Практико-значимый проект
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

 Осенью 2011 года я была на КПК. Меня заинтересовала данная тема, т.к. она актуальна в период модернизации и качества образования. Дети совместно с родителями были активны в составлении своей родословной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx34.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами. Ребенок – зеркало семьи, как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…»

(В. А. Сухомлинский)

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, ее готовность к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологи, формулирующие активную роль обучаемого, «ориентированного на завтрашний день развития» (Л. С. Выготский).

Модернизация образования приводит к использованию новой, актуальной и перспективной методике воспитания – к проектной деятельности.

Проект – это способ организации совместной (детей, педагогов, родителей) деятельности, согласование взглядов, идей, приемов, средств для достижения общей цели, а также исследование конкретной проблемы, ее практическая и теоретическая реализация.

В основе метода проектов лежит развитие аналитического и критического мышления, познавательных, творческих навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Именно таким – воспитанным в атмосфере психологического комфорта, духовно богатым, физически и психически здоровым, эстетически развитым, инициативным, желающим учиться дальше и с оптимизмом смотрящим на школьное будущее, мы видим своего выпускника, который в детском саду радостно и содержательно провел дошкольное детство.

Актуальность проекта

Важно помнить о тех, кто был, заботиться о тех, кто есть, и думать о тех, кто будет.

Уверенность в жизни обеспечивает не только материальное положение, душевное благополучие, но и знание, что ты – часть семьи и прикреплен к семейному дереву с его прочными, глубокими корнями.

Многие психологи описывают тех, кто не знает родных и своей семейной истории, как людей, не уверенных в жизни, людей с большими внутренними проблемами.

С помощью знаний о родных и близких удается разрешить нелегкие жизненные ситуации, поэтому набирает силу психогенеалогия, рассматривающая психологические проблемы в ракурсе влияния жизни предков на судьбу человека.

Изучение и воссоздание своей родословной поможет укреплению семейных отношений, налаживанию связей с теми родственниками, с которыми не пришлось познакомиться ранее. Для пожилых людей возникшей интерес к истории семьи станет благотворным «лекарством», и они с радостью окунутся в это полезное дело.

Прежде чем начать знакомить детей со своей родословной в условиях семьи и детского сада, мы выявили уровень осведомленности родителей воспитанников по этой теме.

Опрос, проведенный среди родителей старших дошкольников, показал, что 90% родителей до 35 – 40 лет имеют очень низкий уровень знаний о своих предках, в таких семьях история семьи не прослеживается дальше поколения «дедушка – бабушка». Лишь 10% интересуются прошлым своей семьи.

Некомпетентность большинства родителей в психолого – педагогических вопросах родословной семьи очевидна.

Воспитание родителей – это международный термин, под которым понимается помощь в выполнение ими функций воспитания собственных детей. Результатом, а значит и целью воспитания родителей, является формирование у них педагогической компетенции и позиции в умение понимать своего ребенка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение.

Семья – полноправный субъект педагогического процесса, поэтому сегодня крайне важно формировать у родителей и детей устойчивый интерес к своей родословной. Однако здесь выявились следующие проблемы:

- нет обратной связи в цепочке детский сад – ребенок – семья;

- недостаток представлений детей о генеалогии семьи;

- незнание родителями детской психологии, потребности ребенка участвовать в активной жизни взрослых.

Таким образом мы решили разработать и реализовать проект «Образ моей семьи».

Знание истории и традиции обязательно нужно передавать детям, поэтому в основе нашего проекта – тезис о «необходимости воспитывать и обучать детей так, чтобы они осознавали себя, с одной стороны, детьми своих родителей, внуками и правнуками своих предков, а с другой детьми своей страны.

Технологическая карта педагогического проекта

Название проекта. «Образ моей семьи».

Тип проекта.

  1. Исследовательский – участники проекта оформляют результаты исследований в виде зарисовок.
  2. Творческий – результаты деятельности участников проекта оформлены в виде сценариев.
  3. Информационный – участники проекта составляют информацию своей родословной.

Продолжительность проектной деятельности. Долгосрочный (6 месяцев).

Раздел программы «Детский сад – 2011». Знакомство с окружающим миром.

Тема проекта. Семья. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции.

Цель: воспитать уважение и любовь к традициям и истории своей семьи.

Задачи:

  1. сформировать у детей интерес к своей семье;
  2. воспитывать уважение к членам семьи;
  3. развивать творческие способности детей и родителей в совместной деятельности;
  4. укреплять семейные традиции;
  5. поощрять любознательность в поисках ярких запоминающихся фактов из жизни семьи;
  6. воспитывать культуру поведения в семье, отношениях между разными поколениями.

Участники:

Дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители.

Основные направления:

  1. работа с детьми;
  2. педагогами;
  3. родителями.

Что такое «детское проектирование».

Перед человеком к разуму три пути:

путь размышления – самый благородный;

путь подражания – самый легкий;

путь личного опыты – самый тяжелый путь.

Конфуций

Проблема исследования. Она связанна с психологическим запросом детей. Во время бесед с детьми о семье они стали задавать вопрос, им стало интересно: как появилась их семья, кто такие дедушка и бабушка, тетя и дядя, прабабушка и прадедушка. Поэтому, если для детей это важно сейчас, в данный, конкретный момент времени, нужно найти силы и время их запрос удовлетворить.

По мнению основоположника «педагогически делания» (метода проектов), прогрессивного педагога 20-го столетия Джона Дьюи, ребенок – это солнце, вокруг которого все вращается. Дж. Дьюи доказывал: ребенок прочно усваивает лишь то, что познает через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Ученый считал, что при организации обучения на активной основе следует исходить из четырех инстинктов ребенка: инстинкта делания, исследовательского, художественного и социального. По мнению педагога, ребенок не должен «набиваться как гусь знаниями», а должен, как в жизни, «развивать инициативу, творчество, участие».

Гипотеза исследования (выдвигалась в процессе совместного обсуждения педагога с детьми). Мир семьи рассматривается как сообщество людей, для которых важны не только родственные связи, но и нравственные ценности, определяющие бытовые отношения, деятельности поведения всех его членов.

В процессе исследования необходимо было получить ответы на вопросы: что ребенок хочет узнать о семье? Что для ребенка может быть привлекательным в семье? К чему он может стремиться в семье? Кто может приумножить достоинства своей семьи?

В плане нашего исследования – это направленность ребенка на мир семьи, что означает сосредоточенность его мышления, действий и желаний на восприятии и осмыслении этого мира.

Реализация такой направленности доступна детям старшего дошкольного возраста в силу их психофизиологических особенностей, которые охватывают их интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную, поведенческую сферы и служат психологической основой для понимания ребенком мира семьи, что позволяет конкретизировать содержание и структуру данной направленности дошкольника.

Выделены следующие компоненты этой структуры:

Интеллектуальный компонент.

  1. Наличие представлений о мире семьи (семья – это когда есть взрослые и дети; когда все друг друга любят, уважают, заботятся друг о друге; когда все выполняют необходимые обязанности, вместе трудятся; когда все вместе отдыхают, играют, празднуют; когда у всех есть права).
  2. Наличие представлений о прошлом мира семьи (родословная семьи, ее традиции и обычаи, передающиеся из поколения в поколение).
  3. Наличие представления о том, что мир семьи развивается (состав семьи увеличивается, появляются новые члены).
  4. Наличие представлений о связях между членами семьи (мама – моя мама, дочь моей бабушки и моего дедушки, жена моего папы и т.п.; я – дочь, внучка, сестра, племянница и т.п.).
  5. Наличие представлений о связях между миром семьи и миром предметов (у каждого члена семьи есть любимые вещи, их выбор зависит от интересов хозяина вещей).
  6. Наличие преставлений о своей сопричастности миру семьи (я – член семьи).
  7. Наличие представлений о важности мира семьи для человека (семья защитит, поднимет настроение, поможет сохранить здоровье и т.д.).

Мотивационный компонент.

  1. Желание рассказывать о прошлом семьи (дедушка, прадедушка, бабушка, прабабушка; детство мамы, папы).
  2. Желание рассказывать о настоящем семьи (состав семьи, хозяйство семьи, работа каждого члена семьи и т.д.).
  3. Желание задавать вопросы о родственниках, об интересных случаях из их жизни.
  4. Желание рассказывать о семейных традициях, обычаях, реликвиях.
  5. Стремление проявлять заботу о членах семьи.

Поведенческий компонент.

  1. Умение участвовать, используя свои представления и знания, в подготовке и проведении совместных семейных праздников.
  2. Умение проявлять сочувствие, сопереживание, любовь к членам семьи.
  3. Умение сохранять реликвии, традиции семьи (коллекционирование, создание музея семьи, оформление семейного альбома и т.д.).
  4. Умение составлять родословную семьи (рисование генеалогического древа, коллаж из фотографий и т.д.).
  5. Умение приумножать достоинства семьи (сочиняю стихи, хорошо пою и т.д.).

Сотрудничество педагога и ребенка.

Девиз: «Не стыдно не знать что-либо, стыдно не хотеть знать».

Сотрудничество педагога и ребенка строится на диалогическом общении и принципах:

 - открытости (тема проекта выбиралась по интересам ребенка, коллективно обсуждалась, намечались этапы в работе, гласно распределялись задания);

 - свободы выбора (учитывались возможности детей);

 - сотворчества (творчество в партнерстве, проявление самостоятельности);

 - деятельности (конкретная деятельность конкретного ребенка);

 - успешности (дать оценку значимости вклада в общее дело);

 - привлекательности будущего дела (реклама конкретного дела);

 - обратной связи (педагогом изучается «след» в уме и душе, который оставила работа, мнение детей о проделанном или изученном);

Стиль общения педагога с детьми: взаимодействие «лицом к лицу» с помощью разнообразных коммуникативных средств (речевых, мимических, пантомимических и т.д.). Мастерство педагога состоит в том, чтобы «втянуть» детей в дело, в котором он видит решение значимых педагогических задач.

Сотрудничество с родителями.

Работа с родителями включает различные формы: проведение совместных мероприятий (праздники, развлечения), индивидуальное консультирование и т.д.

Результатом привлечения к сотрудничеству родителей в ходе проектной деятельности стало более тесное сближение взрослых и детей. Одни родители повысили свой статус, другим открылся мир ребенка, они стали дружней. Некоторые родители смогли более объективно оценить собственного ребенка, сделать выводы и предпринять конкретные действия по корректировке воспитания и образования. Понятней и ближе стала для родителей личность педагога.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

  1. организация творческой группы;
  2. выявление у родителей знаний своего генеалогического древа;
  3. изучение теоретических и методических особенностей ознакомления дошкольников с родословной;
  4. подбор материалов по данной теме;
  5. разработка конспектов занятий, досугов, конкурсов, консультаций, памяток для родителей;
  6. привлечение родителей к созданию предметно – развивающей среды ДОУ.

Практический:

  1. проведение консультаций с педагогами, родителями;
  2. занятий с детьми;
  3. совместных занятий детей и родителей;
  4. конкурсов, досугов.

Мероприятия по решению задач

(см. в приложениях)

  1. Занятия на темы: «Моя родословная». «Семейные традиции».
  2. Досуги с привлечением членов семьи:
  1. «День любви, семьи и верности».
  2. «Папа, мама, я – отличная семья».
  1. Листы активности для родителей. (мое имя, моя семья, моя родословная.)
  2. Работа родителей с детьми по созданию образа «Моя родословная»:
  1. «Береза»
  2. «Парусник»
  3. «Яблоня»
  1. Сотворчество родителей с детьми  «Портрет мамы».
  2. Анкетирование родителей по теме «Секреты общения с ребенком в семье», «Роль семьи в воспитании ребенка».

Результаты внедрения проектной деятельности

«Проект» - модное слово. Это не значит, что его частое употребление в речи связано с проявлением каких-то новых реалий. В 70-е – 80-е годы употреблялось сочетание «интересное дело». В те годы подразумевалось, что дело будет не просто интересным, но и коллективным, т.е. в него будут «втянуты» разные люди. А еще то, что «интересное дело» требует от участников дополнительных сил и энергии, а также времени, чтоб воплотиться в жизнь. То есть «интересное коллективное дело» должно было иметь какой-то результат.

Проект, который мы реализуем сегодня, имеет следующие результаты.

  1. Активизация взаимодействия ДОУ с семьей по ознакомлению дошкольников со своей родословной;
  2. Создание в ДОУ семейного музея «Русская изба»;
  3. Повышение уровня знаний об истории своей семьи;
  4. Развитие инициативы, сообразительности, самостоятельности;
  5. Организация педагогического поиска через реализацию инновационных форм;
  1. Обновление содержания педагогического процесса.
  2. Активизация процесса самообразования в педагогическом коллективе, профессиональный рост педагогов, повышение профессиональной компетентности (специальной, социальной, индивидуальной) воспитателей.
  3. Реализация индивидуального подхода к детям.
  4. Повышение уровня ВОП.
  5. Статуса некоторых детей в детском коллективе (процесс продолжается).
  6. Педагогической культуры родителей.
  7. Гармонизация внутрисемейных отношений.

Материальное воплощение результатов проектной деятельности: создание «банка методических идей», в котором хранятся статьи и пособия для педагогов, медиатека (для детей – познавательные и обучающие фильмы; для педагогов – вспомогательный инструментарий и итогово-обобщающий материал); обогащение предметно-развивающей среды ДОУ (экспозиции, выставки и т.д.).

Перспективы на будущее

Мы осознаем, что предложенная модель работы с педагогами, дошкольниками и их родителями еще не идеальна, ее предстоит доработать и усовершенствовать.

Понятно, что любой затеянный проект имеет не один, а несколько результатов. Что один успешный проект порождает другой, одно интересное дело непременно тянет за собой другое. Собственно, такой и должна быть наша жизнь с детьми - наполненной интересными делами.

И чем больше мы будем заниматься общим развитием дошкольника, «способностью ориентироваться в обществе, изобразительной деятельности, используя при этом разнообразные материалы и способы, чем больше у него будет средств самовыражения, тем более творческим человеком он станет и тем лучше сформируются у него общие способности».

А потому – давайте придумывать новые проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический практико-значимый проект" Активные методы обучения в формировании экологической культуры старших дошкольников"

Краткосрочный проект по формированию экологической культуры старших дошкольников с использованием проектной деятельности по теме: " Деревья нашего участка" с испорльзованием регионального компонента. ...

Практико – значимый проект на тему: «Развитие пространственной ориентировки детей старшей группы с нарушениями зрения»

Система коррекционных занятий по формированию пространственных представлений у детей старшей группы с нарушениями зрения...

Практико-значимый проект "Дорога добра"

В проекте указана актуальность темы духовно-нравственного содержания. Проект разработан для практической работы воспитателей ДОУ, указаны цель и задачи, а также представлен подробный конспект занятия,...

Практико-значимый проект, Тема: Развитие нравсвенных качеств у детей 4-5 лет в процессе ознакомления с художественной литературой.

Вопросы нравственного воспитания с наибольшей остротй всают в наши дни. ныне материальные ценности доминируют над духовными, у детей искаженное понятие о доброте, смелости, честности, справедливости, ...

Практико-значимая работа проект "День Матери"

Проект рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, направлен на воспитание уважения, бережного и заботливого отношения к матери, развитие творческих способностей детей, формирование коллектива д...

ПРАКТИКО-ЗНАЧИМЫЙ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ «Занятие на тему: Ангел – хранитель»

Актуальность темы: В современном обществе в связи с изменениями социально – экономической ситуации наблюдается смещение ценностей; материальные ценности доминируют над духовно – нравственн...