«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»
материал
ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»). Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 25.98 КБ |
prezentatsiya_ekers.pptx | 601.18 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение шкал ECERS-R
для комплексной оценки качества образования
в дошкольных образовательных организациях»
Слайд 1. Здравствуйте! Позвольте представить Вашему вниманию презентацию на тему «Применение шкал Эйкерс для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».
Слайд 2.Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, обеспечивающую качество предоставляемых образовательных услуг.
Ключевые слова в определении «качество образования» в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» – это комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОС ДО, достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).
В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели.
Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.
Основные проблемы современной оценки качества определяются двумя моментами: во-первых, надо оценивать развитие, а не усвоение знаний, во-вторых, оценка должна быть максимально объективной.
Слайд 3.
Традиционно дошкольное образование оценивается как вполне благополучное, и речь идет о его доступности, но не о качестве. Эффективной оценкой качества дошкольного образования может стать широко используемый в мировой практике инструмент оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R (Экерс).
Слайд 4.
Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США), впоследствии он был модифицирован в 2005 году, а позже совместно с британскими специалистами была создана дополнительная шкала, делающая акцент на подготовке детей к освоению учебных умений Экерс –Е (2010 г.). Для дошкольного образования это шкалы ECERS – R.
Перевод и адаптация текста шкал в России проводились в рамках проекта Всемирного банка под руководством Тиграна Шмиса и Елены Юдиной.
Слайд 5.
Актуальность, концепция-
Изменение традиционной практики дошкольного образования.
Обучение, ориентированное на развитие.
«Активный и компетентный ребенок» – итог ДО
Принципы:
* поддержка «активного учения»,
* участие ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне,
* уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр.
Слайд 6
ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»). Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.
Экерс – Р разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. Адаптированного перевода для других возрастных категорий детей дошкольного возраста пока нет.
При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок». Как указывают Тельма Хармс и соавторы, с самого начала ECERS был ориентирован на концепцию «Обучения, ориентированного на развитие»
Слайд 7
Эта концепция была разработана для американской Национальной ассоциации по образованию детей младшего возраста и включала ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. В одном из пособий для педагогов в сжатом и популярном виде концепция DAP (обучение, ориентированное на развитие) описывается так:
В хорошем детском саду дети:
• создают, а не действуют по образцу;
• двигаются, а не ждут;
• решают проблемы, а не просят педагога их решить;
• говорят, а не пассивно слушают;
• действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;
• делают выбор, а не повинуются;
• пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;
• создают искусство, а не воспроизводят образцы;
• решают, а не пассивно соглашаются;
• ценят процесс, а не только результат;
• задают вопросы, а не просто слушают;
• выводят ответ, а не получают его от взрослого;
• учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;
• распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.
Слайд 8
Можно сказать что, идея ECERS, их ценностная направленность соответствует требованиям ФГОС ДО: в обоих случаях речь идет о создании условий для воспитания активного и компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кроме того, как и указано во ФГОС ДО, оцениваться должны, прежде всего, условия образовательной среды, а не индивидуальные достижения детей.
Слайд 9
Исследования показывают, что ECERS достаточно гибкий инструмент для того, чтобы оценивать разные образовательные условия. Поскольку в основании шкал ECERS лежит именно идея активного обучения в дошкольном возрасте, шкалы оказались востребованными в разных странах как инструмент оценки качества образования.
Слайд 10
Рассмотрим, как устроены шкалы Экерс –Р. Каждая шкала имеет показатели и индикаторы.
В шкале Экерс – Р – семь подшкал, 43 показателя и индикаторы. Балл по каждому показателю оценивается индикатором от 1 до 7 баллов.
Слайд 11
На данном слайде представлены 7 подшкал. В каждой подшкале разное количество показателей. Так, например, в подшкале «Простарнство и обстановка» - 8 показателей, «Режим личной гигиены» – 6 показателей и т. д. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы.
Слайд12
В ЭКЕРС-Р входят 7 подшкал :
1 . предметно-пространственная среда
Внутреннее помещение.Мебель для повседневного ухода, игр и учения.Мебель для отдыха и комфорта.
Обустройство пространства для игр.Места для уединения.Связанное с детьми оформление пространства.
Пространство для игр, развивающих крупную моторику.Оборудование для развития крупной моторики.
2.присмотр и уход за детьми.
Встреча /прощание. Приём пищи / перекусы.Сон / отдых.Пользование туалетом / пеленание.
Гигиена.Безопасность.
3.речь и мышление.
Книги и иллюстрации.Стимулирование общения между детьми.Использование речи для развития мыслительных навыков. Повседневное использование речи.
4. виды активности
Мелкая моторика.Искусство.Музыка / движение.Кубики. Песок / вода.Ролевые игры.Природа / наука.
Математика /счёт.Использование телевизора, видел и / или компьютеров. Содействие принятию многообразия.
5.взаимодействие.
Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей.Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной активности).Дисциплина.Взаимодействие персонала и детей. Взаимодействие детей друг с другом.
6.структурирование программ
Распорядок дня.Свободная игра.Групповые занятия.Условия для детей с ограниченными возможностями
7. родители и персонал.
Условия для родителей.Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
Условия для удовлетворения професс. потребностей персонала.Взаимодействие и сотрудничество персонала.Сопровождение работы и оценивание персонала.Возможности для профессионального роста
Слайд 13
Результаты оценки среды при помощи шкал ECERS признаются в экспертном сообществе как надежные. Во-первых, в ECERS предъявлены основания оценки. Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). Инструмент хорошо сбалансирован, поскольку собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды. Субъективность оценки минимальна, благодаря множеству пояснений к каждому из индикаторов. Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора).
Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:
• Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
• Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
• Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
• Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?
Слайд 14
Качество дошкольного образования не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребёнок. Разработка системы оценки качества деятельности ДОО на основе ФГОС ДО должна основываться на активности ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержки детской инициативы, сетевом взаимодействии участников образовательных отношений.
Слайд 15
В завершении хотелось отметить, что шкалы Экерс- Р идеально подходит для оценки качества работы дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия: 1) критериям качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам; 2) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Оценивание качества дошкольного образования Эффективные системы оценки качества образования – системы, которые предоставляют нужную информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества образования.
Оценивание качества дошкольного образования Авторитетный современный инструмент оценки качества ДОО – Шкалы оценки качества образовательной среды ECERS-R
Шкалы оценки среды ( Environment Rating Scales ) ECERS-R – шкала оценки среды в дошкольных учреждениях SACERS – шкала оценки среды в школах FCCERS – шкала оценки среды в семейном воспитании ITERS - шкала оценки среды и ухода для малышей ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ, А НЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 1980 г. – США 2005 г. – модифицированная модель Т.Хармс и др. Перевод и адаптация ECERS в России Перевод и адаптация текста шкал, использовавшихся в исследовании, проводились в рамках проекта Всемирного банка (руководители: к.п.н. Т.Г. Шмис , к.пс.н ., проф. Е.Г. Юдина) Перевод и издание ECERS – R (2016 )
Актуальность, концепция Изменение традиционной практики дошкольного образования. Обучение, ориентированное на развитие. «Активный и компетентный ребенок» – итог ДО * поддержка « активного учения», * участие ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, * уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. «Дух ECERS » – это ценность среды, создающей условия для эмоционального благополучия детей , а также развития детской активности и произвольности , позволяющей активно стартовать в школе. Это означает, что шкала соответствует тем представлениям о качественном дошкольном образовании, которое сформировалось в экспертном образовательном сообществе к началу ХХI века. Принципы:
Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций , реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций.
ECERS : идея «зарождающейся грамотности » (концепция DAP ) ДЕТИ Создают, а не дублируют Двигаются, а не ждут Решают проблемы, а не просят педагога их решить Говорят, а не пассивно слушают Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти Делают выбор, а не повинуются Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях Создают искусство, а не воспроизводят образцы Решают, а не пассивно соглашаются Ценят процесс, а не только результат Задают вопросы, а не просто слушают Выводят ответ, а не получают его от взрослого Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам Распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы
Практика, ориентированная на развитие « Developmentally appropriate Practice » Дети создают, а не действуют по образцу; учатся в игре и в активном исследовании; делают выбор, а не повинуются; выводят ответ, а не получают его от взрослого пишут свои книжки, а не выполняют стандартные упражнения; говорят, а не пассивно слушают. ФГОС дошкольного образования Развивающий характер образования Поддержка индивидуальности ребенка Вариативность Поддержка детской инициативы Мобильность и трансформируемость среды Инструмент ECERS соответствует идеологии ФГОС (создание условий для развивающего образования в детском саду).
Использование ECERS в международных исследованиях США Великобритания Италия Швеция Германия Греция Португалия Испания Норвегия Корея Сингапур Румыния Кипр Южная Корея Исландия
Структура шкалы ECERS-R : Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования ( ECERS ) ? шкала ECERS-R Под-шкала 1 Под-шкала 5 Под-шкала 7 Под-шкала 2 Под-шкала 3 Под-шкала 4 Под-шкала 6 Показатель 1 Показатель 2 Показатель 3 Показатель 9 Показатель 10 Показатель 11 - шкала состоит из 7 подшкал ; подшкалы включают в общей сложности 43 показателя ; балл по каждому показателю оценивается по индикаторам (1 – 7 баллов); Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов и далее и далее
Структура шкалы ECERS-R : Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования ( ECERS ) ? Подшкалы Пространство и обстановка (8 показателей) Режим личной гигиены (6) Мышление и рассуждение (4) Занятия (10) Взаимодействие (5) Структура времени (4) Родители и персонал (6) Показатель I Показатель II Индикатор 1 Индикатор 2 Индикатор 3 Индикатор 2 Индикатор 1 Индикатор 3 Показатели по индикаторам
Предметно-пространственная среда Присмотр и уход за детьми Речь и мышление Виды активности Взаимодействие Структурирование программы Родители и персонал Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R
Оценка качества дошкольного образования : Оценка детских результатов ( тестовые методы и шкалы наблюдений за ребенком в спонтанной и организованной активности) Оценка условий – образовательной среды как преобладающая тенденция Закон «Об Образовании в Российской Федерации»: нельзя оценивать качество образования в дошкольном возрасте по детским результатам.
Оценка качества дошкольного образования : ФГОС ДО – новая парадигма управления образовательной деятельностью ФГОС ДО решительно отходит от такого взгляда на образование и от основанной на нем системы оценки . На передний план выходит активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержка детской инициативы, сетевое взаимодействие .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации
Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации...
Применение шкалы ECERS-R для современной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.
Для эффективности оценки качества образовательной деятельности необходимо подобрать такие критерии, которые могли бы оценить качество образования дошкольного образовательного учреждения. При это...
Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...
«Применение современного инструмента оценки качества в дошкольных образовательных организациях ШКАЛЫ ECERS – R».
Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей де...
Выступление. Тема " Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации". август 2017г.
Выступление на районной педагогической конференции 2017 год....
Комплексная система внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения
Данная Технология комплексной системы внутренней оценки качества образованиядошкольного образовательного учреждения разработана в дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающе...
Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения
Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...