Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
консультация по музыке (подготовительная группа) по теме

Матяж Дина Мирзадзановна

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_vospriyatiyu.doc104.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение  

«Детский сад№96 комбинированного вида» Кировского района г.Казани.

Доклад на тему: Технологии организации процесса                                    восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

   

                                                            Составитель:

 музыкальный руководитель

                                                           Матяж Д.М.

2014г.

Технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

• Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников.

В этом докладе предпринята попытка объяснить необходимость использования в педагогическом процессе ДОУ вариативных технологий организации восприятия музыки дошкольниками.

  Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия детей во всех видах детской музыкальной деятельности, на вечерах досуга и праздниках. Педагог традиционно посвящает часть музыкального занятия слушанию музыки, используя для его организации определенные методы и приемы. К слушанию музыки обращается и воспитатель, организуя данный процесс как занятие или инициируя детей к самостоятельному восприятию музыкальных произведений. Слушают музыку дети и в семье, посещая с родителями концерты, музыкальные спектакли и т. п.

Анализ учебных пособий по методике музыкального воспитания дошкольников (Н. А. Ветлугина, О. П. Радынова, А. Н. Зимина и др.) убеждает нас в важности разработки и презентации вариативных педагогических технологий организации процесса восприятия музыки дошкольниками. Это связано с тем, что сегодня возможности музыки в целостном развитии и воспитании ребенка-дошкольника существенно расширены. Воспитывающий потенциал музыки зависит от того, каким образом осуществляется профессионально-педагогическая работа по музыкальному восприятию, какие технологии, и с какой целью используют воспитатель, музыкальный педагог, родители в работе с детьми в детском саду и дома.

  Предлагаемые исследователями методы и приемы организации восприятия музыки дошкольниками требуют сегодня, на наш взгляд, определенной систематизации действий педагога с учетом направленности восприятия на определенный аспект развития ребенка.       Широко применяемые традиционные методы и приемы также нуждаются в обновлении.

Конкретизируем возможности процесса восприятия музыки в целостном развитии ребенка-дошкольника, т.е. назовем аспекты развития, которые обеспечивают процесс восприятия музыки детьми:

• эмоциональное развитие;

• социализация и культурация, ( интериоризация- переход извне внутрь -накопленных в истории культуры знаний, ценностей, идеалов;(М.С. Каган)

• развитие основных, познавательных процессов — мышления, памяти, внимания, воображения, интереса, собственно восприятия;

• особым образом организованный процесс восприятия музыки, влияющий на развитие исполнительских умений и творчества в художественных видах детской деятельности — речевой, игровой, изобразительной.

  На каких же принципах базируются предлагаемые вариативные педагогические технологии организации процесса восприятия музыки дошкольниками?

1. Принцип гуманизации — ведущий принцип образования, предполагающий учет личности ребенка, индивидуальной логики его развития в процессе восприятия музыкальных произведений.

2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, показывающий необходимость использования первичной диагностики восприятия музыки детьми и учитывающий ее результаты и основные новообразования возраста в ходе работы по слушанию музыки.

3. Принцип учета и развития субъектных качеств и свойств ребенка в ходе восприятия музыки, означающий учет музыкальных интересов и направленности ребенка на конкретный вид детской музыкальной деятельности, активности, инициативности и самостоятельности, своеобразия и характера музыкального опыта; развития этих качеств и свойств в музыкальной деятельности.

4. Принцип субъект-субъектного взаимодействия в процессе организации восприятия музыки, означающий свободу реакций и высказываний ребенка в ходе слушания музыкальных произведений, недопущение педагогом насильственных, жестких мер, ограничивающих порывы ребенка. Ребенок может выбирать виды художественной деятельности, в которой нашло бы воплощение услышанное им в музыке, выступать инициатором слушания музыки, называть воспитателю музыкальные произведения, которые он хочет послушать, вносить предложения по репертуару. Педагог должен участливо откликаться на эти инициативы.

5. Принцип педагогической поддержки, направляющий действия педагога на оказание помощи ребенку, испытывающему те или иные затруднения в процессе восприятия музыки. Основной задачей воспитателя становится решение совместно с ребенком сложной ситуации адекватными, доступными способами и приемами. Основным критерием реализации данного принципа становится удовлетворенность дошкольника самой деятельностью и ее результатами, снятие эмоциональной напряженности и некомфортности.

6. Принцип профессионального сотрудничества и сотворчества, означающий обязательное профессиональное взаимодействие музыкального педагога и воспитателя в процессе организации восприятия музыки дошкольниками, как в целом и всего процесса музыкального воспитания и развития воспитанников ДОУ. Принцип подразумевает тесное сотрудничество с семьей ребенка в контексте проблем музыкального развития и специалистами, работающими в детском саду.

7. Принцип целенаправленности процесса восприятия музыки детьми. Восприятие — это целенаправленный процесс. Задачи, которые решаются ребенком в ходе восприятия музыкальных произведений, разнообразны, и педагогу необходимо знать, ради достижения какой цели организуется музыкальное восприятие. Целенаправленность процесса восприятия позволит определить этапы педагогической технологии, оснастить их адекватными методами и приемами, содействующими лучшему пониманию и проникновению ребенка в музыкальное произведение, музыкальный образ.

8. Принцип отбора музыкальных произведений в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, означающий необходимость критериального отбора музыкальных произведений для достижения конкретной цели посредством их слушания.

9. Принцип систематичности и последовательности в организации процесса восприятия музыки детьми, предполагающий планомерную работу по восприятию музыкальных произведений дошкольниками, постепенное усложнение музыкального содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, связь содержания, форм, средств и методов работы.

10. Принцип продуктивности процесса детского восприятия музыкальных произведений, означающий, что результатом восприятия музыки может явиться некий творческий продукт, например образ, воплощенный в рисунке, танце, мелодии, игре, слове и т. д.

11. Принцип синкретичности, подразумевающий объединение разнообразных методов активизации восприятия музыки детьми в условиях педагогической технологии, а также объединение различных способов художественно-творческой деятельности дошкольников.

Обобщенный алгоритм действий педагога в процессе организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста обусловлен логикой четырех последовательных этапов:

1. привлечение детского внимания к слушанию музыки, настрой на восприятие; первичное слушание детьми музыкального произведения, знакомство с ним, погружение в него;

2. повторное слушание с последующим музыкальным анализом, разбором впечатлений и используемых средств музыкальной выразительности;

3. закрепление представлений о прослушанной музыке в музыкальном опыте ребенка, запоминание произведения, готовность рассуждать о нем, оценивать, желание послушать его еще раз;

4. создание условий для выражения ребенком результатов музыкального восприятия в деятельности — игровой, художественной, двигательной.

  Напомним, что в условиях вариативности технологий организации восприятия музыки детьми данный алгоритм может дополняться подэтапами, новыми этапами, не нарушающими общий ход музыкального восприятия, каждый этап должен оснащаться новыми педагогическими приемами, отличаться разнообразием этих приемов с учетом музыкального опыта ребенка, его индивидуальных особенностей. Рассмотрим некоторые вариативные технологии организации восприятия музыки детьми дошкольного возраста, апробированные в практике дошкольного образования и позволившие получить высокие развивающие результаты.

  Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие познавательного процесса дошкольников — творческое воображение.

Цель: развитие творческого воображения старших дошкольников в процессе восприятия музыки.

Этапы технологии:

1 этап — организация развивающей среды в группе.

2 этап — накопление у детей музыкального опыта, практических умений в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации); активизация творческого воображения.

3 этап — самостоятельная продуктивная деятельность детей. На данном этапе предполагается организация слушания музыки, после чего дети смогут выразить свои фантазии в изобразительной деятельности (рисовании и аппликации).

Деятельность педагога на 1-м этапе заключается в создании музыкальной зоны для слушания музыки, которая должна содержать проигрыватель или магнитофон,

музыкальный центр, кассеты или грампластинки с записью музыкальных произведений, портреты известных композиторов, книги музыковедческого характера, доступные детям,

хорошо иллюстрированные детские книги, могут быть также иллюстрации к музыкальным произведениям, репродукции картин, подобранные воспитателем. После организации музыкальной зоны или уголка для слушания музыки необходимо провести беседу с воспитанниками на тему «Что нового появилось у нас в группе?», настраивая их тем самым на конкретный вид музыкальной деятельности.

  На 2-м этапе педагог осуществляет работу по накоплению детьми представлений, впечатлений и эмоциональных переживаний в ходе восприятия музыки, активизирует творческое воображение детей с помощью специальных игр и упражнений. Осуществляется данная работа в определенной логике.

  Вводная часть. Разминка. Игры и упражнения (2—3), направленные на активизацию творческого воображения детей.

Основная часть. Организация процесса восприятия детьми музыкальных произведений (1 — 2), беседа о них, проведение различных музыкальных дидактических игр.

  Заключительная часть. Проведение нескольких игр (2 — 3) на развитие творческого воображения детей в изобразительной деятельности (рисовании).

  Такую работу воспитатель проводит с детьми 1 — 2 раза в неделю в течение всего учебного года совместно с музыкальным руководителем. По результатам работы (за один месяц) необходимо провести промежуточную диагностику, используя метод наблюдения и диагностики творческого воображения.

  Наблюдение проводится на музыкальных занятиях, в процессе слушания музыки по следующим критериям:

• интерес к слушанию музыки, сосредоточенность;

• готовность самостоятельно определять характер музыкального произведения, опираясь на изменения доминирующих средств музыкальной выразительности (ритм, темп, динамику и т.д.), впечатления и эмоции, которые она вызвала у них;

• стремление передать характер услышанного музыкального произведения, своеобразие музыкального образа в движении, действиях под музыку;

• самостоятельность детей в процессе слушания музыки, организация восприятия музыкальных произведений по их собственной инициативе.

Работа на заключительном этапе технологии осуществляется в форме интегрированных музыкально-изобразительных занятий.

  Необходимое оборудование: музыкальный центр, СD-диски с записью музыки, бумага, фломастеры, краски, мелки, карандаши, кисточки (по количеству детей).

  В ходе занятия детям предлагается прослушать «интересные истории, которые расскажет музыка». Особенно подчеркивается то, что музыка «рассказывает» свои истории всем детям, но никому не рассказывает одинаковых. Тем самым делается попытка активизировать творческое воображение каждого ребенка. После этого дети слушают музыкальное произведение, название которого не сообщается, чтобы не ограничивать детское воображение.

  После слушания детям предлагается нарисовать то, что им «рассказала» музыка. В процессе рисования музыкальное произведение воспроизводится еще 2 — 3 раза для активизации и развития фантазии. По окончании рисования дети комментируют свои рисунки.

  Тем, кто испытывает определенные затруднения, воспитатель оказывает педагогическую поддержку .

Использование музыки в развитии творческого воображения детей 5-го года

жизни.

Конспект занятия на музыку М. П. Мусоргского «Балет невылупившихся птенцов» (из сюиты «Картинки с выставки»)

  Цель: активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

Задачи:

1. Обогащение представлений детей о «птенцах» и «невылупившихся птенцах».

2. Активизация детской фантазии и вербальных реакций (высказываний) детей по поводу музыки.

3. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

Атрибуты: качественная аудиозапись музыки «Балет невылупившихся птенцов» из фортепианной сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» (например, в исполнении С. Рихтера), магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками.

Ход занятия

Воспитатель. Посмотрите, дети, кто к нам в гости пришел, такой желтенький, пушистенький, неуклюжий. Кто же это такой?

Правильно, это птенчик! Чей же это детеныш, как вы думаете? Это птенец курочки, цыпленок. Давайте посмотрим на картину, она называется «Птичий двор», чьих птенцов мы там с вами увидим?

Кто-нибудь видел когда-нибудь живых птенцов? Где вы их видели, расскажите,

пожалуйста, нам очень интересно. Ой, что-то наш птенец хочет рассказать, только он пока не может говорить громко, он ведь еще совсем маленький и он один, а нас вон как много.       Давайте прислушаемся...

  Наш птенец рассказал, что он очень скучает по своим еще не вылупившимся братикам и сестренкам. Как вы думаете, ребятки, а где живут невылупившиеся птенцы?

  Композитор Модест Петрович Мусоргский не только знал, где живут невылупившиеся птенцы, но и сочинил про них целую историю, да не простую, а музыкальную. Хотите ее послушать? (Обращается к игрушечному птенцу.) А ты, наш пушистенький птенчик, хочешь послушать?

  Давайте устроимся поудобнее и будем слушать музыку, а слушая, представим себе, какие это птенцы, что они делают, какое у них настроение. (Слушание музыки.)

  Вам понравилась музыка, ребятки? О чем она рассказала? Как вам кажется, что делают эти невылупившиеся птенцы?

  Правильно, наши невылупившиеся птенцы танцуют, им весело, танец их немного неуклюж, ведь они еще совсем крохотные! А музыка, под которую они танцуют, так и называется: «Балет невылупившихся птенцов». Итак, что вы представили себе, пока звучала музыка? (Воспитателъ подсказывает детям, указывая на яйцо.) Да! Это танец яиц, или птенцов, которые еще не вылупились! Но характеры у них уже разные. Посмотрите-ка друг на друга, вы ведь тоже все разные, непохожие. А как мы с вами узнали, что птенцы разные, непохожие? Как нам музыка показала это? Давайте еще раз послушаем, и пусть каждый представит своего птенца в яйце, а потом расскажет нам про него свою историю. Вот и наш птенец тоже хочет рассказать про свою сестренку или братишку.

(Повторное слушание музыки. Затем дети рассказывают про своих придуманных птенцов, а воспитатель задает уточняющие вопросы, активизируя фантазию ребенка.)

  Воспитатель. Наш птенец очень рад, ведь благодаря музыке и вашим рассказам у него столько братьев и сестренок появилось. А теперь, чтобы наш гость еще больше обрадовался, давайте нарисуем для него невылупившихся птенцов, каждый нарисует своего птенца, и мы устроим выставку ваших работ, а птенца оставим наедине со своими родственниками. Всем будет хорошо и весело.

  Вы рисуйте, а музыка будет помогать вам, она подскажет, как разукрасить птенцов, какие подобрать для них цвета. Может быть, кто-то из вас нарисует не одного, а двух или даже трех птенцов. Пожалуйста, начинайте рисовать, а я включу музыку, вот так негромко, пусть звучит и помогает вам рисовать. А наш птенец будет наблюдать за вашей работой и постарается выбрать себе самого красивого братика или сестренку, а с ними и самого лучшего художника-фантазера.

  (Дети рисуют под музыку, которая звучит несколько раз, так как произведение непродолжительно по звучанию. Лучше использовать ее как фон в начале и в конце рисования.)

  Молодцы ребятки! Какие красивые рисунки у вас получились! (Анализ детских работ.)

Воспитатель (обращаясь к игрушечному птенцу). Ты доволен, птенец? Ведь у тебя появились братик и сестренка. А кто у нас самый лучший фантазер в группе? Согласна с тобой, все ребята молодцы, все очень постарались. А теперь соберем рисунки, расположим их на стенде и посадим нашего птенца рядышком, пусть любуется.

  Для самостоятельной деятельности детей можно предложить танец-импровизацию «Балет невылупившихся птенцов» или коллективную лепку.

Конспект игры-фантазии на музыку В. Гаврилина «Часики» (из цикла «Зарисовки» для фортепиано в 4 руки)

  Цель: развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста в процессе восприятия музыкальных произведений. Задачи:

1. Обогащение представлений детей о времени, часовом механизме.

2. Активизация детской фантазии.

3. Развитие танцевального творчества и импровизации в передаче музыкального образа.

4. Развитие самостоятельной творческой деятельности детей в процессе слушания музыки.

5. Развитие интереса к музыкальному искусству.

  Атрибуты: качественная аудиозапись музыкальной пьесы «Часики» из альбома В. Гаврилина «Зарисовки» (в исполнении Н. Новик и Р. Хараджаняна), музыкальный центр, часы разных моделей (настенные, ручные мужские и женские, карманные, часы-кулон, часы-кольцо, игрушечные часики, секундомер и др.), картины с крупным изображением разнообразных старинных часов (каминные, напольные, настенные, часы с кукушкой, часы на башнях и др.).

  Ход игры: во время тихого часа воспитатель организует в группе лавку часового мастера Тик-Така, в которой собраны самые разные часы. Старинные часы заменят репродукции или увеличенные фотографии. В роли часовщика может выступить один из воспитателей или музыкальный руководитель.

  Воспитатель. Давайте, ребятки, поскорее проснемся, приведем себя в порядок, подкрепимся и будем собираться в увлекательное путешествие, в гости к старому мастеру Тик-Таку. Он нас давно уже ждет.

  Посмотрим, куда мы с вами попали, в какой удивительный магазин, сколько в нем разных часов! Кто мне скажет, зачем нам с вами нужны часы? А у кого есть дома часы? Расскажи, какие у тебя часы. А есть у кого-нибудь часы, похожие на часы из лавки Тик-Така? Интересно, а где же сам хозяин такого богатства?

Тик - Так. Здравствуйте, дети, будьте здоровы, берегите время! Меня зовут Тик-Так. Догадались, почему? А вас как зовут? Тебя? И тебя? (Обращается к каждому ребенку.)   Попробуйте произнести свое имя в такт моим любимым часам: тик-так, тик-так Та-ня, Ди-ма, Ле-на, Ри-та... А теперь представьте, что вы — часики, такие красивые, звонкие... Маятник покачивается, и вы покачивайтесь: ровненько, спинки прямые, красивые. Молодцы, замечательно получилось! Мои часы могут многому вас научить.

  Давайте поиграем в такую игру: я буду рассказывать вам историю моих часов, а вы попробуете угадать, про какие именно часы я говорю. Согласны? Начнем (кратко и понятно, выделяя самые существенные детали, описывает некоторые из часов). Молодцы, почти все угадали. Но хватит, я больше рассказывать не хочу, обычно в это время я слушаю музыку и вас приглашаю на маленький концерт. Но концерт этот с секретом, ведь музыка моя тоже про мои любимые часы. Давайте послушаем ее и подберем к ней часы из моей лавки. (Дети рассаживаются, звучит музыка.) Как вам кажется, ребята, про какие часы эта музыка? Покажите. Почему ты так решил?

  А я никак не могу отгадать, что-то не получается. Давайте послушаем еще раз. (Обращается к ребенку, который не смог ответить с первого раза.) А ты теперь как думаешь, какие часы похожи на эту музыку? Почему ты так считаешь? Интересный выбор.

  А мне кажется, что таких часов здесь нет, хотя у меня есть целая коллекция! Но оказывается, я ошибался (расстроен, плачет).

Воспитатель. Ребята, мы должны успокоить Тик-Така, помочь ему, он ведь так расстроился!   Как же нам помочь ему? А давайте-ка сами превратимся в часы и представим, что часики, которые он не может найти, это каждый из нас. Тогда у Тик-Така будет большой выбор и он обрадуется, станет снова веселым. Я сейчас включу музыку, а вы, слушая, придумывайте, какие часики вы будете изображать, стрелочки в них должны ходить в такт, четко, под настроение музыки, да и сами часики должны быть непростыми, а волшебными.

(Дети под музыку создают пантомиму «Часики».)

  Если дети не готовы к пантомимическим импровизациям, можно предложить им, используя лекала, нарисовать часы, украсить их любым орнаментом, который они самостоятельно придумают, слушая музыку.

Воспитатель. Пожалуйста, замрите и помните, что вы сейчас часы, а не мальчики и девочки, и находитесь в лавке Тик-Така.

Тик-так (удивленно). Вот же они, эти замечательные часы из моей музыки!!! И эти похожи, и эти, и это снова они!!! Как много часиков появилось, вот что значит волшебная сила музыки!

  Такие прекрасные часики, может быть, они оживут и станцуют танец, и я потанцую вместе с ними. Часики, оживите и давайте танцевать под эту волшебную музыку! Не спеша, спокойно, уравновешенно.

  (Танцевальная импровизация под музыку. Воспитатель и Тик-Так помогают детям участвовать в коллективном танце.)

Тик-так. Какая красота! В моей лавке так весело еще никогда не было. Спасибо вам, ребята, я сфотографировал часики, которые вы изображали и теперь сделаю выставку в своей лавке, буду слушать музыку и смотреть на фотографии, буду радоваться, вспоминать вас. Но время идет... Вам пора собираться домой, не теряйте свое время, до свидания, мои юные друзья!

Воспитатель. Как это хорошо — дарить радость людям, правда, дети? А какие вам понравились часики больше всего? А музыка вам понравилась? Кто угадал настроение часиков из музыки? Какое оно было? Почему ты так решил? А ты? Молодцы!

  Теперь наведем порядок и будем собираться на прогулку, будем ждать, когда за вами придут ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. У них тоже есть часы, поэтому они приходят вовремя.

  В свободной  деятельности  детям   можно   предложить нарисовать часы, которые   они     только  что  изображали, или предложить подгруппе детей   нарисовать   танец   часиков   на

большом  листе бумаги.  Звуковым фоном может стать музыкальная зарисовка.

  Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие эмоциональной сферы, успешную социализацию.

  Цель: обогащение и развитие представлений детей об эмоциях и чувствах посредством восприятия музыкальных произведений.

Этапы технологии:

1 этап — развитие музыкально-слухового опыта детей, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.

2 этап — обучение приемам отражения результатов восприятия в различных видах художественно-творческой деятельности.

3 этап — организация деятельности по самостоятельному отражению продуктов восприятия в различных видах деятельности.

  Основу содержания системы интегрированных занятий составляет репертуарное планирование музыкальных и художественных произведений, которое включает в себя различные виды искусства (музыка, изобразительное искусство, литература, хореография).

  Содержание интегрированных занятий объединяется в блоке тем «Времена года», доступном и интересном детям данного возраста. Занятия проводятся в течение 2 месяцев.

  Первый этап работы направлен на развитие музыкально-слухового опыта детей и предполагает знакомство с различными музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов: П. Чайковского, Г. Свиридова, А. Вивальди, В. Моцарта, Р. Шумана и других. На данном этапе рассматривается возможность знакомства детей с музыкой через призму ознакомления с произведениями других видов искусства (живописи, литературы, хореографии), объединенных тематикой, созвучных по образному содержанию. Этап состоит из 12 занятий. Каждое занятие включает:

• прослушивание музыкальных произведений, просмотр репродукций картин, чтение художественной литературы;

• беседы с детьми. Первые беседы направлены на развитие целостного восприятия — определение эмоционально-образного содержания музыки, осознание детьми чувств, настроений, выраженных в музыкальном произведении. Последующие беседы посвящены развитию дифференцированного восприятия — выделения выразительных средств, с помощью которых создан музыкальный образ;

• музыкальные игры и игровые задания, такие, например, как «Музыкальные сыщики», совместное художественное моделирование содержания музыкального произведения и его характера, задания на сравнение — нахождение аналогий в музыкальных произведениях и произведениях изобразительного искусства: настроение в картине и настроение в музыке, краски в живописи и краски (тембры) звучания музыкальных инструментов, созвучность музыкальных и поэтических произведений.

  В конце первого этапа работы проводится музыкальная викторина «Угадай-ка» с целью закрепления и актуализации знаний и представлений, полученных детьми.

  Второй этап работы включает 5 занятий по обучению приемам отражения продуктов восприятия в различных видах художественной деятельности.

Структура занятий:

1. прослушивание детьми музыкальных произведений;

2. беседы с детьми, направленные на анализ музыкальных произведений (эмоционально-образного содержания, характера, настроения, оттенков);

3. творческие задания, способствующие развитию умения выражать свои музыкальные впечатления, свое отношение к эмоционально-образному содержанию музыкального произведения в творческой художественной исполнительской деятельности (пластика, рисунок, оркестровка и т.д.). Например, «Нарисуй музыку», «Сочини музыкальную сказку», «Я танцую музыку», «Ожившие картинки», «Оркестр» и др.

  В конце второго этапа работы проводится интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес», с целью развития эмоциональной отзывчивости на музыку, формирования музыкальных, словесных и зрительных образов, привития умения отражать их в различных видах художественно-творческой деятельности.

  Заключительный, третий, этап работы предполагает создание условий для самостоятельного отражения результатов восприятия музыки в различных видах художественной деятельности.

Педагогическая технология организации восприятия музыки детьми старшего дошкольного возраста, направленная на развитие игровой деятельности и игровых умений дошкольников.

  Цель: обогащение и развитие сюжетов детских игр старших дошкольников посредством восприятия музыкальных произведений.

1 этап — обогащение музыкально-слухового опыта детей новыми музыкальными впечатлениями и образами в ходе слушания музыкальных произведений.

2 этап — обучение детей умениям переноса музыкального образа в игровой с дальнейшим развитием сюжетной игры.

3 этап — развитие игровой деятельности дошкольников за счет восприятия новых музыкальных произведений.

Количество детей, участвующих в процессе восприятия музыки — 6—8 человек .

Реализация педагогической технологии.    Алгоритм действий педагога на каждом из этапов педагогической технологии.         Формы педагогического

взаимодействия и организация детской деятельности.

 

1. Введение.         Беседа с детьми с целью установки на восприятие музыкального произведения и активизация реакций на музыку.

 2. Организация восприятия музыки. Слушание музыки.

 3. Реагирование на музыку в движении.         Передача образа и сюжетной линии музыки через игровое действие под музыку (или через свободное манипулирование с игрушкой).

 4. Реагирование на музыку в слове. Сочинительство. Разгадывание сюжетной линии (от действия к слову).

 5. Игровой.         Коллективная игра-фантазия под музыку с помощью педагога.

 6. Итоговый.         Раскрытие детьми сюжета коллективной игры-фантазии через коллективный рассказ.

  Пространство взаимодействия с педагогом: музыкально-игровая среда (удобное для прослушивания музыкальных произведений место в групповой комнате, расположение детей свободное — на ковре, на подушечках, на мягких игрушках).

  Необходимый инструментарий: магнитофон или музыкальный центр, кассеты, иллюстрированные картинки, куклы, элементы костюмов. (фото №3)

  Игра-фантазия «Полет шмеля» на музыку Н. А. Римского-Корсакого «Полет шмеля»

Воспитатель приглашает детей занять удобные места на ковре, который «перенесет» их в волшебную страну. Появляется шмель.

Воспитатель. Ребята, в стране, куда мы с вами попали, шмель не может говорить на человеческом языке, но он может рассказывать о своих приключениях с помощью музыки.

О том, где шмель побывал, что с ним произошло, с кем он повстречался, мы сейчас услышим. Слушайте внимательно, а потом покажите своими действиями то, что услышали (звучит «Полет шмеля» Н. А. Римского-Корсакого).

  После прослушивания произведения дети-«шмели» по очереди движениями, мимикой «рассказывают» историю, которую они представили себе при прослушивании данного произведения. Остальные разгадывают «немые» комментарии своих сверстников. Таким образом ,сочиняется коллективный сюжет. Далее воспитатель предлагает всем «шмелям» выйти на полянку.

  Звучит «Полька», и дети под музыку начинают танцевать, сопровождая танец разными действиями, на которые их побуждает музыка. Затем все возвращаются на волшебный ковер.

Воспитатель. Расскажите, что происходило на полянке, где встретились шмели?

Дети рассказывают о том, во что они сейчас играли.

  Таким образом, отдельные сюжетные линии соединяются в один игровой сюжет.

Игра-фантазия «Приключение бабы-яги и ее подружки бабки-ёжки» с использованием произведений А. Лядова «Баба-яга» и П. Чайковского «Баба-яга» .

  Рекомендуемый материал: коробка, в ней две игрушечных бабы-яги. Дети сидят на удобных подушечках полукругом.

Воспитатель. Ребята, у меня в коробочке кто-то спрятался и не хочет выходить до тех пор, пока вы не отгадаете кто это. Чтобы легче было угадать, я включу музыку, которая подскажет вам.

  Послушайте пьесу композитора Анатолия Константиновича Лядова и скажите, какой характер изображен в музыке?

(Дети слушают отрывок из оркестровой пьесы А. Лядова «Баба-яга».)

Дети. Характер музыки злой, колючий, прыгающий.

Воспитатель. Как вы думаете, кого изобразил композитор такой «злой», «колючей» музыкой?

Дети. Наверное, Бабу-ягу. Она злая, хитрая, прыгает и летает в ступе.

Воспитатель. Послушайте музыку еще раз и убедитесь, что вы правы (звучит отрывок из пьесы Лядова).

Воспитатель (вынимает игрушечную бабу-ягу из коробки). Надоело Бабе-яге прятаться, захотелось ей на волю выбраться да с подружкой своей, Бабкой-ёжкой, повидаться, в силах помериться (вынимает из коробки вторую игрушку).

  Послушайте, как композитор Петр Ильич Чайковский рассказал про нее в своей музыке. (Дети слушают фортепианную пьесу П. Чайковского «Баба-яга».) А теперь давайте подумаем, что общего в музыке первой и второй пьес? В чем отличие?

Дети. И в том и в другом произведении музыка недобрая, мрачная. Первую пьесу исполняет оркестр, вторая звучит на фортепиано, и она не такая страшная.

Воспитатель. Попробуем подвигаться под музыку, показать, как ведут себя Бага-яга и Бабка-ёжка. (Звучат отрывки из музыки Лядова и Чайковского, дети в движениях демонстрируют поведение персонажей.)

Воспитатель. Итак, у нас есть две подружки Баба-яга и Бабка-ёжка, они такие разные, но обе получили приглашение на праздник к Кощею Бессмертному. Давайте разделимся на две группы: одна будет представлять Бабу-ягу, а другая — Бабку-ёжку. (Воспитатель берет на себя роль Кощея.)

  Игра продолжается...

  Таким образом можно реализовать  формы педагогического взаимодействия и организации детской деятельности.

Литература:

Басов М. Я. Восприятие // Избр. психол. произв. — М., 1975. — С. 352—376.

Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. — С. 229— 244.

Восприятие музыки / Ред.-сост. В. Н. Максимов. — М., 1980. Генезис сенсорных способностей / Под ред. Л. А. Венгера. — М., 1976.

Готсдинер А. Л. Генезис музыкального восприятия // Музыкальная психология. — М., 1993. — С. 84—103.

Запорожец А. В. Развитие ощущений и восприятий в раннем и дошкольном детстве // Избр. психол. труды: В 2 т. — М., 1986. — Т. 1 — С. 91—99.

Ендовицкая Т. В., Зинченко В. П., Рузская А. Г. Развитие ощущений и восприятий // Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. — М., 1964. — С. 13—71.

Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972.

Немов Р.С. Психология: В 2 кн. — М., 1994. — Кн. 1. — С. 154—168.

Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. — М., 1986. — С. 266—276.

Петрушин В. И. Развитие музыкального восприятия // Музыкальная психология. — М., 1997.— С. 175—182.

Радынова О. П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. — М., 1998. — С. 79—91.

Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. — М., 1964. — С. 38.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

Этот материал полезен для объяснения педагогом о необходимости совместной работы, помощь музыкальнуму руководителю...

Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста

"Влияние музыки на детей - благодатно и чем ранее они начнут испытывать его на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой язык её невыговариваемых глаголов, но запечатают их в сердце... пе...

"Педагогические технологии организации процесса восприятия музыки детьми дошкольного возраста"

Слушание музыки детьми осуществляется в процессе музыкально-педагогической работы, в ходе участия во всех видах детской музыкальной деятельности, на досуговых мероприятиях и праздниках. Музыкальный ру...