использование экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей раннего возраста
методическая разработка (младшая группа) на тему

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_eksperimentalnoy_deyatelnosti.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский Сад №26»

Тема: «Использование экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей раннего возраста».

Выполнила воспитатель:

Киверина Т.Н.

Слайд № 2     

                        «Расскажи - и я забуду,

                     Покажи - и я запомню,

                     Дай попробовать - и я пойму»

Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения.

 Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать.

Содержание образовательной области « Познание»  направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:

Слайд №3  

Задачи                      1.   Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

                                   2.   Развитие сенсорной культуры.

                                   3.   Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Задача развитие познавательной активности у детей раннего возраста особенно актуальна на современном этапе, так как развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Слайд №4 

Познавательно- исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально-творческой деятельности- это активность ребенка, напрямую направленная  на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Предметно-развивающая среда ( ранний возраст)

  С целью развития любознательности, познавательного интереса  и стимуляции исследовательского поведения детей необходимо обеспечить соответствующую предметно-развивающую среду:

В нее  входит центр сенсорики

 Во всех группах выделено место для центров экспериментирования, всё оборудование соответствует возрастным особенностям, безопасно.

центр экспериментирования, включающий центр песок-вода для игр

с водой и песком, сыпучими, пластическими материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами

Центр природы

Слайд №5 Огород

 центр природы с огородом. Обязательно должен быть  разнообразный материал для познавательного развития детей.

Слайд №6 Материалы для экспериментирования

  • Бусинки, пуговицы.
  •   Верёвки, шнурки, Тесьма, нитки.
  •   Пластиковые бутылочки разных размеров.
  •   Камешки разных размеров.
  •   Пробки.
  •   Пух, перья.
  •   Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупки орехов.
  •   Вата, синтепон.
  •   Шишки
  •   Киндер-сюрпризы.
  •   Песок, формочки для песка.
  •   Вода и пищевые красители.
  •   Бумага разных сортов.

Материалы, и оборудование  для познавательно- исследовательской деятельности  детей раннего возраста  должны включать материалы:

 - объекты  для исследования - это материалы для сенсорного развития, данная группа материалов должна включать и природные объекты    в процессе действий с которыми дети могут познакомиться с их свойствами и качествами;

- специальные наглядные пособия, отражающие мир вещей и событий.    

 

«Развитие познавательного интереса и познавательной активности» ребёнка в раннем возрасте проходит преимущественно  в процессе детского экспериментирования». В процессе работы я поняла, что исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Я провожу с детьми разнообразные игры-эксперименты.

Большой простор для детского экспериментирования  открывают игры с водой, красками, песком,  бумагой  и т.д. Они не только очень увлекательны для малышей, но и полезны для установления физических закономерностей, овладения представлениями об объёме, форме, изменениях веществ и для познания свойств и возможностей того или иного материала.

Слайд №7. Виды игр-экспериментов

1.Игры – эксперименты  с водой

2.Игры – эксперименты  с красками

3.Игры – эксперименты  с мукой

4.Игры – эксперименты  с крупами

5.Игры – эксперименты  со звуками

6. Игры– эксперименты  с песком

7. Игры – эксперименты  со льдом

Слайд № 8   Игры эксперименты  с  Водой  (тонущие и плавающие предметы)

Дети с удовольствием будут переливать воду из одной емкости  в другую, проверять, тонут или плавают игрушки, пускать кораблики.

Экспериментирование с тонущими и плавающими предметами.

1.Металл - обычная ложка или другие предметы

2.Дерево - ложка, мисочка

3. Пластмасса - любые предметы или игрушки.

4.Резина- игрушки

5.Ткань – кусочки разных тканей, разного размера, по-разному

Бумага  и картон разной плотности, разного размера, по-разному впитывающие воду:

6. Губки разных размеров – поролоновые, резиновые,  плавающие, впитывающие

    воду, тонущие.

Слайд № 9  Игра «Тонет -  не тонет»

Слайд № 10  Игра «Цветная вода»

Взрослые могут помочь детям разнообразить игры с водой: подкрасить её пищевыми красителями, сделать пену, пускать мыльные пузыри

Слайд №11. Мыльные пузыри

   

Слайд №  12  Игры эксперименты  с крупой  

Игры с крупами развивают мелкую моторику рук, это легкий массаж для рук

Можно предложить им пересыпать фасоль или горох из чашки в миску, насыпать ложкой в чашку крупу. В процессе этих занятий ребёнок получает представления о том, что такое «полный», «пустой», «много», «мало» и др.

Слайд №13  Игры– эксперименты  с мукой

Игры с мукой используются  на занятиях по художественному творчеству (лепке). Дети узнают ее свойства, она легкая, мягкая, если на нее подуть она может летать, на ней остаются отпечатки, а если ее смешать с водой получается тесто из которого можно лепить разные предметы.

Слайд   №14        Игры эксперименты  со звуками

Богатые возможности для развития познавательного интереса у  детей содержат музыкальные игрушки (колокольчики, бубны, свистульки, трещотки, пианино и пр.). Экспериментирование со звуковыми  предметами способствует формированию интереса детей к миру звуков, способности их дифференцировать, развитию мелкой моторики рук и артикуляционного аппарата (игры  «Кто что услышит?», «Узнай по звуку», «Кто внимательный», «Где позвонили?», «Угадай, на чём играют?», «Кто, как кричит?», «Громко, тихо»)

Слайд   № 15  Игрыэксперименты  с песком

Они оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, так как помогают создать радостное настроение, снижают напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей.

Слайд   № 16 игры для формирования представлений о вкусе, запахе

Слайд   № 17 игры с красками

Слайд   № 17   Игры эксперименты  со льдом

Ребенок получает новые тактильные ощущения, учится взаимодействовать с окружающими предметами. Также для детей это прекрасная возможность закаливания.

Слайд № 18 игры с красками

Для развития познавательного интереса  детей полезны игры с изобразительными материалами. Они могут не иметь изобразительных целей, а носить чисто исследовательский характер. Дети с интересом смешивают краски, делают пальчиками, кистью, печатками мазки и отпечатки на бумаге, чиркают карандашом, фломастером, мелком. При этом дети не только знакомятся со свойствами различных веществ и материалов, но и получают быстрый видимый эффект от собственных преобразующих действий, что вызывает у них особую радость (игры « Таинственные отпечатки»,

В настоящее время в продаже имеется огромный выбор игрушек, стимулирующих познавательную активность ребёнка. Это разнообразные игрушки «с сюрпризом» - «пульты», детские музыкальные центры, игрушки-головоломки.

       Действуя с такими игрушками, ребёнок устанавливает связи между своими действиями и появлением новых ощущений, познаёт скрытые от наблюдения свойства предметов.

    Если ребёнок не проявляет познавательного  интереса или его действия ограничиваю простыми манипуляциями,  стимулирую его познавательный  интерес  вопросами, подсказками, предложениями. Например: «Попробуй открыть коробочку», «А вдруг в этом ящичке что-то лежит?», «А что будет, если бросить в тазик камушек? Он утонет или будет плавать? А губка?»

     Немаловажное значение при организации экспериментов придаю и соблюдению детьми правил безопасности, учу работать с материала осторожно, не брать в рот, не трогать руками, всегда чисто мыть руки после работы.

Слайд №25  Работа с родителями.

Для решения данной задачи  активно привлекаю родителей.

 Родители  помогают в организации предметно-развивающей среды,   в оформлении наглядных материалов, для них периодически оформляю фотовыставки, выставки детских творческих работ, папки передвижки с рекомендациями для родителей по организации познавательно-исследовательской деятельности детей и развитию у них познавательного интереса.

Поводя итог своего выступления  я хочу  отметить, что работа, проведенная с детьми   по познавательно- исследовательской деятельности значительно повысила познавательную активность детей, способствовала  развитию детской любознательности и сформировала у них устойчивые познавательные интересы .

Слайд №27 Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста"

Опыт работы воспитателя МБДОУ №11 "Катерок" Страховой Н.Е. на тему: "Использование кругов Луллия в познавательном развитии детей раннего возраста" на заседании РМО №3 по развитию д...

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста

Использование проблемных ситуаций для познавательного развития детей раннего возраста...

Мастер класс "Использование мягкой книги в познавательном развитии детей раннего возраста"

Одним из актуальных способов работы по познавательному развитию детей раннего возраста в настоящее время являются, так называемые, мягкие развивающие пособия, в частности книги. Они соответствуют прин...

Буклет. "Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии детей дошкольного возраста".

Раскрытие значимости экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников....