Восприятие рекламы детьми дошкольного возраста
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему
Данная статья посвящена вопросам восприятия рекламы детьми дошкольного возраста, их родителями, а также влиянию рекламы на потребительские предпочтения детей. Данное исследование основываеься на анкетировании 50 родителей детей от 3 до 6 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сысолятина Ольга Геннадьевна,
Воспитатель
МКДОУ №222
Восприятие рекламы детьми дошкольного возраста.
Современное общество носит название общества «потребления». «Потреблением» занимаются все жители Земли, которые живут в рамках рыночной экономики. Дети (34% населения Земли[1]) также активно принимают участие в данном процессе, выступая в трех ролях:
- Они тратят свои карманные деньги
- Они влияют на решение родителей о покупке того или иного товара
- Они являются будущими потребителями
Сейчас на детскую аудиторию ориентированы рекламные коммуникации большого количества разных категорий товаров. «55% родителей спрашивают у своих детей совета перед покупкой, 24% детей не ждут вопроса, а высказывают свое мнение сами. При выборе некоторых групп товаров дети начинают выражать свое мнение уже с двух–трех лет, с чем вынуждены считаться родители. Более старшие дети влияют на более дорогие покупки. Например, мобильные телефоны и семейные автомобили – категории товаров, подверженные сильному влиянию детей.[2]» Также привычка потребления определенных благ переносится во взрослую жизнь, делая ребенка лояльным к бренду, еще до осознания преимуществ этого бренда самостоятельно.
Реклама для детей
Наиболее эффективным с точки зрения восприятия для детской аудитории является телереклама. Ее основным преимуществом является воздействие на несколько каналов восприятия окружающего мира: картинка – на зрение, текст диктора и музыка — на слух. Красочные и музыкальные рекламные ролики имеют «убаюкивающий эффект»[3]. Пассивность восприятия носит негативный характер: реклама откладывается в подсознании, и при принятии решения о покупке «всплывает» в сознании потребителя. Дети особенно подвержены такому эффекту. Вы часто можете встретить ребенка, напевающего очередной рекламный джингл.
Но подобная ситуация нова для российских семей. В советское время реклама детских товаров была ориентирована на взрослых и носила информативный характер. Особенностью всей советской рекламы являлась сама цель: сформировать привычку потребления категории, а не определенного вида товаров. Информационное сообщение всегда носило характер: «купите это, потому что оно даст вам и вашему ребенку вот это и это».
При широком ассортименте однотипных товаров коммуникация строится на эмоциях, а успех товара зависит преимущественно от того на слуху он у аудитории или нет. Поэтому широкую популярность набирают ролики простого, но запоминающегося содержания, которые апеллируют к базовым страхам и желаниям: показать принадлежность группе, страх быть аутсайдером, самое эффективное решение какой-либо проблемы.
Мотивы покупки
Все эти мотивы понятны детям, поэтому данные ролики имеют успех и у них. Это касается не только товаров, которые будут использовать сами дети. Ролики, в которых мама не моет посуду, а играет с детьми воспринимаются детьми как решение их насущных проблем. «Почему мама моет посуду, а не играет со мной? Надо купить чудо-машину и мама будет все время со мной!». Утрирование и нагнетание приводит детей к подсознательным страхам. Скорее всего, когда ребенок вырастет данный ролик повлияет на его решение приобрести посудомоечную машину.
Мотивы, связанные со страхом быть хуже, чем остальные регулируются на законодательном уровне. В ФЗ «О рекламе» в статье 6 «Защита несовершеннолетних в рекламе».
«В целях защиты несовершеннолетних от злоупотреблений их доверием и недостатком опыта в рекламе не допускаются:
4) создание у несовершеннолетнего впечатления о том, что обладание рекламируемым товаром ставит их в предпочтительное положение перед их сверстниками;
5) формирование комплекса неполноценности у несовершеннолетних, не обладающих рекламируемым товаром.»
Психологическое воздействие телерекламы на детей. Исследование
Беспокойство, присущее родителям является серьезной проблемой законодательного регулирования рекламной отрасли. В рамках данной статьи было проведено исследование, действительно ли реклама так сильно влияет на жизнь дошкольников.
Было опрошено 50 респондентов-родителей детей в возрасте от 3 до 6 лет на базе МКДОУ №222. Анкета Приложение 1.
Как можно видеть на диаграммах (составлено автором исследования), среди детей наблюдается положительное отношение к рекламе, взрослые придерживаются отрицательного мнения. Как правило, дети редко просят купить что-то из рекламных роликов, однако около трети респондентов заметили, что негативно отностся к подобным просьбам. Дети отказы воспринимают спокойно. Что нужно делать в подобном случае мы рассмотрим дальше.
Как уберечь ребенка от негативного влияния рекламы
«Дети воспринимают рекламу как своего рода видео сказку, видео миф, связанный скорее не с информацией о товаре (услуге), а с контекстом, в который помещен товар, мифологическим ореолом вокруг рекламируемого объекта[4]».
Что же делать, чтобы уберечь ребенка от негативного воздействия рекламы? Полностью оградить ребенка не получится вовсе. Он может увидеть рекламу не только на ТВ, но и на билбордах на улице, печатную рекламу в журналах и газетах, или даже при простом походе с мамой в магазин — POSM-материалы.
Рекламу следует воспринимать как инструмент образования: воспитание критического мышления и заложение основ медиапотребления. Кандидат педагогических наук Левицкая А. А. утверждает, что реклама основа для медиаобразования — «направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств и современных информационных технологий»[5].
Она выделяет несколько способов взаимодействия с рекламой: непосредственное ознакомление, сравнение рекламы с реальностью, обсуждение рекламных «трюков».
Смотрим рекламу правильно
Во время просмотра рекламного ролика спросите ребенка, что ему нравится/не нравится в этой рекламе? Нравится ли ему рекламируемая вещь? Купил бы он ее? Нужна ли она ему? При ответах на эти вопросы сформируется отношение не только к рекламному ролику, но и к рекламируемому товару.
Вторым важным этапом при просмотре рекламы с ребенком является определение правду ли показывает телереклама или вымысел. Сможет ли игрушка также шуметь, летать и т.д. Ребенок должен осознать, что реклама иногда приукрашает товар.
Сравниваем рекламу
Если ребенку очень понравился один ролик, то в магазине (или дома) можно провести сравнение товара в жизни и реальности. Его размеров, внешнего вида, характеристик и возможностей. Это позволит ребенку сопоставить реальность и рекламу на конкретных примерах.
Особенно это упражнение будет эффективно в случае рекламы детских товаров и игрушек: как правило, они показываются действующими самостоятельно, разговаривающими или танцующими. Если мифологический образ разрушится, ребенок может потерять интерес к предмету рекламы.
Какие трюки использует реклама
• «Игрушку показывают крупным планом, одну, а не в руке ребенка, так что она кажется больше, чем в реальности – рассмотрите игрушку в магазине и сравните ее настоящий размер с тем, что вы ожидали после просмотра рекламы;
• В рекламе показывают несколько игрушек вместе или дополнительных элементов так, что может показаться, что все они продаются в комплекте, хотя на самом деле это не так – внимательно изучите упаковку и перечень содержимого, обращайте внимание на надпись или закадровый голос, предупреждающий, что все элементы продаются отдельно;
• В рекламе демонстрируют, как работает игрушка, но пропускают «скучные» моменты (например, показано, как быстро едет машина на пульте управления, однако, не то, что перед этим нужно зарядить аккумулятор и установить батарейки) – попробуйте, как работает игрушка в магазине или у знакомых, прочтите инструкцию;
• Спецэффекты создают волшебный мир, в котором игрушка оживает (Барби ныряет в бассейн, танцует и пр.) – представьте, как ребенок сможет играть с такой игрушкой в обычной жизни, будет ли она ему интересна без волшебных функций;
• Детский голос за кадром, который вызывает большее доверие, чем, если бы текст читал взрослый актер – напомните, что реклама снимается так же, как и фильм, в ней играют актеры, которые озвучивают написанный для их персонажей текст. Дети в рекламе – это такие же актеры, как и взрослые.»[6]
Данные упражнения помогут ребенку и родителям найти общий язык относительно покупки рекламируемых товаров. Также эти упражнения направлены на развитие аргументированного и обоснованного критического взгляда на рекламу. Родители не будут голословно заявлять, что «вся реклама — это неправда». Потому что это не так. Ребенок будет сам уметь отличать реальность и вымысел в рекламе. В будущем, из него вырастет грамотный участник экономических отношений, принимающий взвешенные решения относительно покупки тех или иных товаров.
Приложение 1
Возраст ребенка ______
- Как Вы относитесь к рекламе на ТВ?
- Положительно
- Выборочно нравится
- Отрицательно
- Как ваш ребенок относится к рекламе на ТВ?
- Положительно
- Выборочно нравится
- Отрицательно
- Прерывают ли дети свои занятия ради просмотра ТВ-роликов?
- Нет
- Иногда
- Часто
- Прекращает (прерывает) ли ваш ребенок просмотр ТВ, если началась реклама?
- Да
- Иногда
- Смотрит рекламу почти всегда
- Просит ли ваш ребенок купить что-то из рекламных роликов?
- Часто просит
- Иногда
- Не замечал такого
- Как вы относитесь к подобным просьбам?
- Положительно и стараюсь выполнить
- Иногда выполняю
- Негативно
- Как ваш ребенок реагирует на отказ в покупке рекламируемых товаров?
- Резко
- Спокойно
- По-разному
- Не просит покупать товары из рекламы
[1] http://www.yaklass.ru/materiali?mode=lsntheme&themeid=191
[2] Попов А. Маркетинговые игры. Развлекай и властвуй. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006.
[3] Кара-Мурза С.Г. Манипуляция познанием. М., 2000.
[4] Музыкант В. Л. Реклама в действии: история, аудитория, приемы. М.: Эксмо, 2007. – C. 125.
[5] Психолого-педагогический словарь / Сост. В. А. Мижериков. Ред. П. И. Пидкасистый. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – C.211
[6] Левицкая Анастасия Александровна Реклама как ресурс развития медиа грамотности в раннем возрасте // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2011. №6 С.60-70.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмические движения как средство развития эмоционально-образного восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Музыкально-ритмическиедвижения - один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/12/picture-58549.jpg)
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба
«Восприятие живописи детьми дошкольного возраста», сценарий занятия Семейного клуба для детей и родителей подготовительной к школе группы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-291187-1385544261.jpg)
Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-291187-1385544261.jpg)
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-291187-1385544261.jpg)
Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста
Консультация для воспитателей...
Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.• Педагогическая...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-216617-1362468241.jpg)
"Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста"- презентация для родительской гостиной. Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста
Консультация для родителей по вопросам воспитания в области сенсорного восприятия мира детьми дошкольного возраста...