Мастер-класс для педагогов «Создание условий для развития познавательной активности детей»
материал на тему

Чудинова Ирина Аркадьевна

Цель: Расширение  знаний педагогов  о создание условий для развития познавательной деятельности детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_pedagogov.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

 «Скажи мне и я забуду.

   Покажи мне и я запомню.

   Вовлеки меня в процесс, и я пойму.

   Отойди и я буду действовать»

Конфуций

Познавательно – исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребёнка.

В дошкольный период «островки» познавательно – исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, «вплетаясь» в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей нового материала. Присоединяющиеся к действию образ – символ и слово позволяют ребёнку перейти от внешнего - «действенного» - экспериментирования с вещами к вербальному исследовательскому поведению.

К старшему дошкольному возрасту познавательно – исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребёнка со своими – познавательными – мотивами: осознанным намерением понять, ка устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой – либо сфере жизни.

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятным будет своевременное прохождение этапов развития восприятия, мышления, речи. Наличие соответствующего материала позволит не только поддержать изначально присущую ребёнку любознательность, не дать ей «заглохнуть», но и развивать познавательные интересы.
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая  жажда  новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить - значит сделать шаг в неизведанное. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Наша задача - помочь детям в проведении этих исследований, сделать их полезными.

Так,  ϖ    в возрасте 2-3 лет преобладающими должны быть объекты для исследования в реальном действии с небольшим включением образно – символического материала;
ϖ    в 3-4 года объекты для исследования усложняются и становятся более разнообразными, а образно – символический материал начинает занимать большее место;
ϖ    в 4-5 лет в дополнение к усложняющимся реальным объектам и образно – символическому материалу могут вводиться простейшие элементы нормативно – знакового материала;
ϖ    в 5-7 лет должны быть представлены все типы материалов с более сложным содержанием.
Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности, педагога и ребенка. А. В. Запорожец.

Главная  задача  познавательного  развития  ребенка

  •    формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении разнообразных умственных задач.

Формы  экспериментирования

  • совместная деятельность педагога и воспитанника
  • самостоятельная деятельность детей

3  блока по  экспериментированию:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие животных организмов, их приспособление к окружающей среде и др.);
  • Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др.);
  • Человек (функционирование организма, рукотворный мир, преобразование предметов и др.).

Последовательность детского экспериментирования.

  • Проблемная ситуация.
  • Целеполагание.
  • Выдвижение гипотез.
  • Проверка предположения.
  • Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось)
  • Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулирование выводов (как получилось).

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Как я это делаю?
  • Почему я это делаю именно так, а не иначе?
  • Зачем я это делаю, что хочу узнать, что получилось в результате?

Условия для проведения эксперимента

  • Создание РППС в групповой комнате
  • Максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними.
  • Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов.
  • Показ только существенных сторон явления или процесса.
  • Отчетливая видимость изучаемого явления.
  • Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Основные  формы  организации познавательной деятельности детей

  • проектная деятельность;
  •  специально организованные занятия (НОД);
  • познавательно-игровая деятельность. как самостоятельная, так и организованная воспитателем (дидактические , сюжетно- дидактические игры и т.п.);
  • экспериментирование

На столах в зале лежат предметы для экспериментов – калейдоскопы, бубны, цветные карандаши, лист бумаги, молоточек. Педагоги садятся за стол.

Ведущие: Как вы думаете, для чего нам нужны эти предметы?

Ведущие: Да совершенно верно, чтобы провести эксперименты, в которых вы можете использовать эти предметы. Вы можете подойти и выбрать оборудование, необходимое для проведения экспериментов. Мы вам предлагаем провести 2 опыта: «Зеркала создают картинки», «Услышать и увидеть звук».

Педагоги берут оборудование и проводят опыты. После проведения опытов проводится рефлексия.

Рефлексия:

Ведущие:

  • Как вы это делали?
  • Почему делали  именно так, а не иначе?
  • Зачем вы  это делали, что хотели узнать, что получилось в результате?
  • Важно ли создавать условия для экспериментирования?

Ведущие: Что же развивает исследовательская деятельность?

Ответы педагогов.

Ведущие: Нам было приятно с вами  работать. Спасибо  Вам и мы думаем, что в вашей группе  созданы  благоприятные условия для развития познавательной деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Создание условий для развития познавательной активности детей»

Становление познавательно – исследовательской деятельности в значительной мере зависит от условий жизни детей. Чем полнее и разнообразнее представляемый им материал для исследования, тем более вероятн...

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования а также взаимодействия детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования

Цель-  развитие познавательной активности детей дошкольного возраста  посредством экспериментирования с объектами и явлениями окружающей действительности Задачи образовательного цикла:п...

Создание условий для развития познавательной активности детей дошкольного возраста.

Формируя многосторонние, глубокие, устойчивые и действенные интересы ребенка, педагог-психолог формирует личность ребенка в целом, обогащая его ум. Желание узнать как можно больше, расширить свой круг...

«Создание условий для развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности».

Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, ...

Презентация на тему: Личный вклад педагога в создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования

Спланированная и организованная деятельность по созданию условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования позволяет достичь максимального эффекта и оптимальных резул...

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ 1 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

АКТУАЛЬНОСТЬ С первых дней жизни у малышей появляется жажда активной деятельности, стремление действенным путём познать окружающий предметный мир и явления. Младший возраст – это первая ступеньк...

Консультация для воспитателя " Создание условий для развития познавательной активности детей"

Познавательно-исследовательская деятельность имеет огромное значение для развития восприятия, мышления, речи ребенка....