«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»
материал

 ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства,  времени и взаимодействие.  Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее  развитие  ДОО в области обеспечения качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst.docx25.98 КБ
Файл prezentatsiya_ekers.pptx601.18 КБ

Предварительный просмотр:


«Применение шкал ECERS-R
для комплексной оценки качества образования
в дошкольных образовательных организациях»

Слайд 1. Здравствуйте! Позвольте представить Вашему вниманию презентацию на тему «Применение шкал Эйкерс для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях».

Слайд 2.Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей деятельности, обеспечивающую качество предоставляемых образовательных услуг.

Ключевые слова в определении «качество образования» в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федерации» – это комплексная характеристика образовательной деятельности, степень соответствия ФГОС ДО,  достижение планируемых результатов (целевых ориентиров).

 В последние десятилетия аналитики образования слово «качество» повторяют чаще других слов. Но, тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели.

Говоря о дошкольном образовании, можно с уверенностью сказать, что требования к качеству предъявлялись всегда, однако появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте.

Основные проблемы современной оценки качества определяются двумя моментами: во-первых, надо оценивать развитие, а не усвоение знаний, во-вторых, оценка должна быть максимально объективной.

Слайд 3.

Традиционно дошкольное образование оценивается как вполне благополучное, и речь идет о его доступности, но не о качестве. Эффективной оценкой качества дошкольного образования может стать широко используемый в мировой практике инструмент оценки среды дошкольного образования шкалы ECERS-R (Экерс).

Слайд 4.

Этот инструмент был разработан в 1980 году в университете Северной Каролины (США), впоследствии он был модифицирован в 2005 году, а позже совместно с британскими специалистами была создана дополнительная шкала, делающая акцент на подготовке детей к освоению учебных умений Экерс –Е (2010 г.). Для дошкольного образования это шкалы ECERS – R.

Перевод и адаптация текста  шкал в России проводились в рамках проекта Всемирного банка под руководством Тиграна Шмиса и Елены Юдиной.

Слайд 5.

Актуальность, концепция-

Изменение традиционной практики дошкольного образования.

Обучение, ориентированное на развитие.

«Активный и компетентный ребенок» – итог ДО

Принципы:

* поддержка «активного учения»,

* участие ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне,

* уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр.

Слайд 6

 ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства,  времени и взаимодействие.  Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее  развитие  ДОО в области обеспечения качества.

Экерс – Р разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет. Адаптированного перевода для других возрастных категорий детей дошкольного возраста пока нет.

При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок». Как указывают Тельма Хармс и соавторы, с самого начала ECERS был ориентирован на концепцию «Обучения, ориентированного на развитие»

Слайд 7

Эта концепция была разработана для американской Национальной ассоциации по образованию детей младшего возраста и включала ряд важных принципов: поддержку «активного учения», участия ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. В одном из пособий для педагогов в сжатом и популярном виде концепция DAP (обучение, ориентированное на развитие) описывается так:

В хорошем детском саду дети:

• создают, а не действуют по образцу;

• двигаются, а не ждут;

• решают проблемы, а не просят педагога их решить;

• говорят, а не пассивно слушают;

• действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти;

• делают выбор, а не повинуются;

• пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях;

• создают искусство, а не воспроизводят образцы;

• решают, а не пассивно соглашаются;

• ценят процесс, а не только результат;

• задают вопросы, а не просто слушают;

• выводят ответ, а не получают его от взрослого;

• учатся важным умениям, а не абстрактным концептам;

• распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы.

Слайд 8

Можно сказать что, идея ECERS, их ценностная направленность соответствует требованиям ФГОС ДО: в обоих случаях речь идет о создании условий для воспитания активного и компетентного ребенка, любознательного и умеющего продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Кроме того, как и указано во ФГОС ДО, оцениваться должны, прежде всего, условия образовательной среды, а не индивидуальные достижения детей.

Слайд 9

Исследования показывают, что ECERS достаточно гибкий инструмент для того, чтобы оценивать разные образовательные условия. Поскольку в основании шкал ECERS лежит именно идея активного обучения в дошкольном возрасте, шкалы оказались востребованными в разных странах как инструмент оценки качества образования.

Слайд 10

Рассмотрим, как устроены шкалы Экерс –Р. Каждая шкала имеет показатели и индикаторы.

В шкале Экерс – Р – семь подшкал, 43 показателя и индикаторы. Балл по каждому показателю оценивается индикатором от 1 до 7 баллов.

Слайд 11

На данном слайде представлены 7 подшкал. В каждой подшкале разное количество показателей. Так, например, в подшкале «Простарнство и обстановка» - 8 показателей, «Режим личной гигиены» – 6 показателей и т. д. В каждом показателе имеются оценочные индикаторы.

Слайд12

В ЭКЕРС-Р  входят 7 подшкал :

1 . предметно-пространственная среда

Внутреннее помещение.Мебель для повседневного ухода, игр и учения.Мебель для отдыха и комфорта.

Обустройство пространства для игр.Места для уединения.Связанное с детьми оформление пространства.

Пространство для игр, развивающих крупную моторику.Оборудование для развития крупной моторики.

2.присмотр и уход за детьми.

Встреча /прощание. Приём пищи / перекусы.Сон / отдых.Пользование туалетом / пеленание.

 Гигиена.Безопасность.

3.речь и мышление.

Книги и иллюстрации.Стимулирование общения между детьми.Использование речи для развития мыслительных навыков. Повседневное использование речи.

4. виды активности

Мелкая моторика.Искусство.Музыка / движение.Кубики. Песок / вода.Ролевые игры.Природа / наука.

 Математика /счёт.Использование телевизора, видел и / или компьютеров. Содействие принятию многообразия.

5.взаимодействие.

 Присмотр за деятельностью по развитию крупной моторики детей.Общий присмотр за детьми (кроме крупномоторной активности).Дисциплина.Взаимодействие персонала и детей. Взаимодействие детей друг с другом.

6.структурирование программ

Распорядок дня.Свободная игра.Групповые занятия.Условия для детей с ограниченными возможностями

7. родители и персонал.

Условия для родителей.Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.

 Условия для удовлетворения професс. потребностей персонала.Взаимодействие и сотрудничество персонала.Сопровождение работы и оценивание персонала.Возможности для профессионального роста

Слайд 13

Результаты оценки среды при помощи шкал ECERS признаются в экспертном сообществе как надежные. Во-первых, в ECERS предъявлены основания оценки. Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). Инструмент хорошо сбалансирован, поскольку собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды. Субъективность оценки минимальна, благодаря множеству пояснений к каждому из индикаторов. Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора).

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

• Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?

• Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования  детской  любознательности и учения?

• Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?

• Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Слайд 14

Качество дошкольного образования не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребёнок. Разработка системы оценки качества деятельности ДОО на основе ФГОС ДО должна основываться на активности ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержки детской инициативы, сетевом взаимодействии участников образовательных отношений.

Слайд 15

В завершении хотелось отметить, что шкалы Экерс- Р идеально подходит для оценки качества работы дошкольной образовательной организации на основе ФГОС ДО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Подгоренский детский сад№2» Современное дошкольное образование: новые возможности оценки качества образования ECERS – R 2018г. Педагог-психолог Задорожная Л.В .

Слайд 2

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия: 1) критериям качества государственного образования – Федеральным государственным образовательным стандартам; 2) и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность. Оценивание качества дошкольного образования Эффективные системы оценки качества образования – системы, которые предоставляют нужную информацию надлежащего качества и в необходимом количестве для того, чтобы удовлетворить информационные потребности всех заинтересованных групп и тех, кто принимает решения с целью повышения качества образования.

Слайд 3

Оценивание качества дошкольного образования Авторитетный современный инструмент оценки качества ДОО – Шкалы оценки качества образовательной среды ECERS-R

Слайд 4

Шкалы оценки среды ( Environment Rating Scales ) ECERS-R – шкала оценки среды в дошкольных учреждениях SACERS – шкала оценки среды в школах FCCERS – шкала оценки среды в семейном воспитании ITERS - шкала оценки среды и ухода для малышей ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ, А НЕ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА 1980 г. – США 2005 г. – модифицированная модель Т.Хармс и др. Перевод и адаптация ECERS в России Перевод и адаптация текста шкал, использовавшихся в исследовании, проводились в рамках проекта Всемирного банка (руководители: к.п.н. Т.Г. Шмис , к.пс.н ., проф. Е.Г. Юдина) Перевод и издание ECERS – R (2016 )

Слайд 5

Актуальность, концепция Изменение традиционной практики дошкольного образования. Обучение, ориентированное на развитие. «Активный и компетентный ребенок» – итог ДО * поддержка « активного учения», * участие ребенка в исследовании и решении проблем на своем уровне, * уважение к индивидуальным и культурным вариациям и пр. «Дух ECERS » – это ценность среды, создающей условия для эмоционального благополучия детей , а также развития детской активности и произвольности , позволяющей активно стартовать в школе. Это означает, что шкала соответствует тем представлениям о качественном дошкольном образовании, которое сформировалось в экспертном образовательном сообществе к началу ХХI века. Принципы:

Слайд 6

Шкалы ECERS-R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности организаций , реализующих образовательные программы дошкольного образования для детей от 2,5 года до 5 лет. Шкалы могут использоваться руководителями организаций для оценивания эффективности и повышения качества дошкольного образования. Всемирно признанные надёжность и валидность шкал ECERS-R делают их особенно полезными для исследования и оценивания деятельности дошкольных организаций.

Слайд 7

ECERS : идея «зарождающейся грамотности » (концепция DAP ) ДЕТИ Создают, а не дублируют Двигаются, а не ждут Решают проблемы, а не просят педагога их решить Говорят, а не пассивно слушают Действуют в соответствии со своим интересом, а не идут туда, куда им скажут идти Делают выбор, а не повинуются Пишут свои книжки, а не в рабочих тетрадях Создают искусство, а не воспроизводят образцы Решают, а не пассивно соглашаются Ценят процесс, а не только результат Задают вопросы, а не просто слушают Выводят ответ, а не получают его от взрослого Учатся важным умениям, а не абстрактным концептам Распорядок дня построен на детских потребностях, а не на потребностях взрослых или программы

Слайд 8

Практика, ориентированная на развитие « Developmentally appropriate Practice » Дети создают, а не действуют по образцу; учатся в игре и в активном исследовании; делают выбор, а не повинуются; выводят ответ, а не получают его от взрослого пишут свои книжки, а не выполняют стандартные упражнения; говорят, а не пассивно слушают. ФГОС дошкольного образования Развивающий характер образования Поддержка индивидуальности ребенка Вариативность Поддержка детской инициативы Мобильность и трансформируемость среды Инструмент ECERS соответствует идеологии ФГОС (создание условий для развивающего образования в детском саду).

Слайд 9

Использование ECERS в международных исследованиях США Великобритания Италия Швеция Германия Греция Португалия Испания Норвегия Корея Сингапур Румыния Кипр Южная Корея Исландия

Слайд 10

Структура шкалы ECERS-R : Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования ( ECERS ) ? шкала ECERS-R Под-шкала 1 Под-шкала 5 Под-шкала 7 Под-шкала 2 Под-шкала 3 Под-шкала 4 Под-шкала 6 Показатель 1 Показатель 2 Показатель 3 Показатель 9 Показатель 10 Показатель 11 - шкала состоит из 7 подшкал ; подшкалы включают в общей сложности 43 показателя ; балл по каждому показателю оценивается по индикаторам (1 – 7 баллов); Индикатор – описание наблюдаемых действий или объектов и далее и далее

Слайд 11

Структура шкалы ECERS-R : Как устроены шкалы комплексной оценки качества дошкольного образования ( ECERS ) ? Подшкалы Пространство и обстановка (8 показателей) Режим личной гигиены (6) Мышление и рассуждение (4) Занятия (10) Взаимодействие (5) Структура времени (4) Родители и персонал (6) Показатель I Показатель II Индикатор 1 Индикатор 2 Индикатор 3 Индикатор 2 Индикатор 1 Индикатор 3 Показатели по индикаторам

Слайд 12

Предметно-пространственная среда Присмотр и уход за детьми Речь и мышление Виды активности Взаимодействие Структурирование программы Родители и персонал Обзор подшкал и показателей шкалы ECERS-R

Слайд 13

Оценка качества дошкольного образования : Оценка детских результатов ( тестовые методы и шкалы наблюдений за ребенком в спонтанной и организованной активности) Оценка условий – образовательной среды как преобладающая тенденция Закон «Об Образовании в Российской Федерации»: нельзя оценивать качество образования в дошкольном возрасте по детским результатам.

Слайд 14

Оценка качества дошкольного образования : ФГОС ДО – новая парадигма управления образовательной деятельностью ФГОС ДО решительно отходит от такого взгляда на образование и от основанной на нем системы оценки . На передний план выходит активность ребенка как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для психологического комфорта, поддержка детской инициативы, сетевое взаимодействие .

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации

Критерии оценки качества деятельности дошкольной образовательной организации...

Применение шкалы ECERS-R для современной оценки качества в дошкольных образовательных организациях.

Для эффективности оценки качества образовательной деятельности  необходимо подобрать такие критерии, которые могли бы оценить качество образования дошкольного образовательного учреждения. При это...

Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации

Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...

«Применение современного инструмента оценки качества в дошкольных образовательных организациях ШКАЛЫ ECERS – R».

Современные условия диктуют необходимость в том, чтобы дошкольное образовательное учреждение, а затем и школа, выстраивали принципиально новую функциональную личностно-ориентированную модель своей де...

Комплексная система внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения

Данная Технология комплексной системы внутренней оценки качества образованиядошкольного образовательного учреждения разработана в дошкольном образовательном учреждении детский сад  общеразвивающе...

Алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения с использованием элементов Программы производственного контроля учреждения

Данный алгоритм комплексной системы внутренней оценки качества образования дошкольного образовательного учреждения  (далее ДОУ) разработан на основе нормативных правовых актов Российской Федераци...