МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья

Бодрова Ирина Игоревна

Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации мониторинга качества образования в дошкольной образовательной организации. Дано определение понятию «мониторинг качества образования». Определены показатели оценивания качества дошкольного образования. Сделан вывод, что мониторинг даёт возможность понять, на сколько целесообразно применяются педагогические средства в образовательном процессе, а также то, на сколько они адекватно отвечают особенностям возраста и личностным особенностям дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya._monitoring_kachestva_doshkolnogo_obrazovaniya.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 373:371.215

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации мониторинга качества образования в дошкольной образовательной организации. Дано определение понятию «мониторинг качества образования». Определены показатели оценивания качества дошкольного образования. Сделан вывод, что мониторинг даёт возможность понять, на сколько целесообразно применяются педагогические средства в образовательном процессе, а также то, на сколько они адекватно отвечают особенностям возраста и личностным особенностям дошкольников.

Ключевые слова: дошкольная образовательная организация, мониторинг, качество образования, показатели оценивания.

Характеризуя актуальность проблемы изучения мониторинга качества образования, следует отметить, что существующие механизмы мониторинга обладают рядом существенных недостатков: во-первых, основой мониторинга выступают результаты обучения, при этом сам образовательный процесс, определяющий итоги формирования совокупности знаний, умений, навыков, не подвергается анализу. Во-вторых, результаты мониторинга являются недостаточно информативными, поскольку при проведении мониторинга применяются достаточно субъективные балльные отметки и интегральные оценки выполнения диагностических заданий в целом, что не позволяет специалисту определить перечень усвоенных или неусвоенных элементов содержания дошкольного образования.

Таким образом, обозначенные недостатки действующей системы мониторинга качества образования позволяют сформулировать проблему: каковы эффективные механизмы мониторинга качества образования в дошкольной образовательной организации?

Мониторинг качества образования рассматривают с позиции метода, процесса и комплекса мероприятий. Яшнева Е.А. [4] полагает, что мониторинг качества образования необходимо рассматривать в виде целого комплекса мероприятий, которые содержат в себе наблюдение, исследование документации, различных внутренних процессов, которые существуют в дошкольном образовательном учреждении и дают возможность получения оперативной информации о том, в каком состоянии находится весь образовательный процесс, а также могут быть использованы для того, чтобы принимались наиболее оптимальные административные решения, направленные на улучшение качества образования дошкольников.

Однако, Н.В. Петрова [2] полагает, что мониторинг качества образования нужно рассматривать в виде метода, который может быть применен для того, чтобы более детально проанализировать весь педагогический процесс, и кроме того, его можно рассматривать как структурный компонент, являющийся частью информационного обеспечения административной концепции образовательного учреждения.

Ю.А. Рыленко считает, что мониторинг качества образования дошкольников является процессом, который направлен на концептуальный, прогнозный и научный анализ актуальности состояния, а также развития учебного процесса, для того, чтобы определить наиболее оптимальные методы, задачи и цели их достижения [3].

Под мониторингом качества образования будем понимать систематический процесс сбора данных, который имеет цель определить результаты работы образовательной организации, соотнести эти результаты со стандартами образования дошкольников, а также сформировать мероприятия, которые направлены на повышение качества образования, а также профилактику возможных проблем [1].

Проведение мониторинга качества дошкольного образования возможно с применением определенных диагностических инструментов:

  • карта оценки работы муниципальных дошкольных образовательных учреждений. Данная карта включает в себя различные показатели: доступность, а также качество образования дошкольников; результативное использование новых технологий в процессе образования; привлечение инвестиций из внебюджетных фондов, чтобы развивать дошкольную образовательную организацию; кадровое обеспечение; результативность работы администрации; сохранение здоровья дошкольников; их результаты в процессе обучения и воспитания;
  • оценка работы педагогов осуществляется на основании тех критериев, которые демонстрируют, в большинстве своем, количественные показатели;
  • на сколько соответствует предметная и пространственная среда требованиям, которые выдвигаются со стороны ФГОС ДО: психологическая безопасность детей; развитие должно быть разносторонним; степень оснащённости среды с материальной и технической точки зрения; формирование условий для успешного обучения и так далее.

К показателям оценки качества могут относиться: уровень оснащенности учетными, техническими и методическими комплексами; на сколько сайт соответствует требованиям, выдвигаемым со стороны законодательства; доля педагогов до тридцати пяти лет от общего количества педагогов в штате; жалобы со стороны родителей, которые были бы доказаны или обоснованы; доля педагогов, которые обладают высшей либо первой квалификационной категорией и т.д.

Чтобы определить слабые и сильные стороны в работе дошкольных учреждений, по результатам обработки итогов, перечисленных выше методов, необходимо использовать SWOT-анализ, который даёт возможность определить, какие возможности имеются у дошкольного учреждения, и какие угрозы стоят перед ним.

Выводы. Мониторинг качества образования дошкольников является важным, так как процесс его проведения не имеет противоречий с требованиями, которые установлены со стороны ФГОС ДО, которые запрещают контролировать личностные результаты дошкольников. Информация, которая будет получена в процессе анализа, даёт возможность определиться с актуальными проблемами, которые мешают достигнуть высоких результатов в области освоения основной программы образования, а также сформировать наиболее результативную стратегию, направленную на принятие административных решений, целью которых будет являться сокращение негативных последствий от ошибок. Также мониторинг даёт возможность понять, на сколько целесообразно применяются педагогические средства в образовательном процессе, а также то, на сколько они адекватно отвечают особенностям возраста и личностным особенностям дошкольников.

Литература

  1. Васильева С.П. Мониторинг дошкольного образования / С.П. Васильева, Ф.М. Сокольникова // Инновационные технологии в науке и образовании. – 2018. – № 1. – С. 74–75.
  2. Петрова Н.В. Мониторинг как средство управления качеством образования / Н.В. Петрова // Молодой ученый. – 2020. – № 8. – С. 227–229.
  3. Рыленко Ю.А. Мониторинг образовательного процесса в ДОО / Ю.А. Рыленко // Молодой ученый. – 2017. – № 17. – С. 565–568.
  4. Яшнева Е.А. Мониторинг как инструмент управления качеством образования в общеобразовательной организации / Е.А. Яшнева // Молодой ученый. – 2019. – № 25. – С. 443–445.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации

Одним из путей решения проблемы обеспечения качества дошкольного образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности-мониторинга качества дошкольного образования с учетом с...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

Основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации

В статье рассматриваются основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации....

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...