Комплексное планирование сюжетно-ролевой игры "Пароход" в средней группе
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Пурова Светлана Михайловна

Представляю перспективный план по комплексному руководству сюжетно-ролевой игрой "Пароход" в средней группе, который включает в себя четыре направления: ознакомление дошкольников с окружающим, передача игрового опыта через обучающие игры, создание развивающей предметно-игровой среды и создание ситуаций активизирующего общения взрослого с детьми в процессе игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parohod.docx27.92 КБ

Предварительный просмотр:

Сюжетно-ролевая игра  «ПАРОХОД» (средняя группа)

Обогащение представлениями по теме игра

Передача игровой культуры

Создание и обогащение развивающей предметно игровой среды

Игровые ситуации

Задачи:  обогащение содержательной стороны игр детей, дать детям яркие впечатления об окружающем; создать основу для развития и обогащения содержания игры (понимание смысла действий людей, назначение предметов и т.д.); способствовать развитию интереса  к получению новых знаний, уважительного отношения к окружающим.

1.Рассматривание иллюстраций, фотографий о водном транспорте, о речных (морских) путешествиях. Беседы по иллюстрациям. Обсуждение, как люди передвигались по воде в древности (использовали силы природы — течение рек, ветер, свою собственную мускульную силу: плоты, лодки); в старину (большие парусные суда — шхуны, фрегаты и т. п.), в настоящее время — суда с двигателем.  

2.Рассматривание сюжетных  картинок «Строим корабль»; "Играем в моряков" (серия "Обучение рассказыванию в д\с");

3.Рассматривание карт путешественников. Для чего нужны карты?

4.Беседы о труде моряков, рыбаков, исследователей.

5.Разгадывание загадок по теме.

6.Чтение стихов Б. Заходера  «Если мне подарят лодку» с показом презентации по стиху; В. Маяковского "Эта сказочка моя про моря и про маяк".

7.Чтение коротких стихов о море, реке, водных обитателях, пароходах, профессиях людей, работающих на водном транспорте.

8.Чтение рассказов: С. Сахарнов

«Два радиста», «Как достали якорь». «Самый лучший пароход»;

А. Ляпидевский «Все на лед»

«Первая радиограмма», «Спасение», «Возвращение»;

Б.Житков «Морские истории», глава «Пароход» из кн. Б. Житкова «Что я видел», «Рассказы для детей» («Приключения «Партизана», «Как утонул пароход», «Как подняли пароход со дна», «Механик Салерно», «Пожар в море»)

9.Просмотр  мультипликационных   фильмов  - «Рассказы старого моряка», «Приключения капитана Врунгеля», «Веселые путешествия», «Мореплавание Солнышкина», «Степа моряк».

10.Экскурсии с родителями к реке Оке в г.Павлово, к рекам Волге и Оке в г. Нижнем Новгороде, наблюдения за теплоходами, грузовыми судами, катерами.

11. Продуктивные виды деятельности :

- аппликация «Кораблик», «Лодочка»;

- рисование «Моряки»;

- ручной труд: изготовление флажков для корабля;

- Конструирование из стройматериала "Пароход".

Задачи:  способствовать формированию у детей  предметных и ролевых способов  решения игровых задач помочь в  освоении социальных отношений (реальных и ролевых);  содействовать развитию эмоциональной выразительности  движений, жестов, мимики, диалогической речи, ролевых диалогов; помогать развитию  дружеских взаимоотношений в игре между детьми.

1.Рассказ воспитателя с обыгрыванием с помощью театра игрушек « Как я путешествовала по реке».

2.Настольно-печатные  игры: «Что нужно, для       путешествия по реке?», «Кому, что нужно для работы» (капитан, моряк, кок), игры по типу «гусек» («Путешествие по реке»).

3. Словесные игры «Кто, что делает» (кто больше назовет действий капитана, моряка, кока, пассажиров и тд.), «Хорошо-плохо» (река, море, пароход, ветер и т.д.).

4.Социально-эмоциональные игры «Угадай, кто я!», «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

5. Игры – экспериментирования с водой (игры с корабликами, лодочками, тонет-не тонет, «что помогает плыть кораблику»).

6. Игра «Разговор по телефону» (капитан-моряк, капитан-пассажир, пассажир-пассажир, капитан-кок, капитан-механик и т.д.).

7.Игры-драматизации по сюжетам литературных произведений (см. первый столбик).

8.Решение проблемных ситуаций, разрешение противоречий (нужно плыть, а начинается сильный ветер; «пробоина на корабле» - как быть; груз слишком тяжелый для корабля и т.д.

9.Игра «Чудесный мешочек» (с предметами-заместителями - как это можно использовать в игре).

10. Игры-этюды «Качка», «Человек за бортом», «Покупаем билет», «Ловим рыбу», «Пожар на корабле» и т.д.

11. Обучающие игры  с сюжетным содержанием, в которых воспитатель выступает равноправным игровым партнером по игре: «Корабль отправляется от пристани», «Обед на корабле», «Капитан отдает приказы матросам», «Пассажиры на корабле», «Прогулка на берег» и т.д. Включение в обучающие игры сюжетов со сменой ролей: я – капитан – отдаю команды,

12. Включение имитационных упражнений в утреннюю гимнастику, музыкальные и физкультурные занятия «Пароход», «Ветер надувает паруса», «Забрасываем сети», «Тянем канат» и т.д.

13. Вопросы по содержанию совместных игр детей со взрослым или детей друг с другом.

Задачи: создание творческой предметно-развивающей среды для самостоятельной  игры детей, реализации игровых замыслов; активизация в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим и в обучающих играх.

1.Игрушки, ролевые атрибуты: карта, компас, рация, бинокли, подзорная труба, фотоаппарат, наушники, якорь, штурвал, лодки, спасательный жилет, спасательные круги, пульт управления кораблем, бескозырки, матросские воротники, тельняшки,

продукты питания, «аптечка», «акваланг» и т.д.

2.Ширмы, нарисованное панно: скамеечка со штурвалом, остов корабля, панно – море, корабль, маяк, шторм, пристань и т.д.

3.Коробка  с предметами-заместителями.

4.Бросовый материал, бумага, карандаши, клей для изготовления самоделок (билеты на корабль, подзорная труба, флажки, морские обитатели, карта и т.д.).

5.Крупные модули для построек корабля, стройматериал.

6. Магнитно-маркерная панель, на которой можно разместить нарисованные панно или нарисовать маркером необходимый для развития игры сюжет.

Задачи: стимулировать развитие у детей навыков общения со взрослыми и друг с другом, умения в ступать в ролевой диалог, ролевое взаимодействие; содействовать развитию произвольности, умения управлять собой по роли  в ситуации игры, выполнять правила культуры общения и поведения; помогать  развитию положительных  взаимоотношений между детьми, развитию самостоятельности и   творчества.  

1.Создание ситуаций для развития игры, предметно-игровой среды:

-поступило радиосообщение о крушении корабля, о плохих погодных условиях;

- в море появились дельфины;

-пассажир опоздал на теплоход;

-  на теплоходе течь. Что делать?

- на корабле закончилось топливо;

- остановка  на берегу, предложение осмотреть  местные достопримечательности (театр, зоопарк, музеи, гуляют по улицам, заходят в магазин, кафе, парикмахерскую);

- на море поднялась буря, корабль терпит крушение; корабль захватили пираты; в руки путешественников попадает бутылка с письмом (нарисованное письмо, план-схема);

- впереди что-то видно, но что это, нужна подзорная труба;

- команда корабля (пассажиры) заболели и т д.

2.Советы, напоминание в процессе игры: перед отплытием корабля нужно проверить исправен ли он;  перед отплытием необходимо завезти продукты на корабль; необходимо проверить исправны ли спасательные средства и т.д.

3.Предложения в ходе игры по смену роли: у пассажиров заболели животы, а давай ты теперь будешь не пассажиром, а судовым врачом; в судне пробоина, давай я теперь буду не капитаном, а водолазом и т.д.

4. Обращения по ходу игры: «Пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места», «Матросы! Поднять якорь! Полный вперёд!», «Внимание! Наш пароход подходит к причалу», «Мы должны получить радиотелеграмму о погоде, где радист» и т.д.

5. Создание ситуаций с целью «помешать игре»: пассажир не хочет садиться, т.к. он думает, что корабль не исправен; пассажир говорит, что купил в кафе несвежую пищу; пассажир хочет срочно выйти на берег и т.д.

6. Поощрение:

« Какой хороший моряк, точно выполняет все  команды капитана», «Да, ты опытный водолаз, быстро нашел пробоину» и т.д.

 

Примерные роли и игровые действия

Роли

Игровые действия

Капитан

Набирает команду, следит за порядком на корабле, за дисциплиной, держит связь с сушей и т.д.

Радист

Принимает и отсылает радиограммы

Матросы

Дравят палубу, следят за порядком на корабле, спускают лодку на воду и т.д.

Доктор

Ведет осмотр матросов, лечит при необходимости

Кок

Готовит еду, моет посуду

Репортеры

Ведут репортаж, задают вопросы матросам, капитану, ведут разговоры с родственниками.

Пассажиры

Садятся на корабль, занимают каюты, ходят в кафе на корабле, сходят на берег, идут на экскурсии.

Игры - спутники

«СПАСАТЕЛИ»

ЧП на корабле, принят сигнал «СОС»

«БОЛЬНИЦА»

Команда корабля заболела. Пассажир серьезно заболел, необходимо везти в больницу на берег.

«СЕМЬЯ»

Ждут моряков на берегу (встречают)

«КАФЕ», «ПАРИКМАХЕРСКАЯ» И Т .Д.

Пассажиры сошли на берег, пошли в город в кафе, парикмахерскую, зоопарк, музей и т.д.

Способы выхода из игры.

1.  На судне серьезная поломка, нужно возвращаться на берег.

2.  Задание, поставленное перед командой корабля, выполнено, возвращаются домой.

3.  Воспитатель берет роль капитана на себя и дает команду о возвращении на землю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование сюжетно- ролевых игр в средней группе

Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащание игровых действий, сюжетов, устанавливать ролевые отношения, вести диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предме...

Перспективное планирование сюжетно- ролевых игр в средней группе

Способствовать развитию компонентов детской игры (обогащание игровых действий, сюжетов, устанавливать ролевые отношения, вести диалог, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предме...

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для средней группы

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр для средней группы...

Планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе

Предлагаю Вашему вниманию планирование некоторых сюжетно-ролевых игр для средней группы....

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

                                                   ПЕРСПЕКТИВНО...

Перспективное планирование сюжетно-ролевых игр в средней группе детского сада согласно ФГОС ДО

Планирование составленно в соответствии ООПДО с соблюдением понедельного календарного планирования , с учетом регионального компанента . Блок самостоятельной деятельности позволяет постепенному внесен...

Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой в средней группе.

В данной методической разработке приведен материал по руководству сюжетно-ролевой игрой в соответствии с ФГОС по средней группе....