Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.
статья

Юргита Альбяртовна Поцюте

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены особенности построения организационного процесса внедрения шкал МКДО в образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Использование шкал МКДО22.42 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ШКАЛ МКДО (МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ) В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ю.А Поцюте, к.п.н. И.А. Селиверстова

Россия, г. Челябинск, ЮУрГГПУ

yrgita174@mail.ru

Аннотация: статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации. Рассмотрены особенности построения организационного процесса внедрения шкал МКДО в образовательной организации.

Abstract The article is devoted to the allocation of organizational and pedagogical conditions for the use of MKDO scales (monitoring the quality of preschool education) in managing the quality of education in a preschool educational organization. The features of the construction of the organizational process for the implementation of the MKDL scales in an educational organization are considered.

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, квалификация, повышение квалификации, методическая работа, методическая служба, методическая поддержка.

Key words: organizational and pedagogical conditions, qualifications, advanced training, methodical work, methodical service, methodological support

Улучшение системы менеджмента качества дошкольного образования в России выделено как общая цель МКДО. С внедрением МКДО ожидается своевременное получение объективной и достоверной информации о качестве дошкольного образования на всех уровнях.

В то же время внедрение шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования пока не распространяется на все дошкольные образовательные организации. Это связано со сложностью и комплексностью этой технологии. Поэтому необходимо создать организационно-педагогические условия для эффективного внедрения данной методики [3].

А.А. Володин в качестве организационных условий выделяет сущностную составляющую комплекса объектов, явлений или процессов, от которых зависят другие условные явления (объекты, явления или процессы), и влияет на целенаправленное и упорядоченное формирование среды, в которой это явление имеет место [1].

Под организационно-педагогическими условиями мы будем понимать комплекс внешних условий, предназначенных для осуществления функций управления, а также внутренних характеристик системы управления, которые позволяют обеспечить полноценную деятельность образовательной организации и поддерживать высокое качество образовательного процесса.

В качестве организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации можно выделить следующие:

  1. Повышение уровня квалификации   администрации в области менеджмента в целом и системы использования шкал МКДО в частности.
  2. Планирование повышения квалификации преподавателей, в том числе, в области контроля качества образования в ДОО.
  3. Обеспечение деятельности администрации по методической поддержке профессионального развития педагогов.

Рассмотрим подробнее каждое из организационно-управленческих условий.

1. Повышение уровня квалификации   администрации в области менеджмента в целом и системы использования шкал МКДО в частности.

Ключевой фигурой, от которой зависит успешность и эффективность деятельности дошкольной образовательной организации, является заведующий (заместитель заведующего). Эффективность работы педагогического коллектива, качество образовательного процесса, а также успешность учебного заведения в целом зависят, прежде всего, от того, насколько хорошо он умеет управлять персоналом.

Следует отметить, что управленческая составляющая, вопрос управления качеством – это то, с чем многие детские сады сталкиваются впервые. Важно, чтобы организации могли еще до прихода контролирующих органов выявить проблемы и поработать над их решением, самостоятельно оценив каждую область и показатель качества [4].

Руководитель дошкольной образовательной организации должен:

  • освоить инструментарий Шкал МКДО;
  • познакомиться с различными моделями оценивания показателей Шкал МКДО;
  • уметь проводить оценку качества показателей Шкал МКДО;
  • использовать результаты оценки показателей Шкал МКДО в целях повышения качества образования в ДОО;
  • разработать внутреннюю систему оценки качества образования в ДОО.

2.Планирование повышения квалификации преподавателей, в том числе, в области контроля качества образования в ДОО.

Главная задача повышения квалификации в рамках использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации – удовлетворить потребности педагогов в получении полного спектра необходимой информации в сфере новейших научных достижений, а также передового опыта по вопросам обеспечения качества образования в ДОО.

При этом, педагогам нужны четкие и стабильные ориентиры качества образовательного процесса, чтобы они смогли правильно организовать свою работу и достигнуть хороших результатов.

При организации повышения квалификации педагогов может быть использован весь арсенал методов  дополнительного профессионального обучения: от длительной курсовой подготовки, то проведения тренингов, семинаров и самообразования педагогов.

3.Обеспечение деятельности администрации по методической поддержке профессионального развития педагогов

Внедрение шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации требует предоставления педагогам своевременной и комплексной методической поддержки во всей их профессиональной деятельности.

Методическая служба дошкольной образовательной организации решает вопросы методической поддержки педагогам.

Целью методической службы является обновление учебных программ, повышение профессиональной компетентности педагогов и своевременное оказание им методической помощи [5]. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении непосредственно связана с деятельностью методической службы.

Выбор содержания повышения квалификации педагога, форм и методов его реализации определяется в планах дошкольной образовательной организации: программе развития, годовом плане и ежемесячных планах работы.

Таким образом, управление качеством образования в дошкольной образовательной организации посредством внедрения шкал МКДО во многом определяется тем, как руководители дошкольной образовательной организации владеют методикой контроля, как глубоко ими могут быть исследованы установленные факты, выявлены наиболее характерные зависимости. Недостаточные знания в сфере менеджмента в целом и системы использования шкал МКДО в частности приводит на этапе выработке цели и формирования задач к неконкретности, расплывчатости, а порой к необоснованности принимаемых решений. Также руководитель ДОО должен обеспечить постоянную систему повышения квалификации педагогов и своевременную методическую поддержку.

Литература

  1. Володин А.А. Анализ содержания понятия «Организационно-педагогические условия»  [Электронный журнал]  / А.А. Володин, Н.Г. Бондаренко // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. – 2014. – №2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-soderzhaniya-ponyatiya-organizatsionno-pedagogicheskie-usloviya.
  2. Менеджмент в образовании [Текст]: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.] , под редакцией С. Ю. Трапицына. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 413 с.
  3. МКДО 2020. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации [Текст] / И.Е. Федосова. – Москва : Издательство «Национальное образование», 2020.– 48 с.
  4. Роньжова, Н. В. Система контроля как условие управления образовательной организацией [Текст] / Н.В. Роньжова // Молодой ученый. – 2016. – №20. – С. 726-728.
  5. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами: учебное пособие для вузов [Текст] / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. – Москва : Медиа, 2019. – 423с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации

Одним из путей решения проблемы обеспечения качества дошкольного образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности-мониторинга качества дошкольного образования с учетом с...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации мониторинга качества образования в дошкольной образовательной организации. Дано определение понятию «мониторинг качества образования&raq...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...