Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"
материал

Шумихина Валентина Викторовна

Доклад "Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R"

 

"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования шкалами ECERS – R.

Задачи: 

1. Познакомить педагогов с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования - шкалами ECERS – R.

2. Активизировать деятельность педагогов по внедрению в практическую работу шкал ECERS – R для самоанализа и последующей разработки проектов развития РППС.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация, шкалы ECERS – R.

Ход

Сегодня тема нашей встречи «Оценка качества образования в дошкольных образовательных организациях по шкале Ecers-r.

Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остается качество образования, как приоритетная задача воспитания подрастающего поколения. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, в том числе и к дошкольным организациям, поскольку дошкольное образование, в данное время является первой ступенью в системе непрерывного образования.

Отношение государства к этому вопросу отражено в Законе «Об образовании в Российской Федерации» и ФГОС ДО, в которых говорится о «…создании социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды». В Комментариях Минобрнауки говорится, что «Под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий, который обеспечивает развитие детей в дошкольной образовательной организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте».

Существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов, для комплексной оценки качества дошкольного образования. Таким инструментом могут послужить Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях - ECERS (Early Childhood Environment Rating Scales). 

Эти шкалы были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 г. они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включенность в группы детей с ограниченными возможностями. Шкалы с успехом пользуются во многих странах мира, таких как Великобритания, Германия, Греция, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Китай, Норвегия, Португалия, Румыния, Сингапур, Швеция, Южная Корея и др.

В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS-R, под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины (США) Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В подготовке издания на русском языке и его апробации принимали участие: В. К. Загвоздкин, Е. Г. Юдина, Т. Г. Шмис, И. Б. Шиян, И. Е. Федосова.

ECERS - R является универсальным международным инструментом и представляет собой взгляд с позиции «как должно быть». Положительно то, что Шкалы применимы как для независимой оценки качества образования, так и для самооценки. По мнению авторов, Шкалы «работают» на благополучие ребенка и опираются на законы развития в дошкольном возрасте. Более того, Шкалы позволяют оценить образовательную среду, а не детские результаты, что в полном объеме соответствует идеологии и позициям ФГОС ДО.

Шкалы ECERS - R не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы о том, как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и как планировать дальнейшее развитие ДОО в области обеспечения качества.

ECERS - R разработаны для комплексной оценки качества образовательной деятельности ДОО для детей от 2,5 до 5 лет.

Объяснение терминов, используемых в данной шкале. (слайд 3)

П.1 «Доступность»

Это означает, что все материалы, мебель, оборудование доступно для каждого ребенка в любое время. Для малышей доступными считаются те материалы, которые находятся в поле зрения его, не должно быть не каких дверок. Для старших дошкольников материалы, хранящиеся в закрытых ящиках, считаются доступными, в том случае если дети имеют свободный доступ к этим материалам. Дети должны иметь доступ к ним  и использовать их 1ч. 20 мин.

П.2 «Значительная часть дня»

3 ч. 20 мин ребенку должны быть доступны все виды активности (11 показателей). Рассчитывайте выделяемую  часть дня на собственные наблюдения  и информация педагога о том, что обычно делается в течение остального времени.

П.3 «Некоторые, многие, разнообразие»

Некоторые – имеет в недостаточном количестве («один или более»).

Многие – достаточный набор количества.

Разнообразие – Широкий выбор (напр. Имеется 3 вида красок, несколько видов цветной бумаги и .т.д.)

П.4 «Персонал»

Взрослые - основные сотрудники ДОУ, которые ежедневно находятся в помещении группы, работают с детьми в течении значительной части и оказывает совокупное действие на детей не учитывается за исключением случаев.

1. Взаимодействие носит негативный характер.

2. Родительские кооперативы или группы продленного дня.

П.5 «Погодные условия»

Дети могут участвовать в различных формах детской активности на свежем воздухе:

- благоприятные погодные условия;

- осадки;

- уровень температуры;

- уровень загрязнения воздуха;

- одежда и обувь по погоде;

- распорядок дня (напр.если известно, что днем будет слишком жарко, можно выйти по раньше.)

(слайд 4)

Рассмотрим, как устроены шкалы ECERS - R. В начале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки, оценочный лист и профиль качества, обзор подшкал.

В состав ECERS - R входят 7 подшкал:

  1. Предметно-пространственная среда;
  2. Присмотр и уход за детьми;
  3. Речь и мышление;
  4. Виды активности;
  5. Взаимодействие;
  6. Структурирование программы;
  7. Родители и персонал.

Каждая шкала имеет отдельные показатели. Количество показателей варьируется от 4 показателей (Речь и мышление) до 10 показателей (Виды активности) в зависимости от шкал. Всего для наблюдения и оценивания предлагается 43 показателя, которые охватывают всю образовательную среду.

 Остановимся подробно на подшкалах и показателях.

1-я подшкала «Предметно-пространственная среда» (стр. 30)

Показатели:

  1. Внутреннее помещение;
  2. Мебель для повседневного ухода, игр и учения;
  3. Мебель для отдыха и комфорта;
  4. Обустройство пространства для игр;
  5. Места для уединения;
  6. Связанное с детьми оформление пространства;
  7. Пространство для игр, развивающих крупную моторику;
  8. Оборудование для развития крупной моторики.

2-я подшкала «Присмотр и уход за детьми» (стр. 48)

 Показатели:

  1. Встреча/прощание;
  2. Приём пищи /перекусы;
  3. Сон / отдых;
  4. Пользование туалетом / пеленание;
  5. Гигиена;
  6. Безопасность.

3-я подшкала «Речь и мышление» (стр. 60)

Показатели:

  1. Книги и иллюстрации
  2. Стимулирование общения между детьми
  3. Использование речи для развития мыслительных навыков
  4. Повседневное использование речи

4-я подшкала «Виды активности» (стр. 68)

 Показатели:

  1. Мелкая моторика.
  2. Искусство.
  3. Музыка / движение
  4. Кубики.
  5. Песок / вода.
  6. Ролевые игры.
  7. Природа / наука.
  8. Счет / математика
  9. Использование телевизора, видео и/или компьютера.
  10. Содействие принятию многообразия.

5-я подшкала «Взаимодействие» (стр. 88)

 Показатели:

  1. Присмотр за детьми во время подвижных игр.
  2. Общий присмотр за детьми (за исключением времени для подвижных игр).
  3. Дисциплина.
  4. Взаимодействие персонала и детей.
  5. Взаимодействие среди детей.

6-я подшкала «Структурирование программы» (стр. 96)

Показатели:

  1. Распорядок дня.
  2. Время для свободной игры.
  3. Время для работы в группе.
  4. Условия для детей с ограниченными возможностями

7-я подшкала «Родители и персонал» (стр. 104)

Показатели:

  1. Условия для родителей.
  2. Условия для удовлетворения личных потребностей персонала.
  3. Условия для удовлетворения профессиональных потребностей персонала.
  4. Взаимодействие и сотрудничество персонала.
  5. Контроль деятельности персонала и оценка его работы.
  6. Возможности для профессионального роста

Процедура проведения оценки.  (слайд 12)

Шкалы ECERS-R, представляют собой шкалы наблюдений, которые позволяют оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада. В основе процедуры оценивания, лежит наблюдение, и занесение результатов этого наблюдения в оценочные листы. Возможными оценками для индикаторов являются  Д (да), Н (нет)  и НП (неприменимо), причем последний вариант допустим только для некоторых индикаторов, в примечаниях в которых это прямо указано. Показатели оцениваются  по шкале от 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично) и в виде оценки НП (неприменимо), которая допустима только для некоторых показателей, в примечаниях к которым это прямо указано.

В листах оценивания каждого показателя, существуют пояснения, для того, чтобы наблюдатель знал, как качественно оценить тот или иной индикатор, на какие ориентиры обратить внимание, или какие вопросы можно задать педагогу для качественной оценки данного индикатора. Заполнение оценочных листов и отражение в них фактов, формирует общую оценку качества образования. Таким образом, это исключает формальное оценивание образовательной среды и уменьшает риск субъективной оценки со стороны эксперта или наблюдателя. Результаты, полученные во время проведения экспертизы, оказываются качественными и убедительными, потому что показывают наиболее сильные и слабые стороны качества образования конкретной группы в данный период времени. Это позволяет увидеть, что и в какой степени реализуется, и какое направление необходимо избрать организации для своего развития. 

        Оценивание того или иного показателя всегда начинается с уровня 1 (неудовлетворительно) и продвигается вверх до тех пор, пока не достигает корректной оценки.

        Оценки выставляются следующим образом:

  • оценка 1 ставится в том случае, если по любому из индикаторов, размещенных под цифрой 1, получен ответ«Да»;
  • оценка 2 ставится при наличии ответов «Нет» по всем индикаторам, размещенным под цифрой 1, и наличии ответов «Да» как минимум для половины индикаторов под цифрой 3;
  • оценка 3 ставится в случае ответов «Нет» по всем индикаторам под цифрой 1 и ответов «Да» для всех индикаторов под цифрой 3;
  • оценка 4 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 3 и ответов «Да» как минимум для половины индикаторов, перечисленных под цифрой 5;
  • оценка 5 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 5;
  • оценка 6 ставится при наличии ответов «Да» по всем индикаторам под цифрой 5 и ответов «Да» как минимум для половины индикаторов под цифрой 7;
  • оценка 7 ставится при наличии положительных ответов по всем индикаторам под цифрой 7;
  • оценка НП может выставляться для индикаторов или показателей в целом только в тех случаях, когда она явно предусматривается в шкале и в оценочном листе. Те индикаторы, которые получают оценку НП, не учитываются при определении оценки для соответствующего показателя, а показатели, оцененные как НП, не учитываются при расчете результатов по подшкалам и шкале в целом.

        Для расчета средних оценок по каждой подшкале следует сложить баллы по каждому оцененному показателю в подшкале и разделить на количество таких показателей. Итоговая средняя оценка по всей шкале рассчитывается как сумма баллов по всем показателям шкалы, получившим оценку, разделенная на количество этих показателей.

       

 Работа с примерами. 

Рассмотрим 2-ю подшкалу «Уход за детьми».

 Каждый признак выражается в виде 7-балльной шкалы с дескрипторами 1 (неудовлетворительно), 3 (минимально), 5 (хорошо) и 7 (отлично). Для удобства использования шкалы пояснения представлены под соответствующими признаками. Для аспектов, представляющих трудности в наблюдении, под пояснениями предлагаются примеры вопросов. 

Чтобы получить низкую оценку (неудовлетворительную 1 или низкую 3) в 1 показателе «Приветствие – прощание» наблюдатель должен увидеть:

  • Приветствием детей часто пренебрегают. *
  • Прощание организовано не лучшим образом.
  • Родителям не разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить минимум (т. е 3) наблюдатель должен увидеть:

  • Благожелательное отношение к большинству детей при приветствии (напр., воспитатели проявляют радость при виде детей, улыбаются, говорят доброжелательно).*
  • Прощание организовано хорошо (напр., вещи детей готовятся заранее).
  • Родителям разрешается приводить детей в помещение группы.

Чтобы получить оценку 5 (хорошо) наблюдатель должен увидеть:

  • Каждого ребенка приветствуют лично (напр., воспитатель говорит «здравствуй» и называет ребенка по имени; при приветствии используется основной язык ребенка, на котором он разговаривает дома).*
  • Прощание происходит доброжелательно (напр., детей не торопят, каждого ребенка обнимают и говорят ему «до свидания»).
  • Воспитатели тепло приветствуют родителей. * Возможна оценка НП

Чтобы получить 7 (отлично) наблюдатель должен увидеть помимо перечисленного выше (доброжелательности, личностно-ориентированного подхода), что:

  • Когда дети приходят в помещение группы, при необходимости им помогают включиться в различные занятия.
  • Дети увлеченно заняты до самого ухода (напр., нет длительных перерывов в деятельности; предоставляется возможность завершить игру в удобный момент).
  • Воспитатели используют приветствие и прощание для обмена информацией с родителями. * Возможна оценка НП

        Значок * отсылает нас к пояснениям, данным к этому показателю.

Достоинства и недостатки использования шкал ECERS-R

  • надёжность и достоверность;
  • валидность (соответствие методик и результатов исследования);
  • учёт закономерностей развития детей в дошкольном возрасте;
  • полное соответствие требованиями ФГОС ДО (требования к условиям, субшкалы соответствуют почти в полной мере 5 образовательным областям);
  • большие временные затраты на проведение экспертизы;
  • громоздкость и детализация пояснений.

        При всем обилии показателей и индикаторов, шкала представляет собой инструмент с четко определенной системой ориентиров, которая кратко может быть охарактеризована как «активный и компетентный ребенок».

Результаты оценки среды при помощи шкал ECERS признаются в экспертном сообществе как надежные. Во-первых, в ECERS предъявлены основания оценки. Во-вторых, объективность показателей шкал ECERS достаточно высока, так как оценка по каждому показателю складывается из суммы наблюдаемых элементов среды (индикаторов). Инструмент хорошо сбалансирован, поскольку собирает информацию с уровня фактов, на основании которых формируется общая оценка качества среды. Субъективность оценки минимальна, благодаря множеству пояснений к каждому из индикаторов. Шкала предусматривает заполнение бланков на основе наблюдения, в процессе которого эксперт ставит отметку о наличии или отсутствии элемента среды (индикатора).

Анализ пунктов шкалы показывает, что оценка качества среды, проводимая с помощью ECERS, позволяет ответить на следующие вопросы:

  • Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
  • Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования  детской  любознательности и учения?
  • Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
  • Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Б-Косульский детский сад

Доклад

Оценка качества образования в дошкольной образовательной организации с использованием шкал ECERS – R 

                                                                              Воспитатель младшей группы

                                                   Шумихина В.В.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг качества образования в дошкольной образовательной организации

Одним из путей решения проблемы обеспечения качества дошкольного образования является создание эффективных механизмов оценки данной деятельности-мониторинга качества дошкольного образования с учетом с...

Семинар для педагогов "Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации. Шкалы ECERS - R"

В методической разработке рассмотрена технология проведения семинара для педагогов, основной задачей которого является знакомство с инструментом для комплексной оценки качества дошкольного образования...

«Применение шкал ECERS-R для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях»

ECERS представляют собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»).  Под «образовательной с...

Семинар "Шкалы ECERS-R. Применение современного инструмента оценки качества образования в дошкольной образовательной организации"

Цель: Совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах оценки качества дошкольного образования....

Использование шкал ECERS-R в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

В последние десятилетия в Российском обществе утверждаются представления о качественном образовании как необходимом условии повышения уровня жизни граждан и роста экономического потенциала государства...

Организационно – педагогические условия использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образовательной организации.

Статья посвящена выделению организационно-педагогических условий использования шкал МКДО (мониторинг качества дошкольного образования) в управлении качеством образования в дошкольной образователь...

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

ЭКСПЕРТИЗА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ПО ШКАЛАМ ECERS-3 ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ...