Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.
консультация по теме

Силина Мария Викторовна

Мы часто храним предметы, доставшиеся нам в наследство или те, что напоминают нам о каком-то событии. Помимо того, что эти вещи дороги нам как память они еще и красивы. Если Вам удастся приобщить к коллекционированию детей, то это подарок на всю жизнь. Ребенка не придется учить математике и экологии он их изучит по ракушкам и маркам. Коллекционирование самая благородная из человеческих страстей. Этот материал могут использовать родители и педагоги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kollekts._kak_odna_iz_form_pozn._deya-ti.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Коллекционирование как одна из форм организации познавательной деятельности дошкольников.

В любом возрасте дети пытливы и любознательны, задают взрослым множество вопросов. Особенно о тех вещах, которые им интересны, кажутся для них необычными.

С возрастом, накоплением объема информации об окружающем потребность ребенка в новых впечатлениях постоянно возрастает. Однако возможности ребенка пока еще невелики, и он может удовлетворить эту потребность только при помощи взрослого.

Немногие используют коллекционирование как форму познавательной деятельности. Однако коллекционирование расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность. В процессе коллекционирования сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира. Предметы коллекций придают своеобразие игровому, речевому и художественному творчеству, активизируют имеющиеся знания. В процессе коллекционирования развиваются: внимание, память, умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, комбинировать.

Актуальность работы по коллекционированию с детьми старшего дошкольного возраста заключается в том, что это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, к поиску.

Цель: Сочетать коллекционирование с разными формами познавательной деятельности старших дошкольников.

Задачи:

  • Познакомить с коллекционированием как способом собирания интересных вещей, разъяснить понятие «Коллекция»;
  • Вызвать интерес к коллекционированию; показать способы коллекционирования;
  • Обогатить представление о различных видах коллекций;
  • Поддерживать эмоционально-положительное отношение к теме.

Что же такое коллекционирование?

Коллекционирование – одно из древнейших увлечений человека, которое всегда связывалось с собиранием предметов, не имеющих прямого практического использования, но вызывающих к размышлению.

Для формирования познавательной активности старших дошкольников интерес представляет такое направление, как коллекционирование.

Почему именно коллекционирование стало темой моего изучения, исследования, объектом нашей совместной деятельности, нашим общим с детьми увлечением?

- Во-первых, это одно из естественных, ярко проявляемых дошкольниками направлений деятельности. В детях всегда заложена страсть к собирательству, а еще точнее, к поиску. У большинства она потом исчезает, но некоторые проносят ее через всю жизнь. В Китае говорят: «Кто имеет увлечение, проживает две жизни».

- Во-вторых, я сама в детстве увлекалась коллекционированием. Собирала открытки, переливающиеся календарики, календарики с актерами кино, фантики от конфет, значки с героями из мультфильмов. Часть этих коллекций сохранилась. Я принесла в группу коробку с открытками, альбом с наклейками. Ребята с интересом их рассматривали, спрашивали, откуда у меня столько открыток. Я с удовольствием рассказывала им истории своих коллекций.

Многие проблемы в установлении взаимоотношений с детьми можно преодолеть, если найти общее дело, позволяющее совместить интересы ребенка и взрослого.

Коллекционированием мы начали заниматься с детьми в средней группе. Заинтересовавшись моими коллекциями, дети сами и по моей просьбе стали приносить в группу  игрушки, которые они собирают, но неохотно давали их рассмотреть или поиграть своим товарищам. Старались все принесенные вещи поскорее забрать домой.

Тогда мы с детьми договорились собрать в группе общую коллекцию, но не обычную, а в виде поделок. Так появилась коллекция «Военная техника» из пластилина.

Достоинством коллекционирования можно также считать его интегрированность, то есть связь с НОД по формированию элементарных математических представлений  (для развития внимания, закрепления количественного и порядкового счета, т. е детям предлагались игры:  «Кого не стало», «Четвертый лишний», «Кто на каком месте стоит»), познанием окружающего мира (дети с удовольствием играли в игру «Узнай по описанию», рассказывали, из чего сделана поделка), экологическим воспитанием, сенсорным развитием.

К концу средней группы дети стали проявлять все больший интерес к собиранию коллекций, стали более любознательными и увлеченными. А после прочтения в старшей группе рассказа А.Гайдара “Чук и Гек”, в котором говорилось, как запасливый Чук хранил в своей баночке множество разных полезных вещей, у детей появилось желание рассказать о своих домашних коллекциях или принести их в сад. Много разных коллекций оказалось у Данила. Он принес коллекцию игрушек из киндер-сюрпризов и большую коробку с пластмассовыми и резиновыми игрушками, которые дети разделили на несколько коллекций (насекомые,  собаки). Ярослав принес коллекцию солдатиков и самолетов, Андрей – коллекцию машин .

Когда Соня принесла в группу обаятельного поросенка, а Ира забавную коровку решили собрать общую коллекцию домашних животных . Поросята в коллекции были самые разные – деревянные, резиновые, бумажные, пластмассовые, мягкие игрушки. Играя с коллекцией, мы вспомнили сказки с героями поросятами (“Три поросенка”, “Вини-пух и все, все, все”, “Смешарики”), закрепили счет, название различных материалов, нашли отличия дикого кабана от свиньи, угадывали животных  по описанию.

Мы с ребятами решили оформить в альбом коллекцию наклеек с любимыми героями мультфильмов, сказок. Подключили  родителей.

Стойкость пытливого отношения детей к коллекционированию зависит от того, как взрослые относятся к собирательству или  равнодушны к нему. Но коллекционированием надо управлять, а вначале поддерживать и направлять познавательную деятельность ребенка. Следовательно, помощь родителей просто необходима.

Чтобы помочь родителям понять, что коллекционирование – дело необычайно увлекательное, но в то же время серьезное и кропотливое, им была предложена консультация, направленные на формирование положительного отношения к данному виду деятельности .

В настоящее время в группе пополнена  предметно – развивающая среда для сюжетно – ролевой игры «Ювелирный магазин «Яхонт»,  мы продолжаем собирать коллекции камней, ракушек, пуговиц,  злаков, круп, есть коллекция домашних животных, открыток, игрушечных машин,  коллекция “Это интересно” (наклейки  животных, машин, самолетов, мотоциклов), положено начало коллекции листьев. После новогодних праздников появилась коллекция «Новогодних подарков»

Проделанная работа показала, что коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, - словом, воспитывает качества, нужные для исследовательской работы в любой области науки и производства.

Проводимая с детьми работа по коллекционированию способствует развитию таких важных качеств творческого потенциала, как любознательность и познавательная активность.

Мой пока еще не очень большой опыт работы по данной теме позволяет сделать выводы о том, что коллекционирование является действительно доступным, интересным, результативным направлением деятельности с детьми дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Tеатрализованной деятельности в детском саду, как одна из форм организации художественной деятельности дошкольников

Сегодня я хочу предоставить Вашему вниманию мастер класс по использованию театрализованной деятельности в детском саду, как одну из форм организации художественной деятельности дошкольников, цель кото...

Сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников

сенсорное развитие как форма организации познавательной деятельности дошкольников...

Формы организации познавательной деятельности дошкольников в подготовительной группе

Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром.Тема "Свойства воды"...

Выступление на семинаре «Эффективные формы организации познавательной деятельности дошкольников»

laquo;Формирование познавательных способностей детей дошкольного возраста средствами музыки»...

"Квест-игра как одна из форм организации образовательной деятельности дошкольников"

Особенностью организации образовательной деятельности в детском саду, согласно требованиями ФГОС ДО, является то, что образование воспитанника реализуется, посредством применения различных в...

Практика «Коллекционирование — как одна из форм развития познавательной активности детей с ОВЗ»

Для формирования у детей  познавательного развития необходимо создавать условия, опираясь на их познавательный интерес. Коллекционирование как вид деятельности  известен давно.  Значени...

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

РАЗНООБРАЗИЕ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...