Творческий проект "Сказки Музыкального Городка"
проект (средняя, подготовительная группа) на тему

Евлампьева Ольга Николаевна

Материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей  дошкольных учреждений и учителей начальных классов. Метод проектов до сих пор считается инновационным. Его использование даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, а педагогам  позволяет успешно адаптироваться к изменившейся ситуации в дошкольном образовании. Кроме разработки этапов проекта материал включает приложения: 1. Планирование сказок о музыке в средней группе. 2.Сценарии сказок-игр для инсценирования старшими дошкольниками.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с №6 «Антошка» г. Павлово Нижегородской обл.

                             Творческий проект

                  «Сказки Музыкального Городка»

                                                        Автор-разработчик:

                                                        музыкальный руководитель

                                                        Евлампьева Ольга Николаевна

                                                        Участники проекта:

                                                        Дети подготовительной группы

                                                        Количество: 17 чел.

                                                        Возраст: 6-7 лет

                                                        Продолжительность проекта:

                                                        3 недели

                                                        2016г.

      Современное образование дошкольников в настоящее время претерпевает глобальные преобразования. Это связано с новыми условиями, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Художественно-эстетическое развитие, как раздел образовательной Программы  предполагает формирование элементарных представлений о видах искусства (музыка). Задачи работы по формированию предпосылок понимания музыкального искусства  и интеллектуальных качеств дошкольников  решаются совместно со специфическими  задачами образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

. В. А. Сухомлинский утверждал, что музыка — могучий источник мысли, без музыкального воспитания не может состояться полноценное умственное развитие ребенка. Музыка является одним из важнейших средств развития интеллектуальных качеств человека. Главная задача педагога-музыканта  – помочь детям  «войти» в мир музыки, увлечь ребенка  миром  музыки, научить думать о музыке, сделать встречи с музыкой необходимой потребностью. 

    Интеллектуальные качества дошкольника  формируются  в музыкальной деятельности  через развитие музыкально-сенсорных процессов, активизации  познавательных процессов, разработки  способов познания,  наличия познавательных интересов, через получение ребенком  определенных знаний о музыке. Речевое мышление и музыкальное  воображение развиваются у детей с 4-5 лет. Детям становятся интересными внутренние связи явлений, причинно-следственные отношения. Поэтому рассказы педагога о мире музыки в сказочной форме детям доступны и понятны. Уровень психического и интеллектуального развития детей 5-6 лет позволяет приобщить детей к музыкальным понятиям: «знак – нота», «нотная азбука – система знаков» и др. Дети 6-7 лет пытливы, любопытны,  имеют достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, им интересно осваивать элементы музыкальной грамоты.  Речь детей обогащается доступными музыкальными терминами (динамика, тембр, высота звука, форма, мелодия и т.д.), самостоятельными  высказываниями  о содержании музыки, обогащается интонационная выразительность речи,  развивается интерес детей к литературе по музыкальному искусству.       Развитию интеллекта во многом способствует использование в детском саду метода проектов, который даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки и позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации дошкольного образования.

    В программе Э.П. Костиной «Камертон» среди задач по развитию интеллектуальных способностей дошкольников выделяется задача побуждать детей к умственной активности в музыкальной деятельности, которая реализуется через совершенствование музыкальных сенсорных способностей детей в процессе разыгрывания сказок о музыке. Для решения этой задачи,  был проведен проект «Какая она, страна «Музыка?». Результатом этого проекта стала музыкально-познавательная игра «Музыкальный городок».

 В ходе проведения проекта дети узнали, кто сочиняет музыку, из чего складывается музыка, какая музыка бывает по настроению, о чем может рассказывать музыка. Дети с увлечением участвовали в придумывании названий улиц музыкального городка, путешествовали с его жителями, выполняли  и сами придумывали музыкальные задания. При подведении итогов этого проекта, возникла новая проблема: как познакомить с нашим Музыкальным Городком других детей и родителей. Была выбрана тема нового проекта « Сказки Музыкального Городка».

Цель проекта: воспитывать творческую личность, развивать музыкальные и познавательные способности детей  в процессе совместной с взрослыми музыкальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

- обогащать чувственно-эмоциональный  опыт восприятия музыки путем освоения детьми системных музыкальных знаний;

- совершенствовать музыкальные сенсорные способности детей в процессе  разыгрывания сказок о музыке.

Развивающие:

- развивать  основы музыкального мышления ребенка в плане осознания себя и своих представлений о музыкальном искусстве – его жанрах, видах песен, сюжетах  игр, композициях танцев, разнообразии  музыкальных инструментов, об исполнителях и создателях музыки;

-развивать интеллектуальные и познавательные музыкальные способности детей в процессе совместной со взрослыми музыкальной деятельности.

Воспитательные:

-формировать  общую культуру ребенка, включая  музыкальную культуру и культуру общения в разных условиях;

- вызывать у детей интерес к музыкальному искусству, поддерживать детскую любознательность и интеллектуальную  активность.

В результате осуществления этих задач возможно достижение целенаправленного  интеллектуального  развития  дошкольников, их личностное становление.

                                 

                                     План  проектной  деятельности.

Этапы проекта

Задачи проекта

Проектные  мероприятия

Временной отрезок исполнения.

Деятельность музыкального руководителя  

Деятельность детей

1. Целеполага-ние (выбор темы)

Образовательные:

-знакомить с различными способами и источниками получения и распространения информации о музыке.

Развивающие:

- развивать музыкальное мышление,               - развивать интерес  к музыке,

 любознательность и интеллектуальную  активность. Воспитательные:

- воспитывать у ребенка потребность познавать мир музыки, беседовать о музыке.

После оформления дидактической игры «Музыкальный городок», музыкальный руководитель по желанию детей  играет с ними в эту игру, затем спрашивает: «Ребята, кого бы вы хотели еще познакомить с нашей игрой?»      (ответы: маму, папу, сестренку, брата, друзей, малышей в детском саду). «Как мы можем их познакомить ? Что нам можно для этого сделать?»     (ответы: дать поиграть в эту игру, самим показать и рассказать, как это делать, показать «Театр сказок о музыке»). «Какой способ вы хотите выбрать?».

- Участвуют в придумывании заданий к игре, играют в игру, отвечают на вопросы педагога.

- выбирают способ ознакомления окружающих с  придуманной игрой.

2. Подготовка к проекту.

Образовательные:

- познакомить с основными музыкальными понятиями ;

- продолжать знакомить со сказками о музыке;

-Совершенствовать исполнительские  навыки детей в разыгрывании сказок;

Развивающие:

- развивать творческие способности, музыкальную память, внимание, воображение.

Воспитательные:

- воспитывать уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность.

познавательные минутки-беседы «Знаешь ли ты?», помогающая заинтересовать ребенка, возникновение  у него состояния «хочу знать»; сказки о музыке, сначала рассказываемые педагогом, а потом старшими детьми для малышей; музыкальные  импровизации на различные музыкальные темы; познавательная игротека; заполнение карты «Музыкального городка»; развивающие игры на основе музыкальных образов.

-Активное участие в беседах о музыкальных понятиях.

-Выразительное чтение и определение характеров героев сказок.

-Чтение познавательной литературы о музыке.

- придумывание музыкальных импровизаций на музыкальных инструментах  к темам  «Песенка веселого Колокольчикова», « Песенка грустного Колокольчикова», « Пляска сеньора Форте и танец сеньора Пиано», «Выбери голосок для кошечки».

 

3.Реализация проекта.

Образовательные: -предлагать сравнивать, выбирать песню, танец, игру, которые они хотели бы исполнить;

-побуждать детей изготавливать  персонажей для музыкального театра;

-отрабатывать умение перевоплощаться в игровых персонажей;

Развивающие:

 -развивать  умение сравнивать, выбирать песню, танец, игру, которые они хотели бы исполнить;

- совершенствовать выразительность исполнительских  умений и навыков

Воспитательные:

- воспитывать у детей уважение к музыкальному искусству как ценному общепризнанному делу;

- воспитывать умение слушать друг друга;

- закреплять умение использовать нормативные способы разрешения конфликтных ситуаций.

-Составляет план на год по ознакомлению детей средней группы со сказками о музыке;

-Организует работу по изготовлению персонажей, элементов костюмов  и декораций к сказкам;

- Помогает распределить всех желающих детей для участия в постановках сказок;

-Организует постановки сказок.

-Подбирает музыкальное сопровождение.

-Выбирают  наиболее интересный музыкальный материал (сюжеты сказок, музыкальные импровизации детей);

-Изготавливают персонажей, подбирают элементы костюмов;

-Изготавливают декорации (раскрашивание заготовок,   аппликация, оригами)

-Распределяют роли, придумывают  и заучивают текст;

- Участвуют в постановках-репетициях сказок;

4.Презентация проекта.

Образовательные:

- закрепить приобретенные знания о музыке

Развивающие:

- совершенствовать музыкально-исполнительские навыки детей.

-развивать у детей мотивации к занятиям музыкой.

Воспитательные:

- обогащать эмоционально-положительный опыт участия в интересных и полезных делах;

- совершенствовать коммуникативные навыки.

-Участвует в презентации.

-Решает организационные вопросы: место, время показа и т.п.

-Представляют детям средней группы  калейдоскоп драматизаций «Сказок о музыке» в постановке музыкального театра.

Результат проекта:

- сценарии «Сказок о музыке»

- годовой план для детей средней группы «Сказки  о музыке»

- создание музыкального театра  и персонажей к «Сказкам о музыке»

- совершенствование художественно-музыкальных исполнительских навыков детей в музыкально-театральной деятельности

- обогащение знаний детей о музыке, о способах получения и распространения информации о музыке.

Способ презентации: развлечение -  калейдоскоп  драматизаций «Сказки о музыке» для детей средней группы, а также родителей артистов.

Ресурсная база проекта.

1.Информационные и программно-методические ресурсы.

1.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта  дошкольного образования».

2.Программа Камертон: Азбука музыкального образования детей дошкольного возраста./ Э.П.Костина. Нижний Новгород. Нижегородский гуманитарный центр 2001.

3.Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада / Науч. Рук. Т.Н. Доронова. М.: Просвещение, 2004.

4.Н.Б. Улашенко. Музыка Разработки занятий для средней, старшей , подготовительной групп. Волгоград. Издательско-торговый дом «Корифей».-2008.

5.Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып.1: От игры до спектакля: Учеб.- метод. Пособие.-2-е изд., перераб. и доп. – СПб., 2002.

6.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С. Киселева, Т. А. Данилина, Т.С. Ладога .М.: АРКТИ, 2004г.

7.В.Бедерханова. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых. Ж. «Развитие личности» №1/2000г.

8. Ж. «Управление ДОУ» №№ 1/2007, 2/2005, 8/2008.

9. Ж. «Дошкольное воспитание» №№ 3/2003, 4/2007г.

10. Ж. «Обруч» №3/2001г.

                                                                                                                       

                                                                                                                               

                                                                                                                     Приложение 1

  ПЛАНИРОВАНИЕ  СКАЗОК  О  МУЗЫКЕ  В СРЕДНЕЙ  ГРУППЕ.

          МЕСЯЦ

№ темы

Название сказки

Место проведения

     

       СЕНТЯБРЬ

1.Песня, танец, марш.

« На чем держится музыка?»

 ОО «Художественно-эстетическое развитие »

МНОД

     

        ОКТЯБРЬ

2.Лад- мажор,минор. Веселая и грустная музыка.

«Приятели Колокольчиковы»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД

     

        НОЯБРЬ

3. Громкая и тихая музыка. Сила звука.

«Сеньор Форте и сеньор Пиано».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД

     

        ДЕКАБРЬ

4.Высота звука

«Волк и козлята»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

(театрализованная деятельность).

   

          ЯНВАРЬ

5. Звукоряд.

«Сказка о семи матрешках».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД

     

         ФЕВРАЛЬ

6.Длительности и доли.

«Как груши по долям разделили»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД,

ОО «Познавательное развитие»

театрализованная деятельность.

       

             МАРТ

7.Звуковые регистры.

«Любопытная кошечка»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД

     

          АПРЕЛЬ

8. Музыкальные инструменты.

«Как появились музыкальные инструменты».

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

МНОД

           

              МАЙ

9. Настроение и характер музыки.

«Фломастеры, которые слышали музыку».

ОО «Художественно-эстетическое развитие »

(рисование, музыка)

МНОД

                                           С К А З К И      О       М У З Ы К Е.

                                    Для  детей  среднего  дошкольного  возраста.

№  1.  Тема:  « Песня, танец, марш».

Цель:  познакомить  детей  с  основными  жанрами музыки: песней,  танцем,  маршем.

Музыкальный руководитель  встречает  детей  на занятии  маршевой музыкой,  затем  говорит детям  о  том, что  в давние  времена  люди  думали,  что  Земля  держится  на  трех  китах  и  плавали  киты  в  море  Музыки.  Педагог  выставляет  на  стол декорации  сказки  и  начинает  ее  рассказ  и  показ.

                                                           С К А З К А

                          «НА  ЧЕМ  МУЗЫКА  ДЕРЖИТСЯ,  ИЛИ  ТРИ  КИТА».

 -  Жили-были в море Музыки три кита. Одного кита звали Танец, другого кита – Песня, а третьего – Марш. Однажды стали между собой три кита спорить, кто из них в море Музыки главный?

        «Послушайте, друзья, - говорит кит по имени Танец, - я из вас самый старший, со мной человеку всегда весело, ни один праздник без меня не обходится».

   Тут кит по имени Песня ему возражает: «Нет, я тебя старше и для человека нужнее. С песней человек никогда не расстается, даже маленький ребенок очень любит петь. Песня помогает трудиться, помогает отдыхать и веселиться, а в горе песня может утешить».

    Кит по имени Марш тоже в спор вступает: « Со мною человек тоже всю жизнь не расстается – я с ним на параде шагаю, в бой веду,  спортсменам дух поднимаю, и на музыкальное занятие детей сопровождаю. Я в море Музыки главный!».

     Спорили они, спорили, и решили позвать человека, чтобы он решил их спор. Смотрят,  в море Музыки купается композитор Дмитрий Дмитриевич Кабалевский. «Помоги нам, композитор, решить, кто в море Музыки главнее?».

     Долго думал композитор, а потом сказал вот что: «Песня, Танец и Марш – одинаково важны , потому что музыка на этих «трех китах» держится».

       И правда, ребята, ни одно наше музыкальное занятие не проходит без песни, танца и марша. Давайте споем  для  китов из сказки  свою любимую песню (или станцуем танец).

№2. Тема: «Лад-мажор, минор. Веселая и грустная музыка».

Цель: познакомить детей с понятием «мажор» и «минор».

Музыкальный руководитель предлагает детям войти в зал под  «Осеннюю песню» П.И.Чайковского, спрашивает детей, как они думают, какая музыка звучала, веселая или грустная? Педагог  рассказывает, что в музыке есть  два лада: мажорный и минорный. Показывает двух человечков и читает стихотворение  от их имени:

- Меня зовут сеньор Мажор, знакомству с вами рад!

  Всегда я приношу с собой улыбки для ребят.

- Ну, а меня зовут Минор, я вот что вам скажу:

  Со смехом мне не по пути, я грустью дорожу.

Педагог – Ребята, как вы думаете, с какой музыкой дружит сеньор Мажор? (ответы детей) А почему вы так думаете? (ответы детей).

Мажор -  Со мною будешь ты всегда в мажорном настроении.

                Любую трудность победишь ты всем на удивление.

Минор -  С улыбкой грустной на лице, в печальные мгновенья

                Со мною будешь тих и мил, в минорном настроении.

                И если хочется, дружок, немножко погрустить,

                Ты позови: «Сеньор Минор!», я буду приходить.

Мажор -  Не бойся в мире ничего, иди вперед и пой!

                 И помни, мой дружок, всегда Сеньор Мажор с тобой!

Педагог предлагает детям  от имени сеньора Мажора и сеньора Минора посмотреть сказку, ставит на стол декорации.

               СКАЗКА – ИГРА  «ПРИЯТЕЛИ  КОЛОКОЛЬЧИКОВЫ».

     Жили-были по соседству два приятеля Колокольчиковых. Фамилия у них была такая.

Один из них был веселый, его так и звали во дворе – Веселый Колокольчиков. А у другого приятеля было прозвище – Грустный Колокольчиков, потому что он всегда был грустный. Веселого Колокольчикова рассмешить ничего не стоило, он всегда заливисто смеялся, вот так: (звонит в колокольчик с веселым лицом). А еще Веселый Колокольчиков любил рассказывать веселые истории, вот так: (еще раз звонит в колокольчик).

      Стали оба Колокольчиковых к празднику готовиться. Они выучили новые песенки. Веселый приятель Колокольчиков выучил песенку веселую: (звонит и напевает знакомую веселую песенку). А у грустного приятеля Колокольчикова, как всегда, песенка была грустная: (звонит и напевает грустную знакомую детям песенку).

 -- Послушай, приятель – говорит Веселый Колокольчиков.- Какая-то песня у тебя грустная, для нашего праздника не подходит.

 -- Да, грустная песенка, для праздника не подходит – повторил Грустный приятель  Колокольчиков.

 - А хочешь, мы с тобой песенками поменяемся? Я тебе свою песенку подарю, а ты мне свою? – предложил Веселый Колокольчиков.

 - Поменяемся – согласился Грустный брат Колокольчиков. Сказано – сделано. Взяли приятели Колокольчиковы и поменялись песенками. Хотите знать, что из этого получилось?

А вот что получилось! Песни Колокольчиковых зазвучали на новый лад.

(Музыкальный руководитель исполняет песенки колокольчиков, сменив темпы и настроение).

Ребята, понравилась вам сказка? Будем приглашать на наши музыкальные занятия сеньора Мажора и сеньора Минора? (ответы детей).

  А сейчас, я предлагаю всем вместе спеть веселую (грустную)  песню.

                  № 3 Тема: « Громкая и тихая музыка. Сила звука».

Цель: познакомить детей с понятиями  громко – «форте» и тихо – «пиано».

Дети входят в зал под сопровождение сначала громкой, затем тихой музыки.

Музыкальный руководитель спрашивает детей, знают ли они, как получаются громкие звуки? Предлагает детям постучать кулачком по сиденью стула: сначала тихо, потом погромче , затем громко. Много силы пришлось вам приложить, чтобы звук получился громким? Чем больше сила – тем громче звук.

Педагог спрашивает детей, хотят ли они услышать новую сказку о музыке? Затем выставляет декорации, объясняя, что действие сказки происходит в стране, где очень любят музыку, эта страна называется Италия.

                                   «СКАЗКА  О  ФОРТЕ  И  ПИАНО».

     В  одном  итальянском дворике, на одной итальянской улице, в самом центре одного итальянского города встретились два итальянца.

 - О, сеньор Пиано! Рад Вас видеть, маэстро! – синьор Форте  ГРОМКО выкрикивал приветствия и широко размахивал своей шляпой.

-- Добрый день, сеньор Форте, я тоже рад вас видеть – ТИХО отвечал сеньор Пиано.- Как Вы поживаете? – ТИХО спросил сеньор Пиано и приподнял шляпу.

  --  Прелестно! Хорошо! Чудесно! – продолжал ГРОМКО  выкрикивать сеньор Форте. – Вы слышали новость? Оказывается, у моего старшего брата Фортиссимо САМЫЙ ГРОМКИЙ голос в Италии! Такой громкий, что от него разбиваются стаканы и болят уши – очень ГРОМКО и радостно воскликнул сеньор Форте.

  -- Разумеется, я об этом слышал – ТИХО ответил сеньор Пиано. – Об этом мне поведала сестрица  Меццо Пиано, она ведь дружит с вашей сестрой Меццо Форте – ЧУТЬ ГРОМЧЕ сказал сеньор Пиано.

 - Ах, маэстро, вы тоже слышали, наверное, что  САМЫЙ ТИХИЙ  голос в Италии  у  нашего младшего брата Пианиссимо – ОЧЕНЬ ТИХО сказал сеньор Пиано – такой ТИХИЙ голос, что его могут слышать только дети, когда их укладывают спать.

   -- Конечно, слышал, маэстро, мне об этом рассказала сестрица Меццо Форте, ведь она дружит с вашей сестрой Меццо Пиано – чуть тише, чем обычно сказал сеньор Форте.

 Вдруг в одном из домиков не очень громко и не очень тихо заиграла музыка, это сестры Меццо Пиано и Меццо Форте играли на пианино.

   - До свидания, сеньор Пиано! – ГРОМКО стал прощаться сеньор Форте. – Рад был видеть Вас, маэстро!

 -- До встречи на концерте, маэстро! – ТИХО ответил сеньор Пиано и приподнял шляпу.

Сеньор Форте и сеньор пиано дарят вам музыкальную игру «Ладошки – хлопошки и пальчики». Давайте поиграем? Ладошки будут громко хлопать под громкую музыку, а пальчики  тихо стучать по ладошке на тихую музыку. ( Включает любую ритмичную пьесу, регулируя звучание).

№ 4 Тема: « Высота звука».

Цель: дать детям понятие о высоте звука.

Педагог читает сказку «Волк и козлята», обращает внимание детей на звучание голосов волка, козы, козлят. Спрашивает детей, какой голос был у волка, какой – у козы и козлят, почему козлята отворили волку дверь?

№ 5 Тема « Звукоряд».

Цель: познакомить детей с понятием «звукоряд».

Педагог  играет на металлофоне звуки вверх и вниз и говорит детям, что музыкальные звуки располагаются по порядку, у каждого звука есть свое место и название. Играет еще раз, называя звуки: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

  Хотите послушать новую сказку о музыке? Педагог ставит на стол кукольный домик, внутри которого приготовлены семь матрешек.

                                      СКАЗКА  О  СЕМИ  МАТРЕШКАХ.

                                                         Сказка-игра.

    В одном игрушечном домике жила большая и дружная семья. Это были семь сестричек, семь лаковых матрешек, они были очень похожи друг на друга, и отличались только ростом да голосочком.

 ( дальше выставляет по очереди матрешек перед домиком)

     Старшую, самую большую матрешку, называли сестрицей «ДО». Она была главной в игрушечном домике, она была Домоправительницей.

     Вторую матрешку звали сестрица «РЕ». Она помогала «ДО» по дому, любила все пеРЕставлять,  пеРЕстраивать, Ремонтировать.

     Третья сестрица «МИ» была очень Мила, она всех  корМИла, мыла посуду и подметала в доМИке.

     Матрешка «ФА» была большая Фантазерка. Это «ФА» украсила Фасад домика Фасолью, а еще «ФА» училась играть на Фаготе.

    Младшую сестричку «СОЛЬ» стали называть так потому, что она вместо сахара всюду сыпала соль.

    Меньшую сестричку звали «ЛЯ», она любила  гуЛЯть, переставЛЯть вещи в домике и без конца пела своим тоненьким голоском «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!».

   А самую маленькую матрешку звали Малышка «СИ». Малышка «СИ» любила Синие ваСИльки, она их приноСИла домой и ставила в краСИвые вазочки.

   По вечерам матрешки устраивали веселые семейные праздники. «ФА» и «СОЛЬ» пекли домашний пирог с фасолью, «СИ» и»РЕ» приносили из сада букет сирени, «ДО» и «МИ» украшали домик и играли в домино, «РЕ» говорила праздничную речь, «ФА» играла на фаготе, «ЛЯ» пела свой сольный концерт, а Малышка «СИ» угощала всех сиропом.

   Напившись сиропа, все матрешки выстраивались в ряд и пели гаммы. Вот так: «До, ре,ми,фа,соль,ля,си – едет кошка на такси, - До, си, ля, соль, фа, Ми, ре – ест морковное пюре!» (Педагог несколько раз играет восходящую и нисходящую гаммы).

   Педагог  спрашивает  детей,  запомнили  они,  как  звали  матрешек?  Какая  матрешка  больше  всех  понравилась  и  почему?  Хочешь  найти  на  металлофоне (фортепьяно)  звук, обозначающий  имя  матрешки?

№ 6. Тема «Длительности  и  доли».

Цель:  дать  детям  понятие  о  длительности  нот.

  Музыкальный  руководитель  встречает  детей  в  зале,  играя  на  барабане.  Дети  под  марш  проходят  по  залу.  Музыкальный  руководитель  спрашивает,  какие  звуки – короткие  или  долгие  издает  барабан? (ответы  детей). «А  сейчас  я  вам  сыграю долгий  звук (играет  на  дудочке),  это  гудит  поезд,  он  везет  нам  новую  сказку  о  музыке».

     Для  наглядного  материала  можно  использовать  настоящие  или  картонные  груши.

Сказку  могут  разучить  и  показать  дети  старшей  группы.

                                                  СКАЗКА  --  ИГРА

                          «КАК  ГРУШИ  ПО  ДОЛЯМ  РАЗДЕЛИЛИ».

Бабушка  Нота  по  саду  пошла,  спелых  четыре  груши  нашла.

Бабушка  груши  в  корзину  сложила,  бабушка  груши  домой  принесла.

         Дочки  и  внучки  увидели  груши – им  захотелось  груши  покушать.

         Начали  ноты  судить  да  рядить,  как  эти  груши  на  всех  разделить.

Долго  судили  и долго  рядили,  и  разделить  по  долям  их  решили.

Бабушка  Нота – большая и  белая.  Бабушке  груша  достанется  целая.

         Разрезали  грушу  посередине – двум  дочкам  досталось  по  половине.

Внучек  бабушка  не  обделила,  третью  грушу  на  всех  разделила.

На  четверти  грушу  она  разрезала  и  внучкам  по  доле  одной  выдавала.

          Каждой  внучке  доля  досталась,  и  еще  одна  груша  осталась.

Внучки  подружек  своих  пригласили,  четвертою  грушей  их  угостили.

Каждой  подружке-резвушке  досталась  от  груши  восьмушка.

          Вот  какая  «вкусная»  сказка. А сейчас  поиграем  с  грушами  мы  с  вами.  Если  я  покажу  целую  грушу – хлопните один  раз,  если  покажу  две  половинки – хлопните  два  раза,  если  четыре  кусочка  груши – хлопните  четыре раза. (Проводится  ритмическая  игра).

№ 7.  Тема  «  Звуковые  регистры».

Цель:  дать  детям  понятие  о  звуковых  регистрах.

    Педагог  обращает  внимание  детей  на  мягкую  игрушку  кошки,  которая  сидит  на  закрытой  крышке  фортепьяно  и  пробует  ее  снять,  но  кошка  «запрыгивает»  снова.  «Что  такое?  Почему  у  меня  не  получается? (изображает,  как  кошка  шепчет  что-то  на  ухо). А,  теперь  все  ясно.  Кошечка  хочет  рассказать  вам  новую сказку  о  музыке. Будете  слушать?».

                                СКАЗКА  « ЛЮБОПЫТНАЯ  КОШЕЧКА».

Педагог  читает  сказку  и  озвучивает  ее  на  фортепиано.

              По  клавишам  кошечка  наша  гуляла,  на  клавиши  лапками  мягко  ступала.

Вот  справа  услышала  птиц  голосок: « Приятный  и  звонкий,  но  очень  высок».

              Кошечка  слушать  птичек  не стала,  в  левую  сторону  перебежала.

«А  здесь  что  за  звери  сердито  ворчат,  наверное, это  медведи  рычат?»

               Она  осторожно  обратно  пошла,  нашла  себе  место  и  прилегла.

Устроилась  кошечка  посерединке,  на клавишах  белых,  как  на  простынке,

               И  нежно  запела  она:  «Мяу – Мяу! У них голос  ласковый,  как  у  меня-у!».

 Педагог  спрашивает  детей,  какие  еще  голоса  можно  услышать  в  высоком,  среднем  и  низком  регистре?

Педагог  предлагает  детям  спеть  для  кошечки  любимую  песню,  а  петь  дети  будут  в  среднем  регистре.

№ 8.  Тема:  « Музыкальные  инструменты».

Цель:  рассказать  детям  о  возникновении  музыкальных  инструментов.

    Дети  входят  в  зал  под  сопровождение  фортепиано.

Педагог  спрашивает  детей,  что  он делает? Дети  отвечают:  играет на  пианино. Да,  ребята,  взрослым,  как  и  детям,  хочется  играть.  Но  с  детскими  игрушками  они  играть  стесняются.  Вот  и  придумали  они  себе  взрослые  игрушки:  пианино,  баян, скрипку,  колокольчики -  и  играют.  Вот  с  игрушек  и  началась  музыка.  Когда-то  давным-давно  на  нашей  планете  появились  первые  люди,  они назывались  первобытными ( показывает  картинку).

                     « КАК  ПОЯВИЛИСЬ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ  ИНСТРУМЕНТЫ».

                                                            СКАЗКА.

         В  одной  первобытной  пещере  жила  одна  первобытная  семья.

Первобытный  папа  был охотником,  он  добывал  пищу  и  одежду.

Первобытная  мама  была  домохозяйкой,  она  хранила  огонь  и  убирала  в  пещере.

Первобытный  сынишка  очень  любил  играть  и  часто  находил  себе  интересные  занятия.

         Собирается  отец  на  охоту,  смастерит  себе  лук,  а  сынок  тут  как  тут – давай  тетиву  дергать. Получается  звенящий  звук. Интересная  игра.

          Мама  вымоет  посуду – а  посуда  у  них  была  из  высушенной  тыквы,  поставит  мама  тарелки  и  чашки  сохнуть,  а  сынок  подбежит к посуде  и  давай  колотить  по  ним палочкой. «Бам, бум,  бом!» -  вот  какой  звук,  как у  барабана.

         А  мама  начинает  себе  бусы  мастерить – дырочки  в  косточках  проделывает. А  сынок  схватит  такую  косточку  и  давай  в  нее  дуть  изо  всех сил. Знаете,  какой  звук  получается? (свист).

         Понравилась  первобытной  маме  такая  игра,  пошла  она  на  речку  и  срезала  там  тростник  и  стала  в него  дуть,  как  в дудочку.

         Первобытному  папе  тоже  захотелось  чем-нибудь  семью  порадовать.  Достал  он  из  моря  раковину,  сделал  в ней  дырочку  да   как  дунет в  нее!  Чем  не  труба?

         Вечером  после  ужина  собралась  первобытная  семья  у  огня,  и  стали  играть:  сынишка  в  косточки  дует  да  по  тыквам  стучит,  мама  в  дудочку  играет,  а  папа  в  раковину. Вот  так  и  появились  музыкальные  инструменты.

           А сейчас,  ребята,  хотите  сами проверить,  какой  звук у  дудочки,  у  тыквы-барабана,  у  свистульки?  Поиграйте  на  них  и  нам  расскажите.

№ 9. Тема:  « Настроение  и  характер  музыки».

Цель: дать  детям  понятие  о характере  музыки.

          Сказка  может  быть  рассказана на  занятии  по  изобразительной деятельности,  т.к. детям  потребуются  листы  бумаги и наборы  фломастеров.

                   «ФЛОМАСТЕРЫ,  КОТОРЫЕ  СЛЫШАЛИ  МУЗЫКУ».

 

                                           СКАЗКА -  ИГРА.

    В  одной цветной коробке жили-были фломастеры. Но это были не обычные фломастеры, потому что характеры у них  были разные. Черный фломастер – строгий  и  деловой, Зеленый – спокойный и дружелюбный, Красный – любил праздники, Желтый – просто был  очень веселый.

    Фломастеры любили рисовать. Однажды они услышали незнакомую мелодию и решили  ее  нарисовать.

    Черный фломастер сказал: « Эта мелодия звучит так,»- и нарисовал черную дугу.

(педагог рисует фломастером на бумаге).

 «Ну  что  ты,  дружок, - сказал Красный фломастер, - эта мелодия звучит вот так». И нарисовал изогнутую линию.

  «Ха-ха-ха! – засмеялся Желтый фломастер, - эта музыка звучит так» . И нарисовал кривую линию.

Коричневый фломастер стал рисовать круги,  Зеленый – овалы, синий – волнистые линии.

     Спорили они, спорили и решили  обратиться  к  детям:  «Как  можно  изобразить  звучащую  мелодию?».

    Дети-то знают, что спокойную, медленную  музыку  можно  изобразить  волнистой  линией,  строгую, маршевую  музыку – острую изогнутую линию нарисовать, а легкую  быструю  музыку – вот  так  штрихами,  черточками. А настроение  еще  можно  передать  цветом!

   Ребята,  давайте  поможем  фломастерам  разобраться  и  покажем, как  мы  нарисуем  музыку.

Дети слушают  музыкальную пьесу и изображают ее  фломастерами на листах бумаги графически и цветом.  Затем  рассматривают  свои  рисунки и  определяют  настроение  музыки.

                                                                                                               

                                                                                                                        Приложение 2

       

                                                 Сценарий сказки-игры  

                                                               

                              «ПРИЯТЕЛИ  КОЛОКОЛЬЧИКОВЫ».

Фея  Музыка:

     Жили-были по соседству два приятеля Колокольчиковых. Фамилия у них была такая.

1 ребенок – Я всегда веселый, меня прозвали Веселый Колокольчиков. Я люблю рассказывать веселые истории. Вот так -  звонит в колокольчик.

2 ребенок – А я  всегда грустный, меня прозвали Грустный Колокольчиков

Фея Музыка:

     Стали оба Колокольчиковых к празднику готовиться. Они выучили новые песенки. Веселый приятель Колокольчиков выучил песенку веселую.

 1 ребенок исполняет веселую песню (звонит и напевает знакомую веселую песенку или придуманную им самим). Песня «Песенка о зонтиках» муз.

Фея Музыка:

А у грустного приятеля Колокольчикова, как всегда, песенка была грустная.

 2 ребенок поет грустную песню (звонит и напевает грустную знакомую детям песенку).песня «Скворушка прощается» муз. Т. Попатенко

1 ребенок - Послушай, приятель! Какая-то песня у тебя грустная, для нашего праздника не подходит.

 2 ребенок - Да, грустная песенка, для праздника не подходит

1 ребенок  - А хочешь, мы с тобой песенками поменяемся? Я тебе свою песенку подарю, а ты мне свою?

 2 ребенок -  Давай  поменяемся.

Фея Музыка:

  Сказано – сделано. Взяли приятели Колокольчиковы и поменялись песенками. Хотите знать, что из этого получилось?

А вот что получилось! Песни Колокольчиковых зазвучали на новый лад.

(Музыкальный руководитель вместе с детьми  исполняет песенки колокольчиков, сменив темпы и настроение).

Фея Музыка:

Ребята, понравилась вам сказка?  А сейчас, я предлагаю вместе с нами  спеть вашу любимую песню «Осень в гости к нам идет» муз. Гомоновой.

                                                      Сценарий  сказки  

                                      «СКАЗКА  О  ФОРТЕ  И  ПИАНО».

Звучит итальянская музыка.

   Фея Музыка:

  В  одном  итальянском дворике, на одной итальянской улице, в самом центре одного итальянского города встретились два итальянца.

1 ребенок - О, сеньор Пиано! Рад Вас видеть, маэстро!  (говорит ГРОМКО и широко размахивая шляпой).

Под громкую музыку сеньор Форте исполняет импровизированный танец с прыжками и притопами.

2 ребенок - Добрый день, сеньор Форте, я тоже рад вас видеть.  (говорит ТИХО).Как Вы поживаете? ( приподнял шляпу).

Под тихую музыку сеньор Пиано исполняет импровизированный танец с плавными поклонами, кружением, плавными движениями рук.

 1 ребенок  -  Прелестно! Хорошо! Чудесно! Вы слышали новость? Оказывается, у моего старшего брата Фортиссимо САМЫЙ ГРОМКИЙ голос в Италии! Такой громкий, что от него разбиваются стаканы и болят уши !

Под громкую музыку сеньор Форте играет на тарелках.

 2 ребенок- Конечно, я об этом слышал .Об этом мне рассказала сестрица  Меццо Пиано, она ведь дружит с вашей сестрой Меццо Форте – (говорит ЧУТЬ ГРОМЧЕ)  Ах, маэстро, вы тоже слышали, наверное, что  САМЫЙ ТИХИЙ  голос в Италии  у  нашего младшего брата Пианиссимо – (говорит ОЧЕНЬ ТИХО)– такой ТИХИЙ голос, что его могут слышать только дети, когда их укладывают спать.

Под тихую колыбельную музыку играет импровизацию на металлофоне, стеклянных стаканчиках или колокольчике.

 1 ребенок   -- Конечно, слышал, маэстро, мне об этом рассказала сестрица Меццо Форте, ведь она дружит с вашей сестрой Меццо Пиано.  (говорит чуть тише, чем обычно)

Фея Музыка:

Вдруг в одном из домиков не очень громко и не очень тихо заиграла музыка, это сестры Меццо Пиано и Меццо Форте играли на пианино.  

 Две девочки играют  «Дуэт» на электрическом пианино.

 1 ребенок   - До свидания, сеньор Пиано! – (говорит ГРОМКО) Рад был видеть Вас, маэстро!

Под громкую музыку сеньор Форте исполняет импровизированный танец с прыжками и притопами

2 ребенок  -- До встречи на концерте, маэстро! – (говорит ТИХО, приподнимая  шляпу).

Под тихую музыку сеньор Пиано исполняет импровизированный танец с плавными поклонами, кружением, плавными движениями рук.

Фея Музыка:

Сеньор Форте и сеньор Пиано дарят вам музыкальную игру «Ладошки -хлопошки и пальчики».

1 и 2 ребенок вместе -  Давайте поиграем?

Фея Музыка:

Ладошки будут громко хлопать под громкую музыку, а пальчики  тихо стучать по ладошке на тихую музыку. ( Включает любую ритмичную пьесу, регулируя звучание).

                                         

                                                      Сценарий     сказки  

                                   «СКАЗКА  О  СЕМИ  МАТРЕШКАХ».

                                                            Сказка-игра.

Звучит русская народная музыка.

Фея Музыка:

    В одном игрушечном домике жила большая и дружная семья. Это были семь сестричек, семь лаковых матрешек, они были очень похожи друг на друга, и отличались только ростом да голосочком.

      Старшую, самую большую матрешку, называли сестрицей «ДО». Она была главной в игрушечном домике, она была Домоправительницей.

( под русскую народную музыку выходит девочка в шапочке ноты «ДО», исполняет импровизацию русских народных движений: топотушки, ковырялочка, метелочка, кружение и т. д.)

Нота «ДО» поет на мотив рус.нар. песни «Ах, вы сени»:

                     Возле первого окошка задержитесь-ка немножко

                     Нота «До» вас в гости ждет, нота песенку поет.

                     В этой песне много «до»: До-брый, до-ктор, до-м, гнез-до.

  (играет на металлофоне ноту «До» и подпевает).

Фея Музыка:

     Вторую матрешку звали сестрица «РЕ». Она помогала «ДО» по дому, любила все пеРЕставлять,  пеРЕстраивать, Ремонтировать.

( под русскую народную музыку выходит девочка в шапочке ноты «РЕ», исполняет импровизацию русских народных движений: топотушки, ковырялочка, метелочка, кружение и т. д., стучит музыкальным молоточком по домику)

Нота «Ре» поет на мотив рус.нар. песни «Ах, вы сени»:

                    Здесь в окошке нота «Ре» поселилась на заре.

                     Распевает нота «Ре» про де-ре-вья на го-ре,

                     Про собаку в ко-ну-ре, и про ре-чку в серебре.

     (играет на металлофоне ноту «ре» и подпевает)

Фея Музыка:

     Третья сестрица «МИ» была очень Мила, она всех  корМИла, мыла посуду и подметала в доМИке.

( под русскую народную музыку выходит девочка в шапочке ноты «МИ», исполняет импровизацию русских народных движений: топотушки, ковырялочка, метелочка, кружение и т. д, подметает веником пол)

Нота «МИ» поет мелодическую импровизацию:

                        Дружит со взрослыми, дружит с детьми

                        Славная нота по имени «ми».

                        Ми-лая нота, веселая «МИ»,

                        Песенку нашу в подарок возьми.

     (играет на металлофоне ноту «ми» и подпевает)

Фея Музыка:

     Матрешка «ФА» была большая Фантазерка. Это «ФА» украсила Фасад домика Фасолью, а еще «ФА» училась играть на Фаготе.

Нота «ФА» выходит с детским музыкальным  инструментом фаготом, играет на нем, украшает домик цветами, затем  поет:

                           Нота «Фа» сидит в окошке
                          К ней идите по дорожке.

                           Знаете, у ноты «Фа» есть любимые слова.

                           Вам скажу их по секрету – фа-ртук, фа-нтик от конфеты.

             (играет на металлофоне ноту «фа» и подпевает)

Фея Музыка:

      Младшую сестричку «СОЛЬ» стали называть так потому, что она вместо сахара всюду сыпала соль.

Нота «Соль»:  под русскую народную музыку выходит девочка в шапочке ноты «Соль», исполняет импровизацию русских народных движений: топотушки, ковырялочка, метелочка, кружение и т. д, в руках коробка с надписью «Соль», затем поет:

                            На свете трудней я не знаю загадки

                            Зовут меня «Соль», но голос мой сладкий.

                               (играет на металлофоне ноту «соль» и подпевает)

Фея Музыка:

     Меньшую сестричку звали «ЛЯ», она любила  гуЛЯть, переставЛЯть вещи в домике и без конца пела своим тоненьким голоском «Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!».

Нота «Ля»: ( под русскую народную музыку выходит девочка в шапочке ноты «Ля», исполняет импровизацию русских народных движений: топотушки, ковырялочка, метелочка, кружение и т. д,)

                          Распевает нота «ля», всех на свете веселя,

                          Про по-ля, и то-по-ля, про мохнатого шме-ля,

                          Слышат небо и земля – ля,ля, ля! Ля, ля, ля!

                     (играет на металлофоне ноту «ля» и подпевает)

Фея Музыка:

   А самую маленькую матрешку звали Малышка «СИ». Малышка «СИ» любила Синие ваСИльки, она их приноСИла домой и ставила в краСИвые вазочки.

Нота «СИ» с букетом цветов, выходит под вальс, исполняет танцевальную импровизацию и поет в ритме вальса:

                           Из последнего окна тоже песенка слышна

                           Про душистую си-рень, в этот си-ний, си-ний день!

                            (играет на металлофоне ноту «си» и подпевает)

Фея Музыка:

  По вечерам матрешки устраивали веселые семейные праздники.

(дети инсценируют слова Феи Музыки)

«ФА» и «СОЛЬ» пекли домашний пирог с фасолью, «СИ» и»РЕ» приносили из сада букет сирени, «ДО» и «МИ» украшали домик и играли в домино, «РЕ» говорила праздничную речь, «ФА» играла на фаготе, «ЛЯ» пела свой сольный концерт, а Малышка «СИ» угощала всех сиропом.

   Напившись сиропа, все матрешки выстраивались в ряд и пели гаммы. Вот так: «До, ре,ми,фа,соль,ля,си – едет кошка на такси, - До, си, ля, соль, фа, ми, ре – ест морковное пюре!»

            Исполняется песня  « Песенка клавиш рояля» муз. Т.Шутенко.

Фея  Музыка спрашивает  детей,  запомнили  они,  как  звали  матрешек?  Какая  матрешка  больше  всех  понравилась  и  почему?  Хочешь  найти  на  металлофоне (фортепьяно)  звук, обозначающий  имя  матрешки?

Сказка заканчивается инструментальными импровизациями детей на детских музыкальных инструментах под русскую народную мелодию.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа музыкального руководителя ГБДОУ №88 Калининского района (музыкально-ритмические композиции)

"Музыкально-  танцевальная  композиция «  Падают  листья"                   из...

Творческая работа музыкального руководителя ГБДОУ №88 Калининского района (музыкально-ритмические композиции)

Музыкально-  ритмическая  композиция: « Чебурашки»                из  цикла «  Праздник  мам  и  бабушек»...

Творческая работа музыкального руководителя ГБДОУ №88 Калининского района (музыкально-ритмические композиции)

Музыкально- танцевальная  композиция  «танец  Бусинок»                   для  детей...

Творческая работа музыкального руководителя ГБДОУ №88 Калининского района (музыкально-ритмические композиции)

Музыкально-ритмическая  композиция               кассета  «праздник  для  мам  и пап»«  Ты...