Процедура проведения самоанализа качества дошкольного образования
методическая разработка на тему

Боровенская Ирина Юрьевна

В процессе ежедневной работы, за множеством насущных проблем и трудностей, требующих немедленного решения, очень трудно удерживать основные задачи дошкольной организации по воспитанию и обучению детей. Не просто ответить на вопрос, насколько хорошо работает весь коллектив детского сада и отдельные педагоги, достаточно ли полно удовлетворяются потребности детей и их семей. Данный учебный материал представлен в виде рекомендации для использования инструментов при проведении общественно-профессиональной оценки качества дошкольного образования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz.docx18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Процедура проведения самоанализа качества дошкольного образования

Цели и задачи самоанализа

В процессе ежедневной работы, за множеством насущных проблем и трудностей, требующих немедленного решения, очень трудно удерживать основные задачи дошкольной организации по воспитанию и обучению детей. Не просто ответить на вопрос, насколько хорошо работает весь коллектив детского сада и отдельные педагоги, достаточно ли полно удовлетворяются потребности детей и их семей.

Если отойти от привычной (во многом зависящей от личности проверяющего) оценки уровня сформированности у детей определенных знаний, умений и навыков, то по каким критериям можно установить, насколько хорошо работает дошкольная образовательная организация (ДОО)? Существует подход к анализу различных аспектов деятельности дошкольной организации, альтернативный традиционному, подход, который позволит ответить на этот непростой вопрос.

Самоанализ решает задачу рефлексии сотрудниками дошкольной организации собственной деятельности. Его особенность, в отличие от традиционных плановых инспекторских проверок, состоит в том, что первоначальный и всесторонний анализ собственной работы проводят сами сотрудники ДОО. В самоанализе принимают участие все: администрация ДОО, ее сотрудники, родители. 

С помощью самоанализа сотрудники и администрация могут выявить сильные и слабые стороны в своей работе и сконцентрировать свое внимание на тех аспектах, которые требуют улучшения. Самоанализ позволит изменить профессиональную позицию каждого сотрудника, делая его активным участником совершенствования работы дошкольной организации. Любое улучшение, даже если его осуществление потребует времени и усилий, повысит качество образовательных услуг, оказываемых детям и их семьям, активизирует творческий потенциал сотрудников.

При проведении самоанализа предлагается использовать несколько процедур:

  1. наблюдение в группах,
  2. анкетирование,
  3. анализ документации.

Для процедуры наблюдения в группах и для анализа документации разработаны специальные бланки – листы оценивания (в текстовом формате они представлены в Приложении II). На них представлены показатели, на которые следует ориентироваться при проведении самоанализа, а также индикаторы, по которым оцениваются эти показатели. Показатели и индикаторы показателей определяют направления самоанализа, которые соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к условиям реализации Программы в ДОО в следующих пяти образовательных областях:

социально-коммуникативное развитие;

● познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие;

● физическое развитие

При этом показатели самоанализа по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие ребенка» распределены по следующим разделам:

1. Взаимодействие взрослых с детьми

2. Социально-личностное развитие

3. Развитие игровой деятельности

Показатели по образовательной области «Познавательное развитие» включают следующие пять разделов:

1. Развитие в деятельности конструирования

2. Развитие мышления, элементарных математических представлений

3. Развитие элементарных естественнонаучных представлений

4. Развитие экологической культуры детей

5. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

        Показатели самоанализа по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» также распределены по трем разделам:

1. Развитие ребенка в изобразительной деятельности

2. Развитие ребенка в музыкальной деятельности

3. Развитие ребенка в театрализованной деятельности

Таким образом, оценка качества реализации Программы в ДОО в процессе наблюдения в группах может осуществляться по 14 направлениям, конкретизирующим пять образовательных областей Программы в соответствии с ФГОС ДО, а также включает оценку развивающей предметно-пространственной среды в детском саду.

Анализ документации ДОО также сориентирован на поиск подтверждений для оценки деятельности ДОО по приведённым показателям.

Анкетирование педагогов и родителей представляет собой важную часть оценки качества дошкольного образования в процессе самоанализа. Для проведения анкетирования разрабатываются анкеты, которые позволяют проанализировать образовательные запросы и образовательные ожидания родителей, а также сопоставить их с представлениями педагогов об образовании и развитии детей. Такая «перекрестная» информация позволит детскому саду наиболее эффективно учесть точку зрения родителей, наладить диалог между педагогами и родителями, а также обеспечит наилучшее вовлечение семьи в образовательный процесс ДОО. В конечном итоге все проведенные процедуры самоанализа приводят к наиболее полной и «стереоскопической» оценке качества реализации основной образовательной программы в дошкольной образовательной организации. При этом такая оценка проводится в соответствии с требованиями ФГОС ДО к психолого-педагогическим условиям реализации Программы в ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных информационных технологий при проведении мониторинга качества дошкольного образования

В данной статье автор рассматривает возможности сервиса Plickers, при проведении мониторинга качества дошкольного образования. Приложение позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории (род...

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРНИГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В данной статье автор рассматривает возможности сервиса Plickers, при проведении мониторинга качества дошкольного образования. Приложение позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории (род...

Рабочая группа по проведению процедуры объективного самообследования качества предоставляемого образования

Приказы об участии в работе рабочей группы по проведению процедуры объективного самообследования качества предоставляемого образования...

Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования МКДО-2021 в детском саду

Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования МКДО-2021 в детском саду...