Методические рекомендации. Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации.2017-2018 учебный год
методическая разработка
Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образования. Содержательный компонент институциональной модели ВСОКО согласуется с региональной моделью оценки качества в части объектов и механизмов оценки качества. Текст снабжен целым рядом информативных таблиц и приложений. Методический продукт практически готов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhatelnyy_komonent_vsoko_20.11.17.docx | 101.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 30»
Содержательный компонент
внутренней системы оценки качества образования в
дошкольной образовательной организации
Методические рекомендации
для педагогов дошкольной образовательной организации
г. Коркино, 2017.
авторы:
Романченко Ирина Александровна, заведующий
Фролова Ирина Владимировна, старший воспитатель
Кожевникова Татьяна Васильевна, зам. зав. по УВР
Авдашкин Андрей Александрович, методист ОООКОП ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования»
Рецензия на методические рекомендации
МКДОУ «Детский сад №30»
«Содержательный компонент
внутренней системы оценки качества образования в ДОО».
Представленный текст методических рекомендаций оставляет положительные впечатления и убедительно показывает понимание авторским коллективом современных тенденций в оценке качества дошкольного образования. Содержательный компонент институциональной модели ВСОКО согласуется с региональной моделью оценки качества в части объектов и механизмов оценки качества. Текст снабжен целым рядом информативных таблиц и приложений. Методический продукт практически готов.
Считаем необходимым обозначить ряд пожеланий:
Предлагаем авторскому коллективу анонсировать подготовку планируемых методических рекомендаций статьей в нашем научном журнале или в сборнике научно-практической конференции, можете эффективно презентовать свой опыт работы в качестве опорной площадки выступлением на конференции
22.09.2017
Авдашкин Андрей Александрович
методист отдела обеспечения оценки качества
образовательных программ
ГБУ ДПО «Региональный центр
оценки качества и информатизации образования»
г. Челябинск, 454091, ул. Комсомольская 20-а, каб. 206.
8(351)217-31-02, andrey.avdashkin@rcokio.ru
Оглавление
Вступительная часть | 5 |
Содержание | 7 |
Заключение | 13 |
Список литературы | 14 |
Приложение №1 Модель внутренней системы оценки качества образования МКДОУ «Д/с №30» | 15 |
Приложение № 2. Оценка качества основных образовательных программ ДО | 19 |
Приложение №3 Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования | 22 |
Приложение №4 Оценка качества результатов освоения образовательных программ дошкольного образования | 31 |
Вступительная часть
Ключевой вопрос модернизации образования – повышение его качества. Необходимость создания системы оценки качества образования обусловлена, прежде всего, введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях.
Качество дошкольного образования в немалой степени обуславливает качество последующих уровней системы образования, поэтому поиск путей управления качеством образования в дошкольной образовательной организации является социально значимой проблемой, важным становится создание внутренней системы оценки качества образования.
Система оценки дошкольного образования только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется не апробированный и не стандартизированный инструментарий. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации.
Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по разработке модели внутренней оценке качества дошкольного образования.
Разработке данных методических рекомендаций способствовало участие МКДОУ «Д/с № 30» в региональном конкурсе систем оценки качества образования в дошкольной образовательной организации, а также выполнение задания опорной площадки ГБУ ДПО РЦОКИО по теме «Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации».
В связи с введением ФГОС ДО и согласно ФЗ-273 «Закон об образовании в Российской Федерации» ДОО несет ответственность за качество образования своих воспитанников. Эти изменения и специфика дошкольных образовательных организаций побуждают к совершенствованию ВСОКО в части содержательного компонента.
Существенную роль в совершенствовании (формировании) содержательного компонента модели ВСОКО МКДОУ «Д/с № 30» играют подходы заложенные в региональной модели оценки качества общего образования[1].
Цель исследования – совершенствование модели внутренней системе оценки качества образования в ДОО в части содержательного компонента. Это предполагает определение объектов, механизмов и содержания внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО).
Продукт исследования – разработка методических рекомендаций «Содержательный компонент внутренней системы оценки качества образования в ДОО».
Содержание
Деятельность МКДОУ «Д/с № 30» (далее ДОУ) по оценке качества образования осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования.
Модель внутренней системы оценки качества включает четыре компонента: целевой, содержательный, процессуальный и результативный (Приложение 1).
Целевой компонент включает в себя цели, задачи ВСОКО, нормативное обеспечение.
Цель модели ВСОКО заключается в повышении качества образования, установлении его соответствия требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, получении и распространении достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по образовательным программам, а также принятых управленческих решениях, влияющих на качество образования.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
- формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
- определение степени соответствия реализуемых в ДОУ образовательных программ и условий осуществления образовательной деятельности государственным требованиям;
- изучение степени удовлетворённости качеством образовательной деятельности основными потребителями образовательных услуг;
- выявление факторов, влияющих на качество образования.
Нормативные документы и локальные акты ДОУ, обеспечивающие функционирование ВСОКО:
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией».
- Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 г. № 03/3525);
- Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974).
- Основные образовательные программы ДОУ;
- Положения:
- о ВСОКО ДОУ;
- о порядке разработки, утверждения и внесения изменений в образовательные программы;
- о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников ДОУ;
- о профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих работников;
- о подготовке и организации проведения самообследования ДОУ;
- о порядке проведения мониторинга обучающихся ДОУ;
- о системе оценки индивидуального развития ребёнка, планируемых результатах освоения ООП в соответствии ФГОС ДО ДОУ;
- Циклограмма мероприятий ВСОКО;
- Программа развития ДОУ;
- План работы ДОУ на год;
- Отчет о результатах самообследования ДОУ.
Содержательный компонент включает объекты, механизмы и содержание ВСОКО. Объекты и механизмы системы ВСОКО идентичны объектам и механизмам, прописанным в Региональной модели оценки качества общего образования.
Объекты внутренней системы оценки качества образования в МКДОУ «Д/с № 30»:
- основные образовательные программы дошкольного образования;
- условия реализации основных образовательных программ дошкольного образования;
- результаты освоения основных образовательных программ дошкольного образования;
Обеспечение функционирования ВСОКО осуществляется через механизмы оценки качества образования. Согласно региональной модели оценки качества общего образования такими механизмами определены[2]:
- оценка качества основных образовательных программ дошкольного, образования
- оценка качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования;
- оценка качества результатов освоения обучающимися основных образовательных программ дошкольного образования.
Данные региональные механизмы являются универсальными, поскольку отражают нормативные требования к структуре оценки качества образования, а потому дошкольной образовательной организации целесообразно использовать именно эти механизмы во ВСОКО.
Содержание оценки качества образования.
Дошкольное образование | 1) Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основных образовательных программ; 2) Требования ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среде); 3) Требования ФГОС ДО к результатам освоения основных образовательных программ (целевым ориентирам) дошкольного образования. |
Таким образом, объекты и содержание ВСОКО определяются ФГОС ДО, что отражено в полном объеме в региональной модели оценки качества общего образования.
Показатель по каждому механизму нами конкретизирован.
Подбор инструментария для проведения оценки качества основных образовательных программ дошкольного осуществлялся на основе требований к качеству основных образовательных программ дошкольных образовательных организаций, которые сформулированы в «Методических рекомендациях для ДОО по составлению основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС» и размещенных на сайте ФИРО.
Показатели оценки были объединены в 2 группы:
- формализованность дошкольного образования (наличие программ, изменений и дополнений, наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности);
- структурированность и содержание программ (требования к целевому разделу, требования к содержательному разделу, требования к организационному разделу).
Каждый показатель имеет 3-х уровневую оценку: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует (Приложение 2);
Показатели оценки качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования объединены в 5 групп:
- Психолого-педагогические условия;
- Развивающая предметно-пространственная среда;
- Кадровые условия;
- Материально-технические и информационные условия;
- Финансовые условия.
Подбор инструментария для проведения оценки качества условий реализации основных образовательных программ дошкольного образования осуществлялся на основе Требований ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО и на основе показателей взятых из нормативных документов по самообследованию [3]. (Приложение 3).
Каждая группа показателей имеет несколько оценок:
- 3-х уровневая оценка: соответствует полностью, соответствует частично, не соответствует;
- доля проявления признака (процентное соотношение);
- наличие/отсутствие факта, подтверждающего его проявление в процессе реализации образовательной деятельности в образовательной организации.
Показатели оценки качества результатов (целевые ориентиры) освоения образовательных программ объединены в 2 группы:
- Количество обучающихся по образовательным программам;
- Качество результатов освоения образовательных программ дошкольного образования.
Оценка качества результатов освоения программы проводится только на уровне образовательной организации, т.к. эти результаты должны использоваться исключительно для индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей.
Данная позиция вытекает из требования стандарта к результатам освоения Программы, которые представлены в виде целевых ориентиров, а «целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга)(…)»[4] (Приложение 4)
В рамках педагогической диагностики педагогами проводится оценка индивидуального развития детей для выстраивания дальнейшей работы с ними.
Как тогда сделать выводы о качестве результатов освоения программы и принять те или иные управленческие решения?
Здесь мы обращаемся к ФГОС ДО, который предполагает, что если будут соблюдены все требования к условиям реализации Программы, то целевые ориентиры будут сформированы, что будет свидетельствовать о качественном освоении программы. Поэтому в нашей системе оценки качества образования большой блок отведен оценке условий реализации Программы.
Детальный анализ условий реализации Программы позволяет сформулировать управленческие решения, направленные на повышение качества образования.
Например, при оценке психолого-педагогических условий реализации программы была выявлена недостаточная поддержка педагогами инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. В связи с этим было принято решение включить в Программу развития на 2017-2019 уч. год задачу формирования системы работы по выявлению, поддержке и развитию детской одаренности, аналогичная задача взята на 2017-2018 уч. год в качестве годовой, запланировано повышение квалификации педагогов по данной тематике.
Заключение
Целью представленных методических рекомендаций являлось совершенствование содержательного компонента модели внутренней системы оценки качества образования в дошкольной образовательной организации на основе Региональной модели оценки качества образования.
В ходе подготовки данного сборника уточнены объекты, механизмы и содержание внутренней оценки качества. Дальнейшая работа в этом направлении требует уточнения процедур оценки качества дошкольного образования на институциональном уровне.
Список литературы
- Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 № 03/3525).
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования».
- Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования образовательной организацией».
- Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию».
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014 № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
- Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974)
Приложение 1
Модель внутренней системы оценки качества образования МКДОУ «Д/с №30»
Структурные элементы модели | Содержание |
ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ | |
Цель: | Установление соответствия качества дошкольного образования в ДОУ федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, получение и распространение достоверной информации о состоянии и результатах образовательной деятельности по образовательным программам, принятых эффективных управленческих решениях, влияющих на уровень качества образования. |
Задачи: |
|
Принципы: |
|
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | |
Объекты: | |
|
|
|
|
|
|
Механизмы | |
1. Оценка качества образовательных программ | 1. 1. Оценка качества образовательной программы дошкольного образования 1.2. Оценка качества адаптированной образовательной программы дошкольного образования 1.3. Оценка качества дополнительных общеразвивающих программ |
2. Оценка качества условий реализации образовательных программ | 2. 1.Оценка качества условий реализации образовательной программ дошкольного образовании 2. 2.Оценка качества условий реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования 2. 3. Оценка качества условий реализации дополнительных общеразвивающих программ |
3. Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ | 3.1.Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательной программы дошкольного образования 3.2.Оценка качества результатов освоения обучающимися адаптированной образовательной программы дошкольного образования 3. 3.Оценка качества результатов освоения дополнительных общеразвивающих программ |
Содержательная основа | |
1.Оценка качества образовательных программ | 1.1 Требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основных образовательных программ; 1.2 .Требования к структуре дополнительных образовательных программ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» |
2.Оценка качества условий реализации образовательных программ | 2.1 Требования ФГОС ДО к условиям реализации основных образовательных программ ДО (кадровых, материально-технических, финансово-экономических, психолого-педагогических, развивающей предметно-пространственной среде); 2.2. Требования к условиям реализации ДОП (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008.Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») |
3.Оценка качества результатов освоения обучающимися образовательных программ | 3.1 Требования ФГОС ДО к результатам освоения основных образовательных программ 3.2.Требования к результатам освоения обучающимися дополнительных общеразвивающих программ (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей») |
ПРОЦЕСУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ | |
Процедуры | Комплекс механизмов, которые осуществляются с использованием двух типов процедур: постоянных (непрерывных) и осуществляющихся периодически |
| Лицензирование; государственный контроль (надзор); аттестация педагогических кадров; независимая оценка качества образовательной деятельности |
2. Постоянные | мониторинг (не реже 1 раза в год) |
РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ | |
Ожидаемый результат | Получение на основе механизмов внутренней оценки качества образовательной деятельности учреждения информации о состоянии и результатах образовательной деятельности |
Управленческое решение | В части:
|
Приложение №2
Оценка качества основных образовательных программ ДО | ||||
Показатель | Процедуры периодические/ постоянные | Единица измерения | Значение показателей | |
1.Формализованность дошкольного образования | 1.1.Наличие основных образовательных программ ДО | Утверждение программы | Имеется /не имеется | |
1.2..Наличие дополнений и изменений к образовательным программам | Утверждение дополнений и изменений к образовательным программа | Имеется /не имеется | ||
1.3. Наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования | Лицензирование | Имеется /не имеется | ||
2.Структурированность и содержание ООП ДО | 2.Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС ДО 2.1. Структура основной образовательной программы: – целевой раздел; – содержательный раздел; – организационный раздел | Анализ образовательных программ ДО | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |
2.2. Соответствие содержания целевого ООП требованиям ФГОС ДО: – пояснительная записка (цели реализации ООП, принципы и подходы к формированию ООП, значимые характеристики для разработки ООП, характеристика детей ОУ; – планируемые результаты освоения ООП | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |||
2.3. Соответствие содержания содержательного раздела ООП требования - Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка; - Описание образовательной деятельности по коррекции нарушения развития детей - Способы поддержки детской инициативы в освоении образовательной программы - Реализация содержания регионального компонента образования в разных видах детской деятельности; - Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |||
2.4. Соответствие содержания организационного раздела ООП требования ФГОС ДО: -Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка; -Организация развивающей предметно-пространственной среды - Кадровые условия; -Материально-техническое обеспечение Программы; -Финансовые условия реализации Программы; - Планирование образовательной деятельности; - Режим ДОУ; - Учебный план; - Календарный учебный график | Соответствует полностью/соответствует частично/не соответствует | |||
2.5. Соответствие содержания дополнительного раздела программы (презентация) Указаны: -Возрастные и иные категории детей. На которых ориентирована Программа; -Используемые Примерные программы; -Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |||
Оценка качества дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ | ||||
1.Формализованность дошкольного дополнительного образования | 1.1.Наличие программ | Утверждение программы | Имеется /не имеется | |
1.2 Наличие лицензии на осуществление дополнительных образовательных услуг | Лицензирование | Имеется/ не имеется | ||
2.Структурированность и содержание ДООП | 2.1. Соответствие структуры дополнительных общеразвивающих программ требованиям к структуре дополнительных образовательных программ в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» | Анализ общеобразовательных общеразвивающих программ ДО | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |
2.2. Соответствие содержания дополнительных общеразвивающих программ их направленностям | ||||
2.3.Соответствие формы обучения, количества воспитанников в объединениях, возрастных категорий, продолжительности занятий. |
Приложение № 3
Оценка качества условий реализации образовательных программ дошкольного образования | ||||
Показатель | Процедуры периодические/ постоянные | Единица измерения | Значение показателя | |
1. Психолого - педагогические условия | 1.1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. (ФГОС ДО) | Наблюдение за организацией образовательной деятельности | соответствует полностью/ соответствует частично/ не соответствует | |
1.2.Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (ФГОС ДО) | ||||
1.3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития (наличие условий для индивидуальной работы с обучающимися) (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности) | ||||
1.4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. (ФГОС ДО) | ||||
1.5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. (ФГОС ДО) | ||||
1.6. Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. (ФГОС ДО) | ||||
1.7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия. Наличие возможности оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся. (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности) | ||||
1.8. Доля получателей образовательных услуг, положительно оценивающих доброжелательность и вежливость работников организации от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг (Приказ о показателях оценки качества) | Анкета «Мнение родителей о качестве образовательной | Проценты (от 0 до 100) | ||
1.9. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста: (ФГОС ДО) | ||||
1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; | ||||
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); | ||||
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; | ||||
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей. | ||||
1.10. Наличие необходимых условий для диагностики и коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При учёте условий для работы с детьми-инвалидами, осваивающими АОП, должна учитываться индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида. (ФГОС ДО. Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности) | Анализ индивидуальных программ реабилитации ребенка-инвалида. | |||
1.11. Оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования) в целях: -индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); - оптимизации работы с группой детей. (ФГОС ДО) | Анализ карт индивидуального развития детей и группового маршрута | |||
1.12. Наличие условий для охраны и укрепления физического и психического здоровья (Приказ о показателях оценки качества образовательной деятельности) | Анализ условий | соответствует полностью/ соответствует частично/не соответствует | ||
1.13. Наполняемость Группы определяется с учетом возраста детей, их состояния здоровья, специфики ОП/АОП ( СанПиН 2.4.1.3049-13) | Анализ табелей посещаемости | |||
1.14. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки должен соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам (СанПиН 2.4.1.3049-13) | Анализ учебного плана, календарного учебного графика | |||
1.15. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи (ФГОС ДО) | Анализ годового плана | |||
1.16. Для реализации программ созданы условия: (ФГОС ДО) | Анализ годового плана | |||
1) профессионального развития педагогических и руководящих работников, в том числе их дополнительного профессионального образования; | ||||
2) консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования; | ||||
3) организационно-методического сопровождения процесса реализации, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. | ||||
2. Развивающая предметно-пространственная среда | 2.1. Предметно-пространственная среда ДОО обеспечивает условия для охраны и укрепления здоровья детей, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. (ФГОС ДО) | Наблюдение за организацией предметно - пространственной среды в ДОУ | ||
2.2.Образовательное пространство ДОО обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (ФГОС ДО) | ||||
2.3.Предметно-пространственная развивающая среда обеспечивает реализацию Программ (ФГОС ДО) | ||||
2.4.Содержательно-насыщенная среда соответствует возрастным возможностям, обеспечивает условия для разных видов деятельности детей и реализацию Программ (ФГОС ДО) | ||||
2.5. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО имеет возможность трансформируемости в зависимости от образовательной ситуации, в том числе, от меняющихся интересов и возможностей детей (ФГОС ДО) | ||||
2.6. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является полифункциональной (возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды) (ФГОС ДО) | ||||
2.7. Предметно-пространственная развивающая среда ДОО является вариативной (наличие различных пространств и разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей) (ФГОС ДО) | ||||
2.8. Образовательная среда в ДОО является доступной для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (ФГОС ДО) | ||||
2.9. Элементы предметно-пространственной среды соответствуют требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования (ФГОС ДО) | ||||
2.10. Общая площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность, в расчёте на одного воспитанника (Приказ о показателях самообследования) | Учёт наличия помещений и прогулочных площадок | Кв.м. | ||
2.11. Площадь помещений для организации дополнительных видов деятельности воспитанников (Приказ о показателях самообследования) | Кв.м. | |||
2.12. Наличие физкультурного зала (Приказ о показателях самообследования) | Имеется/ не имеется | |||
2.13. Наличие музыкального зала (Приказ о показателях самообследования) | Имеется/ не имеется | |||
2.14. Наличие прогулочных площадок, обеспечивающих физическую активность и разнообразную игровую деятельность воспитанников на прогулке (Приказ о показателях самообследования) | Имеется/ не имеется | |||
3. Кадровые условия | 3.1. Количественный состав Общая численность педагогических работников, в том числе: (Приказ о показателях самообследования) | Мониторинг кадровых условий реализации ООП | Человек | |
3.2.1.Образовтельный ценз педагогических работников Численность /удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее педагогическое образование | Человек/% | |||
3.2.2.Численность /удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности | Человек/% | |||
3.3. Уровень квалификация педагогических работников Численность /удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория, в общей численности педагогических работников, в том числе: (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.3.1. Высшая | Человек/% | |||
3.3.2. Первая | Человек/% | |||
3.4. Стаж Численность /удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.4.1. до 5 лет | Человек/% | |||
3.4.2. свыше 30 лет | Человек/% | |||
3.5. Возрастная категория Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.5.1. Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.6. Повышение квалификации. Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших за последние 3 года повышение квалификации/ профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.6.1 Численность/удельный вес численности педагогических и административных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательной деятельности ФГОС в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников. (Приказ о показателях самообследования) | Человек/% | |||
3.8.Соотношение «педагогический работник/воспитанник» в ДОО (Приказ о показателях самообследования) | Человек /человек | |||
3.9. Должностной состав Наличие в образовательной организации следующих работников: (Приказ о показателях самообследования) | ||||
3.9.1. Музыкального руководителя | Имеется/ не имеется | |||
3.9.2. Инструктора по физкультуре | Имеется/ не имеется | |||
3.9.3.Учителя-логопеда | Имеется/ не имеется | |||
3.9.4. Педагога-психолога | Имеется/ не имеется | |||
3.10.Численность /удельный вес численности педагогических работников, принимавших участие в городских, региональных всероссийских и других мероприятиях, презентующих опыт педагогов. | Проценты (от 0 до 100) | |||
3.11. Доля получателей образовательных услуг, удовлетворённых компетентностью работников организации, от общего числа (Приказ о показателях оценки качества) | Анкета «Мнение родителей о качестве образовательной | Проценты (от 0 до 100) | ||
4. Материально-технические и информационные условия | 4.1. Состояние и содержание территории, зданий и помещений соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам без предписаний. (СанПиН 2.4.1.3049-1) | Мониторинг материально-технического обеспечения ООП ДО | Соответствует полностью/соответствует частично/ не соответствует | |
4.2. Пожарная безопасность соответствуют нормам пожарной безопасности без предписаний МЧС (Постановление правительства РФ от 25.04.2012г. №390 «О противопожарном режиме») | ||||
4.3. Охрана здания и территории. Здание и территория охраняются, нет повреждений ограждения территории, есть домофоны и запирающие устройства, в наличии рабочая «тревожная» кнопка, ведется видеонаблюдение, отсутствуют предписания | ||||
4.4.Оснащенность помещений для работы медицинского персонала. Осуществляется контроль в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников ДОУ; ведется просветительская работа с коллективом и родителями; для медицинского персонала в ДОУ предоставлен специально оборудованный блок, включающий медицинский и процедурный кабинеты, изолятор Медицинский блок оборудован в соответствии с санитарными нормами медицинской техникой; специальным оборудованием и инструментарием, медицинским бельем, перевязочным и вспомогательным материалом, специальной мебелью. Ведется необходимая медицинская документация . | ||||
4.5. Осуществляется контроль за организацией питания . | ||||
4.7. Учебно-методический комплект соответствует ООП образовательной организации: педагоги удовлетворены качеством методического обеспечения образовательного процесса | Мониторинг учебно-методического обеспечения ООП ДО | |||
4.8. Оборудование соответствует ООП образовательной организации | Мониторинг средств обучения и воспитания детей | |||
4.9. Информационное обеспечение: официальный сайт соответствует нормативным требованиям. Является маркетинговым инструментом учреждения; имеет режим общения с родителями | Мониторинг информационных условий | |||
4.10. Оснащенность информационно-коммуникативным и средствами, используемыми в целях образования: ИКТ-средства используются в организации деятельности детей, педагогов, во взаимодействии с семьями | ||||
4.11. Доля получателя образовательных услуг, удовлетворённых материально-техническим обеспечением организации, от общего числа опрошенных получателей образовательных услуг (Приказ о показателях оценки качества) | Анкета «Мнение родителей о качестве образовательной деятельности
| Проценты (от 0 до100) | ||
5. Финансовые условия | 5.1. Информация о финансовом обеспечении (норматив обеспечения реализации ООП ДО, структура и объем расходов, необходимый на реализацию ООП ДО, вариативность расходов в связи со спецификой контингента детей), представленная на официальном сайте ДОУ. | мониторинг структуры и объема расходов, затраченных на реализацию ООП ДО | Информация полная, частичная, не имеется | |
Проценты (от 0 до100) | ||||
5.2. Доля внебюджетных средств в общем объеме финансирования образовательной организации | мониторинг привлечения финансов на реализацию ООП ДО | Проценты (от 0 до100) |
Приложение№4
[1] Концепция региональной системы оценки качества образования (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 14 декабря 2016 г. № 03/3525) Региональная модель оценки качества общего образования (письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22 декабря 2016 г. № 03-02/11974)
[2] Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 22.12.2016 г. № 03-02/11974 «О региональной модели оценки качества общего образования».
[3] Приказ Минобрнауки России от 10.12.2013г № 1324 «Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию»; Приказ Минобрнауки России от 05.10.2014г № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность».
[4] Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». IV. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя система оценки качества образования как условие эффективного управления дошкольной образовательной организацией.
Создание системы внутренней системы оценки качества - обязанность образовательной организации.В докладе рассматривается основные подходы к созданию системы...
Нормативно-правовое обеспечение формирования и развития внутренней системы оценки качества образования дошкольной образовательной организации
Приоритетной задачей государственной политики в области образования является обеспечение высокого качества образования. Качество образования выступает обобщенной мерой эффективности функционирования о...
Внутренняя система оценки качества образования в дошкольном образовательном учреждении - описание модели ВСОКО МКДОУ № 22г.Аши.
Рабочие материалы помогут старшим воспитателям и руководителям дошкольных учреждений разобраться в трудном понятии "ВСОКО"....
Методическая разработка "Внутренняя система оценки качества образования"
Перед вами результаты работы большого авторского коллектива. Это практики: педагоги, методисты, старшие воспитатели детских садов города Урая. Материалы были разработаны в рамках Лаборатории «Си...
Выступление. Тема " Внутренняя система оценки качества образования дошкольной образовательной организации". август 2017г.
Выступление на районной педагогической конференции 2017 год....
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА внутренней системы оценки качества образования (ВСОКО) на 20_21_-20_22_ учебный год...
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 – 2022 учебный год
ВНУТРЕННЯЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ 2021 – 2022 учебный год...