской библиотекой с. Тарбагатай . «Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников

В  художественной  мастерской  по изобразительной деятельности, детского сада «Ласточка»  с   участием  педагога  детской школы искусств , воспитанн...

РМО «Представление опыта работы ДОУ по взаимодействию с социальными партнерами в образовательной области – « Развитие художественно- эстетических способностей дошкольников»

Конспект: « Взаимодействие детского сада « Ласточка» с  Тарбагатайской  Детской  школой искусств  ( подготовительная группа) ...

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"

Мастер-класс "Развитие художественно-эстетических способностей дошкольников в процессе продуктивной деятельности"...

Проект "Русское народное творчество, как развитие художественно – эстетических способностей дошкольников"

Презентация проекта "Русское  народное творчество, как  развитие художественно – эстетических способностей дошкольников"...