Основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации
статья

Светлана Геннадьевна Осипова

В статье рассматриваются основные методы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_metody_otsenki.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

               Основные методы оценки качества образования  в  

                     дошкольной  образовательной организации.

     Впервые система мониторинга оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях прописывается в Национальном Стандарте Российской Федерации,  в котором приведены составляющие данной процедуры: направления экспертизы, субъекты, которые должны в ней участвовать, методы, позволяющие объективно оценивать ситуацию по исследуемым показателям.

    Наиболее востребованы  внутренняя система оценки качества образования и независимая система оценки качества образования.

     Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) представляет собой системность в анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного наполнения и результативности. При помощи оценочных и диагностических процедур определяется, насколько ведущие направления образовательной деятельности ДОО соответствуют имеющимся ресурсам в части обеспечения реализации требований ФГОС ДО по достижению образовательных результатов воспитанниками в соответствии с нормативными требованиями, личностными ожиданиями воспитанников. Как правило, при внутренней системе оценки качества образования используются:

    - мониторинг;

    - отчёты воспитателей;

    - посещение педагогических совещаний.

    При применении ВСОКО руководитель может достоверно получить сведения о функционировании и развитии своей дошкольной образовательной организации, что также помогает своевременно и оперативно принимать управленческие решения.

     Данный метод оценки качества образования в ДОО требует от руководителя разработки локальных актов:

      - для выявления соответствия либо несоответствия нормативным требованиям;

      - в целях приведения документации ДОО к структуре, полноте, логической завершённости;

      -   для включения в систему оценки качества образования ДОО всех членов педагогического коллектива.

      Объектами внутренней системы оценки качества образования будут являться: развивающая предметно-пространственная среда, территория детского сада, его оборудование, размещение в помещениях. Здесь же будут оцениваться объекты на предмет соблюдения  гигиенических  и противоэпидемических мероприятий. Также оценивается квалификационный уровень воспитателей. Ещё до принятия ФГОС дошкольного образования был разработан документ, содержащий методические рекомендации по подготовке аналитического отчёта в виде публичного доклада.  В соответствии с требованиями в публичном докладе руководитель детского сада  характеризует состояние дошкольного учреждения на конец учебного периода, представляя  сводную ведомость всех количественных показателей, относящихся к распределению детей по возрастным группам и ведущих линий их развития. Ещё вариантом отчётности может стать детальное освещение тех сведений, которые должны быть представлены в свободном доступе на сайте организации, например, организация питания и развивающей среды, процентное соотношение педагогов с разным уровнем образования, статистика болезней детей в данном учебном году, списки парциальных программ, которые используются в работе. Основными примерами достижений в рассмотренных публичных докладах назначаются показатели  в  здоровьесбережении  воспитанников и их речевое развитие.

   Но, как любой другой метод, ВСОКО имеет ряд недостатков: обеспечивает возможность изменения состава показателей различного рода документами, не может обеспечить объективность оценивания, сравнивает фактически полученные результаты с запланированными значениями в сфере образования, нечёткость исходных формулировок нормативных документов не может обеспечить результативность ВСОКО.

   Таким образом, внутренняя система оценки качества образования ещё нуждается в разработке инструментария по вопросам оценки качества образования в дошкольной организации.

    При этом дошкольные образовательные организации могут использовать такой метод внутренней оценки качества образования как самообследование. Данная процедура закреплена в Федеральном Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (ст.28 п.13, ст.29 п.3). Отчёт о проведении  самообследования руководитель ДОО размещает на официальном сайте детского сада, тем самым предоставляя к нему широкий открытый доступ.

    Самообследование проводится в несколько этапов:

1) планируется и подготавливается работа по проведению самообследования;

2)    организуется и проводится процедура самообследования;

3)  обобщаются полученные результаты и формируется отчёт о проведении самообследования;

4)      отчёт рассматривается контролирующим организацию органом.

     Основными показателями качества образования при проведении самообследования выступают: система управления ДОО, организация воспитательно-образовательного процесса, качество подготовки воспитанников, материально-техническая база, кадровое и учебно-методическое обеспечение, система внутренней оценки качества образования.

      Но всё же остаётся актуальным вопрос о том, насколько востребованными в последующем прогнозировании будут сведения об образовательном процессе, условиях образования и о воспитанниках. В связи с этим возникает много вопросов к экспертной оценке качества образования, которая связана с функцией прогнозирования и с независимой оценкой качества образования.

   При введении ФГОС ДО, необходимость появления независимой системы оценки качества образования (НСОКО) была обусловлена:

    -   множественными трактовками понятия «качество образования»;

    -  психолого-педагогическими работами, посвящёнными качеству  дошкольного образования;

    -  историко-педагогическим опытом развития знаний о содержании и качестве дошкольного образования;

    Объектами независимой системы оценки качества образования выступают: сайты дошкольных образовательных организаций, условия реализации образовательных программ, результаты освоения воспитанниками образовательных программ и, конечно, сами образовательные программы.

     При вынесении НСОКО в дошкольных образовательных организациях используются такие методы, как аккредитация, лицензирование, надзор, контроль, аттестация педагогического состава, мониторинг.

     Инструментарием для проведения НСОКО могут быть рейтинговые исследования, либо измерительные материалы.

      Разработчики НСОКО отмечают отрицательные стороны мониторинга как метода независимой системы оценки качества образования:

      1) требуют уточнения критерии и показатели качества образования;

      2)    недостаточно нормативно-правовых документов;

      3) требуется разработка специальной методики проведения мониторинга.

      Комплексный метод оценки качества образования  напрямую связан с текстом ФГОС ДО, который предполагает владение не только базой знаний, но и общечеловеческой культурой, на основе чего и происходит развитие всех сторон личности. Также при комплексной оценке качества образования на первое место выдвигается принцип поддержки каждого ребёнка.

      Квалиметрия, как метод оценки качества образования, представляет собой систему методов измерения для количественной оценки качества как материальных, так и нематериальных объектов. В ДОО квалиметрию можно применять для оценивания качества, например, материально-технической базы и кадрового потенциала, а также для оценивания качества образовательного процесса. Недостаток данного метода заключается в тщательном подборе оценочных шкал.

     Метод оценки качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО представляет собой комплекс материалов, предназначенный для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. Данный метод представлен диагностиками, а также специальными диагностиками, на основе разработанных показателей качества образования.

   Основными показателями существующих методов оценки качества образования являются:

- изучение нормативно-правовой документации, результатов самоанализа;

- анализ учебно-методического, программного и кадрового обеспечения ДОО;

- наблюдение;

-    анализ развивающей предметно-пространственной среды ДОО, а также условий, обеспечивающих полное удовлетворение запросов родителей;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R" "...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

Методические рекомендации. Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.2017-2018 учебный год

Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образова...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...