«Детское исследование как инструмент организации познавательной деятельности дошкольника»
статья (старшая группа) на тему

Жорова Ольга Михайловна

Воспитатель делится опытом работы по теме "Детское исследование как инструмент организации позновательной деятельности дошкольника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Опыт работы27.88 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕТСКИЙ САД «КОЛОСОК» МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ЛИЦЕЙ № 1 БРЯНСКОГО РАЙОНА»

ОПЫТ РАБОТЫ

«Детское исследование как инструмент организации познавательной деятельности

дошкольника»

Воспитатель:

Жорова О.М.

2016 года


Развитие у детей поисково-исследовательской активности, согласно ФГОС, является центральной задачей. Это один из основных путей познания, наиболее полно соответствующий природе ребёнка и современным задачам обучения.

Использование методов исследовательского обучения в образовательном процессе, систематическое проведение разработанных мероприятий, а также совместная работа воспитателей и родителей способствует качественной подготовке детей к обучению в школе.

В результате наблюдения за исследовательской деятельностью детей было выявлено их недостаточное умение задавать вопросы, (видеть проблему), выдвигать гипотезы и пути возможного решения.

Одним из основных методов развития познавательной деятельности мы определили метод исследования, помогающий объяснить структуру и составить целостные представления о предметах и явлениях окружающего мира.

Особенность и значение исследования заключается в том, что оно делает наглядным скрытые от непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов, видеть «удивительное в обыденном».

Доступность метода исследования для дошкольников доказана психологами. (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер и др.) Она определяется тем, что в основе исследования лежат принципы усвоения ребёнком новых знаний, умений, навыков исследовательского поведения и обработки полученного материала.

Преимущество метода исследования состоит и в том, что он может использоваться в работе с детьми разных возрастов и на всех этапах обучения, так как имеет такое важное свойство как подвижность (т. е. способность изменить содержание в соответствии с возрастом детей и задачами, которые ставят воспитание и обучение.)

Метод исследования отвечает всем современным требованиям, которые предъявляются к методам образовательной работы с детьми:

доступность, конкретность, простота, научность, системность, последовательность и другие.

В начале работы было проведено обследование уровня сформированности у детей специальных умений и навыков исследовательского поиска.

В детской исследовательской практике анализировались следующие критерии:

-навыки исследовательского поиска;

-умение давать определение понятиям;

-классифицировать, наблюдать;

-проводить эксперименты;

-делать умозаключения и выводы;

Мониторинг позволил выяснить, что дети испытывают затруднения:

-в самостоятельном определении главных свойств, причинных связей и признаков предмета;

-при удерживании в памяти этой последовательности, которая является планом исследовательской работы.

Поэтому мы предположили, что использование метода исследования позволит детям понять возможную причину явления или предмета, самостоятельно, структурно выстроить последовательность своих действий, выдвигать гипотезы и давать им предварительную оценку.

Была определена цель работы: способствовать повышению самостоятельности ребёнка в процессе учебно-исследовательского поиска.

Намечены задачи:

- способствовать развитию поисково-исследовательской активности дошкольников.

-создавать условия для практического овладения исследовательскими навыками.

-развивать интерес к поисковой деятельности.

-воспитывать самостоятельность, умение ориентироваться в познании окружающего мира.

Наша работа была направлена на развитие самостоятельной исследовательской деятельности, но не надо забывать, что исследование многогранно, и поэтому мы должны учитывать принцип интеграции различных образовательных областей и видов деятельности.

Изучив соответствующую литературу, были определены этапы работы:

-ознакомление детей со структурными частями исследования и введения последовательности исследовательского обучения;

-закрепление использования исследования во всех видах деятельности;

-проявление самостоятельного творчества детей.

Первоначально мы обратили внимание на оформление предметно-развивающей среды, т.к. она является необходимым условием развития личности ребёнка и всех видов детской деятельности.

В основе предметно-развивающей среды заложен деятельностный подход, потому, что он обеспечивает творчество, а бездеятельность ведёт к сужению возможностей личности, лености мысли.

Следующим важным аспектом в создании среды явилось создание экологических пространств для исследования.Например: уголки опытов, мини-лаборатория на окне, фитополяны, центры и другие.Позаботились, чтобы каждый компонент среды отвечал принципу функционального комфорта. Всем детям должно быть уютно, удобно и интересно.

Предметная среда должна быть доступна для самостоятельной деятельности детей (игр с водой, песком, камушками, для опытнических операций).После того, как была создана предметно-развивающая среда и дети заинтересовались предложенным материалом для игр, мы приступили к первому этапу нашей работы. Для ознакомления детей со структурнымичастями исследования и введения метода исследования в образовательную деятельность необходимо было решить следующие задачи:

-развивать умение детей выделять характерные особенности изучаемого объекта.

-устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.

-закреплять умение составлять план исследования, определять последовательность действий.

-продолжать развивать операции мышления.

- воспитывать умение работать в коллективе, слушать и помогать товарищам.

На данном этапе мы знакомили детей со структурными частями метода исследования (по типу А. Леви, Дж. Шваб и др.) В последствии, когда дети запомнили последовательность действий, они стали увереннее в себе, появилось стремление получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей, сложились предпосылки для дальнейшего обучения.

Постепенно дети освоили метод исследования и стали использовать его в повседневной деятельности (перемещение воздуха в пространстве, по сказке «Лиса и Журавль», учимся дышать, игры с водой и т.д.).

Далее мы перешли ко второму этапу работы с детьми.

Были выделены основные задачи этого этапа работы:

-повышение уровня познавательных способностей детей и мотивации к школьному обучению через исследовательскую деятельность.

-реализация новых проблемно-поисковых технологий, формирующих развитие познавательной активности дошкольников.

-совершенствование условий для развития и воспитания детей в контексте новых федеральных государственных стандартов.

Для повышения познавательной активности, мотивации к исследовательской деятельности применялись разные типы педагогическихтехнологий: развивающая (модели, символы, знаки). Принцип проблемного обучения (сам процесс опытнической деятельности, ситуации, ТРИЗ). Широко использовала в практике работы и игровые методы (обучающие игры, игры поискового характера, познавательно-дидактические игры). Игры и игровые элементы придавали занятиям эмоциональную окраску, наполняли их яркими красками, делали их живыми, а, следовательно, интересными, содействовали интеллектуальному развитию ребёнка, облегчали восприятие исследовательских проблем и знаний, позволяли детям включиться в поиск верного ответа.

В повседневной жизни мы используем те же методы и игры по развитию исследовательских навыков детей, опираясь, главным образом на игровые технологии и упражнения для закрепления представлений, умений и навыков, полученных на занятиях.

В конце этого этапа дети усвоили как правильно составлять план исследования, сформулировать гипотезу, делать умозаключение, и стали активно использовать их на занятиях и повседневной жизни. После этого мы перешли к третьему этапу нашей работы-проявление самостоятельного творчества детей.

На заключительном этапе решались следующие задачи.

-продолжать развивать исследовательские способности, устойчивый интеллектуально-творческий потенциал личности дошкольника;

-обобщить представление детей о структуре исследовательской

деятельности;

-развивать умение детей составлять план исследования предполагаемого объекта;

-развивать операции мышления, речь и воображение детей;

-воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Особенностью этого этапа являлось почти полная самостоятельность детей. Дети научились устанавливать взаимосвязь растений со средойобитания, доказывать приспособительное значение поведения животного, почувствовать вкус и запах объекта, слышать звуки, исходящие от него.

В процессе работы были созданы самодельные экологические карты, объясняющие явления природы и предметы окружающего мира. Дети рисовали иллюстрации, выделяя разные этапы исследования. Каждый ребёнок рисовал, оформлял свой материал самостоятельно, а потом была подготовлена выставка работ. Они высказывали своё мнение, выбирали лучшие работы. Были проведены досуги, праздники, проекты («День эрудитов»,«Овощной марафон», «Зоркие глаза»), включающих обобщение опыта по исследовательской, экспериментальной работе дошкольников.

Представленная структура организации опытнической деятельности поможет педагогам ДО и района грамотно спланировать познавательно исследовательскую деятельность со старшими дошкольниками в режиме дня ДОУ, добиться общего положительного педагогического эффекта. А сформированные умения и навыки в процессе экспериментальной деятельности помогут дошкольникам успешно обучаться в школе.

По данному вопросу я работаю в течение трех лет, начиная с младшего возраста, с детьми одной группы.

Анализируя работу воспитанников за 2013-2014 уч. г. процент успеваемости детей в младшем возрасте составил – 50%, за 2014-2015 уч. г. в среднем возрасте – 80%, за 2015-2016 уч. г. в старшем возрасте – 100%.

Сравнительный анализ обследования показал, что дети научились понимать познавательную задачу, у них появились прочные навыки в организации и проведении экспериментов, опытов, прослеживании результатов, в умении делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.

Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к ко...

Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников

сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...

Формы организации познавательной деятельности дошкольников в подготовительной группе

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Свойства воды"...

Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»

laquo;Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»...

Организация познавательной деятельности дошкольников средствами ИКТ

Использование компьютера с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации, что осуществляется в различных игровых технологиях. Это различные компьютерные игр...

"Организация познавательной деятельности дошкольников по теме "Наши друзья - птицы"

консультация для педагогов ДОУ по теме "Наши друзья птицы". Методы и приемы знакомства детей дошкольного возраста с данной темой....

Памятка для начинающего воспитателя по организации познавательной деятельности дошкольников

Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов....