Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования МКДО-2021 в детском саду
статья

Шеленок Ольга Анатольевна

Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования МКДО-2021 в детском саду

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shelenok_o.a._opyt_provedeniya_mkdo_2021_v_detskom_sadu.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт проведения мониторинга качества дошкольного образования МКДО-2021 в детском саду

Шеленок Ольга Анатольевна, старший воспитатель

 Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад компенсирующего вида № 225» г. Саратова

 

В этом году наша область впервые участвовала в грандиозном проекте МКДО-2021. В нашей области в проекте участвовало 118 дошкольных образовательных организаций, в том числе и наш детский сад.

Мониторинг качества дошкольного образования РФ призван создать информационные условия для управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования (далее – ДОО), выполнения требований нормативно-правовых актов РФ, а также удовлетворения потребностей физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, сформировать надежную основу для инициатив, направленных на устойчивое развитие ДОО и системы дошкольного образования Российской Федерации в целом.

Организация МКДО осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.

Научное руководство проекта по разработке материалов МКДО осуществляет АНО ДПО «Национальный институт качества образования».

Федеральный координатор МКДО - Майорова Мария Анатольевна, региональный координатор МКДО - Проказова Марина Александровна.

В августе 2021 года я была назначена приказом заведующего координатором МКДО от ДОО. 

Мы познакомились с нормативными документами, на основании которых организована работа по мониторингу:

1. Письмо Управление оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ от 18.06.2021 № 08-111 «О проведении мероприятий по мониторингу качества дошкольного образования в 2021 году»

2. Приказ Министерства образования Саратовской области от 31.08.2021 № 1497 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования в 2021 году» с приложениями.

МКДО предусматривает многоуровневый сбор, обработку, систематизацию и анализ информации: на уровне организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне органов местного самоуправления, на уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и на федеральном уровне.

        Для ознакомления с условиями проведения мониторинга нам были предложены несколько документов:

- Концепция МКДО-2021

- Описание порядка проведения МКДО 0-7 (текстовый документ на 12 листах)

- Методические рекомендации по проведению МКДО 0-7 в субъектах РФ (текстовый документ на 52 листах)

        Вначале я не представляла всего объема предстоящей работы, но изучив инструкцию, поняла большую ответственность роли Координатора ДОО за всех участников (руководитель ДОО, Координатор ДОО, Рабочая группа ДОО, Педагог ДОО, а также родители (законные представители) воспитанников ДОО).

        Обучение участников проекта осуществлялось после каскадной регистрации пользователей на единой информационной платформе МКДО (ЕИП МКДО) посредством самостоятельного просмотра видеозаписей учебных вебинаров и презентаций.

        В ходе обучения мы познакомились со структурой, регламентом, планом-графиком проведения МКДО в 2021 году, инструкциями для участников МКДО.

Объектами МКДО являются:

- организация в целом

- «типичная» группа ДОО, которая была выбрана системой после заполнения нескольких отчетных форм.

        МКДО предусматривает структурированный анализ следующей информации:

– нормативно-правовой заявительной, собираемой путем анкетирования и интервьюирования участников МКДО, проведения самооценок с использованием структурированных электронных форм;

– профессиональных наблюдений за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации квалифицированными специалистами ДОО, уполномоченными руководителем ДОО для проведения внутренней оценки качества дошкольного образования

– экспертных наблюдений внешнего эксперта МКДО за реализуемым образовательным процессом и условиями его реализации;

– информации о вовлеченности родителей (законных представителей) в образовательную деятельность ДОО и об удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников ДОО качеством образовательного процесса и условиями его реализации.

Сбор, обработка, систематизация и анализ информации МКДО проводится с использованием Единой информационной платформы МКДО (ЕИП МКДО), предусматривающей каскадную интеграцию данных, собранных участниками МКДО.

        План-график состоит из нескольких этапов, где заданы временные рамки выполнения работы. В таблице 1 представлен фрагмент этого плана. Мы включились в работу на втором этапе Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО с 10 сентября 2021 года.

Этап 2. Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО

2.1. Обучение сотрудников ДОО проведению оценки качества с использованием Инструментария МКДО.

2.2. Формирование и утверждение приказом Руководителя ДОО рабочей группы МКДО в ДОО в составе не менее трех человек.

2.3. Сбор контекстной информации и ее ввод в электронную форму МКДО «Профиль ДОО»

До 10 сентября

2021 г.

2.4. Проведение самооценки педагогами ДОО с использованием электронной формы «Листа самооценки педагога ДОО» в ЕИПМКДО.

2.5. Проведение внутренней оценки качества реализуемых образовательных программ дошкольного образования в ДОО рабочей группой ДОО.

2.6. Внутренняя оценка качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа Шкал МКДО в части показателей качества

Уровня 1.

2.7. Проведение внутренней оценки качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО с использованием Шкал МКДО и оценочного листа МКДО в части показателей качества

Уровня 2 Администрацией ДОО / Координатором ДОО

До 15 октября

 2021 г.

2.8. Составление Отчета о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в ДОО.

2.9. Составление отчета «Качество дошкольного образования в ДОО» (ЕИП МКДО).

До 15 октября 2021 г.

В ходе проведения внутреннего мониторинга качества дошкольного образования в ДОО мы заполняли:

1.  Электронную форму «Профиль ДОО».

2.  Электронную форму «Анкета педагога ДОО» (каждый педагог индивидуально).

3.  Электронную форму «Анкета руководителя ДОО».

4. Электронную форму формы «Анкета администратора ДОО».

5.  Электронную форму «Лист самооценки педагога ДОО» (каждый педагог индивидуально).

6.  Электронную форму «Внутренняя оценка качества образовательных программ ДОО».

7. Электронную форму «Анкета родителей / законных представителей воспитанника ДОО» (анонимно, индивидуально).

8. Электронные формы «Оценочный лист Шкал МКДО» для ДОО и для каждой отдельной группы.

В связи с неблагополучной эпидемиологической обстановкой в РФ в 2021 году на платформе ЕИП МКДО представлено два варианта заполнения Шкал комплексного мониторинга качества дошкольного образования: «Полный» и «Упрощенный».

Наше учреждение выбрало полный вариант заполнения Шкал МКДО 2021, так как мы первый раз выполняем данную работу.

Шкалы МКДО содержат показатели по 9 областям качества:

1) Образовательные ориентиры;

2) Образовательная программа;

3) Содержание образовательной деятельности;

4) Образовательный процесс;

5) Образовательные условия;

6) Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

7) Взаимодействие с родителями;

8) Здоровье, безопасность и повседневный уход;

9) Управление и развитие.

В каждой из областей качества предусмотрен набор показателей качества.

Показатели также разделены на уровни:

Уровень 1. Показатели качества МКДО для групп ДОО.

Уровень 2. Показатели качества МКДО для ДОО в целом.

Система показателей МКДО включает 70 показателей качества МКДО для ГРУПП ДОО и 25 показателей качества МКДО для ДОО в целом.

К каждому из показателей, в шкалах МКДО представлено более 10 индикаторов, позволяющих повысить надежность измерительного инструментария. Некоторые индикаторы сопровождаются примерами, позволяющими точнее понять суть и направленность индикатора.

        В полном варианте заполнения шкал мы внимательно изучаем каждый индикатор, сравниваем с фактически наблюдаемой ситуацией и выставляет необходимую отметку индикатору. Содержательное изучение всех индикаторов и взвешенный выбор позволяет нам объективно оценить текущий уровень, определить ориентиры для повышения качества, заложить фундамент для построения траектории развития ДОО и получить адресные рекомендации по повышению образования педагогов.

Упрощенный  вариант предъявляет высокие требования к пониманию уровневых индикаторов и их корректному применению при оценке каждого показателя на каждом уровне, он подходит больше для повторного прохождения мониторинга.

Шкала МКДО предусматривает базовую 5-уровневую систему оценивания:

1. Требуется серьезная работа по повышению качества

2. Качество стремится к базовому

3. Базовый уровень  

4. Хорошее качество

5. Превосходное качество.

При этом в Оценочном листе Шкал МКДО предусмотрена возможность фиксации также нулевого уровня качества и неприменимости требований показателя к оценке отдельных ДОО. Таким образом, отметка каждого показателя может иметь 7 возможных состояний.

За период участия в проекте (а это вместо двух месяцев по графику фактически затянулось на четыре месяца)  мы столкнулись с некоторыми трудностями, на которые следует обратить внимание и учесть в дальнейшем.

Так:

1. Был нарушен план-график проведения МКДО, в связи с этим работа в ДОО началась с опозданием:

- 10.09.2021 – прошел первый организационный региональный вебинар, а по графику обучение уже должно было закончиться до 10.09.2021.

- 14.09.2021 – регистрация Координатора ДОО, но материалы для работы в личном кабинете отсутствовали.

- не было точно определено время на ожидание и размещение на платформе в личном кабинете Координатора ДОО материалов в виде инструкций для ознакомления участников и электронных форм для заполнения.

- постоянные задержки размещения на ЕИПМКДО последующих задач и переносы сроков их выполнения нарушали текущий режим работы учреждения. Например, опрос родителей продлился до 10 ноября 2021 года, 2 этап «Внутренний мониторинг качества дошкольного образования в ДОО» был завершен 24 ноября 2021 года.

- несоответствие сроков проведения внешней экспертизы. Ожидание учреждением данного этапа продлилось до 15 декабря 2021 года.

2. Процедура громоздкая долгосрочная, очень большой объем заполнения различных электронных форм, которые предполагается заполнять поэтапно, в строгой последовательности. Большие временные затраты работы у компьютера одного или нескольких лиц. Так заполнение электронной формы шкал 2 уровня заняло около 15 часов.

3. МКДО предполагает владение участниками довольно сложной научной терминологией и понимание специфических определений. В зависимости от уровня профессиональной грамотности и ответственности не все педагоги готовы заниматься глубоким анализом и заполняли анкеты и листы самооценки невдумчиво. Заполнение листов самооценки педагогами практически выходит из-под контроля, чем больше педагогов, тем больше рисков.

4. Обучение и освоение процедур МКДО Координатором ДОО и рабочей группы ДОО проходило самостоятельно, отсутствовало сопровождение работы на местах по мере поступления новых задач со стороны регионального и муниципального координаторов. Просмотр записей учебных вебинаров, текстов рекомендаций занимает достаточно много времени, чтобы разобраться во всем, но не дает возможности задать уточняющие вопросы как эффективно выполнить задание. Возникающие вопросы обсуждались лишь с коллегами других ДОО. И зачастую просто использовался метод «проб и ошибок».

 5. Недостаточное количество компьютеров в учреждении, оснащение интернетом одного рабочего места осложняло выполнение работы в рабочее время. Основная работа по заполнению различных электронных форм выполнялась педагогами в домашних условиях в личное время, поэтому заинтересованность педагогических работников падала.

6. По этой же причине очень сложно организовать работу рабочей группы, так как у специалистов разные графики работы, а нужно осуществить подход к заполнению электронной формы у одного компьютера, т.е. выполнение задач происходит в нерабочее время.

7. Роль Координатора ДОО требует постоянного погружения в данную работу, нахождения на платформе по нескольку раз в день, удерживания информации обо всех происходящих процессах, сбоях, затруднениях – это очень сложно выполнить одному человеку, а делегировать другим участникам хотя-бы  часть работы не рационально, чтобы не допустить новых ошибок.

Так как, в настоящее время дистанционный этап внешнего мониторинга экспертом проведен: изучение результатов внутреннего мониторинга (внутренней оценки) качества образования в ДОО, профиля типичной ГРУППЫ ДОО; изучение нормативно-правовых документов и другой документированной информации, определяющих и связанных с реализуемой образовательной деятельностью ДОО, представленных в открытом доступе на официальном сайте ДОО и размещенных в помещениях ДОО, мы ожидаем проведения (20-24 декабря 2021) этапа выездного экспертного мониторинга качества дошкольного образования в ДОО. Эксперт проведет:         опрос педагогических сотрудников, Координатора ДОО, администрации; экспертные наблюдения за фактически реализуемой образовательной деятельностью в выбранной «типичной» группе, а также в ДОО в целом.

Вот перечень основных отчетных форм МКДО в разрезе уровней МКДО, которые мы получим в итоге.

Уровень ДОО

  1. Отчет о самооценке педагога ДОО.
  2. Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу группы ДОО.
  3. Отчет о внутренней оценке качества дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу ДОО.
  4. Отчет о результатах независимой оценки качества образования в ДОО (удовлетворенности потребителей, общественной и общественно-профессиональной оценки, оценки партнеров и поставщиков).
  5. Отчет о самообследовании ДОО (опционально).
  6. Итоговый экспертный отчет о качестве образовательной деятельности и деятельности по присмотру и уходу ДОО.
  7. Качество дошкольного образования в ДОО.

Муниципальный уровень

  1. Экспертный отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в муниципалитете субъекта Российской Федерации.
  2. Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в муниципалитете субъекта Российской Федерации.

Региональный уровень

  1. Итоговый отчет о качестве дошкольного образования и услуг по присмотру и уходу в субъекте Российской Федерации.

В итоге  мы сможем увидеть свой рейтинг среди ДОО - участников МКДО в результате ранжирования и наметить пути дальнейшего развития ДОО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение современных информационных технологий при проведении мониторинга качества дошкольного образования

В данной статье автор рассматривает возможности сервиса Plickers, при проведении мониторинга качества дошкольного образования. Приложение позволяет реализовать быструю обратную связь от аудитории (род...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...