Практико – значимый проект "Прогулки по дням творения "Небо"
проект (старшая группа) на тему

Актуальность очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

    В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

    Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

    Программа «Добрый мир» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

    Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль  детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_progulki_po_dnyam_tvoreniya_nebo_karnyuhina.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практико – значимый проект

Занятие на тему:

Прогулки по дням творения «Небо»

Для воспитанников старшей группы

(по учебно – методическому комплекту

«Добрый мир»)

Выполнил:

Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 4 «Сказка»

городской округ Протвино

Карнюхина Наталья Александровна

                                         

2016 г.

Актуальность очень значима, так как наше общество переживает в настоящее время духовно-нравственный кризис: государство лишилось официальной идеологии и духовно-нравственных идеалов. Мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. Наша страна стоит на первом месте по подростковым самоубийствам, алкоголизму, абортам и брошенным детям. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность и является приоритетной в деле обеспечения национальной безопасности страны.

    В России духовно-нравственное воспитание традиционно базировалось на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.

    Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека.

    Программа «Добрый мир» не ставит своей задачей введение ребенка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму.

    Какими мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создаёт вокруг себя.

Что характеризует человека, прежде всего?  Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утончённость и творческую активность. Культура человека – есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет эстетическое воспитание. В связи с этим ключевая роль  детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим созданием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.

Цель: познакомить детей со вторым днем  творения Бога.

Задачи:

  • Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога;
  • Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие;
  • Формировать творческие способности – умение отражать в своих работах  красоту мира;
  • Воспитывать нравственные  чувства.

Виды детской деятельности:

  • Познавательно – исследовательская;
  • Коммуникативная
  • Игровая.

Формы проведения:

  • Подгрупповая.

Методические приемы:

1. Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления, использование ИКТ.

2. Словесные методы и приемы: 

-объяснение;

- беседа;

- художественное слово.

3. Практические методы:

- постановка задания;

-планирование выполнения задания;

-оперативное стимулирование;

- контроль и регулирование;

- анализ результатов;

-самостоятельная работа

4. Игровые:

- игровая мотивация;

- загадки.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно- эстетическое», «Социально-коммуникативное»,  «Речевое развитие».

Материалы и оборудование: проектор, экран, фишки с предметными картинками, календарь погоды, вата, чашки «Петри»,вода, бумага  голубого и белого цветов, клей карандашный, салфетки, клеенки, мольберт, магниты.

Подготовка к игровой деятельности:

Подготовка воспитателя: создание презентации, подборка музыки.

Подготовка детей: беседы, игры и наблюдения на прогулке.

Зрительный ряд: презентации «Небо», «Облака»

Музыкальный ряд: песня из мультфильма «Трям, здравствуйте!» музыка В.Шаинского «Облака»

Структура НОД:

Начало – вводная беседа.

Основная часть – решение поставленных задач.

Рефлексия.

 Вводная часть

      Беседа: «Приглашение к путешествию»

Воспитатель:

- Мы с вами продолжаем путешествовать по дням творения.

- Что Бог создал в первый день?

Дети:

- Свет.

- Отделил Бог свет от тьмы.

- Назвал свет днем, а тьму - ночью.

Основная  часть

      Воспитатель:

- Да, ребята, небо  это - облака и воздух. Бог создал  его во второй день.

Сотворил Бог в день второй,

Свод небесный, голубой.

       Показ слайдов

Цель: обогащение словарного запаса, расширение  представлений детей о мире   природы, развитие зрительного восприятия.

Давайте посмотрим, как выглядит голубой небосвод  (слайд № 1).

Что появилось на небосводе? (облака)  слайд № 2.

А здесь видим, что? (тучи)  слайд № 3

А из облаков и туч порой идет дождь или снег (слайд № 4,5).

      Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: закрепление умения характеризовать погоду, согласование   прилагательных с существительным.

Когда голубой небосвод, мы говорим, погода… (ясная)

Когда на небе появляются облака, мы говорим, что погода …(облачная)

Когда небо затянуто тучами, мы говорим, что погода …(пасмурная)

      Дидактическая игра  «Посчитай   дни»

Цель:  формировать умения взаимодействия в  команде, выполнять правила игры,  развивать зрительное восприятие, внимание, дружелюбие.

Воспитатель:

-Давайте рассмотрим календарь погоды за этот месяц и посчитаем, сколько было ясных, облачных и пасмурных дней.

Дети делятся на три команды. Раздаются жетоны: солнце – ясный день, облако – облачный день, туча - пасмурный день.  Каждая команда считает количество дней.

      Художественное слово

Чтение стихотворения «Небо»

                                        Небо чистое, голубое

                                        Небо доброе и родное.

                                        А еще оно какое? …

 Дети: светлое, низкое, хмурое, дождливое, облачное.

      Игра малой подвижности  «Погода»

Игровая задача: Развивать творческие способности и мыслительные операции (анализ,синтез) на основе представлений детей о явлениях природы и погоды и их влиянии на жизнь людей, растений и животных.

Оборудование: карточки-символы с изображением погодных явлений (облако, туча, солнце)

Игровые правила: дети делятся на три группы. Каждая группа должна правильно (движением) отреагировать на сигнал.

Ход игры:

Воспитатель делит детей на три группы: «облако», «солнце», «туча». Выбирается один ведущий.

Ведущий с помощью карточек сигнализирует о погодном явлении. После сигнала каждая группа детей реагирует на это явление в соответствии с ролью (с помощью движений и мимики).

В конце игры воспитатель отмечает правильность выполнения задания, оригинальность показа, дает разъяснения и рекомендации.

Воспитатель:

- А вы, в какую погоду любите гулять?

Дети:  солнечную, ясную.

Воспитатель:

- Небо меняется постоянно, оно разное, загадочное.

      Загадка

Отгадайте загадку «Чудеса»

Посмотри в окно, какое

Небо нынче голубое,

А по небу, как по речке,

Белые плывут овечки    (облака)

Воспитатель:

- Почему сказано, что небо похоже на речку?  (спокойное, нет ветра, голубое)

Почему облако сравнивают с овечкой?

Дети: шерсть у овечки пушистая, мягкая, белая.

Воспитатель:

- Облака  бывают разной формы.

      А Лиза знает стихотворение об облаке.

«Облако»

                                          Облако похоже на

                                          Неуклюжего слона,

                                          Нет – уже на самосвал.

                                          А потом медведем стал!

Воспитатель:

- Я хочу вам  прочитать  рассказ, в котором дети спорят -  на кого похоже мое облако.

      По дороге шли, два друга, Сережа и Коля. Был теплый весенний день. Сияло солнце. В небесной голубизне плыло белое облако. Сережа загляделся  на облако и радостно сказал: «Какое красивое облако. Оно похоже на сказочный цветок с распустившимися лепестками». Коля посмотрел на облако и печально ответил: «Где же ты видишь лепестки? Облако похоже на злого волка». Мальчики долго смотрели на облако, и каждый видел свое.

      Игра малой подвижности «Облака» (презентация облака) 

Цель: развитие воображения, фантазии, умения передавать в движении образ увиденного.    

Ход игры: Дети выходят на ковер. На экране появляются различные изображения облаков. Дети изображают эти облака  по одному или объединившись  в группы.

      Дыхательное упражнение  на формирование ритмического глубокого дыхания и координацию движений  «Ветер».

Я ветер сильный, я лечу

Руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос.

Лечу, куда хочу.

Хочу – налево посвищу,

Повернуть голову налево, сделать губы трубочкой и надуть

Могу подуть направо,

Голова прямо – вдох, голова направо – выдох, губы трубочкой

Могу подуть вверх, в облака

Голова прямо – вдох через нос, опустить голову, подбородком касаясь груди, спокойный глубокий выдох через рот

А пока я тучи разгоню.

Круговые движения руками

        Экспериментальная деятельность «Облако-туча»

Цель: формирование умения находить причинно-следственные связи, логически  рассуждать, делать  выводы.

Воспитатель:

- На  небе  появляются уже другие облака. Темные, серые, низкие.  

Дети:

- Это - тучи.                                                                                                                                  

Воспитатель:

-Это чудо – облака,

Лишь нахмурятся слегка,

Сразу тучей обернутся,

Чудо – дождиком   прольются.

Опыт

Воспитатель:

 -Мы  попробуем  сравнить облако с тучей  на  примере ваты.

-Сухая вата, она какая?

Дети: легкая, пушистая, невесомая, белая.

Воспитатель :

-Если вату  намочить, она  станет какой?

Дети: тяжелой,  плотной, более темной.

Воспитатель:

-Какой вывод мы сделаем: Чем темнее туча, тем больше в ней  воды.

      Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие мелкой моторики и координации речи с движением

«Облака»

В синем небе облака       (поднимают руки над головой и хлопают ритмично в

Белоснежные облака          ладоши)

Это зайка,                              (загибают по одному пальцу на обеих руках

Это кот,                                на каждое название предполагаемых изображений)

А вот это бегемот,

Над рекой – высотный дом,

А  за домом – снежный ком.

Можно целый день сидеть,        (ритмично попеременно стучат ладонями

В небо синее глядеть,                                                                     по столу)

Где летают облака,                       (поднимают руки над головой и хлопают

Белоснежные бока.                                              ритмично в ладони)

      Творческая деятельность:

Коллективная аппликация методом обрыва «Небосвод».

Цель: развитие творческих способностей  посредством   художественно-изобразительной деятельности.

Оборудование: листы белой  бумаги, кисточки, клей, салфетки, клеенки по количеству детей, тонированная голубая бумага,  музыкальный центр.

Музыкальное сопровождение: песня «Облака» сл. С. Козлова, муз. В Шаинского .

Дети методом обрыва изготавливают облака – «белогривые лошадки».

      Рефлексия.

 Воспитатель: Давайте  полюбуемся, какой красивый у нас  получился  небосвод.

-Что  создал Бог во второй день?

Дети: Небо. Облака. Тучи.

Воспитатель:

- И сотворил Бог в день второй свод  небесный, голубой.

Список литературы:

  1. Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 32 с. цв. ил.
  2. Шевченко Л.Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2012. 208 с.
  3. Шевченко Л.Л. ДОБРЫЙ МИР. Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. Под. ред. Л.Н.Антоновой. Экспериментальный учебно – методический комплект для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011. 176 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект

Осенью 2011 года я была на КПК. Меня заинтересовала данная тема, т.к. она актуальна в период модернизации и качества образования. Дети совместно с родителями были активны в составлении своей род...

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Практико-значимый проэкт

комплексное занятие по развитию речи и рисованию...

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Разработка практико – значимого конспекта занятия (интегрированного, с областью «Познание») с дошкольниками подготовительной группы на тему: «Моя Родина».

Задачи: расширять  представление детей о родной стране, как стране православной , знакомить детей с красотой родного края, воспитывать нравственные чувства: любовь к Родине, к природе; ввести пон...